Аннотация. В данной статье рассматривается деятельность А.А. Ханжонкова как пионера российской кинематографии. Выделяются основные этапы его жизни и важнейшие достижения в кинобизнесе и киноискусстве. Также производится анализ схожей деятельности оренбургских предпринимателей в области кинопроката как пример развития кино-отрасли в провинциальном городе на Южном Урале.
Ключевые слова: кинематограф в России, кинобизнес в России, кинопрокат в России, А.А. Ханжонков, оренбургский кинопрокат, Оренбург, кинематограф на Южном Урале.
В декабре этого года кинематограф будет отмечать свое 130-летие. За, казалось бы, непродолжительное время кино смогло развиться в огромную самостоятельную отрасль производства, которая не только снимает фильмы, но и занимается их прокатом, строит киностудии и кинотеатры, создает большое количество технологий, расширяющих возможности кинематографа еще больше. В связи с этим становится интересно, как такая отрасль зародилась? Как впоследствии изменились кинопродукция и средства ее создания? И главное, в каком направлении движется сегодня кинобизнес? Есть ли у него перспективы или нет?
На все эти вопросы в рамках нашего небольшого исследования ответить не получится. Однако вполне можно остановиться на каком-то одном вопросе. В данной статье предлагается выяснить, как развивался кинопрокат в России в начале XX века на примерах одной конкретной столичной персоны и нескольких провинциальных российских предпринимателей.
Актуальность проблемы заключается, во-первых, в том, что 2025 год для существования мирового кинематографа – юбилейный. Во-вторых, личность А.А. Ханжонкова редко становится предметом самостоятельных исследований. Как правило, его жизнь и деятельность рассматривают вкупе с другими предпринимателями. В-третьих, история первых десятилетий существования кинематографа в Оренбурге практически не исследовалась и требует отдельного изучения.
История развития кинопроката в Оренбурге была представлена в ряде работ Т.В. Судоргиной. В качестве примера можно привести статью в альманахе «Гостиный двор» под названием «Вокзал Белова...» и заметку в газете «Южный Урал» с названием «Здравствуй, кинематограф!» [25], [26]. В той же газете А. Постникова опубликовала заметку «Великий немой» в Оренбурге» [22]. В этих публикациях описывалось первое знакомство горожан с кинематографом Люмьеров и перечислялись кинотеатры, работавшие в Оренбурге в 1900-х и 1910-х годах. Более серьезных исследований истории кинопроката в городе начала XX века, в общем-то, не проводилось.
Однако работ, посвященных развитию кинопромышленности и кинопроката в России начала XX века, было издано достаточно много. Сразу же нужно вспомнить бессмертную классику, написанную Жоржем Садулем, – «Всеобщая история кино. В 6 томах». В этой книге автор проанализировал историю развития кинематографа в разных странах, в том числе и в России. Упоминал он там и о первых российских кинопредпринимателях – А. Ханжонкове и А. Дранкове [23], [24].
Также следует упомянуть произведение Б.С. Лихачева «Кино в России (1896-1926): Материалы к истории русского кино. Часть I», в которой достаточно подробно был изложен процесс налаживания кинопроизводства в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века. В работе Р.П. Соболева «Люди и фильмы русского дореволюционного кино» был исследован путь становления кинопромышленности в России в первой половине XX века, а также деятельность пионеров кинопромышленности А. Дранкова и А. Ханжонкова [9].
К более современным авторским работам можно отнести труд И. Беленького «История кино: киносъемки, кинопромышленность, киноискусство». В ней автор последовательно излагает историю развития мирового кинематографа с разных точек зрения: как промышленность, как искусство, как сферу развлечения, с точки зрения развития техники съемки [2]. В своем труде «Кино Серебряного века: русский кинематограф 1910-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 1920-х годов» И.Н. Гращенкова коснулась развития кинопроизводства в России в начале XX века и изучила положение российских предпринимателей, пытавшихся выйти на международный рынок [8].
Объектом исследования является киноиндустрия в России начала XX века. Предметом исследования выступают предпринимательская деятельность А.А. Ханжонкова, как одного из пионеров становления отечественной киноотрасли, и бизнес оренбургских кинопромышленников в начале XX века.
Целью исследования является изучение кинопроката в России в начале ХХ века на примере деятельности А. А. Ханжонкова и оренбургских предпринимателей.
