Аннотация. В статье показано значение музыкального репертуара в обучении, развитии и воспитании учащихся-дошкольников. Рассмотрены особенности некоторых методических пособий/сборников для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях фортепиано, а также принцип работы по этим сборникам.

Ключевые слова: начальное музыкальное образование, дошкольное обучение, методические пособия, музыкальный репертуар, индивидуальный подход.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – ответственная задача, требующая очень чуткого, заинтересованного подхода к каждому ученику, ведь «первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта» [1, с. 7]. Выбор музыкального материала имеет важнейшее значение, ведь умело подобранный материал помогает осуществлять задачи не только обучения, но и развития и воспитания [2, с. 122]. В помощь педагогу существует ряд музыкальных сборников, предназначенных для работы с детьми 4-6 лет в классе фортепиано.

При всем многообразии и доступности методических пособий важно для себя выбрать определенный арсенал прежде всего понятный и близкий с педагогической точки зрения для самого учителя.
Нельзя и недостаточно ограничиваться одним сборником. Необходимо иметь 3-4 и более. Каждый ученик требует индивидуального подхода, в связи с этим и индивидуальных методов обучения; подходящего репертуара и необходимого уклона на тот или иной вид музыкальной деятельности.

При выборе сборника для работы с дошкольниками мы опираемся прежде всего на содержание, оформление, доступность восприятия детьми 4-6 лет. С первых страниц сборник должен заинтересовать ребенка, вызвать желание его пролистать и изучить до конца.

При работе с любым сборником необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному». Прежде чем предлагать ученику для работы тот или иной сборник необходимо детально его изучить, убедиться в его пользе и соответствии с возможностями этого ученика.

Рассмотрим некоторые сборники, используемые нами на практике.

Е.В. Толкунова «Начальные уроки игры на фортепиано» - учебное пособие для детей дошкольного возраста. Данное пособие предназначено для обучения детей, начиная с трех-четырех лет, и содержит разделы: донотный период и игра по нотам, что соответствует традиционным этапам начального музыкального воспитания. Сборник наполнен интересными детскими пьесами, комплексами упражнений, теорией с последовательным изложением музыкального материала.

Особенностями пособия является то, что автор предлагает начинать изучение нотной грамоты на одной линейке, затем на двух. Начальные ритмические задачи выполнены в виде длинных и коротких палочек. Книга красочно оформлена, например, каждый разворот в своем цвете. Автор ассоциирует ступени лада с цветами радуги, что способствует развитию «цветного слуха». На наш взгляд, сборник предназначен более для педагога, для работы по нему в классе и требует детального изучения.

С.С. Альтерман «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» (1 и 2 тетрадь). Данное пособие включает в себя 40 уроков с начинающими и разделено на 2 тетради неразрывно связанных между собой. Первые 10 уроков автор предлагает проводить с группой из 3-4 детей, а далее переходить к индивидуальным занятиям. Особенность пособия заключается в соединении уроков сольфеджио и фортепиано с постепенным насыщением музыкального материала нотными знаками.

Сборник предназначен для преподавателя с планомерным разделением материала на уроки и выписанным домашним заданием. Радует, что в сборнике присутствуют пьесы, предназначенные для прослушивания и музыкальной ритмики. «Подобные переключения от практики за инструментом помогают ученику не только не переутомиться на уроке, но и освободить в игровой форме свой пианистический аппарат (руки), отдохнуть от получения и запоминания новой информации» [5, с. 92].

А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Прекрасное пособие для начинающих и опытных педагогов с большой вступительной статьей – авторской методикой работы с начинающими музыкантами. В ней Анна Даниловна Артоболевская рассказывает об особенностях работы с малышами: определение способностей, первые занятия, знакомство с клавиатурой, постановка рук, донотный период и нотную грамоту. Сборник иллюстрирован фотографиями гимнастики рук и упражнениями за инструментом. Так же есть напечатанная клавиатура, нотное лото. Каждую пьесу и упражнение сопровождает пояснение и стихотворный текст. Произведения выстроены в порядке усложнения и каждое ставит определенную техническую и музыкальную задачу.

На наш взгляд, сборник предназначен для работы с профессионально ориентированными детьми, стабильно посещающими занятия и выполняющими домашнюю работу.

И.С. Королькова «Крохе-музыканту» – нотная азбука для самых маленьких (1 и 2 часть). Данное пособие предназначено для обучения детей 4-5 летнего возраста игре на фортепиано. Оно отлично иллюстрировано, тексты песен образны и легко воспринимаются ребенком. Пособие включает ритмические упражнения, которые оформлены в вагончиках паровоза – это привлекает внимание ребенка и вызывает интерес.

Особенность сборника – нотный текст не перегружен лишними знаками, так как по мнению автора это нецелесообразно в силу особенностей детской психологии. Это пособие замечательно подойдет для работы дома и на уроке.

