Аннотация. В статье представлено описание учебно-методических комплексов по изучению иностранного языка для учеников начальной школы на предмет связи тем с наукой биологией. Автор рассматривает степень релевантности изучаемых тем с особенностями возрастной психологии детей 7-10 лет, а также взаимосвязь с темами, изучаемыми на дисциплинах естественно-научной направленности начальной школы. В статье проводится сравнительный анализ таких учебно-методических комплексов как Spotlight и Starlight для учеников 2-4 классов, а также выделяются наиболее актуальные темы для изучения.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, учебные пособия, английский язык, биология, начальная школа, окружающий мир, Spotlight 2-4, Starlight 2-4

Повседневность последних лет показывает, что важность изучения английского языка с каждым годом только возрастает. Причиной такого возрастания остаётся распространенность английского языка в мире, требование хорошего уровня английского при получении работы, поступление в зарубежные университеты, возможность входить в открытое информационное пространство, не нуждаясь в переводе на родной язык, а также улучшение таких навыков, как запоминание, системное мышление, управление ресурсами (время, мотивация, информация). Размышляя об актуальности изучения английского языка детьми, нужно помнить о такой важной выполняемой функции, как тренировка гибкости мозга, то есть воспитание в детях возможности перестраиваться с использования одной языковой системы на использование другой.

Факт того, что английский язык в современных школах изучается со второго класса лишь подтверждает важность дисциплины. Задачами обучения иностранному языку являются формирование коммуникационной компетенции, воспитание уважения к культуре и традициям разных народов (национальному этикету), толерантность к межкультурному сотрудничеству.

Жизнь человека неотъемлемо связана с такой наукой, как биология. Взаимодействие с животными, использование растений в повседневной деятельности, а также постоянное наблюдение за такими естественными процессами, как созревание плода, рождение детей, цветение, с самого детства развивает в детях интерес к изучению живого. В свою очередь, дисциплина «Иностранный язык» в разработанных учебно-методических комплексах использует те темы, которые могут заинтересовать и замотивировать школьников к изучению английского языка, в том числе и темы, связанные с биологией.

Основываясь на исследовании Маяковой Е.В., можно сделать вывод, что такой формат изучения английского языка как игра, располагает к наиболее легкому и эффективному усвоению материала: «С одной стороны, игровое обучение детей дошкольного возраста обычно включает в себя систему игровых заданий и различных игр. Применяя такую систему, педагог должен быть уверен, что в результате работы с детьми дошкольного возраста он получит определенный уровень усвоения ребенком программного содержания, в данном случае – овладение базовыми формами общения на английском языке, знакомство с языком, приобщение к культурному наследию языка». Связывая систему знаний английского языка и насмотренности учащегося окружающим миром, мы получаем эффективную работу. Добавляя в эту взаимосвязь еще и игровой формат, благодаря которому уже известная система получает практическое применение и коммуникативную составляющую, мы улучшаем результативность учебного процесса в несколько раз [5].

Очевидно, что в разработанных учебно-методических комплексах будет использоваться тот объем информации и та теория, которая будет подходить когнитивным способностям детей заданного класса. Школьники 2-4 класса воспринимают иностранный язык подсознательно, опосредованно [3]. Небольшой объем внимания и время сосредоточенности – самая важная психологическая особенность обучения детей данного возраста, на которую обращают внимания учителя и разработчики учебно-методических комплексов.

Кроме того, дети 8-10 лет имеют хорошо развитую долговременную память, то есть изученная информация в этом возрасте скорее всего запомнится на долгие годы. В связи с этим в УМК именно данного возраста мы замечаем упор на изучение базового материала, а также подготовка основы для практического владения языком. «Главное отличие современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым (а не системно-структурным), что обеспечивается наличием смысловой сферы и направленностью на реализацию смысловой мотивации в речевой деятельности» [4].

В данной статье будут описаны учебно-методические комплексы Starlight и Spotlight начальных классов (2-4 классы) на предмет связи с биологией, актуальность предлагаемых тем с точки зрения биологической науки и возраста детей, а также будут выявлены наиболее актуальные интегрированные темы [1], [2].