Были определены следующие задачи исследования:
- Изучить личность А.А. Ханжонкова как успешного предпринимателя в сфере кинобизнеса;
- Исследовать процесс становления кинопроката в Оренбурге в начале ХХ века;
- Выявить оренбургских предпринимателей, с именами которых было связано развитие кинопроката в Оренбурге в начале ХХ века;
- Оценить эффективность попыток создания кинопроката в России и Оренбурге начала ХХ века.
А.А. Ханжонков – пионер отечественного кинопроката
Киноиндустрия в России начала складываться еще в 1896 году, когда в Санкт-Петербурге был открыт один из первых в мире кинотеатров. Первоначально предприниматели могли работать только как прокатчики зарубежных фильмов. Все изменилось, когда стали появляться первые русские картины – например, «Понизовая вольница», съемки которой организовал А. Дранков. Среди известных нам компаний, которые занимались развитием кинопромышленности в России в начале ХХ века, можно назвать такие фирмы, как «П. Тиман и Ф. Рейнгард», т/д «И. Ермольев», «Торговый дом Харитонова» и более мелкие фирмы Дранкова, Либкена, Перского [2, с. 51-52]. Однако «Торговый дом Ханжонкова» существенно выделялся среди них.
Родился А.А. Ханжонков в 1877 году в деревне Ханжонковка в области Войска Донского. Свой предпринимательский путь он начал в 1905 году, когда на пожалованные ему после увольнения из армии 5 тыс. рублей, он открыл небольшой кинотеатр в Москве на улице Тверской. Однако у молодого человека были большие амбиции. Поэтому в 1906 году он, совместно с тремя вкладчиками, открыл собственный Торговый дом «в образе товарищества на вере под фирмой «А. Ханжонков и К°» [3]. Основной коммерческой целью фирмы было производство и торговля «кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами, приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов» [7, с. 53]. Годом ранее Александр Алексеевич приобрел в Москве кинематографическую контору «Торговый дом Бомон и Сиверсен» [9, с 30-34]. Так начался тернистый путь к созданию крупнейшей в стране кинофирмы.
Первые годы существования «Торгового дома Ханжонкова» были не самыми легкими. В 1907 году он выпустил две картины: «Открытие памятника на месте убийства великого князя Сергея Александровича» и «Виды города Ярославля», которые, к сожалению, не снискали, успеха у публики [9, с. 43]. В итоге Ханжонков на некоторое время прекратил попытки снять что-то интересное зрителю, а освободившуюся нишу занял другой предприниматель, Александр Дранков, который смог потеснить даже такие крупные кинофирмы как Пате и Гомон.
В 1908 году Александр Алексеевич попытался реабилитироваться и отправился в заграничную командировку. Там он нашел покровительство у фирмы Карло Росси «Итало-фильм» и получил разрешение на прокат их фильмов [9, с. 45]. Так началась своеобразная борьба Ханжонкова и Дранкова за лидирующие позиции на рынке. Однако эта попытка «триумфального возвращения» Ханжонкова оказалась неудачной, поскольку Александр Дранков снял сенсацию – самого Льва Николаевича Толстого! На тот момент эта съемка была самой обсуждаемой в прессе и затмила собой другие премьеры [2, с. 53].
Некоторое время спустя Александр Алексеевич смог заручиться разрешением на прокат фильмов знаменитой французской фирмы «Film d’Art». «Арлезианка» стала первым фильмом, который Ханжонков продемонстрировал публике в рамках работы с этой студией. Затем ему была предоставлена возможность пустить в прокат фильм «Убийство герцога Гиза» [9, с. 46].
Тем временем конкуренция Ханжонкова и Дранкова лишь набирала обороты. Большим успехом был отмечен фильм Дранкова «Бывшие люди – типы М. Горького». Ханжонков же отправил в прокат фильм «Отпечаток руки» все той же фирмы «Filmd’Art». Тогда Дранков объявил о выпуске своего эпохального фильма «Понизовая вольница». Следом он выпустил картины «Усердный денщик» и «Увлекшийся музыкант», но потом на некоторое время прекратил выпуск фильмов [2, с. 53].
