Аннотация. В статье рассматриваются особенности феминизма в Республике Корея, причины его возникновения и развития. Приведена историческая справка, проанализированы статистические данные, представленные южнокорейскими новостными и исследовательскими агентствами. Особое внимание уделено возрастным и половым различиям в отношении к феминизму, а также различиям в восприятии этого движения среди разных слоев населения. Выделяются и объясняются характерные особенности феминизма в Республике Корея, включая влияние интернета и социальных сетей на формирование взглядов и отношение к данным идеям. Рассмотрено, как цифровая среда способствует распространению феминистских настроений и способствует активному обсуждению социальных вопросов. Отдельно акцентируется внимание на роли культурно-исторического контекста в развитии феминизма в Южной Корее, а также на современных социальных проблемах, с которыми сталкиваются женщины в корейском обществе.
Ключевые слова: феминизм, Республика Корея, корейские женщины.
В настоящее время феминизм является одной из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Но что же отличает южнокорейский феминизм от подобных движений в других странах, и почему он привлекает столько внимания? В первую очередь стоит рассмотреть культурно-исторический контекст и историю женских движений в Корее, отношение южных корейцев к феминизму и причины такого отношения. После чего можно выделить и проанализировать ключевые особенности феминизма в Республике Корея, а также изучить, за что и против чего борются южнокорейские феминистки. Это, в свою очередь, позволит глубже понять ряд социальных проблем, с которыми сталкивается страна в контексте гендерного равенства и феминистских идей.
Перед тем, как рассмотреть особенности феминизма в Республике Корея, стоит остановиться на культурно-историческом факторе, изучить, как жили женщины в разные исторические периоды и какие именно события и традиции повлияли на становление феминизма, рассмотреть историю женских движений в Корее. В период существования государства Силла положение женщин было во многом определяемо влиянием шаманизма и буддизма. Шаманизм, в свою очередь, придавал женщинам особый статус, поскольку большинство ритуалов и обрядов проводилось женщинами, что придавало им определенную роль в общественной и религиозной жизни. У женщин было немало прав: они могли наследовать и передавать наследство, могли передавать фамилию своим детям, свободно перемещаться по стране. Подобная ситуация сохранялась и в ранний период государства Корё [3, с. 134], однако с укоренением неоконфуцианства ситуация начала постепенно меняться.
Неоконфуцианство стало официальной идеологией государства Чосон, в связи с чем культура и жизнь корейцев значительно поменялись, это же относится и к жизни женщин, их правам и отношению к ним в обществе. На наш взгляд, стоит подробнее остановиться на неоконфуцианстве и его влиянии на жизнь корейских женщин, поскольку некоторые аспекты неоконфуцианских традиций продолжают оказывать влияние на современное корейское общество. В соответствии с неоконфуцианскими принципами, основное внимание уделялось строгому разделению общественных ролей по полу, где женщинам отводилась роль домохозяйки и матери, а их участие в общественной и политической жизни было ограничено. Итак, именно с укоренением неокофуцианства корейские женщины стали более зависимы от мужчин: в детстве и юности они зависели от отца, во взрослом возрасте – от мужа, а будучи вдовой – от сына. Это было не просто зависимое положение – женщина не могла ослушаться мужчину. Особенно влияние неоконфуцианских традиций можно проследить на жизнь аристократок: они практически не могли выходить за пределы дома, а если и выходили, то были обязаны скрывать свое лицо. Дома также были разделены – на женскую и мужскую половины, соответственно. Женщины и мужчины считались принципиально разными, поэтому для поддержания гармонии женщина должна была быть покорной, верной, скромной, готовой пожертвовать собой ради мужчины. В большинстве случаев, за редким исключением, женщинам не было позволено заниматься интеллектуальной деятельностью и творчеством [2, c. 108-109].
