Аннотация. Статья посвящена изучению вклада рода Заусайловых в развитие архитектуры города Ельца. Исследуются архитектурные достижения и культурное наследие уникальных строений Ельца с целью сохранения национальной идентичности. Анализируется историческая, архитектурная и научная ценность объектов наследия, разрабатываются методы сохранения и использования в современной культурной среде. Уделяется внимание вопросам популяризации наследия рода Заусайловых, а также его адаптации к современным условиям.
Ключевые слова: культурное наследие, архитектура, род Заусайловых, табачная фабрика, ясли-приют.
Россия богата уникальными старинными городами, которые хранят многолетнюю историю и культурно-историческое наследие страны и регионов. Одним из наиболее характерных из них можно считать Елец, расположенный в Липецкой области. Этот город-памятник внесен в каталог ЮНЕСКО и является единственным городом Липецкой области, который находится в списке исторических городов Российской Федерации.
Актуальность темы заключается в том, что сохранение архитектурного наследия имеет особую значимость в условиях глобализации, которая оказывает значительное влияние на облик современных городов. Изучение памятников архитектурного наследия и осуществления мер реставрации и поддержанию оригинального облика способствуют популяризации культурного наследия региона. Говоря о Липецкой области, стоит обратить внимание на Елец, город с вековыми купеческими традициями, который всегда славился своими умелыми торговцами. Наиболее яркими представителями являются купцы Заусайловы, род которых вносил значительный вклад в экономическое и культурное развитие города на протяжении значительного периода его истории.
Влияние Заусайловых на формирование уникального архитектурного стиля и их вклад в социальную жизнь Ельца имеет корни в прошлом и отражается в настоящем. Исторические памятники архитектуры и культурного наследия играют важную роль в развитии туризма, привлекая инвестиции и способствуя экономическому росту регионов. Таким образом, для сохранения исторической памяти, повышения информированности жителей о ценном наследии необходимо заниматься развитием музейного дела, туризма и экскурсионной деятельности.
Табачная фабрика – визитная карточка Ельца XIX века
На улице Ленина, ранее именовавшейся Манежной, возвышается двухэтажное кирпичное здание со старинными оконными сводами, загороженными в настоящее время металлической сеткой (см. рисунок 1). Это сооружение является бывшей Махорочно-табачной фабрикой, основанной в 1861 году елецким купцом второй гильдии Гавриилом Михайловичем Заусайловым.

Рис. 1. Ворота табачной фабрики в городе Елец [5]
Создать махорочное производство Гавриил Михайлович задумал в середине XIX столетия и предполагал возвести его на месте сгоревших торговых рядов Архангельской площади (в настоящее время площадь Ленина). Однако городской архитектор и власти, изучив представленный проект, отказали в разрешении на строительство фабрики, считая его недопустимым в непосредственной близости к жилым домам и магазинам. Разрешили возвести только торговую лавку и жилой дом, чтобы оградить центр города от вредных испарений, которые несет махорка.
Гавриил Заусайлов остался недоволен сложившейся ситуацией и не желал отказываться от своей задумки. Поэтому предприимчивому купцу приходит идея воспользоваться законом, согласно которому запрет на продолжение строительства объекта при наличии заложенного фундамента, возможно лишь при условии компенсации понесенных затрат. Гавриил Михайлович был уверен в финансовой несостоятельности городского бюджета и решил воспользоваться этим обстоятельством в своих интересах.
Дом и лавка к тому времени были уже построены. Они стали боковыми частями фабрики. Нужно было соединить их фундаментами для будущих корпусов, но сделать это незаметно. Предприимчивому купцу удалось быстро найти рабочих. За ночь каменщики выполнили недельную норму. К утру фундамент был готов. А Гавриил Михайлович поехал к городскому начальству с подарками [2].
