Аннотация. В статье рассмотрены возможности возрастной индивидуализации образовательного процесса в старших классах средней общеобразовательной школы, и описан опыт уникального московского учебного заведения  вечерней школы, в которой взрослые люди получают образование бесплатно на очном отделении.

Ключевые слова: возрастная индивидуализация, среднее образование, вечерняя школа, взрослые обучающиеся.

В настоящее время большое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса. Под этими словами чаще всего подразумевают адаптацию программы общеобразовательной школы под каждого отдельного ученика. То есть по сути под индивидуализацией (персонализацией) обучения понимают изменение глубины изучения конкретных предметов и их разделов, которые есть в программе для данного возраста. Так, чтобы это соответствовало конкретным талантам, возможностям и пожеланиям учащегося. Часть предметов изучается более глубоко и широко, другие более поверхностно. Назовем это горизонтальной адаптацией процесса.

Но есть другой подход: освоение определенных знаний по предметам в возрасте наибольшей личной восприимчивости. Педагоги составили школьную программу так, чтобы она соответствовала потребностям большинства учащихся. Но существует немало учащихся, которых трудно назвать «средними», если вообще можно к кому-либо применить этот термин.

Каждый раз, когда мы говорим о средней школе, представляем в качестве учеников детей.
Когда говорим слова «вечерняя школа», сразу возникают ассоциации со старым советским фильмом, а молодежь, не смотревшая этот фильм, не понимает вообще, о чем идет речь.

Наше государство всегда предоставляло, и продолжает предоставлять возможность получить среднее образование всем гражданам, вне зависимости от возраста.

Автор статьи провела своего рода исследование, и нашла уникальное государственное учебное учреждение, где это право на бесплатное, бюджетное среднее образование в любом возрасте действительно реализуется в полном объеме.

По ключевым словам «вечерняя школа» Яндекс выдал сайты нескольких московских школ, на которых декларировалась возможность такой учебы. Но, позвонив в эти учебные заведения, получила ответы, что да, когда-то была такая форма обучения, но теперь ее нет. В какой-то момент потеряла надежду найти вечернюю школу, как вдруг, позвонив по одному из таких телефонов, услышала совет попробовать позвонить в школу № 88 на Таганке.

После посещения сайта этой школы, был сделан звонок по указанному телефону и. о. директора Виктора Михайловича Гаценко, в котором встретился открытый, неравнодушный и преданный своему делу руководитель. С этого звонка началось наше сотрудничество.

Но давайте сначала посмотрим, что представляет из себя эта школа. Это государственное бюджетное учреждение, в котором помимо стандартной, обычной ее части, как во всех остальных школах, где все дети учатся в соответствии с возрастом, есть большое отделение (почти 100 учеников старше 18 лет), для которых обучение проводится иначе.

Для того, чтобы понять, кто они, с разрешения администрации школы, классного руководителя и согласия самих взрослых учащихся, было проведено письменное анонимное анкетирование одного из классов вечерней формы обучения. Это был один из одиннадцатых классов.

Все ученики этого класса перед приходом в Открытую школу № 88 на данную форму обучения имели перерыв в учебе различной длительности. В данном одиннадцатом классе 21 человек, самому старшему сорок лет. Основной, самой частой причиной перерыва в получении среднего образования является уход из колледжа, без завершения образования. В ответ на вопрос, почему ушел / ушла из колледжа, наиболее частый повторяющийся стандартный ответ: «Не понравилась специальность, по которой пошел / пошла учиться, нашел / нашла интересную работу, родила ребенка (ответ девушек), не захотел / захотела возвращаться. А потом, по прошествии времени, понял / поняла, что хочу продолжить учебу. Большинство учащихся планирует после получения среднего образования продолжить учебу в университетах и колледжах, но теперь они сами четко понимают, кем хотят стать после их окончания.

Практически все учащиеся в анкетах упомянули, что получают огромное удовольствие от учебы (по шкале от 0 до 10 средний бал был 8-9), и что данная форма обучения, когда они регулярно приходят в школу, слушают объяснения учителей, в классе пишут контрольные, лабораторные, проверочные работы, сочинения и разнообразные тесты, им нравится больше, чем заочная форма и самообразование (новое название привычного всем «экстерната»). Они объясняют это дружественной «взрослой» психологической обстановкой в классе, уважительным, но в то же время требовательным отношением учителей, и стимулирующим характером необходимости регулярно посещать уроки и выполнять домашние задания. Некоторые раньше пробовали заочную форму, и отмечают, что вечерняя форма обучения им нравится больше.

Большинство совмещает работу и учебу, либо уход за ребенком до трех лет и учебу. Домашние задания примерно половина учащихся выполняет накануне, а вторая половина распределяет выполнение домашнего задания более равномерно в течение недели.