Ситуация начала меняться лишь в конце XIX – начале XX века. Например, в 1898 году была создана женская организация «Чханянхве» («찬양회»), члены которой выступали за развитие образования для девочек и в которой состояло несколько сотен женщин. Организация принимала женщин всех происхождений, будь то аристократки или кисэн, несмотря на то, что состояла она в основном из женщин из аристократического сословия янбан. Менее, чем за месяц до создания этого общества, была открыта первая школа для девочек [12, с. 294-296]. Интересно, что, согласно указу, изданному в 1895 году, девочки могли посещать школы, однако до 1898 года не было ни одной школы для девочек. В период японского колониального правления образование для женщин стало более массовым. Женщины также начали принимать участие в политической жизни, например, они участвовали в Первомартовском движении 1919 года [2, с. 115]. В 1920-е годы появился такой феномен, как «новая женщина» («신여성»). «Новыми женщинами» называли молодых аристократок, подражавших западной моде и перенимающих западные ценности, они могли передвигаться в одиночестве, заниматься интеллектуальным трудом. Однако корейское общество оставалось глубоко патриархальным, поэтому «новых женщин» часто критиковали и высмеивали, не воспринимали всерьёз. Среди них было немало образованных женщин, которые принимали участие в выпуске газет (например, газета «신여성» – «Синёсон») [2, с. 114]. Конечно, группа «новых женщин» была довольно малочисленна, поэтому нельзя сказать, что их идеи и образ жизни широко распространились среди обычных кореянок. Но и в образе жизни женщин из других сословий тоже произошли изменения. Они стали работать на заводах, немалая часть девочек-подростков работала в качестве прислуги [1, с. 52]. В 1920-е годы были также созданы организации, чья деятельность была направлена на поддержку женщин, например, организация «Кынухве» («근우회») [2, с. 116], созданная в 1927 году. К 1931 году в её составе насчитывалось около 6000 участниц. Несмотря на изменения, неоконфуцианский уклад, патриархальное отношение к женщинам сохранялись. Не стоит также забывать, что период японской аннексии был тяжелым для большинства кореянок. С начала 1930-х гг. корейские женщины насильственно вовлекались в систему «женщин для утешения» – работе в полевых борделях для японских солдат. Эти события стали одной из самых мрачных страниц истории Кореи в период колониального правления.
Конституция Республики Корея 1948 года провозглашала равенство всех граждан перед законом, однако фактически положение женщин не претерпело значительных изменений. В 1950-е годы женские рабочие движения левого толка были подавлены, в то время как женские движения, поддерживающие правые идеи, могли продолжать свою деятельность. Особенностью женских движений этого периода было то, что часто они являлись частью более широких политических и социальных движений [5]. Нередко делался акцент на том, что женщины – часть нации и государства. В 1960-е-1970-е годы женское движение нельзя назвать очень активным. В это время экономика Республики Корея активно развивалась, часть женщин трудились на заводах, однако они получали в среднем зарплату примерно в два раза меньшую, чем мужчины за ту же работу. Немалая часть женских групп превратилась в околоправительственные организации. Однако создавались и неофициальные женские студенческие группы, деятельность которых была направлена на поддержку работниц, женщины-работницы объединялись для защиты своих прав.
Впервые западный феминизм был представлен христианскими интеллектуалами в первой половине 1970-х годов, они переводили на корейский язык труды западных феминисток и адаптировали их взгляды под корейскую действительность [5]. На основе женских движений 1970-х годов в 1980-е были созданы другие женские организации, которые в первую очередь учитывали жизненные обстоятельства трудящихся женщин. В 1983 году была создана организация «Пхёнухве» («평우회») – организация, которая стремилась реформировать культуру гендерной дискриминации. В это же время начали чаще освещать проблему сексуализированного насилия и домогательств.
После демократического движения в 1987 году стало появляться все больше женских организаций. Стоит отметить, что данные движения и организации боролись в основном за совершенствование законов, в том числе и семейного права, улучшение условий труда женщин. Женское движение все активнее развивалась в 1990-е годы, в этот период внимание было сфокусировано больше на политических и экономических проблемах. Именно в 1990-е годы появились первые женщины в Республике Корея, открыто признавшие себя феминистками, тогда же корейские движения за права женщин стали испытывать все возрастающее международное влияние [5]. В конце 1990-х-начале 2000-х годов правительство и местные органы власти начали спонсировать исследовательские проекты по женской политике. Однако примерно с 2010-х годов также начал активно набирать обороты антифеминизм, который будет рассмотрен ниже чуть подробнее. Своеобразным «пиком» популярности феминизма можно назвать середину-конец 2010-х годов, когда в Республике Корея было активно движение «MeToo» (движение для повышения осведомленности о насилии и домогательствах; призвано поддержать тех, кто им подвергся). Данное движение помогло не только популяризовать феминизм среди кореянок, но и обратить внимание на проблему сексуализированного насилия. Далее особенности современного феминизма и события конца 2010-х-начала 2020-х годов будут рассмотрены подробнее.