Так на территории нынешнего кирпичного корпуса появилось малое производство, которое включало склад из дерева, сушилку и устройство для измельчения листьев табака, заложившее основу для производства махорки-крупки. С этого началась большая история производства елецкой махорки.
Табачное дело Заусайлова стало прибыльным, и фабрика стала одним из крупнейших предприятий в Орловской губернии, к которой принадлежал Елец. В 1872 году предприятие выпустило 400 тысяч ящиков махорки, принеся тем самым значительную прибыль предпринимателю Заусайлову благодаря труду двух тысяч рабочих, занятых тяжёлым физическим трудом.
В 1887 году фабрика по наследству перешла во владение внуку Гавриила Михайловича – 27-летнему Александру Заусайлову (см. рисунок 2). Но случившийся 6 мая 1894 года в 4 часа утра 1894 года пожар, почти полностью уничтожил производство. Остался только деревянный фабричный корпус, обложенный кирпичом. Несмотря на это после пожара, Александр Николаевич принял твёрдое решение восстановить фабрику на прежнем месте, поэтому отправил новый проект на рассмотрение Городской Управы. Однако, учитывая деревянную конструкцию фабрики и запрет на деревянное строительство в центральной части города, Управа пришла к выводу о недопустимости реализации строительных работ. Наличие большого количества деревянных ящиков для упаковки продукции, примитивность устройства и содержания фабрики представляли огромную пожароопасность для жилых домов и прилегающей Архангельской площади. Это, и жалобы городского населения на едкую табачную пыль, привели к решению Управы о невозможности существования фабрики в данном месте.

Рис. 2. А.Н. Заусайлов [2]
Но Александр был убежден, что «строительство новой фабрики должно быть и для него, и для властей Ельца делом неизбежным и предрешённым» [8]. Поэтому Александр Заусайлов пытался найти решение, которое бы устроило каждую из сторон. В итоге купцом был предложен инновационный проект в Орловское губернское правление. Согласно нему, основные фабричные и производственные помещения должны быть из негорючих материалов, таких как камень и металл. Проект предусматривал оснащение всего производственного процесса системами, полностью исключающими попадание пыли и табачного дыма в окружающую среду. Также при проектировании были учтены противопожарные и санитарные нормы. В план строительства здания включили электрическое освещение и водоснабжение.
Завод, построенный из камня, состоял из пяти специализированных отделений. Сушильня, изолированная капитальной стеной от других построек, была оснащена двойными кирпичными сводами, металлическими решетками на окнах и герметичными дверями с двойной железной обшивкой. Помещение, предусматривающее переработку табака, находилось в отдельном трехэтажном здании. Подвальный этаж был оборудован камерой для сбора табачной пыли, поступающей по металлическим трубам с машин и отводимой механическим вентилятором (см. рисунок 3).

Рис. 3. Вид на табачную фабрику со стороны улицы Свердлова [9]
Первый этаж был занят машинами для приема табака в самотаску, и жерновами для терки, и выпускающими выработанную махорку рукавами. Второй этаж, соединенный с первым железною лестницею, занят двумя ковшами плотно закрытыми и не дающими пыли, со второго этажа на чердак вела железная лестница, в нем имелись люки в ковши плотно закрывающиеся и не пропускающие табачную пыль [1].
Организаторские и предпринимательские способности Александра Заусайлова позволили не только восстановить табачную фабрику, основанную дедом, но и приумножить ее капитал в несколько раз. Опираясь на богатый купеческий опыт, он увеличил производство и построил новые корпуса фабрики. Основные здания были построены на рубеже XIX-XX веков и стилизованы в неорусском, неовизантийском и неороманском направлениях (см. рисунок 4). Предположительно по композиции фасада здания автором проекта был мастер русского стиля – Александр Степанович Каминский, занимавшийся отделкой интерьеров Вознесенского собора в Ельце.