Все учащиеся в своих анкетах отметили педагогический коллектив, обладающий огромным опытом работы со взрослыми учениками, и, цитирую: «человеческое отношение к ученикам».

Школа и классные руководители проводят и внеклассные мероприятия, но их посещаемость не очень высока, что и понятно: у большинства учеников есть работа, семьи, дети.

Что важно и интересно: средние баллы ЕГЭ в 11 классах, которые получают молодые люди на стандартном обучении, и баллы, которые получают взрослые, одинаковые.

В школе реализуется еще одна бюджетная форма получения образования «самообразование». На этой форме несколько другой контингент учеников, но это тема отдельной статьи. Важно то, что есть в Москве место, где данные формы обучения доступны совершенно бесплатно для учеников, финансирование идет из государственного бюджета.

Во время интервью с несколькими выпускниками экстерната Открытой школы № 88, которые закончили школу много лет назад, они упоминали, как им было трудно найти бесплатный для них экстернат, и что они считают, что им очень повезло со школой. Это учащиеся, которые закончили 10 и 11 классы за один год. Выпускница 1997 года в интервью отметила, что провела очень тщательное исследование всех возможных вариантов обучения тогда, и выбрала в итоге Открытую школу № 88.

Выпускники самообразования (или экстерната) являются примером вертикальной индивидуализации процесса обучения, в данном случае - это сокращение лет обучения и окончание школы на год (или 2 года) раньше.

В школе есть и вертикальная индивидуализация процесса обучения, когда в интересах учащегося время учебы наоборот растягивается, и они заканчивают школу на 1-3 и более лет позднее тех детей, с которыми они начинали учиться в первом классе. Кому это нужно? Несколько примеров. Есть много молодых людей, испытывающих сложности с прохождением программы средней школы. Причины трудностей могут быть разнообразные: и психологические, и медицинские. Как переводчик-волонтер, помогаю нескольким организациям приемных родителей, и многие приемные родители рассказывают о трудностях в обучении их детей, начиная со средней школы, и особенно эти трудности становятся выраженными в старших классах.

У подростков с трудностями в обучении диагностируют различные состояния: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, стертые формы расстройства аутистического спектра, фетального алкогольного синдрома, посттравматического рецидивирующего состояния. Эти дети не отстают в развитии, но учиться со сверстниками им тяжело, и учеба не доставляет удовольствия. Любящие родители стараются им помочь, нанимают репетиторов, увеличивают время и количество занятий. Давление на подростка увеличивается, возникает стрессовая ситуация, родители тоже переживают. Вся жизнь сводится к учебе, уходит радость. Не остается времени ни на что другое.

Для таких детей и молодых взрослых в Открытой школе № 88 есть возможность вертикальной, возрастной индивидуализации очной формы образования, в отличие от индивидуализации традиционной, горизонтальной - по видам, количеству и глубине изучаемых предметов. При этом обучение в целом является обычном традиционным школьным очным обучением, не домашним, с необходимостью посещения школы и присутствия на занятиях. При этом образование бесплатно для учащихся.

Возможны различные вертикальные возрастные индивидуальные схемы образовательного процесса. Можно, например, после окончания девятого класса не продолжать обучение в 10 классе, а пропустить год, и потратить этот год на развитие талантов подростка, помимо школьных. Это может быть спорт, музыка, театр, изобразительное искусство, компьютерная анимация, создание блога, фотография, создание видеофильмов, и многое другое. То, в чем подросток хотел себя попробовать, но на что никогда не оставалось времени, потому что учеба в школе давалась так трудно.

А школьными предметами в этот год заниматься, в основном повторяя и закрепляя пройденное, посещая бесплатные отдельные занятия с другими классами, а также факультативы и дополнительные занятия по сложным для подростка предметам в школе. Можно начать работать несколько часов в неделю, так как в этот год «отдыха» у молодого человека появляется больше свободного времени. А работа, и самостоятельно зарабатываемые деньги резко повышаю самооценку учащегося, его желание к дальнейшему саморазвитию. Через год молодой человек возвращается в школу в следующий, 10 класс на дневное или вечернее обучение.

Такой «отдых», ослабление на год интенсивности занятий традиционными академическими предметами снижает уровень напряжения в семье, возвращает радость жизни и удовольствие от учебы. К тому же, располагая свободным временем, подросток сможет сориентироваться в современном мире, попробовать свои силы в различных областях, и понять, чем бы он хотел заниматься в жизни.