Все перечисленные сборники объединены общими принципами, основанными на психических и физических особенностях маленьких учеников. В работе важно соблюдать последовательное наполнение музыкальными впечатлениями. Подход к обучению должен быть комплексным, а процесс познания – доступным. Необходимо чтобы занятия оказывали благоприятное воздействие на развитие музыкальных и творческих способностей ребенка.

Для педагога так же важно не прекращать процесс самосовершенствования. «Необходимо быть внимательным к каждому ученику, сопереживать, вдохновлять, «заражать» эстетическими эмоциями при контакте с живой музыкой, добиваться полного взаимопонимания и сотворчества» [7, с. 259]. Нужно самому постоянно развиваться, знакомиться с вновь появившейся литературой современных авторов, анализировать сборники, пополняя свои знания и репертуарный запас.

Конечно, нельзя ограничиваться только методическими пособиями, адаптированными для детей 4-6 лет. Можно использовать репертуар и из сборников, рассчитанных на начальные классы ДМШ, таких как: «Школа игры на фортепиано» под общей редакцией А.А. Николаева; И.М. Лещинская, В.Б. Пороцкий «Малыш за роялем»; О.А. Геталова, И.В. Визная «В Музыку с радостью» и др.

About the choice of repertoire to work with preschool children in the classroom piano

S.V. Sviridkina,
undergraduate 2 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. The article shows the importance of musical repertoire in the training, development and education of students-preschoolers. The peculiarities of some manuals/books for work with children of preschool age in the classroom piano, as well as the principle of operation for these collections.

Keywords: elementary music education, early childhood education, teaching AIDS, musical repertoire, individual approach.


  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. – 98 с.
  2. Князева Г.Л. Этическое содержание классической музыки в контексте освоения художественных стилей на занятиях фортепиано // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 г., г. Уфа). В 2ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – с. 122-124.
  3. Толкунова Е.В. Начальные уроки игры на фортепиано: Учебное пособие для детей дошкольного возраста. М.: Музыка, – 2008. – 128 с.
  4. Альтерман С.С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетрадь I. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 1999. – 52 с.
  5. Свиридкина С.В., Князева Г.Л. Развитие чувства музыкального ритма у дошкольников на занятиях фортепиано // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 февраля 2017 г., г. Челябинск). В 2 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – с. 92-94.
  6. Королькова И.С. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 56 с.
  7. Свиридкина С.В., Князева Г.Л. Мотивация как фактор оптимизации занятий с учениками младших классов ДМШ // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования. Коллективная монография. М, 2017. – с. 256-260.
  8. Николаев А.А. Школа игры на фортепиано. М.: Скорина, 1994. – 192 с.
  9. Низамутдинова С.М. Эксклюзивность индивидуального характера музыкального образования // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. М.: МГПУ, 2016. – с. 101-109.
  10. Лещинская И.М., Пороцкий В.Б. Малыш за роялем. – М.: Советский композитор, 1986. – 112 с. 1
  11. Геталова О.А., Визная И.В. В Музыку – с радостью. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. – 176 с.
  1. Artobolevskaya A.D. First meeting with music. – SPb.: Composer St. Petersburg, 2006. – 98 pages.
  2. Knyazeva G.L. The ethical maintenance of classical music in the context of development of art styles on piano occupations//the Personality as object of psychological and pedagogical influence: collection of articles of the International scientific and practical conference (on February 10, 2016, Ufa). In 2 h. P.1. Ufa: AETERNA, 2016. – page 122-124.
  3. Tolkunova E.V. Initial lessons of playing a piano: Manual for children of preschool age. M.: Music, – 2008. – 128 pages.
  4. Alterman S.S. Forty lessons of elementary education to music of children of 4-6 years. Notebook of I. SPb.: Composer St. Petersburg, 1999. – 52 pages.
  5. Sviridkina S.V., Knyazev G.L. Development of feeling of a musical rhythm in preschool children on piano occupations//the Personality as object of psychological and pedagogical influence: collection of articles of the International scientific and practical conference (on February 13, 2017, Chelyabinsk). In 2 h the P. 2. Ufa: AETERNA, 2017. – page 92-94.
  6. Korolkova I.S. To the baby musician. The scale for the smallest. Part I. Rostov to Dona: Phoenix, 2004. – 56 pages.
  7. Sviridkina S.V., Knyazev G.L. Motivation as a factor of optimization of occupations with pupils of elementary grades of DMSh//Current trends of cultural development, art and education. Collective monograph. M, 2017. – page 256-260.
  8. Nikolaev A.A. School of playing a piano. M.: Skorina, 1994. – 192 pages.
  9. Nizamutdinova S.M. Exclusivity of individual character of music education//Prospect of art and educational and sociocultural development of the capital megalopolis. Materials of the International scientific and practical conference: in 2 parts. M.: MGPU, 2016. – page 101-109.
  10. Leshchinskaya I.M., Porotsky V.B. The kid behind a grand piano. – M.: Soviet composer, 1986. – 112 pages.
  11. Getalova O.A., Viznaya I.V.V Muzyk – with pleasure. – SPb.: Composer St. Petersburg, 2006. – 176 pages.