Первым учебно-методическим комплексом для анализа был выбран Spotlight. Для того, чтобы структурно описать связь тем с биологией, создана таблица, которая, в свою очередь, будет описана в статье. Таблица включает в себя название учебно-методического комплекса (далее – УМК), класс, в котором используется тот или иной учебник, раздел изучаемого материала, а также актуальность использования темы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Анализ УМК Spotlight на предмет поиска тем, связанных с биологией

УМК и класс Предмет анализа (тема), страница Актуальность темы
Spotlight, 2 «The town mouse and country mouse», стр. 40-41, 58-59, 76-77, 94-95, 112-113, Известная сказка о двух мышах (сельской и городской) уже во втором классе готовит школьников к изучению видового разнообразия животных.
Spotlight, 2 «7A.My animals», стр. 62-65 Тема, изучающая биологическое разнообразие животных, разные формы жизни
Spotlight, 2 «Now I know», стр. 78-79 Задание на понимание базовых возможностей различных животных, изучение новых или актуализация уже изученных животных
Spotlight, 2 «11A. She's got blue eyes», стр. 84-87 Изучение базового понимания строения тела
Spotlight, 2 «14A. It's windy!» Изучение смены сезонов, различных погодных условий
Spotlight, 3 «Module 5. Furry friends!», стр. 73-90 Акцент на биологическое разнообразие животных
Spotlight, 4 «Module 4. At the zoo!», стр. 58-72 Изучение биологического разнообразия животных, сред жизни, физиологических и экологических особенностей жизни некоторых животных
Spotlight, 4 «Animals need our help!», стр. 145 Статья про основы защиты природы и экологического образа жизни

В связи с тем, что 2-4 классы – основополагающие для изучения иностранного языка, в УМК Spotlight нет специализированного вокабуляра, связанного с биологией.

Как показано в таблице, в УМК Spotlight для второго класса выделено 5 основных тем, в которых рассказаны темы, связанные с биологией. В основном, это биологическое разнообразие животных, строение тела, а также естественно-научные процессы, например, дождь или ветер. Например, на странице 78 упражнение 1 актуализирует информацию о локомоциях различных животных: «Can a horse run? Yes, it can. Can a frog fly? No, it can't».

В УМК Spotlight 3 не так много биологических тем, но в отличие от Spotlight 2, тема биологического разнообразия раскрыта лучше. Например, задание 1 на странице 79 учит детей описывать уже известных животных, понимать различие между похожими животными, а также актуализировать знание различных животных.

На странице 145 УМК Spotlight 4 находится статья на тему сохранения дикой природы на планете. Ведение экологического образа жизни и раскрытие глобальных природных проблем также входит в основные задачи воспитания на уроках биологии.

В таблице 2 представлена информация о УМК Starlight, которая также включает в себя название УМК, класс, раздел анализируемого материала, а также актуальность темы.

Таблица 2. Анализ УМК Starlight на предмет поиска тем, связанных с биологией

УМК и класс Предмет анализа (тема), страница Актуальность темы
Starlight, 2 Раздел «Go Green», стр. 26, стр. 72 Актуализация знаний про смену внешнего вида животного в разные периоды роста и развития. Выявление разницы в строении органов у различных животных
Starlight, 2 «My body», стр. 66-75» Изучение частей тела у человека и у животных, простые заболевания различных частей тела
Starlight, 3 Раздел «Go Green», стр. 74-75 (часть 1), стр. 38-39 (часть 2), стр. 76-77 (часть 2) Изучение основ переработки мусора. Видовое разнообразие насекомых. Актуализация знаний о животных, используемых в сельском хозяйстве.
Starlight, 3 «8. At the Animal Park», стр. 58-73 Изучение биологического разнообразия животных
Starlight, 4 Раздел «Go Green», стр. 36-37 (часть 1), стр. 74-75 (часть 1), стр. 38-39 (часть 2), стр. 76-77 (часть 2) Изучение разнообразия морских обитателей. Экологическое воспитание детей.
Starlight, 4 «3. Animal Elections», стр. 78-89 Тема, направленная на изучение биологического разнообразия.