Рис. 4. Промышленная архитектура дореволюционной России [4]
Елецкая табачная фабрика славилась своей продукцией по всей Российской Империи, став преуспевающим брендом своего времени, который мог конкурировать с ведущими производствами Москвы и Санкт-Петербурга (см. рисунок 5). По указу императора, предприятие имело честь снабжать императорский двор до революции. После революции 1917 года фабрика была национализирована, а в начальный период её руководила Варвара Васильевна Заусайлова, супруга купца Александра Заусайлова. В ходе модернизации были механизированы наиболее трудоемкие производственные процессы.

Рис. 5. Продукция табачной фабрики [2]
В начале Великой Отечественной войны оборудование фабрики было эвакуировано в Саратов, где стало частью производства Саратовской махорочной фабрики, снабжавшей армию табачной продукцией.
В 1956 году елецкая фабрика была реконструирована для производства сигарет и папирос. С 1983 года здание внесено в список объектов культурного наследия Липецкой области, состоящих на государственной охране. В 2003 году предприятие обанкротилось и корпуса пришли в запустение. Но в 2022 году начинается новая история комплекса.
По официальным данным пресс-службы администрации Липецкой области, фабрика XIX века вошла в список объектов для финансирования банком БРИКС. После проведения реставрационных работ на территории бывшей табачной фабрики купца Александра Заусайлова планируется создать культурный центр. Работы готовятся в рамках программы «Комплексного развития инфраструктуры и территории малых исторических поселений» [6].
В настоящее время памятник промышленной архитектуры находится в плачевном состоянии (см. рисунок 6). Однако, учитывая активную тенденцию к развитию туризма в Липецкой области, вопрос реставрации и последующее преобразование в музейно-выставочный комплекс может решится в ближайшем будущем. Реализация этого проекта позволит не только украсить город, но и сохранить память о богатой истории предпринимательства нашего края.

Рис. 6. Табачная фабрика в настоящее время [2]
Первый детский сад – изюминка городской архитектуры
Одно из самых интересных зданий города – ясли, построенные фабрикантом Заусайловым, для детей работниц табачной фабрики. На предприятии трудилось около тысячи вольнонаёмных рабочих, половина из которых – женщины. Поэтому Заусайловы как приверженцы современных методов управления, организовали приют «Ясли» – прообраз современных детских садов. Там на средства владельца бесплатно содержали до 50 малышей. Однако первоначально в этом здании планировалась оборудовать музей. В 1896 году у архитектора В.С. Думбовича был заказан проект на строительство здания на улице Манежной. Заказанный проект был разработан за месяц, но строительство было отложено.
Лишь в 1905 году были выполнены земляные работы и заложен фундамент, однако строительство вновь пришлось отложить. На первом этапе в здании предполагалось разместить материалы по истории табачного дела согласно завещанию Заусайлова. Широкие арочные окна первого этажа с цветными стеклами и изящно выполненная кирпичная кладка всего здания, ажурная металлическая изгородь придавали зданию исключительную красоту и изящество. Всё было готово для торжественного открытия, но в ноябре 1910 года дом продается городской управе под ясли-приют для детей [11].
Предназначенное для выставок здание на Манежной улице стало приютом. Первоначально здание было прямоугольным, вытянутым длинной стороной вдоль улицы, но впоследствии Заусайлов расширил это здание, заложив фундамент для новых построек, а также хозяйственных сооружений. Благодаря присоединению к дворовой части северного фасада двухэтажной кирпичной пристройки, общий комплекс приобрел форму буквы «Г».
В яслях, находившихся под присмотром супруги Александра Заусайлова, Варвары Васильевны, дети получали все необходимое для полноценного развития (см. рисунок 7). Благодаря её вниманию и заботе, родители имели возможность работать на фабрике, не беспокоясь о благополучии своих детей. Стоит отметить, что подобные учреждения в то время были редкостью даже в крупных городских центрах.

Рис. 7. В.В. Заусайлова [2]
Архитектуру здания можно считать прекрасным примером поиска нового стиля, который был свойственен русским зодчим начала XX века (см. рисунок 8). Стены здания приюта имеют открытую декоративную кладку из маломерного кирпича, который возвышаются над землей и низким белокаменным цоколем. Асимметричная композиция фасада со стороны улицы подчеркивается одноэтажной правой частью с декоративной башенкой, завершенной криволинейным флангом и утраченным майоликовым панно, и двухэтажной левой частью. Место примыкания одноэтажной части и двухэтажной отмечено декоративной башней с размещенным под ней входом.

Рис. 8. Ясли для детей работниц табачной фабрики Заусайлова [11]
Уличный фасад здания щедро украшен цветной керамической плиткой (см. рисунок 9). Необходимо отметить, что декоративные панно и изразцовые заполнения на фасаде являются остатками от оформления фасадов какого-то другого здания. На это указывает разница цветовой гаммы, различная техника исполнения, дополнительные вставки немодульной изразцовой плитки.
![]() |
![]() |
Рис. 9. Цветная керамическая плитка уличного фасада [3]
Передний фасад яслей был отделан майоликовым панно с пеликаном в гнезде, кормящим птенцов (см. рисунок 10). Композиция символизировала материнство и детство, и была широко распространена в оформлении воспитательных и благотворительных учреждения того времени. В первой половине XX века на панно на одноэтажной части западного фасада была размещена надпись: «Состоят в ведомстве учреждений Императрицы Марии приют и ясли, основанные Варварой Васильевной Заусайловой в 1900 году». Однако со временем облицовочный слой плитки сбился, остались только контуры шрифта.

Рис. 10. Майоликовым панно с пеликаном в гнезде, кормящим птенцов [3]
Вход с улицы выделен глубоким арочным проемом, увенчанным островерхим металлическим фронтоном. Наличники окон и фризы декорированы растительными завитками. Под навесом крыльца расположены сине-голубые изразцы. Вероятно, весь этот декор выполнен в технике абрамцевской майолики, представляющей собой вид изобразительного искусства, основанный на использовании цветной обожженной глины с глазурным покрытием. С архитектурной точки зрения данное здание является уникальным объектом, ведь детские ясли напоминают сказочный теремок. Детский сад имеет большие окна, которые расширяют внутреннее пространство, делая здание более легким и светлым. Ансамбль характеризуется применением изогнутых карнизов, формирующих контуры фронтонов, оконных и дверных проёмов разнообразной геометрией. Структурная асимметрия объемов дополняется плавными орнаментальными композициями, выполненными из глазурованных плиток.
Интерьеры за время эксплуатации здания и его перехода от одного ведомства к другому почти полностью изменились. Из первоначальных элементов сохранилось местонахождение лестницы на 2 этаж в объеме башни и балкон-антресоль в зале, занимающем правое, одноэтажное крыло здания [11].
Архитектурный объект состоит на охране государства как объект культурного наследия федерального значения. Ясли при Елецкой табачной фабрике после революции не раз изменяли свой статус. Например, до 2000-х годов здесь располагалась детская поликлиника. В настоящее время в здании размещается филиал Елецкого городского краеведческого музея «Музей народных ремесел и промыслов».
Музей ремесел и промыслов в городе Ельце был торжественно открыт в мае 2008 года (см. рисунок 11). Несмотря на то, что концепция музея была разработана ещё в 1992 году, его реализация столкнулась с определёнными трудностями. Основной проблемой являлось отсутствие квалифицированных мастеров, способных работать в здании бывшего приюта, которое является объектом культурного наследия и требует особого отношения.

Рис. 11. Музей народных ремесел и промыслов [11]
Вклад в развитие и градоустройство Ельца купцами Заусайловыми
Семейство Заусайловых в Российской империи было одним из наиболее значимых представителей купечества, чья деятельность в значительной степени отражалась на экономическом, политическом и культурном развитии города. Основной доход Заусайловы получали за торговлю махоркой, производимой на табачной фабрике, построенной в 1861 году дедом Александра, Гавриилом Михайловичем.
Для строительства нового завода с последующим его оснащением передовым технологическим оборудованием Заусайловым потребовалось значительное финансирование и преодоление многочисленных вызовов и трудностей. Все трудности купца окупились сполна, и завод стал драйвером процветания. Так в начале XX века Заусайлов А.Н. создает новое производство – изготовление ягодного и яблочного виноделия. В своем имении «Ключ жизни», он организовал лабораторию, следившую за выполнением технологии по изготовлению вина. Поездки купца во Францию вдохновили его на создание собственной винодельни, он отстроил трехэтажные подвалы для выдержки вина, преимущественно шампанского. Табачная мануфактура, винный завод и обширные склады, способствовали созданию значительного количества рабочих мест в городе Ельце. Их успешная деятельность приносила высокий доход не только самому предпринимателю, но и государству, получавшему значительные налоговые поступления от его коммерческой активности.
А.Н. Заусайлов показал себя не только как процветающий предприниматель, создавший рабочие места для горожан и прославивший Елец при императорском дворе. Существенная часть его доходов, до четверти, была направлена на благотворительность и развитие городской инфраструктуры. На его средства были построены бесплатные ясли для детей работниц предприятия, ныне это здание Музея народных ремёсел и промыслов, которое наряду с фабрикой является объектом культурно-исторического наследия Ельца.
В 1909 году на средства, предоставленные Заусайловым, в центре Ельца было начато возведение одного из красивейших храмов города – Великокняжеской церкви, или, как она официально называется – церковь во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Новый храм расширял часовню, включая её в своё проект, построенную в 1883 году в Ельце в память об убитом в 1881 году императоре Александре II [10].
Кроме того, А.Н. Заусайлов способствовал строительству Великокняжеской церкви во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. В 1913 году Заусайлов профинансировал постройку возле Великокняжеской церкви дома призрения – приюта для потерявших трудоспособность стариков. Данный ансамбль является жемчужиной в архитектурном ожерелье города. Именно рядом с ним установлен памятный бюст А.Н. Заусайлову.
Стараниями Александра Николаевича в Ельце был создан ботанический сад, который в настоящее время является территорией современного городского парка. В саду росли удивительные растения и деревья из разных уголков страны, также была оранжерея, в которой выращивались экзотические фруктовые деревья. По желанию Заусайлова была построена композиция, небольшой архитектурный каприз купца в виде каменного грота и водоёма, повторяющего по очертанию Чёрное море. Композиция с беседкой сохранилась до сих пор и ей могут наслаждаться жители города и туристы. Ботанический сад в то время примыкал к городской усадьбе купца, от здания которой парк сегодня отделён стеной. Особняк А.Н. Заусайлова, является памятником архитектуры регионального значения и в нем располагается музей купечества и сословий, который отражает историю предпринимательства и благотворительности династии.
Также он уделял много времени исправительной колонии для несовершеннолетних, находившейся под высочайшие его императорские величества покровительством [7].
Архитектурным украшением города стал и «Загородный дом», где ныне располагается управление культуры администрации города Ельца и комитет по физической культуре и спорту администрации города Ельца. Усадьба, раскинувшаяся на просторном участке, поражает своим великолепием и изысканностью. Наличники окон, карнизы и крыльцо богато украшены резьбой по дереву, мастерство которой не может не восхитить каждого взгляда.
Предпринимательская деятельность Заусайловых внесла значительный вклад в экономическое и социальное развитие города, а также здания, построенные благодаря инициативе купцов, формируют облик исторического центра города, являясь объектами туризма и историко-культурного наследия Ельца. Сохранившиеся черты старинного русского провинциального города показывают важность частных инвестиций в развитие городской инфраструктуры. Безусловно, вклад купцов Заусайловых в развитие Ельца невозможно переоценить. Они оставили после себя богатое наследие, которое продолжает радовать жителей города и его гостей.
Популяризация объектов наследия деятельности купцов Заусайловых
В настоящее время мы можем наблюдать плоды деятельности Заусайловых в виде сохранившихся архитектурных сооружений и объектов культурного наследия. Эти здания являются историческими памятниками, которые служат символами силы купеческого сословия, поэтому существует необходимость сохранения потенциала культурного наследия и его сбережения. Значение сохранения культурного наследия критически важно, поскольку его потеря неминуемо ведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти.
Концентрируя внимание на архитектурных объектах, которые описывались ранее в работе, табачной фабрике и приют-яслях, рассмотрим способы популяризации наследия Заусайловых.
Существует множество инструментов и методов для популяризации наследия, одним из наиболее явных является создание и обновление музейных экспозиций и выставок, посвященных их деятельности. В этих экспозициях могут быть предметы быта, документы, фотографии и другие артефакты, которые рассказывают о жизни и делах семьи. Данный способ может быть в будущем реализован на табачной фабрике благодаря финансированию программы «Комплексного развития инфраструктуры и территории малых исторических поселений». Согласно проекту, в Елецкую табачную фабрику включили создание культурного центра и музей – другая часть помещений планируется предоставить для аренды ресторанам и другим коммерческим объектам, чтобы пространство смогло себя окупить.
Во втором объекте – приют-яслях реализация этого метода осуществляется в другом формате. Деятельность музея народных ремёсел и промыслов направлена на сохранение в городе находящихся на грани исчезновения ремесел и промыслов, способствование их развитию и возрождению, росту интереса к культуре и народному творчеству. Таким образом, сохранение наследия семьи Заусайловых возможно через два взаимосвязанных инструмента: бережное обслуживание и ремонт архитектурного сооружения, поддержка идеи Александра Заусайлова о создании музея в этом здании.
Организация различных культурных мероприятий также имеет широкое распространение для привлечения внимания к наследию. Концерты, лекции, мастер-классы могут стать местом встречи разных поколений, тем самым способствовать культурному обмену. Важным аспектом организации таких мероприятий является тесное взаимодействие с туристско-информационным центром, способным оказать поддержку в продвижении и популяризации событий. В случае с табачной фабрикой, на которой планируется создание культурного центра и музея, проведение подобных мероприятий пока возможно только в будущем. Однако уже сейчас стоит задумываться о разработке интерактивных экскурсий и программ, мастер-классов, просветительских мероприятий для обеспечения успешного культурного воспитания местных жителей, школьников и молодежи Липецкого района. Интересные формы преподнесения краеведческой информации позволят раскрыть уникальность историко-культурного наследия Заусайловых.
Следует отметить, что в развитии регионального туризма наблюдается устойчивый интерес к созданию интерактивных форм предъявления материалов. Квест-экскурсии, тематические квизы и краеведческие викторины становятся всё более популярными, так как они позволяют туристам активно участвовать в процессе познания, делая его более увлекательным и запоминающимся. Реконструкция здания – лишь первый шаг на пути к созданию по-настоящему живого культурного пространства. Именно поэтому организаторам проекта необходимо тщательно подойди к созданию новых интерактивных программ, призванных привлечь внимание и вызвать интерес у широкой публики.
В музее народных ремёсел и промыслов в качестве культурных мероприятий по привлечению внимания к наследию открываются новые и временные выставки, проводятся концерт-лекции, практикумы, мастер-классы и акции. Руководству музея народных ремёсел и промыслов стоит задуматься о новых интерактивных программах, которые помогут привлечь посетителей. Однако представленная инициатива требует ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Нехватка профессионалов в области краеведения и культуры может ограничить развитие пространства для популяризации, поэтому важно занимается поиском программ финансирования.
Ведение социальных сетей является мощным инструментом популяризации исторического наследия, а также коммуникации и взаимодействия с аудиторией. С помощью публикаций можно легко донести информацию до большего числа людей. Ведение социальных сетей позволяет обеспечить достаточную осведомленность общественности о выставках и мероприятиях, также с помощью обратной связи адаптировать программы под предпочтения посетителей. На данный момент наиболее востребованной для освещения музейной деятельности является социальная сеть «Вконтакте».
Для будущего музейного пространства табачной фабрики необходимо будет создание собственной группы «Вконтакте», которую надо будет отметить на странице туристско-информационного центра города Ельца, а также других групп городских музеев. Важно на начальном этапе создать качественный контент, способствующий привлечению аудитории. Представители музея купечества и сословий успешно занимаются ведением группы, освещая в ней все мероприятия и результаты их проведения. Однако для повышения качества выпускаемых постов стоит воспользоваться услугами SMM специалиста или обеспечить курсами по повышению квалификации сотрудника, который занимается созданием публикаций. Также необходимо актуализировать ссылки на страницах групп других музеев города Ельца.
Таким образом, вклад купеческого рода Заусайловых в формирование архитектурного облика города Елец остается очевидным и значимым. Поэтому важно поддерживать культурное развитие и популяризировать объекты наследия не только купцов Заусайловых, но и других представителей купечества.
Заключение
Вклад купцов Заусайловых в экономическое, культурное и градостроительное развитие Ельца нельзя недооценивать. Их усилия в укреплении торговли, строительстве общественных зданий и поддержке культурных инициатив оставили неизгладимый след в истории города.
Табачная фабрика в настоящее время представляет собой памятник промышленной архитектуры, который, к сожалению, постепенно утрачивает свои первоначальные черты. Однако у этого объекта есть перспективное будущее благодаря проекту реставрации и преобразования его в музейно-выставочный комплекс. Реализация данной инициативы позволит не только восстановить архитектурный облик фабрики, но и создать значимый культурный центр, который станет визитной карточкой Ельца.
Первый детский сад – приют-ясли при Елецкой табачной фабрике, несомненно, является одним из наиболее уникальных объектов архитектуры. В нём гармонично сочетаются элементы промышленной эстетики и народного зодчества. Данная особенность придаёт зданию неповторимый шарм, выделяя его на фоне окружающей застройки и делая его изюминкой городской архитектуры.
Сегодня, когда мы прогуливаемся по улицам Ельца, мы можем увидеть наследие этих выдающихся людей, которые, стремясь улучшить условия жизни своего города, создали пространство для процветания и культурного обмена. Важно помнить и ценить вклад человека в развитие своего региона, чтобы не забыть об исторических корнях и значении сообщества. Поэтому важно заниматься популяризацией наследия купцов Заусайловых для сохранения и передачи культурных традиций и ценностей будущим поколениям. Ведь наследие этой династии может стать источником вдохновения для будущих предпринимателей и гордости для россиян, ведь оно включает в себя не только достижения в бизнесе, но и заботу о культуре и образовании.
Список литературы:
- Васильева А.В. История перестройки табачной фабрики в городе Ельце // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. Часть 3. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. С. 56-58. (дата обращения: 19.02.2025).
- Владения «Махорочного короля» // LipetskMedia (сайт). URL: https://lipetskmedia.ru/news/society/vladeniya-makhorochnogo-korolya/ (дата обращения: 19.02.2025). - Текст: электронный.
- Елец – Москва: продолжение темы. (дата обращения: 20.02.2025).
- Елец: завершение прогулки – Архитектурное наследие. (дата обращения: 21.02.2025).
- Елецкая табачная фабрика. (дата обращения: 19.02.2025).
- Ефанова П.Н., Гурина М.А. История добрых дел династии елецких купцов Заусайловых. (дата обращения: 19.02.2025).
- Лернер Е., Фурсов В.Н. Предпринимательская и благотворительная деятельность купцов Заусайловых в г.Ельце во второй половине XIX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2011. №19(114). С. 145-149. (дата обращения: 23.02.2025).
- Первушина А.В. Экскурсионный проект «Легенды рода Заусайловых» // Перспективы развития студенческого туризма: сборник статей. Выпуск 3. / Отв. ред. Е.Т. Атаманова. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. С. 150-154. (дата обращения: 19.02.2025).
- Табачная фабрика – «ГОБПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий»». (дата обращения: 19.02.2025).
- Шатков В.Г. Роль купца Заусайлова А.Н. в социально-экономическом развитии города Ельца // Наука и студенчество: путь к экономической модернизации и инновационному развитию: Cборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Елец, 31 марта 2023 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. С. 546-550. (дата обращения: 22.02.2025).
- Ясли для детей работниц табачной фабрики Заусайлова. (дата обращения: 20.02.2025).
The contribution of the Zausailov merchant family to the formation of the architectural appearance of the city of Yelets
Govorova E.O.,
bachelor of 3 course of the Yelets State University at I.A. Bunin, Yelets
Research supervisor:
Selezneva Yulia Aleksandrovna,
Deputy Director of the Institute of Economics, Management and Service Technologies for Educational Work and Youth Policy of Yelets State University named after I.A. Bunin, Senior Lecturer
Аnnotation. The article is devoted to the study of the contribution of the Zausailov family to the development of architecture in Yelets. The architectural achievements that reveal the beauty and spirit of Yelets' unique buildings, as well as the cultural heritage that allows preserving and transmitting the wealth of national identity, are being explored. The historical, architectural and scientific value of the heritage sites created thanks to the efforts of the Zausailovs is analyzed, methods of preservation and use in the modern cultural environment are being developed. Attention is paid to the issues of popularization of the heritage of the Zausailov family, as well as its adaptation to modern conditions.
Keywords: сultural heritage, architecture, the Zausailov family, tobacco factory, orphanage.
References:
- Vasilyeva A.V. The history of rebuilding a tobacco factory in the city of Yelets // Innovative technologies of scientific development: collection of articles of the international scientific and practical conference. Part 3. Yelets: I.A. Bunin Yelets State University, 2016.: 56-58. (date of the address: 19.02.2025).
- Possessions of the «Mahorochny King» // Lipetsk Media (website). URL: https://lipetskmedia.ru/news/society/vladeniya-makhorochnogo-korolya/ (date of the address: 19.02.2025).
- Yelets – Moscow: continuation of the theme. (date of the address: 20.02.2025).
- Yelets: the end of the walk – Architectural heritage. (date of the address: 21.02.2025).
- Yelets tobacco factory. (date of the address: 19.02.2025).
- Efanova P.N., Gurina M.A. The history of the good deeds of the dynasty of Yelets merchants Zausailov. (date of the address: 19.02.2025).
- Lerner E., Fursov V.N. Entrepreneurial and charitable activities of the Zausailov merchants in Yelets in the second half of the 19th century // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: History. Political science, 2011. №19(114).: 145-149. (date of the address: 23.02.2025).
- Pervushina A.V. The excursion project «Legends of the Zausailov family» / A.V. Pervushina // Prospects for the development of student tourism: a collection of articles. Issue 3. / Ed. by E.T. Atamanov. Yelets: I.A. Bunin Yelets State University, 2018.: 150-154. (date of the address: 19.02.2025).
- Tobacco factory – «Yelets College of Innovative Technologies». (date of the address: 19.02.2025).
- Shatkov V.G. The role of the merchant Zausailov A.N. in the socio-economic development of the city of Yelets // Science and students: the path to economic modernization and innovative development: A collection of materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference of students, postgraduates and young scientists, Yelets, March 31, 2023. Yelets: I.A. Bunin Yelets State University, 2023.: 546-550. (date of the address: 22.02.2025).
- Nursery for children of workers of the Zausailov tobacco factory. (date of the address: 20.02.2025).

