Научный руководитель: Караневская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ
Код уникальной десятичной классификации: 376.112.4

Аннотация. Современные подходы к повышению эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью предполагают формирование мотивации, умения учиться и использовать полученные знания в жизни. Важная роль для достижения этих целей принадлежит базовым учебным действиям у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются результаты обследования сформированности базовых учебных действий у младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями и предлагаются методы и приёмы развития базовых учебных действий в процессе урочной деятельности.

Ключевые слова: базовые учебные действия, этапы формирования базовых учебных действий, младшие школьники с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема формирования учебного поведения у обучающихся имеющих расстройства аутистического спектра (далее – РАС), в настоящее время является достаточно актуальной. Она встаёт практически перед каждым специалистом, работающим с детьми этой категории. В целом, проблема учения привлекала к себе пристальное внимание и становилась содержанием исследований многих учёных, в том числе Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.

В пространстве науки исследовались понятия «универсальных учебных действий» (далее – УУД) [1, 4], впоследствии уточненные как «базовые учебные действия» (далее – БУД). Концепция развития универсальных учебных действий (УУД), была разработана на основе системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Современные подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Ю.К. Бабанский, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейном и др. В своих публикациях они делают вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности [2].

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС) произошли существенные изменения в образовании на разных ступенях его получения. ФГОС определил в качестве главных результатов обучения предметные, личностные и метапредметные УУД [3]. Таким образом, обучение детей с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в школе направлено не только на формирование у них УУД, с помощью которых школьники могут продуктивно и самостоятельно учиться, то есть «уметь учиться». Обеспечить достижение этой цели возможно только путём сознательного, активного присвоения школьниками социального жизненного опыта. Поэтому, в рамках новой парадигмы знания, умения и навыки (далее – ЗУН) рассматриваются как производные соответствующих видов целенаправленных действий, то есть, они производятся, хранятся и используются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

БУД – это элементарные необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с нарушениями в развитии.

Выделяются следующие виды БУД:

  • личностные учебные действия;
  • коммуникативные учебные действия;
  • регулятивные учебные действия;
  • познавательные учебные действия.

Для исследования особенностей сформированности базовых учебных действий нами было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ № 2124 Центр коррекции и развития, ЦАО города Москвы. В исследовании принимали участие 14 детей, возраст 7-9 лет, учащиеся 1-2 классов с диагнозом РАС и умственной отсталостью, 5 специалистов, 14 родителей. В качестве диагностического инструментария использовали рейтинговую шкалу аутизма CARS и тест АТЕК, позволяющий оценить динамику развития ребенка с РАС.

По проведенным тестам САRS у детей с тяжелым аутизмом слабо развиты навыки: имитация и вербальная коммуникация. У детей со средней степенью аутизма слабо развиты следующие категории: владение телом и адаптация к изменениям. По проведенным тестам АТЕК у детей с тяжелым аутизмом слабо развиты следующие навыки: поведение, коммуникативные навыки. У детей со средней степенью аутизма слабо развиты следующие категории: коммуникативные навыки и социализация. Результаты исследования представлены на рисунках 1-6.

1

Рис 1. Результаты исследования по уровням сформированности БУД у учащихся 1-2 классов с РАС и умственной отсталостью

2

Рис 2. Результаты исследования по группам БУД у учащихся 1-2 классов с РАС и умственной отсталостью

3

Рис. 3. Результаты сформированности коммуникативных БУД у учащихся 1-2 классов с РАС и умственной отсталостью

4

Рис. 4. Результаты сформированности регулятивных БУД у учащихся 1-2 классов с РАС и умственной отсталостью

5

Рис. 5. Результаты сформированности личностных БУД учащихся 1-2 классов с РАС и умственной отсталостью

6

Рис. 6. Общие результаты сформированности БУД у учащихся с РАС и умственной отсталостью по направлениям

Таким образом, нами были выявлены общие и специфические особенности формирования базовых учебных действий. Уровень сформированности БУД зависит от диагноза ребенка. У детей с расстройствами аутистического спектра больше страдает коммуникативная составляющая.