Кинорынок сосредоточился в руках Ханжонкова и Пате. Борьба между этими крупными фирмами была непродолжительной. Первый удар нанес Ханжонков, выпустивший русскую картину «Песнь про купца Калашникова». Пате в ответ продемонстрировал публике первый цветной фильм «Производство бамбуковых шляп на Зондских островах» [9, с. 61-62]. В итоге, на какое-то время Ханжонков сосредоточился исключительно на кинопрокате.
К осени 1909 съемки были возобновлены. Был создан первый русский научный фильм – «Операция костной опухоли». Интересной была и попытка предпринимателя создать фильм, предполагавшийся для международного проката – «В полночь на кладбище», однако никакого успеха за границей не снискавший [9, с. 66].
В 1911 году Александр Ханжонков по воле Императора приступил к съемке фильма «Осада Севастополя». Режиссером картины выступил В.М. Гончаров. Данный фильм был грандиозной задумкой. Режиссер и его оператор Форестье отправились в Севастополь и занялись подборкой натуры для съемки. Сам Ханжонков, будучи есаулом в запасе по Донскому Войску, организовывал репетиции батальных сцен. Для съемок использовались войска и хор Севастопольского Владимирского собора. Данный фильм стал важной вехой в карьере предпринимателя и развитии кинематографа в России. Фильм смог показать, как русское кино от «псевдо-исторических постановок и куцых киноиллюстраций» перешло к «созданию большого художественного исторического фильма» [2, с. 54].
В 1912 году Император утвердил устав Акционерного общества «А. Ханжонков и К°». Согласно уставу, основной капитал Общества насчитывал 500 тыс. рублей, которые были разделены на 2000 акций по 250 рублей каждая [3]. Директором общества и председателям правления был сам А. Ханжонков. Держателями акций были его жена А.Н. Баторовская, московский предприниматель Л.Е. Теодосиадис, известный экономист и предприниматель И.Х. Озеров и др. Во время первого учредительного собрания было сообщено, что в Москве «…на Житной улице производится постройка фабрики, общая стоимость которой не должна превысить 100 тыс. р.». Некоторое время спустя открывшаяся кинофабрика стала крупнейшим предприятием, созданным для съемки и проката фильмов. На ней работало в то время 36 человек [3].
Практически сразу было принято решение о создании при фабрике Литературно-художественного отдела, чтобы улучшать качество сценариев русских фильмов. За 1912 год Ханжонков выпустил 12 картин и запустил собственный юмористический киножурнал «Пересмешник», руководителем которого был В.А. Вольберг [9, с. 102]. В 1913 году предприниматель выпустил уже 15 картин. В том же году вновь обострилась борьба Ханжонкова и Дранкова.
Первая их схватка случилась во время празднования 300-летия царствования Дома Романовых. Поводом для противостояния стали съемки фильма, посвященного данному событию. Ханжонков, объединившись с рядом ученых-историков, намеревался снять картину «Воцарение дома Романовых». А Дранков, заручившись поддержкой императора Николая II, параллельно снимал «Историю царствования дома Романовых» [9, с. 125-126]. Началась нешуточная конкурентная борьба между двумя предпринимателями.
Она особенно обострилась, когда встал вопрос о съемках батальных сцен на Ходынском поле. Власти разрешили провести только однократную съемку, из-за чего Ханжонков и Дранков были вынуждены объединиться и провести совместные съемки. Оба фильма вышли одновременно, однако с художественной точки зрения и в плане соблюдения исторической достоверности, фильм Ханжонкова был намного лучше фильма Дранкова.
Еще одна такая же борьба развернулась, когда Дранков организовывал съемки «Покорения Кавказа». Для этого он собрал целую экспедицию и отправился вместе с режиссером Черни на Кавказ. То же самое практически сразу сделал и Ханжонков. В результате долгих споров две съемочные группы приступили к съемкам практически одновременно и в одном месте [9, с. 127]. В итоге на свет вышли два одинаковых фильма с одинаковыми названиями. Однако в этот раз симпатии публики были на стороне Дранкова.
Их третья схватка произошла из-за съемок фильма «Обрыв», по роману Гончарова. Итогом снова стали два фильма с одинаковым названием. Различия были только в подборе актеров и в выборе места для съемок. У Ханжонкова снимались актеры московских театров в Киндиковке, а у Дранкова – актеры Александринского театра в Саблино. Оба фильма вышли в одно время, и для Дранкова это обернулось провалом. Все-таки с Мозжухиным, игравшим в фильме Ханжонкова, питерским актерам тягаться не стоило [9, с. 127]. В итоге Александр Дранков свою карьеру производителя крупных фильмов закончил. В дальнейшем он снимал только небольшие комедии.
