Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения межличностных конфликтов у младших школьников. На основе анализа данных теста-опросника Томаса-Килменна и опросника Басса-Дарки, проведенных с учениками третьего класса, описаны наиболее характерные для испытуемых данной выборки виды реакций на возникновение конфликта и стратегии поведения в конфликте.

Ключевые слова: младший школьный возраст, межличностный конфликт, конфликтность, агрессия, стратегии поведения в конфликте.

В настоящее время проблема конфликта в научном сообществе становится особенно актуальной, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. На первый взгляд, младшие школьники, дети 7-10 лет, в большинстве своем пока еще не испытывают достаточных предпосылок для таких деструктивных эмоциональных проявлений, как конфликты и агрессия. Но при более внимательном изучении вопроса становится очевидным, что младшие школьники имеют ряд психологических и поведенческих особенностей, обусловленных в первую очередь кризисом семилетнего возраста, вхождением в новую социальную роль школьника, добавлением новых обязанностей, преобразованию ведущей деятельности с игровой на учебную.

Младшие школьники регулярно сталкиваются с трудностями в общении с родителями, учителями, и, конечно, со сверстниками, в связи с чем наиболее распространенным типом конфликта является межличностный. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, межличностный конфликт – это открытое столкновение, противоборство двух или более индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их мотивов, целей и интересов [1, с. 17]. Наиболее распространенными в младшем школьном возрасте являются межличностные конфликты лидерства, борьбы группировок, травли непопулярного ученика, а также конфликты из-за желания самоутвердиться за счет другого, конфликты на почве личной неприязни или конкуренции.

Психологи К. Томас и Р. Килменн выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.

Соперничество. Следуя этой стратегии, ребенок старается любой ценой добиться желаемого: идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами второй стороны конфликта, не дорожит сохранением отношений с ней. Действует целенаправленно, напористо, иногда агрессивно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие школьники идут на взаимные уступки. Компромисс преследует две цели: разрешение конфликта и сохранение отношений. Ни одна сторона не останется в проигрыше, но и достижения своих интересов и потребностей не достигаются в полной мере.

Избегание. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от прямого столкновения, жертвуя как своими интересами, так и интересами партнера. Стратегия малопродуктивна, но при несущественных разногласиях может считаться приемлемой.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказываясь добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия неоднозначна и может быть весьма деструктивной, если ребенок не умеет или боится отстаивать свои интересы, вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Но бывает и так, что ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя социальную зрелость.
Сотрудничество. Следуя этой стратегии, стороны конфликта стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия,

направленные на максимально полное удовлетворение интересов участников конфликта при сохранении взаимоуважения. Сотрудничество является самой продуктивной стратегией поведения в конфликтной ситуации. Если в поиске компромисса участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то, сотрудничая, участники стараются добиться максимального взаимного выигрыша.

Свойство личности, отражающее частоту вступления человека в межличностные конфликты, называется конфликтностью. У детей младшего школьного возраста ее уровень обычно связывают с уровнем самокритичности ребенка, жесткости требований, которые он предъявляет к себе. Конфликтные проявления могут служить ребенку формой самозащиты в проблемной ситуации, возникшей в общении, в игровой или учебной деятельности. Форма и частота конфликтных проявлений ребенка младшего школьного возраста зависят от множества факторов, среди которых можно выделить особенности организации учебной деятельности, уровень успешности учебной деятельности школьника, уровень сформированности коммуникативных навыков и другие психологические особенности.

Чтобы определить, какую стратегию поведения в конфликте младшие школьники предпочитают остальным, было проведено эмпирическое исследование. Ученикам 3 класса были предложены две методики. Первая – опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Вторая – тест-опросник Томаса-Килменна на определение стратегии поведения в конфликте. Создавая свой опросник, психологи А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  3. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  4. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  5. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  6. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  7. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Целью диагностики было выявление преобладающего типа агрессии и наиболее распространенной стратегии поведения в конфликте у младших школьников.

