Аннотация. В эпоху глобальной цифровизации японская система образования демонстрирует уникальный пример гармоничного сочетания технологических инноваций и культурных традиций. В статье анализируются ключевые проекты (VR-каллиграфия, ИИ-фольклор, геймификация истории), раскрывающие механизмы передачи традиционных ценностей новым поколениям. Особое внимание уделяется решениям, позволяющим избежать конфликта между цифровизацией и культурной идентичностью. Материал основан на исследовании практик японских школ и государственных программ 2020-2025 гг.

Ключевые слова: японская система образования, цифровизация и традиции, VR и AR в обучении, искусственный интеллект в образовании, сохранение культурного наследия.

Современные тенденции в развитии образования формируются под влиянием фундаментальных изменений в научной сфере, обусловленных переходом к информационному обществу. Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы [4, с. 122]. Стоит отметить, что, несомненным преимуществом Интернет-ресурсов перед традиционными печатными носителями информации является сравнительная доступность и актуальность получаемых данных, которые постоянно обновляются и дополняются пользователями [10, c.19]. Доминирование цифровых технологий, рост объема данных и необходимость их обработки трансформируют традиционные образовательные модели, требуя гибкости, адаптивности и ориентации на междисциплинарные подходы, все больше становятся актуальны современные, технологичные подходы к обучению [7, с. 215]. Все большее количество преподавателей в Японии прибегает к использованию различных электронных ресурсов, например, к использованию лингвистических корпусов или автоматизированных систем оценивания [5, с. 140], [6].

Эти процессы отражают общемировую динамику, где информационная парадигма становится ключевым фактором социально-экономического и культурного прогресса [8].

Глобальная цифровая трансформация общества и стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) закономерно приводят к их активному внедрению в образовательную среду. Этот процесс представляет собой не просто техническое оснащение учебных заведений, а формирование целостной цифровой экосистемы образования [12], которая:

  • обеспечивает обучающихся современными цифровыми инструментами и методиками;
  • формирует принципиально новые образовательные практики и форматы обучения;
  • создает условия для развития цифровой грамотности как ключевой компетенции XXI века.

При этом непрерывное обновление технологического базиса требует постоянной адаптации педагогических процессов, обеспечивая синхронизацию классических образовательных подходов с трендами цифрового общества.

В условиях глобальной цифровизации образовательная система Японии представляет собой удивительный феномен. С одной стороны, страна занимает 5-е место в мире по индексу цифровизации образования, активно внедряя искусственный интеллект, VR-технологии и другие инновации [14]. С другой – японские школы остаются хранителями многовековых традиций, где до сих пор практикуется каллиграфия с использованием чернил и бумаги, чайные церемонии и другие элементы традиционной культуры.

Этот парадокс объясняется философской концепцией «вакон ёсай» («японский дух, западные технологии»), сформировавшейся еще в период Мэйдзи. В современной интерпретации она означает, что цифровые технологии должны не заменять, а усиливать традиционные ценности. Как отмечает профессор Токийского университета Хироси Накамура: «Наши ученики могут изучать древние искусства через VR-очки, но конечная цель – чтобы они взяли в руки настоящую кисть» [13].

Цель этой статьи – показать, как цифровые технологии помогают японским школам сохранять культурное наследие, адаптируя его под запросы современного общества. Мы рассмотрим ключевые проекты, проблемы и решения, а также попытаемся ответить на вопрос: может ли японский опыт стать примером для других стран.

Традиции VS технологии: конфликт или симбиоз?

Японское образование всегда строилось на принципах, которые могут показаться несовместимыми с современными технологиями: коллективизм, уважение к учителю как к непререкаемому авторитету, внимание к деталям и стремление к гармонии во всем. Такие философские концепции, как ваби-саби (принятие несовершенства и мимолетности) и вакон ёсай («японский дух, западные технологии»), отражают многовековую традицию заимствования полезных инноваций без ущерба для национальной идентичности [11].

Цифровые инструменты в Японии разрабатываются с учетом этих ценностей. Например, виртуальные классы не копируют западные модели индивидуализированного обучения, а воспроизводят традиционные учебные – «ханы», где успех каждого зависит от слаженной работы команды. Интерактивные учебники и образовательные платформы оформлены в стиле ваби-саби – без лишних деталей, с акцентом на функциональность и эстетическую сдержанность. Даже алгоритмы адаптивного обучения настроены не на выявление индивидуальных пробелов, а на поиск общих для группы трудностей, что соответствует японскому подходу к образованию как коллективному процессу.

