Аннотация. Исследование определяет особенности иноязычного чтения в цифровую эпоху. В статье рассматриваются понятия «чтение» и «цифровое чтение», положительные и отрицательные стороны чтения цифровых текстов. В ходе исследования использовались методы анализа научной литературы по теме исследования, анкетирования, анализа и синтеза эмпирического материала. С их помощью было сформулировано определение цифрового чтения, выявлены особенности современных читателей, оказывающие непосредственное влияние на их читательские привычки.

Ключевые слова: чтение, цифровое чтение, клиповое мышление, современный читатель, иностранный язык, методика преподавания.

Переход от традиционного чтения текстов на бумажных носителях к цифровому чтению является тенденцией, которая в последнее время была усилена пандемией. Она подтолкнула быстрый переход к онлайн обучению, предполагающему постоянную работу учащихся с электронными форматами учебников. Усиление роли информационно-коммуникационных технологий, «цифровой путь развития образования» [10, с. 85] становятся причиной регулярного обращения к цифровым текстам с целью поиска необходимой информации в образовательных и досуговых целях. Следовательно, развитие умений цифрового чтения в ходе обучения английскому языку на уровне среднего общего образования представляется важной и актуальной задачей.

В научной литературе отмечается, что чтение является «процессом восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» [5, с. 5]. Под чтением обычно понимают «сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания» [2, с. 224]. В структуре чтения традиционно выделяют мотив, цель, условия и результат, под которым понимается «понимание и извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины» [8, с. 154], причем понимание осуществляется на уровне значения и смысла [7, с.90].

Представленные определения позволяют говорить о психологической и методологической составляющих чтения. Процесс чтения начинается с восприятия читателем графически закодированной информации, что затем сменяется осмыслением воспринятой информации и ее последующей трактовкой в зависимости от того, как индивид понимает предложенную информацию.

Понятие «цифровое чтение» исследуется относительно недавно. На данный момент существует небольшое количество научных статей в области цифрового чтения (см. исследования И. В. Лизуновой, А. Ван дер Вилла, Л. Гарсия-Фебо, Е.В. Пшеничной, Ц. Лю).

«Цифровое чтение» определяют как «чтение текстов, прошедших цифровую обработку и размещенных на электронных носителях, противоположное чтению с листа, бумажному, традиционному, аналоговому». Также отмечают, что цифровое чтение является разновидностью «читательского поведения, характеризуемого большим количеством времени, затрачиваемого на просмотр и сканирование, поиск ключевых слов» [4, с. 47].

Таким образом, под цифровым чтением мы будем понимать процесс восприятия и понимания текста, размещенного на экране цифрового устройства.

Цифровое чтение характеризуется продолжительной работой с цифровым носителем, нелинейным характером восприятия информации читателем, отличительным графическим представлением текста на экране.

В цифровом пространстве читатель более избирательно подходит к информации в тексте, изучая только те отрывки текста, которые содержат необходимую ему информацию. При этом он не сосредотачивает свое внимание на остальных деталях текста, а значит, не всегда способен воссоздать целостную картину того, о чем идет речь.

Кроме того, текст на экране цифрового устройства, как правило, пролистывается пользователем вниз, представляя собой сплошной набор из символов, среди которых запоминание расположения ключевых моментов повествования видится трудным. Это затрудняет процесс создания образов оперативной памятью, благодаря которым читатель может легко ориентироваться в произведении.

К положительным чертам цифрового чтения можно отнести следующие особенности:

  1. использование интерактивных инструментов (маркер, стикеры и т.д.) позволяет читателю не упустить необходимую информацию;
  2. использование разных символов, например, букв, цифр, видео, аудио, картинок, графиков и т.д., не только упрощает процесс восприятия информации с экрана, но также усиливает мотивацию учащихся при работе с текстом [3, с. 80-83];
  3. использование неровного «правого» края в тексте на экране значительно ускоряет процесс чтения [5]. Читатель не вчитывается в содержание целого предложения, а фокусирует свое внимание лишь на выделяющихся в строчках словах.

К отрицательным чертам цифрового чтения можно отнести следующие особенности:

  1. направленный вверх или вперед взгляд, при котором сильно напрягаются аккомодационные мышцы глаз, приводит к более быстрой утомляемости [1];
  2. использование «F-паттерна», при котором читатель сначала знакомится с заголовком, и далее сканирует левую сторону текста, додумывая содержание правой, приводит к поверхностному ознакомлению с текстом; читатель упускает при этом важные элементы и детали, раскрывающие основной замысел текста;
  3. противоречие биологической природе глаз, при которой они приспособлены рассматривать предметы только в отраженном свете, затрудняет процесс восприятия светящегося объекта;
  4. использование курсивного шрифта и большого количества заглавных букв в цифровом тексте рассредоточивает внимание читателя [5];
  5. нелинейное восприятие информации затрудняет восприятие текста, так как определенная часть информации доступна лишь при использовании гиперссылок;
  6. ложное восприятие основной мысли текста вследствие нелинейного сканирования лишь левой части экрана может в корне изменить изначальный замысел текста либо превратить его в бессмысленный набор символов, заставляя читателя тратить время на повторное прочтение уже изученной информации. Читатель додумывает информацию, расположенную в правой части, при этом замещая реальные слова на их омонимы, омографы, либо слова, имеющее схожее графическое или фонетическое начало [3, с. 80-81].

Чтение цифровых текстов на иностранном языке широко распространено среди современного поколения. В ходе исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 63 респондента Московских образовательных учреждений (общеобразовательных школ, гимназии, частной школы и колледжа). Его цель состояла в определении того, как часто современный подросток обращается к цифровым текстам и какие жанры вызывают у него наибольший интерес. В соответствии с полученными нами данными, можно сделать вывод, что большинство учащихся обращается к цифровому чтению в образовательных и рекреационных целях (40% и 35% соответственно). Около 67% опрошенных читают цифровые тексты на иностранных языках (см. рисунок 1).

