Аннотация. Статья посвящена роли визуализации в совершенствовании лексико-грамматических навыков обучающихся на этапе основного общего образования. Рассматривается понятие визуализации и теоретические основы ее применения в обучении английскому языку. Представлены результаты анкетирования обучающихся 5-9 классов, проведенного с целью выявления их отношения к различным средствам визуализации лексики и грамматики.
Ключевые слова: обучение лексике, обучение грамматике, визуализация, средства визуализации.
Традиционно принцип наглядности является одним из ведущих принципов классической системы обучения [10, с. 239]. К тому же в настоящее время наблюдается переход от «текстовой цивилизации» к «цивилизации изображений» [9, с. 260]. Роль визуализации во всех сферах жизни растет, и обучение иностранным языкам не остается в стороне.
А.А. Вербицкий определяет визуализацию как процесс «свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ», обеспечивающий при разворачивании основу для осознанных мыслительных и практических действий [2, c. 207]. Тогда средства визуализации – это созданные помощью различных способов обработки и компоновки информации инструменты, которые при изучении иностранного языка служат для представления лексико-грамматических, социокультурных, коммуникативных и фонетических явления в сжатой и удобной для восприятия и использования форме [1, с. 233]. Таким образом, визуализация становится механизмом, который позволяет оптимизировать процесс познания, выступая в роли промежуточного звена между учебным материалом и результатом обучения [6, с. 136].
Процесс совершенствования лексико-грамматических навыков часто сопряжен с трудностями, многие из которых возникают как следствие использования неэффективных или устаревших методов обучения иностранным языкам [8, с. 203]. Отмечается, что визуализация имеет ряд важных для учебного процесса преимуществ:
- интенсификации обучения путем представления больших объемов информации в сжатой форме;
- реализация двуканальной коммуникации;
- фасилитация восприятия и запоминания материала в виде визуальных образов;
- развитие образного мышления, логики, креативности и языковой догадки;
- внесение разнообразия в процесс обучения и повышение вовлеченности и мотивации обучающихся [3, с. 352-353].
Однако для эффективной работы со средствами визуализации важно придерживаться системности и опираться на базовые принципы применения визуализации:
- принцип целенаправленности требует четкого понимания цели и планируемых результатов применения того или иного средства визуализации в конкретной учебной ситуации;
- в соответствии с принципом функциональности любое средство визуализации должно выполнять в процессе обучения одну из базовых функций: воспитательную, обучающую, познавательную или развивающую;
- принцип комплексности предполагает, что применение средств визуализации должно обеспечивать параллельное обучение трем аспектам речи (лексическому, грамматическому и произносительному) и их структурным компонентам;
- принцип системного квантования базируется на положении, что учебный материал, представленный сжато в виде схемы с выделенными опорными пунктами, проще для восприятия и запоминания;
- принцип когнитивной визуализации гласит, что применение в обучении визуальных средств, которые выполняют не только иллюстративную, но и когнитивную функцию повышает эффективность обучения, так как в процессе восприятия и запоминания информации участвует также правое полушарие, отвечающее за образное мышление [7, с. 267], [5, с. 71].
М.С. Кардумян акцентирует внимание на необходимости учета возрастных особенностей обучающихся, темы и целей занятия при подборе средств визуализации. Важно демонстрировать материал всем обучающимся и привлекать их к самостоятельному созданию визуальных средств. При этом визуализация должна выступать в роли дополнения к другим методам и средствам, а не заменять их полностью [6, с. 137]. Н.В. Языкова подчеркивает также, что способность и готовность создавать и применять средства визуализации является важной составляющей профессиональной компетенции учителя [11, с. 6].