В 1914 году фирма Ханжонкова поставила на рынок 13 картин, из которых только одна носила просветительский характер, а остальные были развлекательными и иностранными. Вообще прокат иностранных фильмов (в основном – итальянских, фирмы Чинес) был основной статьей дохода фирмы [8, с. 44-45].
К 1915 году фирма уже сильно разрослась. Основной капитал увеличился до 1 млн. 250 тыс. руб. Из них чистая прибыль составила 134 801 руб. С того момента, как в 1911 году Ханжонков открыл у себя Отдел по созданию научных, видовых, этнографических картин, количество этих специальных отделов увеличилось до одиннадцати. Соответственно росло и качество картин [3].
С первых лет существования своей фабрики Александр Алексеевич занимался созданием лент просветительских. С 1911 года в течение пяти лет он снимал специальные картины для учащихся. Цель создания таких фильмов Ханжонков видел в следующем: «Хочу создавать серии фильмов для школьников, благодаря чему миллионы смогут насладиться красотами родной природы, увидеть своих предков» [8, с. 46-47]. В результате работы Научного отдела были сняты такие фильмы, как «Неустанный работник нашего тела», «Пьянство и его последствия».
Спустя некоторое время Ханжонков получил специальное разрешение от Священного синода «…на показ своих лент во время Великого поста». Александр Алексеевич считал это дело богоугодным, потому что «разумный кинематограф» просвещал граждан и очищал их души [8, с. 46-47]. Тем более прибыли эти картины никакой не приносили, обладая отнюдь не коммерческой, а исключительно культурной ценностью.
В 1914 году фирма «А. Ханжонков и К°» контролировала 1/3 всего российского кинопроката. Тогда же Александр Алексеевич расширил свою студию на Житной улице, приобретя рядом стоящий участок. В следующем году началась стройка, которая, однако, из-за революции так и не была завершена [3].
В 1917 году Ханжонков открыл Ялтинскую киностудию в Крыму. Туда же он и переехал весной, оставив московскую киностудию жене, А.Н. Баторовской. В июле этого же года в Москве начались забастовки рабочих, в том числе и на фабрике, расположенной на Житной улице. Из-за этого деятельность предприятия встала и вскоре была полностью прекращена. В 1919 году фирма Ханжонкова в Москве была национализирована – она превратилась в фабрику «Госкино» №1. В следующем году Александр Алексеевич вынужден был эмигрировать из страны [3].
За рубежом его попытки организовать прокат ни к чему не привели. Поэтому по приглашению акционерного общества «Руссфильм» в 1923 году он вернулся в Москву, где на некоторое время стал директором одной из фабрик «Пролеткино». После ликвидации этого предприятия Ханжонкова приговорили к шести месяцам тюрьмы, а затем сразу амнистировали, однако лишив его при этом всех гражданских прав. После этого Александр Алексеевич перебрался в Ялту, где и умер в 1945 году [3].
Таким образом, закончился предпринимательский путь Александра Алексеевича Ханжонкова. Это был выдающийся предприниматель, который долгое время держал первенство на рынке кинопроката. На его киностудии были взращены массы талантливых актеров, режиссеров, сценаристов. Ханжонков прославил себя как человек, приближавший русское кино к искусству, а не к бульварному развлечению. Он же - один из немногих предпринимателей – осознавал просветительские функции кино и занимался выпуском учебных картин. Предприятие его постигла печальная участь большинства национализированных в советское время фирм.
Кинопрокат в Оренбурге в начале XX века
Начальные формы кинематографа появились в Оренбурге гораздо раньше первого показа Люмьерами своего изобретения в Париже на бульваре Капуцинок. Отчасти именно поэтому оренбургский зритель, увидевший в 1896 впервые кинематограф Люмьеров, не был сильно удивлен и обескуражен диковинным развлечением. Наоборот, зрители чаще ругали качество проекционного оборудования, из-за которого впечатления от просмотра фильмов сильно ухудшались. Однако, несмотря на все это, кинематограф уже совсем скоро смог стать важной частью досуга горожан, а электротеатры (так кинотеатры называли в городе в начале ХХ века) превратиться в площадки для разных артистов, музыкантов и даже просветителей.
