Код уникальной десятичной классификации: 373.21

Аннотация: Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой для дошкольного воспитания. Современный способ преподнесения знаний участникам образовательного процесса и новые идеи применения информационно-коммуникативных технологий позволяют поднять процесс образования в дошкольной образовательной организации на новый уровень, повысить его эффективность. На сегодняшний день уровень развития современных технологий способствует привлечению в обучающий процесс всех участников образовательных отношений, путем использования мультимедии, сетевых технологий, электронных ресурсов.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, современные информационные технологии, учебно-воспитательный процесс, сотрудничество участников образовательных отношений.

Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) и их внедрение в воспитательный и образовательный процесс является неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Предполагается, что благодаря глобальной информатизации, воспитатели, родители и дети могут взаимодействовать друг с другом, повышать качество получаемых воспитанниками знаний, развивать умение самообразовываться, мыслить творчески, самостоятельно находить пути решения различных проблем. Родители и воспитатели, являясь участниками образовательных отношений, могут при помощи информационных технологий направлять развитие детей в нужном направлении, делиться знаниями, отслеживать прогресс ребенка. Несмотря на это, способов вовлечения всех участников воспитательно-образовательного процесса не так уже много. Ситуация связана с тем, что не все дошкольные организации в достаточной мере оснащены необходимым оборудованием и достаточным количеством разработанных программ для полноценного взаимодействия между всеми сторонами воспитательного процесса, что аргументирует актуальность данной работы.

Если говорить о развитии ИКТ и их использовании в дошкольной образовательной организации, то уместно упомянуть Д.Л. Баландина, Н.Е. Вераксу, Э.М. Дорофеева, Е.Б. Соловьева, А.В. Туликова и других [5]. Эти исследователи внесли огромный вклад в разработку комплексной идеи внедрения ИКТ в процесс образования и воспитания дошкольников.

С.Л. Новоселова, И. Пашелите, Б. Хантер и многие другие исследователи сумели, вопреки бытовому мнению о вреде компьютеров доказать, что информационные технологии не только не вредят детям, но могут, при грамотном их использовании, развивать интеллект и личность в целом.

Для создания полноценной информационно-образовательной среды необходимо соблюдать некоторые условия. К одним из таких «внешних» условий относится обеспечение дошкольной организации компьютерами, ноутбуками, мультимедийными системами и другой компьютерной техникой.

Вторым важным условием является постоянное, практически ежедневное использование информационных технологий в воспитательной деятельности. Данная работа должна быть направлена на рост результативности в обучении воспитательным дисциплинам. В дошкольной организации должна быть электронная библиотека не только для педагогов, но и для родителей. Она должна содержать методические материалы, пособия и статьи педагогов. Детям также должна быть предоставлена возможность пользоваться библиотекой, для чего необходимо разместить в ней различные обучающие презентации и мультфильмы [2].

В документах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указано, что неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольной общеобразовательной организации (далее – ООП ДОО) является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [6]. В нем описываются интегративные качества, которые являются результатом освоения ООП ДОО. Таким образом, ФГОС ДО опирается на необходимость использования индивидуального подхода к ребёнку, что предполагает различные формы проведения занятий, такие как: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Для повышения стремления детей к самостоятельному познанию себя и мира необходимо научить их грамотному использованию информационных и телекоммуникационных технологий. Это позволит повысить мотивацию воспитанников дошкольной организации к обучению с помощью ИКТ. В связи с повсеместной компьютеризацией, воспитателям необходимо подавать знания в максимально доступной форме, при помощи ярких образов, звуков.

Одним из наиболее положительных моментов является использование электронных ресурсов, направленных на самостоятельное усвоение программы и развитие необходимых навыков. С развитием и внедрением ИКТ появились неограниченные возможности индивидуализации во время образовательного процесса. Однозначно, положительной стороной также является возможность для выбора программы с учётом личных предпочтений и потребностей ребенка, в которой учитывается его уровень знаний и навыков [1].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система образования построена таким образом, чтобы учить детей самостоятельному освоению программы, составленной педагогами в соответствии с ФГОС ДО, однако это не значит, что родители не должны вмешиваться в процесс обучения и воспитания.

ООП ДОО должна предоставлять возможность для активного участия родителей в образовательном процессе. Только благодаря продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса появляется возможность не упустить самый сложный и важный период в развитии детской личности. ФГОС ДО предлагает родителям быть активной стороной в процессе получения знаний, участвовать в совместных с детьми и педагогами проектах, поисковой исследовательской деятельности и т.д. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время система дошкольного образования имеет тенденцию к развитию в согласии с запросами современного общества.

Для решения проблемы нехватки сотрудничества среди всех участников образовательных отношений необходимо приложить усилия к разработке программ и Интернет-ресурсов, которые всегда будут доступны как для детей, воспитателей, так и для родителей. В данных программах должна быть разработана система взаимодействия со всеми детскими образовательными учреждениями, сетевыми сообществами педагогов [3].

Отлаженная работа телекоммуникаций дошкольной организации должно объединять работу администрации, педагогов, детей и родителей. Посредством такого информирования и обучения воспитатели смогут информировать родителей о приобретенных детьми навыках в реальном времени. Семьи дошкольников всегда будут проинформированы о деятельности организации, о возможностях дополнительных услуг, о современных Интернет-технологиях, направленных на развитие всех видов деятельности детей.

Одним из самых значимых результатов при внедрении информационных коммуникаций можно считать умение воспитателей и родителей создать компетентную среду для формирования целостной личности ребенка, в которой он сможет научиться базовым способам взаимодействия с окружающим миром, в полной мере освоит учебно-воспитательную программу.

Выявление индивидуально-дифференцированного подхода к детям, воспитателям и родителям имеет своей целью повысить показатели роста знаний воспитанников дошкольной образовательной организации. Использование современных информационно-коммуникативных технологий является эффективной моделью взаимодействия образовательной организации по вопросам обучения, воспитания и развития каждого участника воспитательного и образовательного процесса.

The information and communicative environment in the preschool educational organization as a factor of cooperation of participants of the educational relations

Antipova I.L.,
graduate student 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. Use of information and communicative technologies in the preschool educational organization is a current problem for preschool education. A modern way of presentation of knowledge to participants of educational process and the new ideas of use of information and communicative technologies allow to lift process of education in the preschool educational organization to new level, to increase its efficiency. Today the level of development of modern technologies promotes attraction in the training process of all participants of the educational relations, by use of multimedia, network technologies, electronic resources.
Keywords: Information and communication technologies, modern information technologies, educational process, cooperation of participants in educational relations.