Рассмотрим классификацию средств визуализации по форме представления информации. Существуют статичные, динамические и интерактивные визуализации. Динамические средства визуализации – это видеоматериалы, представленные различными играми и тренажерами, предполагающими взаимодействие обучающихся с материалом. Статичные визуализации подразделяются на изобразительные (предметные), логические и смешанные. Изобразительные средства визуализации – это фотографии, рисунки, планы разной степени детализации, которые позволяют демонстрировать внешний вид или устройство объектов. Они выполняют иллюстрирующую и объясняющую функцию. Логические визуализации (схемы, графики, диаграммы) применяются, когда надо наглядно представить информацию абстрактного характера. Средства визуализации смешанного типа (инфографика, ментальные карты) обладают признаками как изобразительных, так и логических визуализаций, они служат для объяснения причинно-следственных связей [4, с. 228-229]. Далее рассмотрим средства визуализации, наиболее подходящие для обучения лексике и грамматике.
Самый частотный пример – иллюстрации. Они могут быть представлены как фотографиями, так и рисунками, применяются для беспереводной семантизации лексики и для объяснения грамматических правил. Кроме того, в современных УМК нередко можно встретить красочные иллюстрации по теме модуля, служащие для украшения, привлечения внимания и повышения вовлеченности обучающихся.
Мультимедийные презентации используют иллюстрации, графику, анимацию, аудио- и видеоматериалы, чтобы передать знание в «единстве образа и текста» [5, с. 72]. Данное средство визуализации позволяет представить новую информацию красочно и структурировано, помогает охватить одним взглядом элементы сложных грамматических и лексических понятий.
Под инфографикой понимается визуальное представление реальных исходных данных, мыслей и идей, графически организованных в форме рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Инфографика незаменима при объяснении иерархии и взаимосвязей, поэтому часто применяется для визуализации грамматических и лексических правил. К инфографике относят схемы и таблицы, а также временные ленты, позволяющие наглядно показать расположение действий на отрезке времени относительно друг друга при обучении грамматическим временам.
Ментальные карты – это особый способ графического представления информации, когда в центр помещается главное понятие, от которого расходятся ветви второстепенных идей. Ментальные карты подходят для повторения изученной лексики с подразделением ее на лексико-семантические поля и выделением ассоциативных связей между ними и для структурирования сложных грамматических явлений, рассматривая видовременные формы как целостное явление, состоящее из отдельных элементов.
К интерактивным тренажерам относят развивающие игры, созданные на различных интерактивных платформах. Благодаря красочности и геймификации обучения интерактивные тренажеры не только способствуют совершенствованию лексико-грамматических навыков, но и повышают мотивацию обучающихся.
Облако слов – это визуально представленный в виде облака список слов, важность или частотность которых подчеркивается цветом и размером шрифта. Данное средство визуализации помогает акцентировать внимание обучающихся на конкретных лексических единицах в рамках изучаемой темы.
В ходе исследования было проведено анкетирование обучающихся 5-9 классов ГБОУ «Школа №315» с целью выявить, как респонденты относятся к визуализации на уроках английского языка и какие средства визуализации предпочитают для обучения лексике и грамматике. Всего в анкетировании приняло участие 30 обучающихся. Опрос состоял из трех разделов: в первом были представлены общие вопросы, во втором и третьем респондентам предложили оценить различные средства визуализации лексики и грамматики соответственно. Рассмотрим полученные результаты.
В первом вопросе обучающихся попросили отметить средства визуализации, с которыми они знакомы. Чтобы избежать ошибочного понимания, варианты ответов сопровождались изображениями названных средств. Результаты показали, что почти всем респондентам знакомы иллюстрации, видео и таблицы, а также интерактивные тренажеры (см. рисунок 1). Самыми нераспространенными средствами стали ментальные карты и облако слов.
Рис. 1. Средства визуализации на уроках английского языка
Во втором и третьем вопросах обучающихся попросили оценить, как часто средства визуализации используются на уроках английского языка при работе с новыми словами и для объяснения грамматических правил. Для наглядности результаты представлены в виде двух круговых диаграмм (см. рисунок 2) Из них видно, что обучающиеся сталкиваются с визуализацией в среднем раз в 1-2 недели, при этом визуализация лексического материала немного распространеннее визуализации грамматики.