Как же южные корейцы относятся к феминизму? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проанализирована статистика, представленная разными организациями и газетами. Так, например, согласно опросу, проведённому газетой 한국일보 (Hankook Ilbo) вместе с организацией 한국리서치 (Hankook Research) в мае 2021 года, на вопрос «испытываете ли вы отталкивающие чувства по отношению к феминизму или феминисткам?» 62,7% респондентов-мужчин ответили положительно. Если рассматривать статистику по поколениям, то можно увидеть, что 77,3% 20-летних, 73,7% 30-летних, 65,9% 40-летних, 51,4% 50-летних, 51,7% 60-летних и старше мужчин-респондентов ответили на данный вопрос положительно. На вопрос «феминизм выступает за превосходство женщин?» всего ответили положительно 61,9% мужчин. На первый вопрос 42,8% женщин ответили положительно, а на второй – 39,6%. В опросе, инициированном изданием 국민일보 (Kukmin Ilbo) и исследовательской организацией 공공의창 (Public View) и проведенным компанией по исследованию общественного мнения 리얼미터 (Realmeter), приняло участие 1018 человек. Опрос был проведен в 2018 году. Среди опрошенных 20,4% выбрали «гендерный конфликт» как наиболее серьёзный конфликт в корейском обществе. Также, согласно данному опросу, 64% опрошенных 20-летних женщин поддерживают феминизм. На вопрос о причине поддержки феминизма респонденты ответили следующее: «общество, ориентированное на мужчин, необходимо реформировать» (39,9%), «потому что есть много случаев, когда женщинам причиняют вред из-за того, что они женщины» (37,2%) и «потому что феминистки ненавидят мужчин» (3,1%). Интересно, что ни одна женщина в возрасте 20-30 лет не заявила, что поддерживает феминизм из-за ненависти к мужчинам. Когда же респондентов, выступающих против феминизма, спросили, почему они выступают против него, 38,2% (наиболее распространенный ответ) ответили, «что феминизм является мизандрией». 78,1% мужчин 20-30-ти лет выступают против феминизма по этой причине.
Как видно из результатов, далеко не все корейцы и кореянки поддерживают феминизм. Можно заметить, что мужчины и женщины относятся к феминизму по-разному, особенно эта разница заметна между мужчинами и женщинами в возрасте 20-30 лет. Несмотря на то, что может показаться, что чаще всего старшие поколения оказываются более консервативными, в Республике Корея именно молодые мужчины чаще всего выступают против феминизма и хуже всего (среди всех возрастных групп) относятся к нему. Следующий вывод, который можно сделать после анализа опросов, – феминизм нельзя назвать популярным движением среди южнокорейских женщин (кроме женщин в возрасте 20-30 лет). Почему же существуют такая большая разница между полами и почему молодые мужчины склонны к антифеминизму?
Антифеминизм стоит рассмотреть подробнее, так как он влияет на особенности корейского феминизма и деятельность активисток. С одной стороны, очевидно, что в Республике Корея, стране, на чью культуру большое влияние оказало неоконфуцианство, так или иначе будет распространен антифеминизм. Однако интересно рассмотреть именно его более «современную» версию, сформировавшуюся в 1990- годы и популярную среди молодых мужчин. Как видно из представленной статистики, немалая часть мужчин в возрасте 20-30 лет считает, что феминизм – это мужененавистничество, что феминистки борются скорее за привилегии, а не за права, тем самым ущемленными уже становятся мужчины, а не женщины. Особенно эти идеи стали популярными после создания скандальных интернет-сообществ радикальных феминисток. Антифеминизм отрицает структурную реальность гендерной дискриминации или считает ее продуктом прошлого [11, с. 189-195].