Первыми вариантами появления кинематографа в Оренбурге были «туманные картины», «волшебные фонари» и «живые картины». Например, в 1895 году в одном из оренбургских театров был устроен показ поэмы «Боярин Орша», иллюстрированной живыми картинами. В «Оренбургском листке» вышла заметка, в которой это представление посчитали очень интересным [17, с. 3]. В том же году в апреле Оренбургский отдел Императорского Российского общества Садоводства устроил благотворительный показ туманных картин. Зрителям демонстрировали «все путешествие Е.И.В. Государя Императора Николая Александровича на восток и обратно в Россию через Сибирь и наш Оренбург» [18, с. 3]. Показ в Неплюевском кадетском корпусе устраивала М.И. Ростовцева, супруга попечителя Оренбургского учебного округа и, по совместительству – вице-председатель этого Отдела. Публики была немного, в основном – учащиеся, но они оказались в полном восторге от увиденного.
В 1896 году в Оренбургский городской театр приезжала труппа Эллы Боровской. После выступления артистов физик К.О. Краузе всегда показывал свои туманные картины. В заметке из «Оренбургского листка» писали, что он показывал «…виды городов и разных замечательных мест на земном шаре, а также комические картины, под заглавием «вечер смеха и забавы» [19, с. 1-3]. Надо сказать, что К.О. Краузе был известен своими кинематографическими сеансами далеко за пределами Оренбурга. Так, в Ташкенте в 1897 году Краузе знакомил публику с «грандиозными движущимися картинами». Реклама зазывала и в первый ташкентский электротеатр «Хива» на представление 25 января 1900 г. сенсационных иллюзий синематографа братьев Люмьер [27].
В декабре 1896 года председательница комитета бедных города Оренбурга, супруга оренбургского губернатора Е.М. Ершова, устроила благотворительный спектакль в Городском театре. Мероприятие состояло из трех отделений, на одном из которых показывали живые картины «Греческий невольник» и «Перед венцом» [20, с. 1]. Организатором спектаклей и демонстрацией картин занимался старший чиновник особых поручений канцелярии оренбургского губернатора, уполномоченный состоящего под Августейшим покровительством Государя Императора Русского Театрального Общества коллежский асессор С.А. Быбин. Он же в апреле 1897 года принимал участие в благотворительном спектакле Г.Н. Федотовой. Быбин показывал картины «Император Петр I на Ладожском озере во время бури» и «Нерон и пожар в Риме» [21, с. 1-3].
Однако все перечисленные киносеансы можно было отнести к разряду диковинных событий, случавшихся очень эпизодически, и служивших, прежде всего, для удивления и развлечения публики.
Полноценная прокатная индустрия начала складываться в Оренбурге только в начале ХХ века. Первые электротеатры в Оренбурге в основном использовали биоскопы. Располагались кинотеатры в отдельных зданиях, оборудованных помещениями с киноаппаратом и местами для зрителей.
«Оренбургская газета» за 1908 год сообщала о том, что в Оренбурге к первому ноября 1908 года действовало два электротеатра: «Театр Кинемо» и «Театр Модерн». Первый управлялся Чариковым. Про управляющих вторым кинотеатром информации мы не обнаружили. «Театр Кинемо» располагался на главной улице Оренбурга, Николаевской, рядом с кондитерской (скорее всего, А. Фокеродта), а «Театр Модерн» – неподалеку, тоже на Николаевской рядом с магазином «Зингер». О ценах на билеты в объявлениях этих электротеатров не сообщалось. В «Модерне» имелся хрономегафон, что позволяло транслировать звуковые фильмы [10, с. 1].
18 ноября 1908 года «Оренбургская газета» сообщала об открытии гранд-театра «Электро-биоскоп» вновь на улице Николаевской, возле катка. Управлял заведением Д.А. Коган. Показы фильмов шли в рамках четырех отделений (сеансов). Программа менялась каждый понедельник. Для детей и учащихся действовала акция – билеты стоили всего по 20 коп. с человека [11, 1].
К 1910 году в области проката фильмов в Оренбурге произошли значительные изменения. Во-первых, появились новые электротеатры: «Гранд Электро-биоскоп», «Элегантный электро-театр «Как в Париже» (владелец П.В. Рылкин), «Первоклассный электро-театр «Идеал» (владелец Д. А.Коган) и «Электро-театр «Ренессанс» [22]. Все они находились на Николаевской улице, однако точное местоположение известно только у «Ренессанса» – он находился в доме предпринимателя по фамилии Страз.