При этом японские школы не отказываются от проверенных временем методов. Даже в условиях массовой цифровизации сохраняются ритуалы вроде кирицу-рэй –церемониального приветствия учителя в начале урока. Технологии здесь не заменяют, а дополняют живое общение: после виртуального урока каллиграфии ученики обязательно тренируются с настоящей кистью и тушью, а изучение чайной церемонии в VR завершается реальной практикой [15, с. 98].

Ключевые цифровые проекты в японских школах

Одним из самых впечатляющих примеров симбиоза традиций и технологий стал проект «Онлайн-сокровищница», созданный при поддержке Министерства образования Японии. Эта платформа объединяет оцифрованные коллекции более 50 национальных музеев, включая такие жемчужины, как гравюры Кацусики Хокусая и Утамаро. Благодаря 3D-сканерам сверхвысокого разрешения ученики могут рассмотреть мельчайшие детали произведений – от отдельных мазков кисти до текстуры бумаги, что было бы невозможно при обычном посещении музея.

Особого внимания заслуживают технологии виртуальной и дополненной реальности, которые революционизируют преподавание традиционных искусств. Система Shodō VR позволяет ученикам отрабатывать написание иероглифов с помощью стилусов, имитирующих кисти. Алгоритмы анализируют давление, угол наклона и последовательность штрихов, давая обратную связь в реальном времени. Более того, система включает цифровые аватары известных мастеров каллиграфии, техники которых были восстановлены по архивным записям [3, с.11].

Не менее инновационным стал Chaji Simulator – платформа, воссоздающая чайные церемонии разных школ. Ученики не просто наблюдают за процессом, а участвуют в нем, отрабатывая не только технические элементы, но и сложный этикет, включая вежливые формы речи (кэйго). Система распознавания голоса анализирует правильность использования honorifics – особых грамматических форм, которые в обычной школе освоить крайне сложно.

Особую роль в сохранении нематериального наследия играет искусственный интеллект. Система Mukashi AI анализирует сотни региональных вариантов народных сказок (мукасибанаси), выявляя тонкие, но крайне важные культурные различия. Например, анализ сказки о Момотаро показал, как один и тот же сюжет преломляется в разных префектурах: в Окаяме акцент делается на торжестве добра над злом, а в Тохоку появляется дополнительный персонаж – мудрая старуха-спасительница, что характерно именно для фольклора этого региона.

Еще одним прорывом стало создание «цифровых двойников» мастеров традиционных ремесел. Эти интерактивные аватары, созданные на основе интервью и архивных записей, позволяют ученикам общаться с носителями уникальных знаний, даже если те живут за сотни километров. Проект особенно важен для сельских школ, где доступ к живым мастерам ограничен [14].

Геймификация истории: обучение через опыт

Японские учителя быстро поняли, что современные дети лучше усваивают информацию через игровые механики. Так появились образовательные квесты и симуляторы, которые позволяют не просто изучать историю, а «проживать» ее.

Квест «Путь тэндзику» переносит учеников в эпоху Нара (710-794 гг.), когда Япония активно заимствовала культурные достижения Китая. Игроки становятся купцами, которые должны преодолеть реальные исторические маршруты, сталкиваясь с теми же проблемами, что и их предки восемь веков назад. Система строго следит за исторической достоверностью: попытка использовать современные финансовые инструменты (например, кредит) вместо традиционного бартера немедленно пресекается с подробным объяснением, почему такой подход невозможен в контексте эпохи.

Не менее популярна ролевая игра «Самый добродетельный самурай», где прогресс персонажа напрямую зависит от соблюдения принципов бусидо –самурайского кодекса чести. Ученики принимают решения, влияющие на развитие сюжета: проявить милосердие к врагу (увеличив параметр «доброта») или строго следовать долгу (повышая «честь»). По данным Министерства образования, школы, внедрившие эту игру, отметили 40% рост интереса к традиционной этике среди подростков [2, с. 53].

