Аннотация. В данной статье раскрывается понятие фонетических навыков, а также предлагается технология их формирования с использованием цифровых ресурсов. Особое внимание уделено анализу дидактического потенциала трех цифровых образовательных платформ: Oxford Phonics World, KizPhonics и Phonics.com, направленных на обучение правильному произношению и фонематическому восприятию речи. На основе проведенного анализа были разработаны методические рекомендации по эффективной интеграции данных платформ в учебный процесс, а также проанализированы результаты пилотного занятия с внедрением авторского фрагмента урока на платформе Oxford Phonics World.

Ключевые слова: фонетические навыки, фонематическое восприятие, цифровые образовательные платформы, начальное общее образование, Oxford Phonics World, KizPhonics, Phonics.com.

В настоящее время в современной методике формирования фонетических навыков все большую роль приобретают цифровые технологии, предлагая инновационные методы обучения. Особую актуальность приобретает проблема поиска наиболее эффективных цифровых инструментов обучения произношению, которые могут соответствовать требованиям современного образования.

В данной статье раскрывается понятие фонетических навыков, выделяется роль цифровых образовательных ресурсов в процессе их формирования, а также предлагается методика их использования на примере таких цифровых образовательных платформ как Oxford Phonics World, KizPhonics и Phonics.com. На основе теоретического анализа и практического применения была проведена разработка методических рекомендаций по интеграции платформы Oxford Phonics World в учебный процесс на уроках английского языка в начальной школе.

Фонетический навык подразумевает «способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить» [1, с. 339]. Фонетические навыки в методике обучения английскому языку делятся на две основные группы: ритмико-интонационные, связанные с правильным восприятием и воспроизведением интонационных моделей, логического и экспрессивного ударения, а также пауз в речи, и слухопроизносительные – отвечают за различение и воспроизведение звуков речи [3, с. 120]. На этапе начального общего образования формируется фонетическая база, которая является основой для дальнейшего успешного совершенствования фонетических навыков на последующих ступенях образования. По окончании начальной школы обучающиеся должны овладеть правильным произношением и уметь различать на слух все звуки английского языка. Однако, несмотря на важность фонетического аспекта, его полноценное освоение имеет ряд трудностей. Как отмечает И.А. Кудряшова, среди проблем связанных с неразвитостью фонетических навыков следует отметить условия временных ограничений на уроках, высокую загруженность преподавателя, его недостаточную профессиональную подготовку, а также личные особенности обучающихся [4 с. 1].

Традиционный подход к формированию фонетических навыков в начальной школе, как правило, опирается на имитационно-повторительную деятельность. Ведущая роль в этом процессе отводится учителю: он является основным источником фонетического образца, объясняет артикуляцию, организует хоровое и индивидуальное повторение звуков и слов, использует печатные дидактические материалы (карточки, таблицы) и аудиозаписи. Несмотря на свою проверенность временем, данный подход сопряжен с рядом трудностей: высокая зависимость от мастерства педагога, временные ограничения на уроке, не позволяющие уделить достаточно внимания каждому ученику, и потенциально низкая мотивация обучающихся при выполнении монотонных упражнений.

В отличие от преимущественно пассивной роли ученика в традиционной модели, цифровые образовательные ресурсы обеспечивают высокий уровень интерактивности. Обучающийся становится активным участником процесса, выполняя игровые задания, манипулируя объектами на экране. Важнейшим преимуществом цифровых платформ является возможность мгновенной автоматизированной обратной связи, что практически невозможно в условиях фронтальной работы с целым классом.

Согласно многочисленным современным исследованиям, применение цифровых образовательных ресурсов способствует созданию более разнообразного и занимательного учебного процесса [6], [8], [10]. Однако, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках становится практически невозможным в связи c недостаточной методической проработкой образовательных программ [2, с. 112]. Тем не менее, цифровые образовательные ресурсы предлагают разнообразные интерактивные задания и материалы, способные удерживать внимание учеников и повышать их мотивацию. Одними из самых популярных платформ являются Oxford Phonics World, KizPhonics и Phonics.com.