Кратко остановимся на индивидуальных средствах и приёмах работы, направленных на освоение компетенций, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Индивидуальные средства и приемы работы, направленные на освоение компетенций

УменияСредства, приёмы работы
Умение организовать рабочее место. Было специальным образом организовано учебное пространство:
  • яркий контур школьных принадлежностей для детей с низким уровнем БУД,
  • слабый контур школьных принадлежностей для детей со средним уровнем БУД,
  • для детей, которые самостоятельно ориентировались в школьных принадлежностях, не использовали заготовки с контуром, а использовали фото, как всё должно лежать на парте.
Умение планировать этапы своей деятельности. Для формирования умения слышать звонок, прерывать свою деятельность, брать рюкзак и идти в класс использовалось визуальное расписание. Когда звенел звонок, с доски снималась карточка «урок» и предъявлялась на карточку «перемена». Ребенку говорилось: «урок окончен, сейчас перемена». Далее, жестом показывалось на портфель, говорилось: «Возьми портфель, иди на перемену».
Умение находить свою парту, вешать рюкзак Использовались обозначения имени ребенка на парте и наклейки. У каждого ребенка наклеены на парте были квадрат определенного цвета и его имя. Перед уроком ребенок подходил к парте, смотрел какого цвета квадрат и чьё имя написано на парте.
Умение выходить к доске и выполнять задание у доски. Использовались похвала и поощрение. Например, ученику Ярославу очень нравятся «смешарики», за выход к доске и выполнение одного задания Ярослав получал наклейку «смешарика». Примеры похвалы: «Молодец! Всё сделал правильно!», «Умница, выполнила задание»», «Супер!» и т.д.
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой по просьбе взрослого. Использовался визуальный план урока. Например: «У нас была минутка физкультуры, сейчас у нас задание по сложению. Соответственно, использовались карточки с визуализацией вида деятельности.
Умение использовать план действий, представленный в наглядной форме Использовался поэтапный план действий. Например план действий для переодевания на физкультуру.
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. Использовалось визуальное расписание и предметно-операционные планы. В ходе урока и в конце урока ребенку показывался образец. Например, светофора, что должно было получиться у ребят. Если у ребенка получалось работа не очень похожая на образец, ему подсказывали необходимые действия с помощью операционных карт, с целью уточнения, на каком этапе были допущены ошибки.
Умения находить ошибки самостоятельно или с помощью педагога Использовалась словесная подсказка. Например: «Посмотри, всё правильно ты сделал?» Если ребенок не видел ошибки, педагог указывал ему на ошибку и она исправлялась совместно.
Умение качественно выполнить задание Использовалась жетонная система поощрения и похвала. Например, говорилось: «Соберешь 5 жетонов и получишь наклейку». У каждого ребенка были разные жетоны, например, у Жени смайлики жёлтого цвета, у Димы картинки панды из мультфильма, у Валеры кошки, у Васи картинки паровозика из мультфильма Tutitu.
Умение понимать и выполнять алгоритм действий. Использовались технологические карты..
Умение работать самостоятельно(без помощи педагога), ориентироваться на цель и результат. Использовалось поощрение и образец завершенного задания (например, картинка, выполненная другим учеником).

Наше исследование показало, что у детей, имеющих расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения, наиболее страдают коммуникативные БУД; а у учащихся имеющих умственную отсталость, наиболее страдают познавательные БУД. Меньше всего страдают у учащихся с умственной отсталостью регулятивные БУД: соблюдение ритуалов школьного поведения (умение поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.), осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. У учащихся с РАС страдают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные действия.

Таким образом, можно сделать вывод: изучение БУД позволяет более значимо выстраивать коррекционную программу обучения для учащихся со сложной структурой дефекта. Для эффективного формирования БУД необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, что должно отражаться в учебных планах и учебных программах образовательных организаций. Этот подход позволит учащимся с различным уровнем познавательного, речевого, эмоционального, двигательного развития успешно овладеть программой. Данная проблема актуальна, потому что формирование БУД это длительный процесс, который включён в урочную и внеурочную деятельность, и оценивается всеми участниками учебного процесса.

Formation of basic educational actions at younger school students with frustration of an autistic range

Shumakova N.S.,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU,
teacher of GKOU "School No. 2124 "Center of development and correction", Moscow

Research supervisor:
Karanevskaya Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
teacher of Institute of vocational education and complex rehabilitation of GAOU VO MGPU

Annotation: Modern approaches to increase in efficiency of education of children with limited opportunities of health and disability assume formation of motivation, ability to study and use the gained knowledge in life. The important role for achievement of these purposes belongs to basic educational actions at younger school students with frustration of an autistic range is an acute and current problem of the present stage of development of vocational education. In this article results of inspection of formation of basic educational actions at younger school students with frustration of an autistic range and intellectual violations are considered and methods, methods of development of basic educational actions in the course of fixed activity are offered.
Keywords: basic educational actions, stages of formation of basic educational actions, younger school students with frustration of an autistic range and intellectual violations, Federal state educational standard of the primary general education of students with limited opportunities of health.