Рис. 2. Сравнение частотности визуализации лексики и грамматики
Респондентов также попросили отметить, какие положительные и негативные аспекты применения визуализации они видят лично для себя. Больше половины опрошенных отметили, что визуализация упрощает понимание и запоминание материала, ещё 45% – что она делает обучение интереснее и разнообразнее и что визуальные материалы выглядят эстетично (см. рисунок 3). Лишь 1 из 30 обучающихся не смог назвать положительных аспектов применения визуализации на уроках английского языка.
Рис. 3. Положительные аспекты визуализации лексики и грамматики
Ровно половина опрошенных считает, что использование средств визуализации не имеет недостатков (см. рисунок 4). Тем не менее, многие обучающиеся обратили внимание на технические трудности (проблемы с интернет-соединением и работой интерактивной доски, плохое качество изображения и т.д.). Сюда же отнесем плохую читаемость материалов с задней парты, указанную одним из респондентов в поле свободного ввода. Некоторые обучающиеся отметили также сложности с конспектированием визуальных материалов и проблемы с концентрацией. Заметим, что ни один из опрошенных не связывает использование средств визуализации с трудностями восприятия и запоминания информации, что может свидетельствовать о том, что возникновение отмеченных выше проблем обусловлено ошибочной стратегией применения визуализации и может быть предотвращено.
Рис. 4. Негативные аспекты визуализации лексики и грамматики
Во втором и третьем разделе обучающихся попросили оценить средства визуализации лексики и грамматики соответственно по 5-балльной шкале, где 1 – «данное средство мне только помешает», 5 – «данное средство значительно упростит понимание и запоминание материала». Чтобы упростить задачу, все вопросы сопровождались наглядными примерами. В ходе анализа полученных данных для каждого средства визуализации было высчитано среднее арифметическое полученных оценок, результаты оформлены в виде линейчатой диаграммы (см. рисунок 5).
Рис. 5. Оценка средств визуализации лексики и грамматики
Большинство средств визуализации было оценено респондентами на 3 балла и выше, что говорит о положительном отношении обучающихся к применению визуализации в обучении лексике и грамматике. Можно также заметить, что обучающиеся предпочитают иллюстрации для обучения лексике и таблицы для обучения грамматике. Отметим, что именно эти типы визуализации преобладают в большинстве УМК. Кроме того, высокие оценки получили интерактивные тренажеры и видео, повышенный интерес к ним мы отметили и при апробации материалов в рамках педагогической практики. Достаточно низко были оценены ментальные карты и облако слов. Заметим, что эти же средства визуализации в первом вопросе были отмечены как наименее частотные. Сделаем вывод, что негативное отношение может быть обусловлено непониманием сути и пользы ментальных карт и облака слов в связи с недостаточным опытом работы с ними.
Таким образом, различные средства визуализации активно применяются для работы над лексическими и грамматическими навыками обучающихся на этапе основного общего образования. Можно сделать вывод о положительном влиянии визуализации на понимание и запоминание обучающимися лексических единиц и грамматических правил, а также на их вовлеченность и мотивацию, что подтверждают работы исследователей и результаты анкетирования обучающихся средней школы. Тем не менее, необходимо разработать технологию применения визуализации в совершенствовании лексико-грамматических навыков, чтобы снизить количество трудностей, сопряженных с использованием средств визуализации на уроках.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на подтверждение полученных результатов, а именно на анализ эффективности обсуждаемых средств визуализации путем проведения тестирования уровня лексико-грамматических навыков обучающихся и анкетирования учителей. Возможно также расширение выборки опрошенных для уточнения результатов.