Во-вторых, объявления электротеатров, размещаемые в местной прессе, стали чуть более подробными. Так «Электро-биоскоп» начинал показывать картины в 5 вечера, а по праздникам с двух часов дня. «Как в Париже» начинал показы с 4-х часов дня, а по праздникам с часу дня. «Идеал», принадлежащий товариществу Биоскоп, начинал показы в 4 часа дня, а по праздникам с 2-х часов. «Ренессанс» имел более подробную программу. Картины шли там с часу дня. Стоимость билетов составляла: 15-30 копеек для взрослых и 15 копеек для учащихся. «Идеал» и «Электро-биоскоп» меняли программу два раза в неделю. В фойе электротеатра «Как в Париже» играл оркестр бальной музыки.
В это время традиционными стали благотворительные сеансы. 29 января 1910 года такое мероприятие было устроено в электротеатре «Как в Париже». Сбор осуществлялся в пользу сестёр милосердия Красного Креста. Тогда было показано 5 фильмов [12, с. 1]. 31 января в «Оренбургской газете» вышла заметка про другой благотворительный сеанс, проходивший в этом кинотеатре. В заметке сообщалось, что электротеатр собрал 550 рублей, из которых 380 ушло в пользу учеников восьмого класса местной мужской гимназии. 100 рублей из общей суммы внес «Его Высочество Эмир Бухарский», который был в этот день в Оренбурге [4, с. 2].
Еще один благотворительный сеанс проходил с 4 по 6 февраля 1910 года в «Электро-биоскопе». Его организовывал родительский комитет в пользу учениц Первой женской гимназии. 5 февраля электротеатр выпустил объявление с описанием показываемых картин. Всего было показано 5 фильмов. Следующий благотворительный сеанс прошел 1 апреля 1910 года в электротеатре «Как в Париже». Тогда собранные деньги поступали в пользу Оренбургской Воскресной школы [13, с. 1].
В начале 1913 г. в «Оренбургской газете» было опубликовано несколько объявлений, касающихся работы кинотеатров. 6 января 1913 года информацию в газете разместили три электротеатра – «Идеал», «Фурор» (владелец Д.А. Коган) и «Олимп» [16, с. 1]. В самих объявлениях в обязательном порядке начали указывать жанр показываемых картин и иногда краткие описания сюжета. Помимо этого указывалось, в скольких отделениях идет тот или иной фильм.
Все так же электротеатры занимались благотворительностью. В 16 номере «Оренбургской газеты» была напечатана заметка «Благотворительные сеансы», в которой сообщалось о проведении 21 января 1913 года благотворительной акции Комитетом по сбору пожертвований на нужды балканских славян в «Фуроре» [5, с. 3]. В том же электротеатре 26 января проводился благотворительный сеанс, средства от которого шли на нужды учащихся городской Второй женской гимназии [14, с. 3]. Согласно указанным сведениям, организатором мероприятия была представительница правления Общества «вспомоществования недостаточным ученицам 2-ой женской городской гимназии З.Д. Кузьмина» [6, с. 3].
Также в 1913 году состоялось открытие «роскошного Электро-Театра «Люкс». В «Оренбургской газете» писалось, что «театр будет оборудован по последнему слову техники и обставлен по образцу новейших столичных театров». Владельцы обещали регулярное обновление картин и показ лучших фильмов российского и зарубежного производства. Директором нового электротеатра был П.В. Рылкин [15, с. 1]. В сентябре 1914 года оренбургский купец П.Ф. Панкратов открыл собственный электротеатр, который назывался «Театр Аполло». С приходом советской власти его национализировали и переименовали в кинотеатр «Октябрь» [1].
Таким образом, нами была проанализирован кинопрокат в Оренбурге в начале ХХ века. Важно уточнить, что местные владельцы электротеатров не занимались съемками фильмов. Вероятно, на это просто не было средств или владельцы заведений не знали, как этим заниматься. А вот кинопрокат они развивали активно, пытались улучшить помещения для демонстраций, приобретали оборудование для воспроизведения звуковых фильмов. Часто предприниматели расширяли программу в своих заведениях, приглашая актеров, музыкантов, певцов и просветителей. Владельцы электротеатров активно проводили благотворительные сеансы в пользу учебных заведений и общественных организаций, тем самым поднимая престиж собственных заведений и финансово помогая городу.
