Аннотация. На материале двух экранизаций известной повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» 1948 и 2021 годов сопоставляются сходства и различия в интерпретации образа советского солдата – мужественного летчика времен Великой Отечественной войны. Исследуется трансформация в изображении черт характера и эмоциональных переживаний советского воина, а также подчеркивается значительная роль военных фильмов в становлении национальной памяти.

Ключевые слова: образ, Великая Отечественная война, сопоставление, советский воин, киноискусство, национальная память.

Кинематограф выступает видом массовой культуры, пользующимся огромной популярностью в настоящий момент. Каждое кинопроизведение передает не только субъективную точку зрения кинематографистов на освящаемую ими проблему, но и общественное настроение определенной эпохи. Художественные фильмы отражают контекст и отличительные черты того или иного периода и формируют взгляды и мировоззрение у аудитории. Современная киноиндустрия призвана донести до широкой публики определенный смысл, который пытаются запечатлеть режиссеры и сценаристы в своих работах путем передачи разнообразных символов. Образ войны, исторического события или политического деятеля и сегодня привлекает внимание создателей фильмов и сериалов.

На протяжении последних 80 лет тема Великой Отечественной войны занимает в значительной мере главенствующее положение в отечественном кинематографе, что и подтверждает важность исследования сходств и различий в интерпретации советских и российских кинематографистов.

Актуальность статьи заключается в том, что в современной науке неуклонно возрастает интерес к изучению образов различных исторических личностей, событий и т.п. На сегодняшний момент именно в кинематографе можно проследить различные приемы и средства изображения образа советского воина времен Великой Отечественной войны. В киноработах сочетаются самоотверженность и любовная лирика, милосердие и жестокость.

В данной статье рассмотрены два фильма: «Повесть о настоящем человеке» 1948 года и «Летчик» 2021 года, снятые по мотивам повести Б.Н. Полевого.

В повести Б.Н. Полевого, которая стала основой сценария обоих фильмов, показана реальная история о подвиге летчика Алексея Маресьева (в книге и советской экранизации изменена фамилия – Мересьев), который смог вернуться на войну и сесть за штурвал самолета, несмотря на ампутацию обеих ног. После войны он стал живой легендой и примером бесстрашия и героизма [3, с. 50].

«Повесть о настоящем человеке» 1948 года

Режиссер фильма Александр Столпер не участвовал в войне по причине плохого здоровья, но его картины, некоторые из которых были сняты в разгар Великой Отечественной войны, давали надежду на победу и укрепляли веру в нее [7]. Режиссер стремился показать войну через смерть, боль и трагедии, поэтому кино получилось действительно жестоким без романтизма и преувеличенного патриотизма. Картина обращена к памяти народа, показывает зрителям все этапы войны, ее испытания и ужасные последствия. Был использован язык притчи с целью более глубокого раскрытия личности человека, его судьбы, чувств и переживаний в такой непростой период как война [3, с. 51].

На протяжении всего фильма летчик воплощает силу и боевой дух советского солдата, которого отличают бесстрашие, отвага и искренность. Совершенный им подвиг не определяется его уникальностью: это обычный советский солдат, представитель народа. Во время войны многие люди, не только подготовленные военные, но и обычные штатские, отдавали свои жизни за мирное небо над головой и независимость своего Отечества [1, с. 341].

В начале киноистории летчика подбивает вражеский истребитель. Несмотря на то, что главный герой осознает, что у него проблемы с ногами, он берет себя в руки и продолжает идти дальше. Тем самым Мересьев проявляет несгибаемый характер и силу воли. Он не сдается и неотступно идет к своей цели невзирая ни на что, демонстрируя упорство и выдержку.

Одна из основных характеристик, которая отличает Алексея Мересьева – любовь к жизни. На протяжении всего фильма он буквально зубами цепляется за крошечную возможность остаться в живых [5]. Это касается не только его: летчик готов пожертвовать собой ради других, что он и показывает, неоднократно спасая своих сослуживцев.

Алексей Мересьев – чуткий, бескорыстный, добрый, внимательный и отзывчивый человек. Ему не чужды чужие боли и страдания, Алексей всегда искренне переживает за других людей. Летчик доброжелательно относится к людям. В свою очередь окружающие готовы поддержать его, помочь ему словом и делом. Они доверяют главному герою как человеку, не способному совершить подлость. Перед операцией врач вселяет уверенность, что неизлечимых болезней не существует и что он встанет на ноги [5].

Серьезным ударом для Мересьева стала смерть его товарища комиссара Воробьева, поскольку именно он помог летчику вернуться к жизни и вновь обрести желание летать. В связи с этим главный герой понимает, что в память о комиссаре он обязан встать на ноги любой ценой.