Через год можно вернуться в школу в следующий, 10 класс на дневное или вечернее обучение, и продолжать комбинировать учебу и другие занятия или работу несколько часов в неделю. Затем, после окончания 10 класса, можно снова на год перейти на более свободный режим развития и работы с частичной занятостью, одновременно посещая только некоторые уроки в школе 1-2 раза в неделю в свободном графике для закрепления и лучшего освоения уже пройденного.

Подростки с трудностями в обучении или с отсутствием желания учиться, и изначальным отсутствием удовольствия от процесса учебы могут успешно освоить программу средней школы, просто на год или несколько лет позднее сверстников. Молодые мужчины пройдут службу в армии с 18 до 19 лет, и этот год службы также можно расценивать как год «отдыха» от напряженного графика учебы, как год для приобретения новых знаний и опыта, помимо академических школьных предметов, а затем вернуться к учебе.

Зато поняв, в какой области им хочется развиваться и впоследствии работать (а для некоторых из них правильным будет сказать «продолжать работать», так как они уже начали свою рабочую деятельность), они осознанно и мотивированно выстроят свой образовательный маршрут, конечно с помощью педагогов, психологов и родителей.

Уникальность Открытой школы № 88 состоит в том, что она предоставляет готовую систему для такой возрастной индивидуализации.

Различные формы заочно-очного и очного обучения, а также опытный коллектив педагогов, которые работают в этой не традиционной для большинства школ системе обучения, существующие в Открытой школе № 88, дают возможность подросткам и молодым людям совмещать очную бесплатную учебу, с посещением уроков в классе, с личным контактом с преподавателями всех основных предметов и общением с другими учениками, с традиционными очными контрольными, проверкой домашних работ, дискуссиями на уроках, защитой проектов, диктантами, лабораторными и т.д., и работу с частичной занятостью, либо с другими интенсивными и требующими больших временных затрат занятиями молодых людей помимо школы.

Школа уже несколько лет успешно сотрудничает с благотворительным фондом «Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх»», который помогает подросткам из коррекционных и психоневрологических детских домов получить среднее образование, и во многих случаях, поступить в колледж своей мечты или даже в университет.

Что интересно, Открытая школа № 88 на протяжении всей своей истории, с самого своего открытия, имела вечернее отделение. Отсюда и уникальный коллектив педагогов. Учителя не просто всю жизнь проработали в этой школе, они передают свой опыт и умение работать со взрослыми учениками новому поколению. Повезло школе и с руководством. Много лет директором была Валентина Михайловна Маслова, которая, можно сказать, и создала ту школу, которая функционирует теперь. Сейчас руководителем школы является человек, который не только подхватил сам дух, саму атмосферу Открытой школы, но и привносит в нее современные улучшения и новые технологии, при этом тщательно заботится о сохранении традиций.

В заключение хочется отметить выявленный факт того, как много учащихся выбрали специальность и колледж не по душе. И это привело к тому, что они бросили учебу в этих учебных заведениях. Есть над чем поработать школьным психологам, чтобы такие ситуации повторялись реже.

И второй вывод: главное преимущество, которое имеет государственная школа это возможность получать государственное финансирование для образовательных целей, а для учеников обучаться за государственный счет, за счет бюджета.

Для учеников средняя школа должна оставаться бесплатной вне зависимости от возраста. Поэтому желательно, чтобы в школе бесплатной для учеников стала даже форма образования «интенсив», это занятия по специальной интенсивной программе раз в неделю. Сейчас она платная, хотя и очень недорогая по сравнению с коммерческими образовательными центрами. И. о. директора школы Виктор Михайлович Гаценко в интервью сказал, что сделать и эту программу бесплатной для учеников будет не просто, для введения в школьную систему нестандартной схемы работы требуется время и большое количество согласований. Но данный вопрос, о выделении бюджетных средств для финансирования программы «Интенсив», стоит на повестке дня.

В современной педагогике четко отслеживается не только тенденция к индивидуализации образования, но и тенденция к воплощению идеи о непрерывном образовании в течение всей жизни человека. Откуда у нас стереотип о том, что надо быстро закончить школу, быстро поступить в институт, потом быстро начать работать всю жизнь по одной специальности, которую ты выбрал из тех, которые тебе предложили родители, когда ты был тинейджером? Теперь можно учиться и работать, гармонично сочетая то и другое, меняя на протяжении жизни наиболее подходящие виды деятельности в соответствии с личным развитием и желаниями. Люди воплощают свои мечты о получении дополнительных знаний и навыков, смене профессий.

Открытая школа № 88 может стать лидером в воплощении идеи об индивидуальном возрастном образовательном маршруте образования в рамках средней общеобразовательной школы. Любая школа может присоединиться к этому процессу. Коллектив Открытой школы № 88 готов делиться знаниями и опытом, и всегда открыт к общению и ко всему новому.