Oxford Phonics World представляет собой комплексную образовательную платформу, разработанную Oxford University Press для формирования фонетических навыков у младших школьников. Программа охватывает пять уровней изучения английской фонетики и направлена на поэтапное овладение звуко-буквенными соответствиями, артикуляцией и ритмико-интонационными особенностями речи. Система обучения включает печатные учебные пособия, анимационные видеоматериалы (см. рисунок 1), интерактивные упражнения и игровые задания.

Рис. 1. Фрагмент из видеоролика Oxford Phonics World

Ресурс обладает высоким потенциалом для формирования фонетических навыков благодаря сочетанию визуального, аудиального и интерактивного подходов [5]. Обучающиеся одновременно видят буквы, слышат их звучание и видят предметы, в название которых входят изучаемые звуки, что способствует развитию фонематического восприятия. Несмотря на то, что полноценное использование требует приобретения лицензии или подписки, часть контента предоставляется бесплатно.

Следующая цифровая платформа KizPhonics ориентирована на обучение фонетике английского языка детей в возрасте 3-9 лет. Данный ресурс был разработан международной командой педагогов из Eduterials Limited. Платформа предлагает интерактивные игры (см. рисунок 2), аудиовизуальные материалы, рабочие листы, карточки и ссылки на мобильные приложения, направленные на формирование навыков звукобуквенных соответствий.

Рис. 2. Пример интерактивной игры KizPhonics

Благодаря мультимодальному подходу, включающему зрительное и аудиальное восприятие, платформа способствует более эффективному усвоению фонетических закономерностей английского языка. В возрасте от семи до десяти лет память преимущественно носит образно-наглядный характер, а запоминание часто происходит механически, без глубокого анализа смысловых связей [2, с. 114]. В связи с этим дети отдают предпочтение мультимедийным технологиям, таким как анимационные ролики и музыкальные фрагменты, что делает использование платформы KizPhonics особенно эффективным в формировании фонетических навыков у младших школьников. Бесплатная версия сайта позволяет ознакомиться с ограниченным количеством материалов, в то время как подписка предоставляет доступ ко всем ресурсам платформы.

Завершает список цифровых ресурсов платформа Phonics.com. Это бесплатный онлайн-ресурс, разработанный компанией Blake Education. На сайте размещены различные материалы для обучения детей английскому языку с учетом их возрастных особенностей, включая карточки со звуковым сопровождением и интерактивные задания к ним (см. рисунок 3); рабочие листы, в которых основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия, освоению правил чтения и дифференциации звуков английского языка.

Рис. 3. Пример интерактивной игры Phonics.com

Звуки на платформе изучаются как изолированно, так и в контексте с помощью дополнительных упражнений по чтению, лексике и письму. Ресурс является полностью бесплатным, а его простой интерфейс способствует доступности платформы для детей и преподавателей. Тем не менее, объем учебных материалов уступает коммерческим аналогам, в связи с чем рекомендуется использовать данный ресурс только в качестве вспомогательного инструмента, например, во время фонетической зарядки.

В целях апробации рассмотренных цифровых ресурсов был разработан фрагмент занятия с использованием цифровой образовательной платформы Oxford Phonics World. Занятие строилось на основе следующих методических принципов: поэтапность формирования фонетического навыка, учет особенностей восприятия учащихся, а также баланс между игровой и урочной формой.  

В целях проверки эффективности предложенной методики интеграции цифрового образовательного ресурса было организовано и проведено пилотное занятие на базе ГБОУ Школа №998 в рамках психолого-педагогической практики. В занятии приняли участие 12 учащихся 2 «А» класса в возрасте 7-8 лет, чей уровень владения английским языком соответствует уровню А1 (Beginner). Занятие являлось частью планового урока английского языка и было посвящено дифференциации гласных звуков /æ/ и /ʌ/.

