Аннотация. В статье исследуется эффективность обучения табличному процессору на основе межпредметных связей для решения различных задач в образовательных учреждениях основного общего образования.

Ключевые слова: табличный процессор, таблица, межпредметные связи, обучение, основное общее образование.

Научно-технический прогресс в настоящее время охватывает все сферы деятельности человека. Информатика стала одной из фундаментальных дисциплин для учащихся образовательных учреждений основного общего образования (далее – ОУ ООО), а широкое использование информационных систем во всех научных областях деятельности человека предопределяет актуальность обучения информатики на основе межпредметных связей.

Вряд ли найдется дисциплина в рамках школьного курса, которая бы не имела прямого или косвенного отношения к информатике. С первого класса школы ребенка учат не столько изучать материалы учебника, сколько анализировать его, проводить аналогии, структурировать полученную информацию. Одним из наиболее эффективных методов структурирования данных является табличный формат. Начиная с начальной школы, дети встречаются с информацией, представленной в этой форме: расписание уроков, ведение календаря погоды, представление математических данных (таблицы умножения), ведение словаря на иностранных языках, запись правил русского языка.

С появлением программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях составление таблиц в отчетах школьника предполагает знание табличного процессора.

Табличный процессор, несмотря на свое грозное название, представляет собой любой вид программного обеспечения для реализации электронных таблиц. В рамках обучения учащихся ОУ ООО, под табличным процессором зачастую понимают автоматизированную систему MS Excel. Использование табличного процессора предполагает умение использовать следующие функции:

  • системный подход к анализу и структурированию данных;
  • создание и редактирование таблиц;
  • оформление и условное форматирование;
  • построение диаграмм на основе информации внесенной в таблицу;
  • использование простейших формул для автоматического вычисления заданных значений [2, c. 26-27].

Обучение табличному процессору на основе межпредметных связей в ОУ ООО является в настоящее время одним из наиболее эффективных и востребованных методов. Базовые знания школьника, приобретенные на уроке информатики в области изучения табличного процессора, должны и могут находить применение и дальнейшее развитие на других предметах.

Решение математических задач при правильном педагогическом подходе, легко решается табличным методом, а построение графиков, позволяет наглядно отобразить процесс решения. Вычисление функций, одна из самых сложных тем школьного курса средней школы, при использовании табличного процессора решается за считанные минуты. Точность решения при этом является максимальной, а использование доступных технологий позволяет обучать школьника данному методу не только на уроках информатики [1, c. 40].

Математика является прикладной частью информатики и межпредметная связь между ними очевидна. Но обучение табличному процессору может происходить и при изучении гуманитарных предметов. История, казалось бы, одна из самых древних и фундаментальных наук, но использование в обучении школьника электронных таблиц, значительно повышает качество знаний школьника. Методический материал, который записывается во время урока в виде конспекта, может быть выдан на самостоятельное изучение и структуризацию материала с использованием табличного процессора. Такая методология обучения позволяет школьнику самостоятельно закреплять базовые знания и расширять свой кругозор.

Уроки географии тоже могут послужить платформой для обучения школьника табличному процессору. Так, при вычислении средней численности населения на заданной территории, заполнение таблиц актуальными данными и применение функций минимума и максимума, позволит не просто определить среднее значение, но и построить количественную диаграмму [3, c. 107-109].

Творческий подход педагогического коллектива при обучении школьника табличному процессору, позволит воспитать и привить учащимся самостоятельность и умение находить решения различных задач с использованием современных технологий [1, c. 12].

Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий для решения различных задач школьного курса, является неотъемлемой частью формирования информационной культуры школьника. Учитывая глобальную компьютеризацию мира, стало невозможно определить точные межпредметные связи в средней школе, а разнообразное использование этих технологий в рамках обучения в очередной раз подтверждает значимость информатики в жизни школьника [4, c. 54].

В заключении хотелось бы сказать, что обучение школьника табличному процессору в рамках решения задач по различным предметам, является достаточно продуктивной практикой, но не стоит забывать, что автоматизированные вычисления без базовых знаний предмета, не принесут пользы школьнику. Очень важно помнить, что решение задач с использованием электронных таблиц, должно применяться в качестве дополнительных методов, а не становиться базовыми в рамках школьного предмета.

Solution of different tasks when training in the tabular processor on the basis of intersubject communications in educational institutions of the main general education

Beeva N.L.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Moiseyev Victor Petrovich,
associate professor of information science and applied mathematics of Institute of digital formation of The Moscow City University, Moscow, Candidate of Technical Sciences

Annotation. In article the learning efficiency to the tabular processor on the basis of intersubject communications for a solution of different tasks in educational institutions of the main general education is investigated.
Keywords: tabular processor, table, intersubject communications, training, main general education.


  1. Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и практика. Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998. №2. 204 с.
  2. Леонова Е.А. Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода. Инфо 2003. №4. С. 30-35.
  3. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей. М.: Просвещение, 2006. 204 с.
  4. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. СПб.: изд-во СПбГУ, 1994. 250 с.
  1. Guriev A.I. Interdisciplinary communication – theory and practice. Science and education – Gorno-Altaisk, 1998. №2. 204 pages.
  2. Leonova E.A. The implementation of interdisciplinary relations in the formation of the content of the school course of informatics on the basis of the technological approach. Info 2003. №4. Page 30-35.
  3. Smirnova MA Theoretical foundations of interdisciplinary connections. M.: Education, 2006. 204 pages.
  4. Fedorets G.F. Interdisciplinary communication in the learning process. SPb.: Publishing House of St. Petersburg State University, 1994. 250 pages.