Примечателен эпизод с врачебной комиссией, которую летчик должен был пройти, чтобы дали разрешение на полеты. Врач Мировольский категорически отказывался помочь ему, поскольку считал, что человек без ног не может летать на самолете. Однако Мересьев не мог просто так сдаться: летчик предложил доктору посетить танцы. И когда Мировольский посмотрел на то, как танцует главный герой, он подписал заключение о разрешении полетов [5]. Окружающие были уверены, что отсутствие ног никак не сказалось на летчике. Но на самом деле Мересьев испытывал сильную боль, скрывая это за улыбкой, потому что у него была великая цель: вернуться за штурвал самолета и продолжить сражаться за свою Родину.

Этот фильм позволяет задуматься о ценности жизни, а настойчивость и вера Алексея являются примером настоящего человека, который был смелым и сильным воином. Героизм и мужество летчика не может быть принижено тем, что он порой впадал в отчаяние и не видел смысла дальнейшего существования. Именно способность не пасть духом в тяжелой ситуации и огромная жажда жить вопреки всему помогли главному герою пройти страшное испытание [10, с. 8]. Он доказал, что при огромном желании и силе воли можно достичь невозможного результата: встать на ноги и продолжить воевать за штурвалом самолета.

Следует отметить, что образ Алексея Мересьева выступает собирательным и предстает перед зрителями как олицетворение советского воина. Его жизнь показана как цепь душевных переживаний, жизненных препятствий и преодолений. В этом герое режиссер отобразил главные черты характера русского солдата: невероятная сила духа, стойкость, мужество, любовь к Родине, храбрость, доброта [6, с. 270]. За трагедией личной жизни Мересьева раскрыта трагедия целого народа, на долю которого выпало страшное испытание – война.

«Летчик» 2021 года

Режиссер Ренат Давлетьяров снял этот фильм более чем через 70 лет после фильма Столпера. По мнению российского режиссера, его кинопроизведение преобразует реальные события в новый сюжет, а не слепо пересказывает их. А исполнитель главной роли актер Петр Федоров считает, что это фильм не только про войну, но и про борьбу с самим собой и обстоятельствами, которые вынуждают людей принимать решения, которые в будущем определят их жизнь [8].

В начале фильма добавляется новый персонаж – летчик, который тащит на себе Николая Комлева после вражеского обстрела [4]. Он жертвует собой ради спасения жизни товарища, проявляя героизм и бесстрашие, что было присуще советскому воину.

Первое, что отличает российскую экранизацию «Повести о настоящем человеке» от советской – отсутствие изображения эмоций главного героя. У Комлева всегда спокойное и умиротворенное выражение лица во всех ситуациях: когда он показан после первого боевого полета на протезах, когда он находится в госпитале или когда он влюбляется в девушку [4]. Недостаточность отражения истинных чувств Николая Комлева серьезным образом сказывается на восприятии картины: у зрителей не создается впечатление искренности и правдивости образа изображаемого героя.

Во-вторых, в отличие от советской экранизации, в современном российском фильме показана любовная история. Любовь для Николая Комлева – мотивация не опускать руки и преодолевать любые испытания и невзгоды, встретившиеся ему на пути. Через все трудности его сопровождает любовь к женщине, с которой у него ассоциируется Родина. С одной стороны, действительно, мысль о близких и домашнем очаге помогала не сдаваться солдатам даже во время критических ситуаций. С другой, красивая любовная история предстает перед зрителями как неотъемлемый элемент современного российского кинематографа [2, с. 228].

В-третьих, некоторые эпизоды фильма отличаются излишним гротеском. В частности, летчик с обмороженными ногами идет, а не ползет [4]. Тут прослеживается явное преувеличение, поскольку человек даже с огромной силой воли не способен с такими проблемами спокойно идти.

В-четвертых, представленный в российской экранизации образ Николая Комлева схож с показанным в советской экранизации образом Алексея Мересьева и отражает такие черты характера советского солдата, как патриотизм, стойкость, честность, мужественность.

Исходя из проведенного анализа двух отечественных экранизаций «Повести о настоящем человеке», можно сделать следующие выводы.

Во-первых, многие актеры, кинорежиссеры и сценаристы советской эпохи были фронтовиками, которые прошли с достоинством через все трудности войны, в связи с чем их фильмы представляются более правдивыми [2, с. 229]. В настоящий момент подвергается сомнению историческая достоверность фильмов и пересматривается отношение к войне, что естественным образом влияет на передачу черт характера советского солдата в современном российском кино.

Во-вторых, советские кинематографисты стремились показать, что каждый человек внес особый вклад в победу, поэтому чаще всего главными героями становились простые солдаты, а не великие полководцы и прославленные герои [10, с. 15]. Режиссеры обращали внимание не на батальные сцены, а на судьбы конкретных семей и каждого человека. Какими бы трудными не были испытания и препятствия на жизненном пути, люди должны уметь сохранять человечность по отношению к другим и проявлять гуманизм и милосердие в любых ситуациях – в этом и состояла основная идея кинопроизведений, созданных в советский период [10, с. 17]. Создатели современных российских фильмов придают первостепенное значение изображению военных действий и передаче яркой картинки, а не жизни простого советского солдата, что подчеркивается отсутствием проявления эмоций у персонажей и чрезмерным преувеличением происходящих событий.