Для оценки эффективности был использован метод предтестового и посттестового контроля. Перед началом занятия (пред-тест) и сразу после его окончания (пост-тест) учащимся была предложена диагностическая работа, состоящая из 10 слов (5 со звуком /æ/ и 5 со звуком /ʌ/). Учитель произносил слово, а ученики должны были поднять карточку с соответствующей буквой («a» или «u»), символизирующей данный звук. Правильность произношения восьми ключевых слов также фиксировалась учителем в ходе итоговой рефлексии.

Занятие проводилось в соответствии с методическими принципами, изложенными выше, и включало следующие этапы с использованием платформы Oxford Phonics World:

Мотивационный этап: просмотр анимационного ролика с героями, произносящими ключевые слова (cм. рисунок 4).

Рис. 4. Пример анимационного ролика Oxford Phonics World

Фонетическая зарядка: повторение за диктором слов и звуков /æ/ и /ʌ/ с видеоподдержкой (см. рисунок 5).

Рис. 5. Задание на повторение слов за диктором Oxford Phonics World

Работа с карточками и аудиофайлами: учащиеся прослушивают слова и определяют, какой звук они слышат.

Игровое задание: в упражнении drag & drop (см. рисунок 6) учащиеся соотносят изображения предметов и животных со звуками (cup – /ʌ/, cat – /æ/ и т. д.).

Рис. 6. Задание на повторение слов за диктором Oxford Phonics World

Контроль и рефлексия: преподаватель произносит 6-8 слов, дети записывают их, определяя гласный звук. Далее проводится самопроверка: учащиеся используют карточки с изображениями и словами для индивидуальной проверки правильности написания. Возможна также групповая проверка с использованием интерактивных заданий на доске, встроенных в платформу Oxford Phonics World.

Результаты диагностических срезов показали значительную положительную динамику в формировании навыка дифференциации звуков. До начала занятия средний показатель правильного распознавания звуков на слух составил 4.1 из 10, что соответствует 41% правильных ответов. Учащиеся часто путали краткие гласные, что свидетельствует о несформированности навыка. По завершении 25-минутного занятия с использованием платформы Oxford Phonics World средний показатель вырос до 8.2 из 10, что составляет 82% правильных ответов. Таким образом, средний прирост качества распознавания звуков составил 41%. В ходе устной проверки в конце занятия 10 из 12 учащихся смогли корректно произнести 6 и более слов из 8 предложенных.

Полученные количественные данные доказывают эффективность использования предложенной методики. Кратковременное, но интенсивное погружение в языковую среду с помощью интерактивных мультимодальных заданий Oxford Phonics World позволило добиться существенного улучшения навыка дифференциации звуков /æ/ и /ʌ/. Успех обусловлен тем, что, в отличие от традиционных методов, платформа обеспечивает мгновенную обратную связь, активизирует несколько каналов восприятия (зрение, слух) и поддерживает высокую учебную мотивацию за счет геймификации. Фрагмент урока стал доказанным инструментом для достижения конкретного измеримого результата.

Анализ цифровых образовательных ресурсов Oxford Phonics World, KizPhonics и Phonics.com показал, что их использование может успешно способствовать формированию фонетических навыков у младших школьников. Однако, временные ограничения на уроках, недостаточная методическая проработка программ и нехватка у педагогов соответствующих компетенций сдерживают широкое внедрение данных инструментов в практику обучения. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка комплексных программ, включающих цифровые образовательные ресурсы, и разработка методических рекомендаций по их применению в условиях начального общего образования.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  2. Богданова В.М. Формирование фонетических навыков школьников с использованием электронных образовательных ресурсов на уровне начального общего образования // На пути к профессиональному мастерству: лингводидактика : сб. науч. работ бакалавров, магистрантов и аспирантов. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2023. С. 111-121. (дата обращения 20.03.2025).
  3. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
  4. Кудряшова И.А. Проблемы и способы формирования фонетических навыков иноязычной устной речевой деятельности обучающихся начальной школы // Педагогика современности, 2022. №1(23). С. 46-49. (дата обращения: 18.02.2025).
  5. Мартюшева В.С. Особенности интернет-ресурса Oxford Phonics World для формирования фонетических навыков младших школьников // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis, 2025. №1(69). (дата обращения: 01.04.2025).
  6. Мерк А.А., Таджибова А.Н. Использование современных технологий при формировании фонетических навыков английского языка на начальном этапе // Педагогический журнал, 2021. Т. 11, №6-1. С. 236-242. (дата обращения: 20.02.2025).
  7. Методика обучения иностранным языкам : традиции и современность: коллектив. монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим [и др.]; под ред. акад. РАО А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
  8. Петрова И.М. Современные цифровые технологии в лингвистических исследованиях: Учебное пособие для обучающихся по направлению «Лингвистика» / И.М. Петрова, А.М. Иванова, В.В. Никитина; Московский городской педагогический университет, Институт иностранных языков. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. 259 с.
  9. Pyrenkova A.E., Starkova D.A. Forming English phonetic skills using mobile devices and internet resources // Актуальные проблемы лингвистики и методики: материалы XIV Междунар. студ. науч.-практ. конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 471-477. (дата обращения: 25.03.2025).
  10. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, 22-23 мая 2020 года. Vol. 4. Rēzekne: Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2020. С. 657-669.