Теперь, когда была подробно рассмотрена история феминизма в Корее, отношение к нему, следует рассмотреть особенности южнокорейского феминизма. С конца XX – начала XXI века интернет стал одним из основных инструментов для проявления своих убеждений, это касается и деятельности южнокорейских феминисток. Конечно, этот тренд характерен не только для феминизма, но и для всех идеологий, убеждений, которые только существуют в мире. Однако интересно рассмотреть данный тренд именно в контексте южнокорейской борьбы женщин за права, ведь интернет-пространство сыграло и играет немалую роль в развитии и популяризации феминизма в Республике Корея. Также часть усилий южнокорейских феминисток направлена и на конфронтацию с мужскими мизогинными сообществами. Из-за кибербуллинга и домогательств в интернет-пространстве женщины стали создавать свои сообщества. Киберпространство, ставшее доступным почти каждой женщине, стало одним из самых популярных инструментов для южнокорейских феминисток, использующих его для распространения и популяризации своих идей [6, с. 43]. Интернет обеспечил широкую взаимосвязь и коммуникацию между различными группами и организациями, что позволило феминисткам действовать более организованно. Интернет рассматривается как относительно безопасное пространство, где женщины могут создавать сайты, чаты, форумы, в которых они свободно выражают свои мысли и взгляды, не опасаясь публичной критики или осуждения. Это особенно важно в стране, где социальные нормы и культурные ожидания могут ограничивать открытое обсуждение гендерных вопросов. Современные южнокорейские феминистки также борются против женоненавистнического контента, незаконной фото- и видеосъёмки женщин и распространения подобных материалов в сети, цифрового насилия. Так, можно сказать, что одной из особенностей южнокорейского феминизма является активное использование интернета и киберпространства для продвижения идей и защиты женщин, однако это не значит, что феминистки ограничиваются только онлайн-пространством. Здесь невозможно не упомянуть такое интернет-пространство, как Megalia, созданное в 2015 году и закрытое в 2017 году. Megalia считается одним из самых провокационных и мизандристских сайтов [7], пользовательниц которого обвиняли в ненависти к мужчинам и в неуместных высказываниях. Основной идеей сайта было «отзеркаливание» (копирование элементов поведения, манер, ситуаций) ситуаций, происходящих с женщинами [6, с. 44], что привлекло значительное внимание общественности.
К другим особенностям южнокорейского феминизма можно отнести то, что часть южнокорейских женщин не показывает свою приверженность феминизму публично, а практикует его «тихо» [9, с. 221], среди единомышленниц. Особенно это характерно для периода начала 2020-х годов. В Республике Корея сильны антифеминистские настроения, особенно среди молодых мужчин, в связи с чем феминистки подвергаются нападкам не только в сети, но и на работе, учёбе, в офлайн-пространствах.
Как уже было указано выше, в настоящее время интернет является одной из наиболее популярных платформ для общения южнокорейских феминисток, продвижения идей. Однако на просторах интернета также процветают и антифеминистские сообщества, поэтому даже за выражение своего мнения в сети (вне специализированных сайтов и форумов) можно получить критику и оскорбления. Именно поэтому часть южнокорейских женщин и девушек хоть и считают себя феминистками, но открыто не называют себя таковыми, стараются не распространяться о своих убеждениях не только в офлайне, но и в сети [9, с. 232].
Другой особенностью является то, что в Республике Корея наиболее популярным течением феминизма является радикальный феминизм, у которого также много своих уникальных черт [10, с. 41]. Интересно, что часть южных корейцев (как мужчин, так и женщин) нередко, говоря про феминизм в целом, перечисляют черты именно радикального феминизма, причина этого рассматривалась выше и связана с активной деятельностью некогда существовавших сайтов, таких как Megalia. Поэтому, как было отмечено, феминизм для корейцев, которые нередко ассоциируют феминизм с его радикальными течениями, часто имеет другое значение, чем, например, для американцев или европейцев. Так как радикальные сайты были одними из наиболее громких и скандальных сообществ и привлекли много внимания общественности, то именно они отчасти сформировали представления о современных феминистках, хотя, очевидно, что не все из них поддерживали подобные форумы. При этом, даже среди радикальных феминисток нет единства взглядов, например, далеко не все из них положительно относятся к таким сайтам, как Megalia. Часть наиболее радикальных движений были своеобразным ответом на женоненавистничество и анитифеминизм. Именно поэтому именно в Республике Корея можно увидеть радикальные течения феминизма, призывающие к отказу от брака, отношений (движение «4B») [10, с. 45], основанные на женской идентичности, укорененные представлениями о биологическом поле, отказ от солидарности с другими социальными группами и меньшинствами [8, с. 87]. Конечно, это не значит, что другие течения феминизма, например, либеральный, не представлены в Республике Корея. Это также не означает, что радикальный феминизм является очень популярным среди обычных корейских женщин. Как показали данные ранее рассмотренной статистики, далеко не все кореянки считают себя феминистками (на вопрос «испытываете ли вы отталкивающие чувства по отношению к феминизму или феминисткам?» 42,8% женщин ответили положительно), поэтому наиболее радикальные формы феминизма можно скорее назвать нишевыми, привлекающими лишь определённую группу людей. Однако менее радикальные течения радикального феминизма находят более широкое распространение среди тех, кто активно интересуется феминистскими идеями. Эти взгляды являются относительно популярными среди молодежи и активистов, стремящихся к изменениям в гендерных отношениях и социальной справедливости.