В УМК Starlight со 2 по 4 класс проходит линия «Go Green», в которой изучаются темы, связанные с биологией. Больше всего затронута тема воспитания экологического мышления, но также есть темы, связанные с биологическим разнообразием, как, например, в Starlight 2 на странице 26, где детям нужно соотнести взрослую особь и молодую особь, учитывая различия во внешнем виде.

Кроме упомянутой линии в УМК Starlight также есть темы, связанные с актуализацией или изучением информации о различных животных, а также частей тела. Данные темы очень актуальны для детей начальной школы, поскольку они предполагают не только теоретическое знакомство, но и возможность вспомнить теорию на практике, увидев животное в зоопарке или выполнив какое-либо физическое действие.

Чтобы привести пример соответствия литературы для изучения английского и литературы для начального изучения биологической науки, изучен учебник по Окружающему миру, предназначенный для школьников 4 класса под авторством Плешакова А.А. и Крючковой Е.А. На странице 44 представлена тема «Защитим планету сообща», в которой школьникам показана важность охраны природы и упомянуты действия, которые каждый школьник может выполнять. Кроме того, как и в УМК по английскому языку, в учебнике по окружающему миру также описан Всемирный Фонд дикой природы и его деятельность [4].

Проанализировав учебно-методические материалы, хочется отметить, что в процессе изучения иностранного языка довольно часто изучаются биологические темы. Изучаемые темы релевантные для возраста школьников, часто встречаемые в повседневной жизни, а также интересные для детей. Самыми частыми из них являются темы про биологическое разнообразие животных, части тела, а также экология. Данный набор тем наиболее актуален, поскольку развивает не только эрудицию ребёнка, но и воспитывает ответственное отношение к природе.

Elements of the natural-scientific content in teaching English for primary school. Analytical review

Zanyan L.K.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna
,

Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. The article presents a description of educational and methodological complexes for learning a foreign language discipline for primary school students on the subject of the connection of topics with the science of biology. The author examines the degree of relevance of the studied topics with the peculiarities of the age psychology of children aged 7-10 years, as well as the interrelation with the topics studied in the disciplines of natural science orientation of primary school. The article provides a comparative analysis of such educational and methodological complexes as Spotlight and Starlight for students of grades 2-4, and also highlights the most relevant topics for study.
Keywords: natural-scientific content, teaching English, educational and methodological complexes, English, Biology, primary school, nature, Spotlight 2-4, Starlight 2-4


  1. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. «Звёздный английский» Starlight 2-4. . (дата обращения: 01.05.2022).
  2. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. «Английский в фокусе 2-4» Spotlight 2-4. . (дата обращения: 01.05.2022).
  3. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: В 2-х ч. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 330 с.
  4. Маякова Е.В., Игровое обучение дошкольников на дополнительных занятиях по английскому языку (на примере познавательно-развивающих игр) // Игровая культура современного детства. 2017, С. 175-192.
  5. Маякова Е.В., Инновационная методика обучения английскому языку детей дошкольного возраста // Методист №10. 2017. С. 53-57.
  6. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир, 4 класс, 1 ч. М: Просвещение, 2013. 44 с.
  1. Baranova K.M., Dooley D., Kopylova V.V. ets. Starlight 2-4.. (date of the address: 01.05.2022).
  2. Bykova N.I., Dooley D., Pospelova M.D. ets. Spotlight 2-4. . (date of the address: 01.05.2022).
  3. Gorlova N.A. Methods of teaching a foreign language: Proc. allowance for students. Institutions of higher prof. Education: In 2 parts. Moscow: Publishing Center «Academy», 2017. 330 pages.
  4. Mayakova E.V. Game training for preschoolers in additional classes in English (on the example of cognitive and developmental games) // Game culture of modern childhood. 2017, Page: 175-192.
  5. Mayakova E.V. Innovative methodology for teaching English to preschool children // Methodist № 10. 2017. Page: 57-53.
  6. Pleshakov A.A., Kryuchkova E.A. The world around, grade 4, part 1. Moscow, 2013. 44 pages.