Formation of phonetic skills of schoolchildren using digital educational resources Oxford Phonics World, KizPhonics and Phonics.com (English, primary general education)

Panakhova G.M.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article examines the notion of phonetic skills as well as proposes technology of their development using digital resources. Special attention is given to the didactic analysis of the three digital educational platforms: Oxford Phonics World, KizPhonics, and Phonics.com, which are designed to teach correct pronunciation and phonemic awareness. Based on the analysis, methodological recommendations for the effective integration of these platforms into the educational process were developed. The article also analyzes the results of a pilot lesson that implemented an author-developed lesson fragment on the Oxford Phonics World platform.
Keywords: phonetic skills, phonemic awareness, digital educational platforms, primary education, Oxford Phonics World, KizPhonics, Phonics.com.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching). Moscow: Ikar, 2009. 448 p.
  2. Bogdanova V.M. Formation of Phonetic Skills in Schoolchildren Using Electronic Educational Resources at the Level of Primary General Education // Towards Professional Excellence: Linguodidactics: Collection of Research Papers by Bachelors, Master’s and Postgraduate Students. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2023.: 111-121. (date of the address: 20.03.2025).
  3. Galskova N.D. Fundamentals of the Methods of Teaching Foreign Languages: Textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 p.
  4. Kudryashova I.A. Problems and Methods of Developing Phonetic Skills in Primary School Learners’ Foreign Language Oral Speech // Modern Pedagogy, 2022. №1(23).: 46-49. (date of the address: 18.02.2025).
  5. Martyusheva V.S. Features of the Oxford Phonics World Internet Resource for the Development of Phonetic Skills in Primary Schoolchildren // Science in a Megapolis, 2025. №1(69). (date of the address: 04.2025).
  6. Merk A.A., Tadzhibova A.N. Using Modern Technologies in the Formation of English Phonetic Skills at the Initial Stage // Pedagogical Journal, 2021. Vol. 11. №6-1.: 236-242. (date of the address: 20.02.2025).
  7. Methods of Teaching Foreign Languages: Traditions and Modernity: Collective Monograph / A.A. Mirolubov, N.D. Galskova, I.L. Bim [et al.]; ed. by Acad. of RAE A.A. Mirolubov. Obninsk: TITUL, 2010. 464 p.
  8. Petrova I.M. Modern Digital Technologies in Linguistic Research: A Textbook for Students of the «Linguistics» Program / I.M. Petrova, A.M. Ivanova, V.V. Nikitina; Moscow City University, Institute of Foreign Languages. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2022. 259 p.
  9. Pyrenkova A.E., Starkova D.A. Forming English Phonetic Skills Using Mobile Devices and Internet Resources // Topical Issues in Linguistics and Methodology: Proceedings of the 14th International Student Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, April 12, 2022 / Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2022.: 471-477. (date of the address: 25.03.2025).
  10. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, May 22-23, 2020. Vol. 4. Rēzekne: Rezekne Academy of Technologies, 2020.: 657-669.