Заключение
2025 год для кинематографа – юбилейный. За 130 лет кинопроизводители смогли создать гигантскую индустрию, которая сегодня совмещает в себе технологии, науку и искусство. Кино в XXI веке – важнейшая часть духовной, экономической, социальной и даже политической сфер жизни общества. Влияние кино колоссально, и очень трудно достоверно измерить характер этого влияния. Отсюда рождается интерес к тому, с чего всё это начиналось? И обратиться к истокам, вспомнить прошлое, чтобы спрогнозировать будущее – кажется не плохой идеей.
В России кино началось со смелых дельцов, которые первыми показали людям диковинную новинку. Таким же был и А.А. Ханжонков. Его фирма «А. Ханжонков и К°» была крупнейшим кинопредприятием в стране, которое имело полный цикл создания и проката фильмов, занималось и просветительской деятельностью. Однако смена власти в стране не обошла его предприятие стороной. В результате Ханжонков потерял все, что имел. При этом важно отметить, что смена власти была не единственным обстоятельством его неудачи. Один из держателей акций его фирмы И.Х. Озеров утверждал, что Александр Алексеевич боялся серьезного расширения своего дела. Поэтому акции сосредотачивались преимущественно в руках близких и родственников предпринимателя. И именно поэтому он не мог использовать средства со стороны и еще больше увеличить свой капитал.
Встает вопрос и о том, почему Ханжонкову не удалось договориться с властями? Неужели он не мог развивать свою линейку просветительских фильмов, в коих так нуждалась советская власть во время проведения своей политики по всеобщему образованию? Возможно, если бы он учел эти факторы, то мог бы и сохранить свою фирму, и даже развиваться в условиях новой страны.
Что же до оренбургских предпринимателей, то среди них, вероятно, просто не оказалось людей достаточно рисковых. В большинстве своем они только и делали, что показывали кино и собирали деньги на благотворительность. Ни один из них не пытался организовать какого-то серьезного расширения проката, не говоря уже о самостоятельных съемках. Возможно, более активная позиция предпринимателей и какой-то стимул от местных властей могли бы способствовать лучшему развитию регионального кинематографа.
Важный урок, который можно усвоить из всего вышесказанного современным предпринимателям в сфере кинобизнеса, – это не бояться рисковать и выходить из зоны комфорта. Российский кинорынок в последние годы сильно сдал свои позиции, а уход западных компаний открыл большие возможности для отечественных предпринимателей в сфере киноиндустрии. И этими возможностями нужно пользоваться, в том числе не бояться сотрудничать с государством, которое заинтересованно в реабилитации отечественного кинопроизводства. Главное только знать, зачем и для кого создается тот или иной фильм.
Список литературы:
- Абдрахманов К.А. Панкратовы. Европейский лоск в азиатских степях. // Купечество оренбургское: Сборник статей. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2016. С. 55-59.
- Беленький И.В. История кино: киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. М.: 2019. 402 с.
- Бессолицын А.А. А.А. Ханжонков – пионер отечественной кинопромышленности // Историко-экономические исследования, 2021. Т. 22, №1. С. 98-120.
- Благотворительные сеансы // Оренбургская газета, 1910. №25. С. 2.
- Благотворительные сеансы // Оренбургская газета, 1913. №16. С. 3.
- Благотворительный сеанс // Оренбургская газета, 1913. №22. С. 6.
- Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: 2007. 496 с.
- Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века: русский кинематограф 1910-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 1920-х годов. М.: 2005. 430 с.
- Лихачев Б.С. Кино в России. (1896-1926): Материалы к истории русского кино. Часть I. Л.: 1927. 208 с.
- Оренбургская газета. 1908. №238.С. 6.
- Оренбургская газета. 1908. №252.С. 6.
- Оренбургская газета. 1910. №23.С. 6.
- Оренбургская газета. 1910. №72. С. 6.
- Оренбургская газета. 1913. №20. С. 6.
- Оренбургская газета. 1913. №225. С. 6.
- Оренбургская газета. 1913. №5. С. 6.
- Оренбургский листок. 1895. №11. С. 6.
