Аннотация. В данной статье раскрывается роль декоративно-прикладного искусства в формировании будущего художника-педагога. Автор рассматривает практический опыт освоения декоративно-прикладного искусства в процессе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, в том числе и в области обучения художественной росписи ткани.

Ключевые слова: художественная роспись ткани, декоративно-прикладное искусство, художник-педагог, образование, батик.

В современном мире художественное образование является одним из главных направлений формирования творчески развитой личности.

В настоящее время целью образования является включение «выпускника в практическую подготовку его жизнедеятельности в определенном культурном пространстве, художественное образование и эстетическое воспитание» [1, с. 94]. В данном случае, важную роль играет использование различных видов декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неиссякаемым источником эстетических и духовно-нравственных ценностей, которые позволяют воспитывать у обучающихся культуру восприятия окружающей действительности.

Кроме того, декоративно-прикладное искусство способствует развитию у обучающегося творческого отношения к искусству.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают особенной непосредственностью и художественной цельностью, и являются неотделимыми от времени, в котором они были созданы. Декоративное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе утилитарные функции и эстетические качества. Сокольникова Н.М. рассматривает декоративно-прикладное искусство как область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшение и пр.) [6].

В наши дни декоративно-прикладное искусство рассматривается как одна из важных художественных ценностей, которая выполняет многочисленные функции, такие как: познавательная, эстетическая, коммуникативная и др.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство обладает большими педагогическими возможностями, так как оно является источником познания, углубляя представления о культуре своего народа, его исторической ценности. Свойства и принципы, например, декоративной композиции способствуют пробуждению эмоционально-чувственных сфер учащихся и способствуют пониманию законов красоты. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют не только обогащению духовного и чувственного мира обучающегося, но и позволяют открыть перед ним мир красок и художественных образов. «Эстетическая ценность декоративно-прикладной деятельности учащихся заключается в познании народного творчества, сохранении связи времен, исторической памяти поколений, народного мировоззрения» [2, с. 7].

Декоративно-прикладное искусство очень многогранно, оно включает в себя множество видов, одним из которых является художественная роспись ткани.

В давние времена в художественной росписи ткани применяли различные смолы и пчелиный воск, как резервирующий состав, который защищал ткань от воздействия краски. Подготовленную ткань опускали в краску, после высыхания удаляли резервирующий состав (смолу или пчелиный воск), в результате чего получали белый рисунок на окрашенном фоне. Этот вид украшения тканей развивался с древних веков.

Произведения, выполненные в данном виде художественной росписи ткани, встречаются у множества народов мира: индейцев, китайцев, египтян, перуанцев. Украшения тканей при помощи такого метода известны в России, Армении, Индии, Японии, Азербайджане и др.

В России художественная роспись ткани появляется при Петре I. «После персидского похода Петра I приложили немало усилий для организации шелкопрядного дела в России. В 1714 г. первая шелкопрядная фабрика начала вырабатывать шёлковые ткани. При Петре I шёлковое производство было развито сильнее, чем производство других видов тканей. Старейшие шёлкоткацкие мануфактуры – Купавинская, Фряновская – располагались вблизи Москвы, и шёлковые ткани, изготовленные на них, по качеству не уступали изделиям всемирно известной в то время Японской мануфактуры» [3, с. 9]. А в конце ХIX века главное место в производстве высоко художественных шёлковых декоративных тканей занимает предприятие братьев Сапожниковых.

Народы каждой страны привносили в искусство художественной росписи ткани свои национальные особенности. Шло время, появлялись новые материалы и оборудование, менялись технологии. В современном мире переосмысленная и переработанная в соответствии с новыми требованиями техника художественной росписи ткани смогла занять достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства. В настоящее время художественная роспись ткани активно используется профессиональными художниками во многих видах их применения: при создании декоративных панно, для оформления интерьера, театральных декораций, художественного оформления костюма и многого другого.

Важной особенностью художественной росписи ткани, как вида декоративно-прикладного искусства, является его декоративность, которая трактуется как качественная особенность, которая определяется композиционно-пластическим строем и выступает как форма отражения красоты, содержания и художественной образности.