Одной из самых значимых особенностей, которую следует рассмотреть, является то, за что борются южнокорейские феминистки. Основной проблемой, активно обсуждаемой среди них, является сексуализированное насилие и домогательства, эта тема стала особенно актуальной в конце 2010-х – начале 2020-х годов, когда движение «MeToo» приобрело популярность среди кореянок. К важным проблемам корейского общества относится «молка» (몰카 – скрытая съемка), которая включает в себя скрытые камеры, установленные в туалетах, номерах отелей, раздевалках, душевых и других местах [4]. Подобные видео нередко распространяются в интернете, что вызывает сильное возмущение среди южнокорейских женщин. Также феминистки активно борются против дискриминации на рабочем месте, включая проблему неравных зарплат. На данный момент разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами составляет около 30%. Другой важной проблемой является домашнее насилие, которое, несмотря на то, что существует закон о наказании за преступления, связанные с насилием в семье, остаётся актуальной темой в стране [13]. Несмотря на то, что эти проблемы являются актуальными не только в Республике Корея, их совокупность и восприятие обществом играют важную роль в формировании и развитии современного южнокорейского феминизма. Эти вопросы не только отражают глубокие социальные и культурные проблемы корейского общества, но и становятся основными темами для феминистической борьбы в стране.
Подводя итоги, можно сказать, что женские движения в Корее имеют длинную историю, в разные периоды женщины боролись за то, что их тревожило сильнее всего. Однако так или иначе с конца XIX женщины боролись против патриархальных неоконфуцианских традиций, согласно которым они обязаны находиться в подчинённом положении, прислуживать мужчинам. Очевидно, что многое стало меняться с конца XIX века, на данный момент Республика Корея – одна из наиболее экономически развитых стран, однако такой быстрый переход от аграрной экономики и традиционного общества не означает исчезновение гендерных стереотипов и ролей, что привело к появлению новых проблем и пересмотру некоторых старых. Уникальный культурно-исторический контекст сформировал отличительные особенности южнокорейского феминизма, к которым можно отнести активное использование интернета активистками для продвижения идей, распространенность радикального и «тихого» феминизма. Говоря о феминизме в Республике Корея, следует тщательно рассматривать его особенности и культурные нюансы, не стоит воспринимать его лишь в качестве варианта популярного западного феминизма. Изучение особенностей южнокорейского феминизма способствует лучшему восприятию корейского общества и существующих современных социальных проблем, возможно, даже позволяет проследить причины их возникновения.
Список литературы:
- Гуськова Е.А., Кузьмин В.А. Корейские женщины в годы колониальной зависимости страны от Японии (1910-1945 гг.) // История и современное мировоззрение, 2020. Т. 2. №4. С. 50-54.
- Ким Н.Н., Хохлова Е.А. Эволюция социального положения женщин в Корее: от традиционного общества к современному // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2017. №3. С. 106-122.
- Проблема семейного насилия в Корее // KBS WORLD Radio (сайт), 2020. (дата обращения: 18.04.2025).
- Bunaeva N.A., Sosorova B.S., Orsoeva A.A. Transformation of a female gender identity in South Korea // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2022. Vol. 134. (дата обращения: 01.04.2025).
- DiPenti A. The War on Gender Equality: A Comparative Study Between Feminism and Anti-Feminism in South Korea and the United States. Undergraduate Honors Theses. 2023. 38 p.
- Hur S.W. Mapping South Korean women’s movements during and after democratization: shifting identities // East Asian social movements: Power, protest, and change in a dynamic region. New York, NY: Springer New York, 2010.: 181-203.
- Ignaczak A. Numerous faces of feminism and their meaning in contemporary South Korea through the lens. Master’s Thesis. 2023. 139 p.