Список литературы:
- Велентеенко М.А., Таджибова А.Н. Средства визуализации как ключевой аспект оптимизации обучения иностранному языку // Образование и право, 2021. №1. С. 232-238.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
- Дворникова А.И., Казакова О.П. Способы визуализации грамматических правил при обучении грамматике английского языка // Актуальные проблемы лингвистики и методики: материалы XIV международной студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 349-354.
- Иванова Н.В. Визуализация, наглядность и визуальный нарратив на лекциях по лингвострановедению // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации, 2021. №XIII. С. 228-231.
- Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник БГУ, 2015. №2. С. 70-73.
- Кардумян М.С., Дохненко Ю.А. / Визуализация как средство развития лексического навыка учащихся на уроках английского языка на уровне начального общего образования // Заметки ученого, 2021. №6-2. С. 135-139.
- Османова Х.С. Использование приема визуализации на занятиях английского языка // Проблемы современного педагогического образования, 2022. №79. С. 266-268.
- Прокопенко Д.А. Формирование лексико-грамматических навыков обучающихся в процессе использования интерактивных методов обучения // Научный электронный журнал «Матрица научного познания», 2021. №1-2. С. 202-207.
- Соловьева Т.А. Использование средств визуализации при обучении грамматике на уроках английского языка // Молодой ученый, 2023. №6(453). С. 260-265.
- Тарева Е.Г. Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: Материалы Второй научно-практической конференции, Москва, 24-25 апреля 2015 года. М: 2015. С. 239-244.
- Языкова Н.В., Макеева С.Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2012. №7. С. 2-9.
Incorporating visualisation techniques into teaching vocabulary and grammar in secondary school
Mikhailenko E.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of Moscow City University, Candidate of Philological Sciences
Abstract. This article explores the role of visualisation in improving students’ lexical and grammatical skills at the secondary education level. The concept of visualisation and principles of its application to teaching ESL are examined. The article presents results of a survey conducted among 5-9 grade students to determine their attitudes towards various vocabulary and grammar visualisation tools.
Keywords: teaching vocabulary, teaching grammar, visualization, visualization tools.
References:
- Velenteenko M.A., Tadzhibova A.N. Visualization tools as a key aspect of optimizing foreign language learning // Education and law. 2021. №1.: 232-238.
- Verbitsky A.A. Active learning in higher education: a contextual approach (Methodological guide) // Moscow: Vysshaya shkola, 1991. 208 p.
- Dvornikova A.I., Kazakova P. Ways of visualizing grammatical rules in teaching English grammar // Actual problems of linguistics and methodology: materials of the XIV International student scientific and practical conference, Yekaterinburg, April 12, 2022. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2022.: 349-354.
- Ivanova N.V. Visualization, visibility, and visual narrative in lectures on cultural linguistics // Foreign languages in the context of intercultural communication, 2021. №XIII.: 228-231.
- Izotova N.V., Bugaeva E.Y. System of visualization tools in teaching a foreign language // Bulletin of BSU. 2015. №2.: 70-73.
- Kardumyan M.S., Dokhnenko Y. Visualization as a means of developing lexical skills of students in English lessons at the level of primary general education // Notes of a scientist, 2021. №6-2.: 135-139.
- Osmanova K.S. Using visualization techniques in English classes // Problems of modern pedagogical education, 2022. №79.: 266-268.
- Prokopenko D.A. Formation of lexical and grammatical skills of students in the process of using interactive teaching methods // Scientific electronic journal «Matrix of scientific knowledge», 2021. № 1-2.: 202-207.
- Solovyova T.A. The use of visualization tools in teaching grammar in English lessons // Young scientist, 2023. №6(453).: 260-265.
- Tareva E.G. Evolution of linguodidactics: from classical to post-non-classical dimension // Magic of INNO: New in language research and teaching methodology : materials of the second scientific and practical conference, Moscow, April 24-25, 2015. Moscow: : 239-244.
- Yazykova N.V., Makeeva S.N. Essence and structure of methodological competence of a foreign language teacher // Foreign languages at school, 2012. №7.: 2-9.