Проблемы и решения

Несмотря на впечатляющие успехи, японская система сталкивается с типичными проблемами цифровой эпохи. Главная из них – риск подмены реального культурного опыта виртуальными суррогатами. Педагоги отмечают, что после впечатляющих VR-экскурсий некоторые ученики теряют мотивацию посещать реальные исторические места [1, с. 245].

Для минимизации этих рисков японские школы используют несколько стратегий:

  1. Жесткое ограничение экранного времени. Школьные планшеты имеют контент-фильтрацию, блокирующую развлекательные приложения и социальные сети.
  2. Обязательное сочетание цифровых и реальных практик. После VR-урока о чайной церемонии ученики участвуют в настоящем ритуале, а изучение каллиграфии в симуляторе завершается работой с настоящей кистью и тушью.
  3. Кросс-генерационные проекты, где цифровые технологии служат мостом между поколениями. Например, программа «Цифровые капсулы времени» позволяет старшему поколению передавать молодежи знания о местных обычаях в интерактивном формате.

Заключение

Японский опыт уникален тем, что показывает: цифровизация может не только сохранять, но и оживлять культурное наследие, делая его актуальным для цифрового поколения. Для России, где проблема сохранения традиций в условиях глобализации стоит особенно остро, опыт Японии мог бы быть полезен в части: геймификации фольклора (например, квесты на основе русских народных сказок с региональными вариациями); создания цифровых архивов традиционных ремесел с возможностью интерактивного обучения; смешанных форматов, где технологии дополняют, а не заменяют реальные практики.

Будущее цифрового сохранения культуры, как показывает японский опыт, лежит в гармоничном сочетании инноваций и традиций. Технологии должны не создавать параллельную реальность, а служить мостом между прошлым и будущим, помогая новым поколениям не только узнать, но и прочувствовать культурное наследие своей страны.

Японские школы демонстрируют, что технологии и традиции не противоречат друг другу – напротив, их разумное сочетание открывает новые возможности для образования. Ключ к успеху – в уважительном отношении к культурным корням на всех этапах внедрения инноваций. Опыт Японии – это важный урок для всего мира: цифровизация может быть не угрозой, а мощным инструментом сохранения идентичности в условиях глобальных изменений.

В эпоху, когда технологии все чаще определяют нашу жизнь, японский подход напоминает: настоящее образование должно не только давать знания, но и помогать новым поколениям оставаться собой.

Список литературы:

  1. Абдукаримов В.И., Хайруллина Г.Р. Инновационное развитие образования в Японии // Вестник Казанского технологического университета, 2015. Т. 18. №18. С. 243-246.
  2. Богомазова Н.Л. Особенности цифровизации образования в Японии: генеративный искусственный интеллект и «виртуальная школа» // Образовательные технологии и общество, 2024. Т. 27. №1. С. 51-56.
  3. Герасимова К.К. Реформа школьного образования 2020 года в Японии: основные идеи и направления // Межкультурная коммуникация и лингвокультурология, 2019. №2. С. 9-17.
  4. Мызникова В.В. Использование ON-LINE ресурсов на уроках японского языка. Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции, Владивосток, 12 мая 2017 года. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. С. 122-125.
  5. Нургалиев И.Р. Корпус как средство лингводидактических исследований в Японии. Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания: Материалы научно-методической конференции, Москва, 28-30 октября 2022 года. М.: ООО Издательство «Ключ-С», 2023. С. 134-143.
  6. Нургалиев И.Р. Система оценивания уровня владения японским языком с помощью эссе на платформе JWriter // Актуальные вопросы японистики: язык, культура, лингводидактика: Сборник научных статей. М.: ООО «Языки народов мира», 2025. С. 73-83.
  7. Нургалиев И.Р. Технология обучения японским коллокациям с помощью корпуса на начальном этапе в языковом вузе // Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее (ЛЛПНБ-24): Материалы I Международной научно-практической конференции, Зеленоград, 19 апреля 2024 года. М.: Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», 2024. С. 215-220.
  8. Официальный сайт программы GIGA School (сайт). (дата обращения: 22.06.2025).
  9. Полтавский А.В. Оценка качества обучения на платформе вычислительных систем / А.В. Полтавский, Н.К. Юрков, В.А. Федянина, А.С. Скотченко, М.В. Фомкина // Надежность и качество сложных систем, 2018. №4(24). (дата обращения: 22.06.2025).
  10. Практическое использование цифровых технологий в проведении лингвистических исследований: Учебно-методическое пособие. М.: Языки Народов Мира, 2024. 111 с.
  11. Ситдикова В.В. Основные направления оптимизации процесса экологического образования в Японии // Большая конференция МГПУ: сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28-30 июня 2023 года. Том 3. М/: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. С. 151-155.
  12. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки, 2018. №3(27). С. 85-90.
  13. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). GIGA School Program: Implementation Guidelines. Tokyo, 2023. (дата обращения: 22.06.2025).
  14. OECD Report: Digital Education in Japan, 2023 (сайт). (дата обращения: 22.06.2025).
  15. 佐藤 隆. デジタルツールを活用した伝統文化の継承: 学校教育プロジェクトの分析. – 京都: 京都大学出版会, 210 p.