Приложение 1. Результаты анкетирования

 ВопросОтветы
1. Количество обучающихся в школе всего (данные за 2018-2019 год) 485 чел.
2. Количество обучающихся старше 18 лет (данные администрации) 96 чел, это 19 % от общего количества
3. Соотношение мужчин\женщин среди учащихся старше 18 лет (данные администрации) 40 % м, 60 % ж
4. Возраст обучающихся (данные администрации) 18-48 лет
5. Как они нашли информацию о школе? (данные администрации и интервью учащихся) Отзывы, рекомендации знакомых Интернет
6. Основные причины временного прекращения обучения в средней школе у мужчин (данные администрации и интервью учащихся) Переход в колледж после 9 класса, а затем уход оттуда и начало рабочей карьеры или собственного бизнеса
7. Основные причины временного прекращения обучения в средней школе у женщин (данные интервью и анкетирования учащихся) Переход в колледж после 9 класса, а затем уход оттуда и начало рабочей карьеры и\или рождение ребенка / детей
8. Почему решили продолжить образование? (данные интервью и анкетирования учащихся) Необходимость иметь полное среднее образование для получения должности, карьерного роста, продвижения по службе. Желание поступить в ВУЗ
9. Есть ли различия в средних баллах ЕГЭ выпускников 11 классов традиционной дневной (возраст до 18 лет, на момент выпуска некоторым ученикам уже исполняется 18 лет) и выпускников школы, которым на момент начала учебы в 11 классе было больше 18 лет? (данные администрации) Нет различий
10. Сколько раз в неделю проходят занятия и в какое время? (данные администрации) 1. Очное отделение: 4 раза в неделю в 2 смены: с 9.30 до 15.00, с 13.35 до 18.55
11.   2. Заочно-очное отделение: 3 раза в неделю в 2 смены: с 9.30 до 15.00, с 14.20 до 19.40
12.   3. Есть платный вечерний интенсив один раз в неделю: 16.45 - 20.25
13. Количество учителей в вечерней школе (данные администрации) 23 учителя на всех формах обучения
14. Процент выпускников старше 18 лет на момент поступления в 11 класс, которые сразу же после окончания средней школы идут продолжать обучение в колледжах и университетах? (данные администрации за последние 5 лет) около 50 %
15. Особенности при обучении взрослых учеников (данные интервью учителей) Меньше внеклассных активностей и экскурсий всем классом с классным руководителем, все обучающиеся заняты работой и своими семьями. Многолетний опыт работы именно со взрослыми учениками помогает найти подход к каждому.

Finish high school at the «right» age. In which?

Barykina A.B.,
medical doctor, undergraduate the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the possibilities of age-related individualization of the educational process in high school of a secondary school, and describes the experience of a unique Moscow educational institution - an evening school in which adults receive free education in full-time.
Keywords: age individualization, secondary education, evening school, adult students.


  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. 445 с.
  4. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. 237 с.
  5. Брылев Д.А. Вечерняя школа в современной социальной среде. Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование», 2017. 120 с.
  6. Холмирзоев Д.Н. Проблемы индивидуализации обучения в современном образовании. Журнал «Символ науки». Уфа. ООО «Омега сайнс», 2016. № 12-2 (24). С. 258-260
  7. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Открытая (сменная) школа № 88». URL: https://sch88c.mskobr.ru/#/ (дата обращения: 01.11.2019).
  8. Центр равных возможностей «Вверх». URL: https://vverh.su/ (дата обращения: 01.11.2019).
  1. Amonashvili Sh.A. Person-humane basis of the pedagogical process. Minsk: Universitetskoye, 1990. 560 pages.
  2. Bandura A. Theory of social learning. St. Petersburg: Eurasia, 2000. 320 pages.
  3. Barkhaev B.P. Pedagogical psychology. St. Petersburg: Peter, 2007. 445 pages.
  4. Bragina H.H., T.A. Dobrokhotova. Functional asymmetries of a person. 2nd ed., Revised. and add. - M .: Medicine, 1988. 237 pages.
  5. Brylev D.A. Evening school in a modern social environment. Materials of the All-Russian Scientific and practical conference «Science. Society. Education». 2017. 120 pages.
  6. Kholmirzoev D.N. Problems of individualization of education in modern education. The journal «Symbol of Science». Ufa: Omega Science LLC, 2016. No. 12-2 (24). Page: 258-260.
  7. State Budget General Educational Institution of the City of Moscow «Open (Replacement) School No. 88.» URL: https://sch88c.mskobr.ru/ #/(date of appeal: 01.11.2019).
  8. Equal Opportunities Center «Up.» URL: https://vverh.su/ (date of appeal: 01.11.2019).