- Jeong E. Troll feminism: The rise of popular feminism in South Korea. PhD thesis, University of York, 2020. 380 p.
- Jinsook K.I.M. The resurgence and popularization of feminism in South Korea: Key issues and challenges for contemporary feminist activism // Korea Journal, 2021. Vol. 61. №4.: 75-101.
- Jung G., Moon M. «I Am A Feminist, But…» Practicing Quiet Feminism in the Era of Everyday Backlash in South Korea // Gender & Society, 2024. Vol. 38. №2.: 216-243.
- Lama P.L. Analyzing the perception of young Koreans towards radical feminism and their anti. Master's thesis. 2024. 97 p.
- 김보명. 한국사회 보수우파 안티페미니즘의 담론과 실천:’20 대 남성’과 보수개신교 안티페미니즘을 중심으로 //한국여성학. Vol. 40. №1.: 183-211.
- 김은주. 대한제국 시기< 찬양회> 의 여성참정권 운동 //한국여성학. Vol. 40. №4.: 283-315.
Characteristics of feminism in the Republic of Korea
Sviridova Y.O.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research Supervisor:
Efimova Anna Ivanovna,
Associate Professor of the Department of Chinese Languages of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City Pedagogical University, PhD
Abstract. This article explores specific features of feminism in the Republic of Korea, examining the reasons behind its emergence and evolution. A historical overview is provided, and statistical data presented by South Korean news and research agencies is analyzed. Particular attention is paid to age and gender differences in attitudes toward feminism, as well as to the varying perceptions of the movement across different social groups. The article highlights and explains the distinctive characteristics of Korean feminism, including the influence of the internet and social media in shaping perspectives and attitudes toward feminist ideas. It considers how the digital environment facilitates the spread of feminist sentiment and encourages active discussion of social issues. Special emphasis is placed on the role of the cultural and historical context in the development of feminism in South Korea, as well as on the contemporary social challenges faced by women in Korean society.
Keywords: feminism, Republic of Korea, Korean women.
References:
- Guskova E.A., Kuzmin V.A. Korean Women During the Years of the Country's Colonial Dependence on Japan (1910-1945) // History and Contemporary Worldview. Vol. 2. №4.: 50-54.
- Kim N.N., Khokhlova Е.А. Evolution of the Social Status of Women in Korea: From Traditional to Modern society // The East. Afro-Asian Societies: History and Modernity. 2017. №3.: 106-122.
- The Problem of Domestic Violence in Korea // KBS WORLD Radio (website), 2020. (date of the address: 18.04.2025).
- Bunaeva N.A., Sosorova B.S., Orsoeva A.A. Transformation of a female gender identity in South Korea // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2022. Vol. 134. (date of the address: 01.04.2025).
- DiPenti A. The War on Gender Equality: A Comparative Study Between Feminism and Anti-Feminism in South Korea and the United States. Undergraduate Honors Theses. 2023. 38 p.
- Hur S.W. Mapping South Korean women’s movements during and after democratization: shifting identities // East Asian social movements: Power, protest, and change in a dynamic region. New York, NY: Springer New York, 2010.: 181-203.
- Ignaczak A. Numerous faces of feminism and their meaning in contemporary South Korea through the lens. Master’s Thesis. 2023. 139 p.
- Jeong E. Troll feminism: The rise of popular feminism in South Korea. PhD thesis, University of York, 2020. 380 p.
- Jinsook K.I.M. The resurgence and popularization of feminism in South Korea: Key issues and challenges for contemporary feminist activism // Korea Journal, 2021. Vol. 61. №4.: 75-101.
- Jung G., Moon M. «I Am A Feminist, But…» Practicing Quiet Feminism in the Era of Everyday Backlash in South Korea // Gender & Society, 2024. Vol. 38. №2.: 216-243.
- Lama P.L. Analyzing the perception of young Koreans towards radical feminism and their anti. Master's thesis. 2024. 97 p.
- Kim Bo-myeong. Discourse and Practice of Conservative Right-Wing Anti-Feminism in Korean Society: Focusing on «Men in Their 20s» and Conservative Protestant Anti-Feminism // Korean Women’s Studies, 2024. Vol. 40. №: 183-211.
- Kim Eun-ju. Women’s Suffrage Movement of <Chanyanghoe> during the Korean Empire // Korean Women’s Studies, 2024. Vol. 40. №: 283-315.