Preservation of Cultural Heritage in the Digital Environment: The Experience of Japan

Kassia A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shevtsova Maria Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Japanese Language, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Economic Sciences

Abstract. In the era of global digitalization, the Japanese education system represents a unique example of the harmonious integration of technological innovation and cultural tradition. This article analyzes key projects (VR calligraphy, AI folklore, gamified history) that reveal mechanisms for transmitting traditional values to younger generations. Special attention is given to strategies that help prevent conflicts between digitalization and cultural identity. The material is based on an examination of practices in Japanese schools and government programs from 2020 to 2025.
Keywords: Japanese education system, digitalization and tradition, VR and AR in education, artificial intelligence in education, preservation of cultural heritage.

References:

  1. Abdukarimov V.I., Khairullina G.R. Innovative development of education in Japan//Bulletin of Kazan Technological University, 2015. Vol. 18. №18.: 243-246.
  2. Bogomazova N.L. Features of digitalization of education in Japan: generative artificial intelligence and «virtual school» // Educational technologies and society, 2024. Vol. 27. №1.: 51-56.
  3. Gerasimova K.K. Reform of school education in 2020 in Japan: main ideas and directions//Intercultural communication and linguoculturology, 2019. №2.: 9-17.
  4. Myznikova V.V. Using ON-LINE resources in Japanese lessons. National priorities of modern Russian education: problems and prospects: Collection of scientific articles and reports of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, Vladivostok, May 12, 2017. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2017.: 122-125.
  5. Nurgaliev I.R. Corpus as a Tool for Linguodidactic Research in Japan. In Japanese Language at University: Current Issues in Teaching: Proceedings of the Scientific and Methodological Conference, Moscow, October 28-30, 2022.: 134-143.
  6. Nurgaliev I.R. System for assessing the level of proficiency in Japanese using essays on the JWriter platform // Current issues of Japanese studies: language, culture, linguodidactics: Collection of scientific articles. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2025.: 73-83.
  7. Nurgaliev I.R. Technology of teaching Japanese collocations using the body at the initial stage at a language university // Linguistics, Linguodidactics and Translation Science: Present and Future (LLPNB-24): Materials of the I International Scientific and Practical Conference, Zelenograd, April 19, 2024. Moscow: National Research University «Moscow Institute of Electronic Technology», 2024.: 215-220.
  8. The official website of the GIGA School program (website). (date of the address: 22.06.2025).
  9. Poltavsky A.V. Assessment of the quality of training on the platform of computer systems / V. Poltavsky, N.K. Yurkov, V.A. Fedyanina, A.S. Skotchenko, M.V. Fomkina // Reliability and quality of complex systems, 2018. №4(24). (date of the address: 22.06.2025).
  10. Practical use of digital technologies in linguistic research: Educational and methodological manual. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2024. 111 p.
  11. Sitdikova V.V. The main directions of optimization of the environmental education process in Japan//MGPU Big Conference: a collection of theses. In 3 volumes, Moscow, June 28-30, 2023. Vol. 3. Moscow: PARADIGM Publishing House, 2023.: 151-155.
  12. Tareva E.G. Digital era and pedagogical professions // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences, 2018. №3(27).: 85-90.
  13. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). GIGA School Program: Implementation Guidelines. Tokyo, 2023. (date of the address: 22.06.2025).
  14. OECD Report: Digital Education in Japan, 2023 (website). (date of the address: 22.06.2025).
  15. Takashi Sato. Inheritance of traditional culture utilizing digital tools: analysis of school education projects. Kyoto: Kyoto University Press, 2023. 210 p.