Рис. 1. Сравнительная частотность чтения текстов на иностранном языке.

Рис. 1. Сравнительная частотность чтения текстов на иностранном языке.

Среди текстов на иностранных языках в цифровом пространстве наиболее предпочитаемыми жанрами являются личные сообщения (57%), досуговые ресурсы (44%), учебные платформы (43%), новостные ресурсы (30%), а также реклама (18%) (см. рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительная частотность предпочитаемых текстовых жанров в цифровом пространстве.

Рис. 2. Сравнительная частотность предпочитаемых текстовых жанров в цифровом пространстве.

Данные анкетирования также демонстрируют, что чтение текста в цифровом формате действительно может приводить к утомляемости читателя (52%). Кроме того, большинство опрошенных (70%) склонны переключать свое внимание на отвлекающие факторы, возникающие в процессе чтения текста на экране. К ним могут относиться всплывающие сообщения из мессенджеров, реклама, гиперссылки, оповещения и т.д.

На основе этого можно говорить об основных характеристиках современного читателя, которыми являются многозадачность и динамичность [4, с. 49]. Многие молодые люди успешно совмещаю чтение текста на цифровых платформах с прослушиванием музыки, подкастов, просмотром видео на Интернет-платформах, или даже перепиской с друзьями в мессенджере. Подобная многозадачность становится причиной распространенной среди юных читателей рассеянности внимания или «клиповости» мышления, которая не позволяет им углубиться в смысл читаемого текста.

Клиповое мышление предполагает, что прочитанная человеком информация усваивается и подается по принципу клипа, то есть в сознании читателя вырисовывается большое количество несвязанных между собой образов, быстро сменяющих друг друга подобно кадрам в кинофильме [9, с. 270].

Основной причиной рассеянности внимания современного читателя является увеличение количества информации вокруг одного индивида. Физиологические особенности организации сознания не позволяют человеку обрабатывать такой значительный поток несвязанной между собой информации. Избыточная информация блокируется при помощи таких защитных механизмов как отторжение, избегание, переключение на более легкий вид деятельности.

Однако, несмотря на негативное влияние клипового мышления на современного читателя, присутствие цифрового чтения в нашей жизни имеет и положительные стороны. Использование электронных текстов повышает мотивацию учащихся к чтению, так как они осуществляют данный процесс в привычной и комфортной для них информационной среде.

Таким образом, рассмотрев особенности цифрового чтения, можно сделать вывод, что процесс формирования у учащихся умений цифрового чтения осложняется из-за следующих факторов:

  1. усталость мышц глаз при работе с цифровым текстом;
  2. рассеянность внимания при работе с материалом на экране и гиперссылками;
  3. переключение внимания на посторонние факторы: прослушивание музыки, всплывающие сообщения, реклама и т.д.

Проведенный в ходе исследования предварительный анализ отечественных и зарубежных УМК «Academy Stars», «Spotlight», «Rainbow English» на предмет наличия заданий, направленных на формирование умений цифрового чтения на уровне среднего общего образования продемонстрировал, что зарубежные УМК предлагают работу с содержанием цифрового текста при помощи электронных инструментов. Отечественные УМК, наоборот, не предусматривают работу с цифровым текстом. Поэтому, разработка технологии, направленной на развитие умений цифрового чтения, является необходимой в современном мире, где преобладание цифровых технологий и смещение интереса молодежи от печатных носителей к цифровым, задает тренд в сфере образования.

The main characteristics of foreign language reading in the digital era

Degtiareva S.D.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Makeeva Svetlana Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of English Philology of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The study defines the peculiarities of digital reading in a foreign language. The article brings about the concepts of «reading» and «digital reading», their positive and negative features. In the course of study, the preference was given to the method of analysis of scientific literature and other empirical material, as well as to the method of conducting a questionnaire. As a result, the definition of digital reading has been suggested, and the features of modern readers whose reading habits have been affected by the global digitalization have been identified.
Keywords: reading, digital reading, clip thinking, modern reader, foreign languages, methodology of teaching.


  1. Антипенко О.Е. Анализ эффективности восприятия печатного и компьютерного текста в рамках учебной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. (дата обращения: 10.02.2022).
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Издательский центр «Академия». 2006. 336 с.
  3. Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов : междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4(46). (дата обращения: 15.11.2021).
  4. Лизунова И.В., Ван дер Вил А., Гарсия-Фебо Л., Чтение с листа или с экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство // Библиосфера. 2020. № 3. (дата обращения: 15.11.2021).
  5. Корпорация «Российский учебник». Официальный сайт. (дата обращения: 15.02.2022).
  6. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение. 1983. 207 с.
  7. Макеева С.Н. Learn to Read by Reading and Teaching: пособие по профессионально направленному обучению английскому языку. М.: Языки Народов Мира. 2016. 96 с.
  8. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов. 4-е изд., дораб. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. М.: Просвещение. 2008. 223 с.
  9. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2(23).. (дата обращения: 15.11.2021).
  10. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018. С. 85-90.
  1. Antipenko O.E. Analysis of the effectiveness of perception of printed and computer text in the framework of educational activities // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2016. № 1. (date of the address: 10.02.2022).
  2. Galskova N.D., Get N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology. / N.D. Galskova, N.I. Gez. Moscow: Publishing center «Academy». 2006. 336 pages.
  3. Lebedeva M.Yu., Veselovskaya T.S., Kupreshchenko O.F. