Аннотация. В статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения лексике иностранного языка. Особое внимание уделяется анализу цифровых инструментов, таких как платформы Quizlet, LearningApps и интерактивная доска Miro. В статье раскрываются этапы формирования лексических навыков, обосновывается актуальность использования ИКТ для улучшения освоения лексического материала.

Ключевые слова: цифровые инструменты, лексические навыки, мультимедийные ресурсы, лексика.

В современном мире знание иностранных языков приобретает всё большую значимость в жизни человека. Оно открывает широкие перспективы для международного общения и расширяет кругозор. Изучение любого языка представляет собой комплексный процесс, включающий овладение грамматикой, фонетикой и активное пополнение словарного запаса. Лексика, как основа для успешной коммуникации, позволяет точно формулировать мысли и полноценно участвовать в межкультурном взаимодействии. Для успешного усвоения и применения новых слов, помимо их заучивания, необходимо осознанно использовать их в речевой деятельности [2].

Эффективное овладение лексическим материалом – один из ключевых компонентов языковой подготовки, оказывающий непосредственное влияние на уровень владения иностранным языком. Как отмечают отечественные методисты, в частности Н.Д. Гальскова, процесс формирования навыков включает несколько этапов:

  1. Введение – первичное знакомство с единицами, их фонетической формой, значением и грамматическими характеристиками;
  2. Тренировка – автоматизация лексических единиц через разнообразные упражнения: повторение, заполнение пропусков, подбор синонимов и антонимов;
  3. Применение – активное включение слов в устную и письменную речь в рамках продуктивной языковой деятельности [4].

В условиях постоянно меняющегося мира традиционные подходы к изучению зачастую не соответствуют потребностям современных обучающихся [14]. В эпоху широкого использования цифровых инструментов в разных областях жизни неотъемлемой частью образовательного процесса становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они играют важную роль, так как способствуют более глубокому усвоению языкового материала за счёт интеграции аудиовизуальных и интерактивных компонентов [3], [6], [7], [8]. К таким технологиям относятся электронные образовательные платформы, интерактивные ресурсы, онлайн-курсы.

По данным опроса, проведённого в 2024 году факультетом искусств и наук Босфорского университета, было выявлено, что более 73% респондентов регулярно используют мобильные приложения для изучения английской лексики (30% – ежедневно, 16,7% – еженедельно, 26,7% – ежемесячно). Кроме того, 62% участников оценили эффективность приложений на уровне «средняя» и выше, в то время как 28,7% назвали их «высокоэффективными». Следует также отметить, что 60% студентов отдают предпочтение интерактивным ресурсам перед традиционными пособиями, 63% – поддерживают их интеграцию в учебный процесс [15].

В данной статье рассматриваются преимущества использования оптимальных ИКТ-инструментов на разных этапах работы с лексическим материалом: от введения новых единиц до их активного применения в речи [9].

Согласно определению, представленному в словаре методических терминов и понятий под редакцией Э.Г. Азимова, информационно-коммуникационные технологии – это «совокупность взаимосвязанных методов, процессов и программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения, распространения, визуализации и использования информации» [1]. Их главной особенностью является способность представлять числа, тексты, звуки, изображения и видео в цифровом формате. Они расширяют доступ к разнообразным учебным ресурсам и позволяют адаптировать процесс к уровню знаний [11].

Рассмотрим, как конкретные платформы способствуют формированию и развитию лексических навыков на разных этапах. Среди множества информационно-коммуникационных технологий, используемых в процессе обучения лексике, особое внимание заслуживают цифровые платформы. [4], [5]. Одним из популярных и доступных ИКТ-инструментов является платформа Quizlet. Этот бесплатный онлайн-ресурс предоставляет возможность изучения и повторения языковых единиц с помощью электронных карточек. Во время подготовки к занятиям преподаватель может как самостоятельно создавать наборы по конкретной теме, так и использовать размещённые другими пользователями.

Ресурс предлагает несколько способов работы с лексикой. Одним из ключевых способов, актуальных непосредственно на этапе введения, является режим «Карточки», реализующий принцип наглядности. Учащийся видит слово или фразу на одной стороне карточки и перевод – на другой. Например, набор по теме «Essen und trinken» может содержать карточки со следующими лексическими единицами: die Butter – масло, das Ei/die Eier – яйцо, das Fleisch – мясо, das Frühstück завтрак, der Käse/die Käse сыр, das Mittagessen обед, der Salat/die Salate салат, der Tee чай, das Wasser вода и другие. Платформа предоставляет возможность добавить изображение, что способствует лучшему запоминанию. При желании автор может дополнительно указать употребление слова в контексте: «Ich trinke einen schwarzen Tee zum Frühstück», «Zum Mittagessen esse ich gerne Fleisch» [9].

Таким образом, онлайн-ресурс Quizlet демонстрирует высокую эффективность на начальном этапе обучения лексике. Особое значение имеет возможность визуализации, звукового сопровождения и интерактивности [4].

На следующем этапе, тренировке, эффективном инструментом является онлайн-платформа LearningApps. Данный сервис представляет собой конструктор, позволяющий пользователю самостоятельно создавать упражнения различного типа. Они стимулируют познавательный интерес учащихся и позволяют включить игровые элементы, способствующие более прочному закреплению лексических единиц [9], [10]. Рассмотрим примеры упражнений по теме «Essen und trinken»:

  1. Найди пару – учащиеся сопоставляют слово и его перевод или изображение (das Brot хлеб, das Wasser вода, die Banane банан);
  2. Классификация – распределение лексики по тематическим группам (Getränke: der Saft, der Tee, das Wasser, Obst: der Apfel, die Banane, die Birne);
  3. Угадывание слов – развитие языковой догадки («Ein gelbes Obst, das Affen mögen» – die Banane);
  4. Кроссворды – повторение лексики в форме языковой игры.

Педагог может как выбирать из уже существующих шаблонов, так и разрабатывать собственные упражнения, адаптируя их под конкретную лексику. Платформа позволяет интегрировать мультимедийные элементы – изображения, видеофрагменты – что делает упражнения более наглядными [12]. Таким образом, использование LearningApps превращает классическую отработку лексического материала в увлекательный процесс за счёт игрового подхода.

На этапе применения особенно популярным техническим средством служит интерактивная доска Miro. Данный инструмент представляет собой цифровое пространство для совместной работы, визуализации и интерактивного взаимодействия. С его помощью можно создавать тематические кластеры. Например, ученики в группах разрабатывают интеллект-карту (mind-map) под названием «Mein Lieblingsessen». В центре располагается любимое блюдо, от которого расходятся категории: Zutaten (ингредиенты), Zubereitung (приготовление), Anlass (повод).

Помимо этого, доска Miro позволяет моделировать коммуникативные ситуации. Например, в классе можно разыграть ролевую игру «Im Restaurant». Преподаватель размещает на доске меню с изображениями блюд и напитков, а учащиеся строят диалоги с использованием тематической лексики, имитируя заказ: Guten Tag, was möchten Sie bestellen? – Ich nehme die Gemüsesuppe und ein Glas Wasser, bitte. Такая деятельность приближает условия обучения к реальной языковой практике.

Преимуществом Miro также является интеграция с другими цифровыми платформами (Google Docs, Zoom), позволяя включать доску в комплексную образовательную среду [13].

Проведённый анализ позволяет утверждать, что интеграция информационно-коммуникационных технологий значительно повышает эффективность усвоения лексического материала. Использование цифровых платформ делает процесс изучения более интерактивным. Это способствует лучшему запоминанию лексем и их активному включению в устную и письменную речь [3], [10].

На основе теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

  1. ИКТ обеспечивают глубокую проработку и закрепление лексического материала [1];
  2. Применение ИКТ позволяет адаптировать учебный материал под конкретный уровень сложности [8];
  3. Интерактивность повышает вовлечённость и мотивацию для обучающихся [15];
  4. Технологии оказываются эффективными на всех этапах формирования лексических навыков [9], [11].