Художественная роспись ткани как самостоятельное художественное произведение характеризуется специфическим выразительным свойством, а процесс его создания – многими художественно-образовательными, воспитательными и развивающими функциями. Роспись ткани как вид художественной деятельности является неотъемлемой частью художественного образования.

Техника художественной росписи ткани предполагает определенную последовательность ведения работы, которая позволяют выстраивать определённую логическую взаимосвязь. Это позволяет художникам-педагогам последовательно ставить и формулировать цели и задачи для обучающихся при создании ими декоративной текстильной композиции. При обучении художественной росписью ткани воспитывается чувство колористики, ритма, чувства гармонии и красоты, а также данный вид искусства повышает мотивацию к творчеству.

При создании произведения в технике художественной росписи ткани, получаемый результат бывает непредсказуемым, но всегда интересным. Это зависит от качества использованной ткани, краски, резервирующего состава и других различных материалов. В данном виде искусства материалы являются соавторами творения и направлением художника на создание композиции. Вместе с тем данный вид искусства учит приспосабливаться к используемому материалу, сосуществовать с ним и использовать различные технические действия. Изделие, выполненное в технике художественной росписи ткани, является неповторимым и уникальным произведением искусства, повторить, скопировать которое в точности просто невозможно.

Изучение художественной росписи ткани, как вида декоративно-прикладного искусства, и его художественно-выразительных возможностей способствует творческому развитию художника-педагога в системе его профессиональной подготовки. Формирование будущего художника-педагога заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественно-творческим произведением. Таким образом, освоение художественной росписи ткани является одним из методов поиска композиции с помощью образно-пластического языка произведения; способом создания самостоятельного художественного произведения; средством творческого развития обучающихся; улучшения профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, будущих педагогов-художников.

The role of decorative and applied art in the formation of the future artist-teacher (on the example of the development of artistic painting of fabric)

Dergacheva A.D.,
undergraduate of 1 course, The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Burovkina Lyudmila Aleksandrovna,
managing department of painting and composition of Institute of culture and arts of The Moscow City University, doctor of pedagogical sciences, professor

Annotation. This article reveals the role of arts and crafts in the formation of the future artist-teacher. The author considers the practical experience of development of arts and crafts in the process of professional training of the future teacher of fine arts, including in the field of art painting of fabric
Keywords: art painting of fabric, arts and crafts, artist-teacher, education, batik


  1. Буровкина Л.А. Изучение традиций народного искусства в образовательных организациях как комплексная задача // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: Т.И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 93-96.
  2. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 2011. 38 с.
  3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». М.: ВЛАДОС, 2005. 159 с.
  4. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М.: Радуга, 2002. 160 с.
  5. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М.: Профиздат, 2000. 96 с.: ил.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 частях. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1999. 80 с.: ил.
  1. Burovkina L.A. The study of folk art traditions in educational institutions as a complex task / / ethno-cultural activities in modern educational institutions and cultural institutions: experience, problems, prospects: international materials. scientific.-prakt. Conf. / rare.: T.I. Baklanova [et al.] Cheboksary: CNS Interactive plus, 2017. Page 93-96.
  2. Burovkina L.A. Theoretical and methodological conditions of art education of students in institutions of additional education: author. dis. ... dock. PED. sciences'. M., 2011. 38 pages.
  3. Dvorkina I.A. Batik. Hot. Cold. Nodular. M.: Rainbow, 2002. 160 pages.
  4. Gilman R.A. Art painting of fabrics: studies. a textbook for students of high schools trained on a speciality «decoratively-applied art and folk crafts». M.: VLADOS, 2005. 159 pages.
  5. Sineglazova M.O. We'll paint the fabric ourselves. M.: Profizdat, 2000. 96 pages: il.
  6. Sokolnikova N.M. Fine arts: Textbook for students of grades 5-8. In 4 parts. Part 4. A brief dictionary of artistic terms. Obninsk: Title, 1999. 80 pages: il.