По результатам диагностики 24 учащихся, у 28 % испытуемых преобладающей враждебной реакцией является обида, у 15 % – физическая агрессия, также у 15 % – вербальная агрессия, у 14 % – раздражение, у 12 % – косвенная агрессия, у 10 % – негативизм, у 6 % – подозрительность. Результаты методики наглядно представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты опросника Басса-Дарки

Тест-опросник Томаса-Килменна дал следующие результаты: 36 % опрошенных выбирают стратегию противоборства, 24 % избегают конфликта, 20 % пытаются прийти к компромиссу, 10 % идут на уступки, 10 % стремятся к сотрудничеству. Результаты наглядно представлены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Результаты теста-опросника Томаса-Килменна

Таким образом, можно сделать вывод, что преобладающей враждебной реакцией на конфликтную ситуацию у учеников данного класса является обида. И обидчиком, и обиженным чаще всего выступают сами дети. В подавляющем большинстве случаев младшие школьники эмоционально воспринимают себя обиженными: практически это означает, что каждый из участников столкновения считает виноватым другого, из этого вытекает отказ от попыток конструктивного разрешения конфликта, достижения хотя бы компромисса.
На втором месте по частоте проявления оказались физическая и вербальная агрессия. В конфликтных ситуациях респонденты, в своем большинстве, предпочитают стратегию противоборства, но иногда стараются избежать конфликта и использовать стратегию компромисса или уступки.

Из этого можно сделать вывод о необходимости работы над коммуникативным контролем учащихся, саморегуляцией, снижением конфликтности и агрессии путем проведения специальных мероприятий и профилактической работы. Одним из направлений профилактической работы по снижению конфликтности выступает развитие у третьеклассников следующих личностных качеств: «преобладающее веселое настроение, доброта, умение сдержать обещание» [5, с. 70].

На педагогов, родителей и психологов ложится задача формирования конфликтологической компетентности младших школьников, культуры разрешения конфликтов. Один из методов – знакомство школьников с более эффективными и конструктивными стратегиями поведения в конфликте, такими как сотрудничество и компромисс.

Concerning the behavior strategies chosen by the junior schoolchildren in conflicts with classmates

V.V. Shchepalina,
undergraduate, GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor: Travinova Galina Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor Instituta of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation: the article examines the reasons of emergence of interpersonal conflicts among the age group of the junior schoolchildren. Based on the data of the survey conducted on a group of the third-grade children on the basis of the Thomas-Kilmann Conflict Mode Questionnaire and Buss-Durkey Inventory, the author describes the most common behavior strategies and types of response to conflict situations among the test subjects.

Keywords: junior schoolchildren, interpersonal conflict, conflictness, aggression, behavior strategies in conflict situations.


  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: Валдос, 2003. 208 с.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер. 2008. 538 с.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. М.: Российское педагогическое агентство. 2005. 340 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М.: Инфра. 2008. 493 с.
  5. Травинова Г.Н. Детерминанты межличностных взаимоотношений первоклассников с разным уровнем интеллекта//Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №1 (42). С.67-71.
  1. Anczupov A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. / A.Ya. Anczupov, A.I. Shipilov. M.: Valdos, 2003. 208 pages.
  2. Grishina N.V. Psixologiya konflikta / N.V. Grishina. M.; SPb.; N. Novgorod i dr.: Piter, 2008. 538 pages.
  3. Zhuravlev V.I. Osnovy' pedagogicheskoj konfliktologii / V.I. Zhuravlev. M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 2005. 340 pages.
  4. Muxina V.S. Vozrastnaya psixologiya / V.S. Muxina. M.: Infra. 2008. 493 pages.
  5. Travinova G.N. Determinanty' mezhlichnostny'x vzaimootnoshenij pervoklassnikov s razny'm urovnem intellekta//Aktual'ny'e problemy' psixologicheskogo znaniya. 2017. №1 (42). Page 67-71.