В-третьих, советские фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, пронизаны искренним чувством патриотизма. В картинах воплощены образы героев-защитников Родины [9, с. 37]. В большинстве случаев герои не имели прототипов, и их образы становились собирательными на основе тех наблюдений, которые сложились у кинематографистов. Совершенные ими подвиги выглядят незначительными в такой широкомасштабной войне, однако именно из таких героических поступков состояла война, и благодаря им была добыта Великая Победа. Мужественность, сила воли, бесстрашие, героизм и стойкость – вот основные качества советского солдата.

В-четвертых, несмотря на то, что фильмы сняты в разные исторические периоды, качества советского солдата 1941-1945 годов остаются прежними: добросовестное выполнение боевых задач, любовь к Родине, самоотверженность, мужество и искренность.

Великая Отечественная война выступает важнейшей частью истории России и ее жителей. Эта война является неотъемлемым элементом национальной идентичности русского народа, поскольку оставила неизгладимый след в памяти каждого русского человека. Фильмы и сериалы о Великой Отечественной войне во многом стали результатом личного опыта переживших события тех роковых времен людей.

Отношение к советским и российским фильмам о войне складывается по-разному. Некоторые люди ценят кинематограф советского периода за реалистичность и пронзительность картин и в то же время негативно относятся к российскому кино из-за огромного количества спецэффектов, исторических неточностей и пр. Другие считают, что фильмы постсоветского пространства лучше киноработ предшествующей эпохи, потому что можно оказаться внутри танка или самолета, и все будет выглядеть правдоподобно.

В современном мире киноискусство остается важным инструментом воздействия на общественное мнение и формирования определенного мировоззрения у широкой аудитории. Значимым аспектом является то, что кинопроизведения, создаваемые в различные периоды, должны играть первостепенную роль в становлении национальной памяти и правдивого восприятия событий Великой Отечественной войны.

Список литературы:

  1. Волкогонов Д.А. Советский солдат. М.: 1987. 366 с.
  2. Воронов А.М. Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвященных Великой Отечественной войне // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 2. №2. С. 222-231.
  3. Жданова М.В. Великая Отечественная война в прозе и кино. М.: 2023. 205 с.
  4. «Летчик» / Реж. Р. Давлетьяров, Россия (фильм), 2021.
  5. «Повесть о настоящем человеке» / Реж. А. Столпер, СССР (фильм), 1948.
  6. Сенявская Е.С. Советский солдат в годы Великой Отечественной войны: историко-психологический портрет // Известия Самарского научного центра РАН. 2005. Т.7. №2. С. 267-278.
  7. Советское кино в годы войны: военные фильмы, жанры, имена. (дата обращения: 21.09.2025).
  8. Создатели «Летчика» о фильме. (дата обращения: 21.09.2025).
  9. Фрейлих С.И. Личность героя в советском фильме. М.: 1976. 48 с.
  10. Ханютин Ю.М. Советские художественные фильмы о Великой Отечественной войне. М.: 1965. 20 с.

The Image of Soviet Soldier in the Film Adaptations of «The Story of Real Man» by Polevoy B.N.

Fumm E.A.,
bachelor of 4 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow

Abstract: Based on the material of two film adaptations of the famous novel by Boris Polevoy «The Story of a Real Man» in 1948 and 2021, the similarities and differences in the interpretation of the image of Soviet soldier – a courageous pilot during the Great Patriotic War are compared. The transformation in the depiction of character traits and emotional experiences is explored and the significant role of war films in the formation of national memory is emphasized.
Keywords: image, the Great Patriotic war, comparison, Soviet soldier, cinema art, national memory.

References:

  1. Volkogonov D.A. The Soviet Soldier. Moscow: 366 p.
  2. Voronov A.M. The problem of plausibility and truth in Soviet and Russian feature films dedicated to the Great Patriotic War // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2010. Vol. 2. №2.: 222-231.
  3. Zhdanova M.V. The Great Patriotic War in prose and cinema. Moscow: 205 p.
  4. «The Pilot» / directed by R. Davletyarov, Russia (movie), 2021.
  5. «The Story of a Real Man» / directed by A. Stolper, USSR (movie), 1948.
  6. Senyavskaya E.S. The Soviet soldier during the Great Patriotic War: a historical and psychological portrait // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2005. Vol. 7. №2.: 267-278.
  7. Soviet cinema during the war: war films, genres, names. (date of the address: 21.09.2025).
  8. The filmmakers of «The Pilot» about the film. (date of the address: 21.09.2025).
  9. Freilikh S.I. The personality of the hero in the Soviet film. Moscow: 48 p.
  10. Khanyutin Yu.M. Soviet feature films about the Great Patriotic War. Moscow: 20 p.