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Бадалян А.Х. Формирование лексических навыков на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2019. №2. С. 52-57.
  3. Белеванцева М.Г., Афанасьева О.В. Возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий для обучения лексике иностранного языка // Вестник МИТУ-МАСИ, 2020. №4. С. 34-38.
  4. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 264 с.
  5. Караваева В.Г. Создание интерактивного образовательного контента и его использование на дистанционных занятиях по иностранному языку // Языковое образование в современном цифровом пространстве: подходы, технологии, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Хабаровск, 11-12 ноября 2021 года. Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. С. 285-299.
  6. Караваева В.Г. Методы организации заданий для чтения в системе Moodle // Language Studies and Language Teaching: Dreams, hopes, aspiration, achievement : Proceedings of the 13th Far Eastern English Language Teachers' Association International Conference, Blagoveshchensk, 27-29 мая 2021 года. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. С. 41-50.
  7. Караваева В.Г., Андросова С.В. Особенности организации обучения иностранному языку в дистанционном формате на базе платформы Moodle: лексика // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 2020. №3. С. 57-71.
  8. Мжачева М.В. Преподавание иностранного языка в условиях цифровой образовательной среды // Филологический аспект, 2023. №2(19). С. 101-105.
  9. Мохова О.Л. Использование ИКТ в преподавании английского языка в неязыковых вузах / О.Л. Мохова, Н.Д. Овчинникова, М.В. Резунова, Е.В. Коробова // Управление образованием, 2024. Т. 14, №2-1. С. 89-98.
  10. Наумчук Е.И. Применение мультимедийных технологий в обучении иностранных студентов русской лексике // Молодой ученый, 2024. №43(542). С. 322-324.
  11. Ушакова М.С. Сущность и содержание ИКТ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Молодой ученый, 2023. №48(495). С. 229-231.
  12. Ушаков Ю.Н. Обучение старшеклассников лексике с применением ИКТ: магистерская дис. Екатеринбург: УрФУ, 2024. 130 с.
  13. Фурсевич И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сб. науч. тр. М.: Просвещение, 2005. 256 с.
  14. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Филоматис, 2010. 186 с.
  15. Kayra Z. E. Enhancing English Vocabulary Learning through Mobile Apps: A New Paradigm in Educational Technology // Research Studies in English Language Teaching and Learning, 2024. Vol. 2, №2.: 87-95.

Information and communication technologies in teaching foreign language vocabulary

Gulyaev V.S.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Belyaeva Maria Vyacheslavovna,
Professor of the Department of German Studies and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Professor

Abstract. The article examines the role of information and communication technologies (ICT) in the process of teaching foreign language vocabulary. Particular attention is paid to the analysis of digital tools, such as the Quizlet, LearningApps platforms and the Miro interactive whiteboard. The article reveals the stages of the formation of lexical skills, substantiates the relevance of using ICT to improve the acquisition of lexical material.
Keywords: digital tools, lexical skills, multimedia resources, vocabulary.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR, 2009. 448 p.
  2. Badalyan A.Kh. Formation of lexical skills in English lessons // Foreign languages at school, 2019. №2.: 52-57.
  3. Belevantseva M.G., Afanasyeva O.V. Possibilities of using modern information and communication technologies for teaching foreign language vocabulary // Bulletin of MITU-MASI, 2020. №4.: 34-38.
  4. Galskova N.D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 264 p.
  5. Karavaeva V.G. Creation of interactive educational content and its use in distance learning in a foreign language // Language education in the modern digital space: approaches, technologies, prospects: materials of the international scientific and practical conference, Khabarovsk, November 11-12, 2021 / Khabarovsk: Far Eastern State Railway University, 2022.: 285-299.
  6. Karavaeva V.G. Methods of organizing reading assignments in the Moodle system // Language Studies and Language Teaching: Dreams, hopes, aspiration, achievement: Proceedings of the 13th Far Eastern English Language Teachers' Association International Conference, Blagoveshchensk, May 27-29, 2021. Blagoveshchensk: Amur State University, 2021.: 41-50.
  7. Karavaeva V.G., Androsova S.V. Features of organizing teaching a foreign language in a distance format on the MOODLE platform: vocabulary // Humanitarian studies. Pedagogika i psikhologiia, №3.: 57-71.
  8. Mzhacheva M.V. Teaching a Foreign Language in a Digital Educational Environment // Philological Aspect, 2023. №2(19).: 101-105.
  9. Mokhova O.L. Using ICT in Teaching English in Non-Linguistic Universities / O.L. Mokhova, N.D. Ovchinnikova, M.V. Rezunova, E.V. Korobova // Education Management, 2024. Vol. 14, №2-1.: 89-98.
  10. Naumchuk E.I. Using Multimedia Technologies in Teaching Russian Vocabulary to Foreign Students // Young Scientist, 2024. №43(542).: 322-324.
  11. Ushakova M.S. The essence and content of ICT in the formation of foreign language communicative competence // Young scientist, 2023. №48(495).: 229-231.
  12. Ushakov Yu.N. Teaching high school students vocabulary using ICT: master's dis. Ekaterinburg: UrFU, 2024. 130 p.
  13. Fursevich I.A. Features of using ICT in teaching foreign languages: collection of scientific papers. Moscow: Education, 2005. 256 p.
  14. Shchukin A.N. Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages: textbook. manual. 2nd ed. Moscow: Filomatis, 2010. 186 p.
  15. Kayra Z.E. Enhancing English Vocabulary Learning through Mobile Apps: A New Paradigm in Educational Technology // Research Studies in English Language Teaching and Learning, 2024. Vol. 2, №2.: 87-95.