- Оренбургский листок. 1895. №15. С. 5.
- Оренбургский листок. 1896. №17. С. 6.
- Оренбургский листок. 1896. №47. С. 6.
- Оренбургский листок. 1897. №16. С. 5.
- Постникова А. «Великий немой» в Оренбурге. // Южный Урал. 1984. 26 августа. С. 4.
- Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 томах. Т. 1. Изобретение кино. 1832-1897. Т. 1. Пионеры кино: (От Мельеса, до Патэ). 1897-1909. М.: 1958. 610 с.
- Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 томах. Т. 2. Кино становится искусством. 1909-1914. М.: 1958. 523 с.
- Судоргина Т.В. «Вокзал Белова …» // Альманах Гостиный двор, 1995. №3. С. 187-193.
- Судоргина Т.В. Здравствуй, кинематограф! // Южный Урал, 1997. 4 января. С. 11.
- Томашевская В. Иероним Краузе. (дата обращения: 21.10.2025).
The formation of the film business in Russia on the example of A.A. Khanzhonkov and Orenburg entrepreneurs of the early XX century
Bezinskii D.E.,
undergraduate of 2 course of the Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Burlutskaya Elena Vadimovna,
Vice-Rector for Research at Orenburg State Pedagogical University, Doctor of Historical Sciences, Professor
Abstract. This article examines the activities of A.A. Khanzhonkov as a pioneer of Russian cinematography. The main stages of his life and the most important achievements in the film business and cinema are distinguished. It also analyzes the similar activities of Orenburg entrepreneurs in the field of film distribution as an example of the development of the film industry in a provincial city in the South Urals.
Keywords: cinema in Russia, film business in Russia, film distribution in Russia, A.A. Khanzhonkov, Orenburg film distribution, Orenburg, cinema in the South Urals.
References:
- Abdrakhmanov K.A. Pankratov. The European gloss in the Asian steppes // Orenburg merchants: Collection of articles, Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, 2016.: 55-59.
- Belenky I.V. History of cinema: filming, film industry, cinematography. Moscow: 2019. 402 p.
- Bessolitsyn A.A. A.A. Khanzhonkov A.A. a pioneer of the Russian film industry // Historical and economic research. 2021. Vol. 22. №1.: 98-120.
- Charity sessions // Orenburg newspaper, 1910. №25.: 2.
- Charity sessions // Orenburg newspaper, 1913. №16.: 3.
- Charity session // Orenburg newspaper, 1913. №22.: 6.
- Ginzburg S.S. Cinematography of pre-revolutionary Russia. Moscow: 2007. 496 p.
- Grashchenkova I.N. Cinema of the Silver Age: the Russian cinema of the 1910s and the cinema of the Russian post-October abroad of the 1920s. Moscow: 2005. 430 p.
- Likhachev B.S. Cinema in Russia (1896-1926): Materials on the history of Russian cinema. Part I. L.: 1927. 208 p.
- Orenburg newspaper, №238.: 6.
- Orenburg newspaper, №252.: 6.
- Orenburg newspaper, №23.: 6.
- Orenburg newspaper, №72.: 6.
- Orenburg newspaper, №20.: 6.
- Orenburg newspaper, №225.: 6.
- Orenburg newspaper, №5.: 6.
- Orenburg leaflet, №11.: 6.
- Orenburg leaflet, №15.: 5.
- Orenburg leaflet, №17.: 6.
- Orenburg leaflet, №47.: 6.
- Orenburg leaflet, №16.: 5.
- Postnikova A. «The Great Mute» in Orenburg // Southern Urals. 1984. August 26.: 4.
- Sadul J. The universal history of cinema. In 6 volumes. Vol. 1. The invention of cinema. 1832-1897. Vol. 1. Pioneers of cinema: (From Méliès to Pathé). 1897-1909. Moscow: 1958. 610 p.
- Sadul J. The universal history of cinema. In 6 volumes. Vol. 2. Cinema becomes art. 1909-1914. Moscow: 1958. 523 p.
- Sudorgina T.V. «Belov Railway station...» // Almanac Gostiny Dvor, 1995. №3.: 187-193.
- Sudorgina T.V. Hello, cinema! // Southern Urals, 1997. January 4.: 11.
- Tomashevskaya V. Hieronymus Krause. (date of the address: 21.10.2025).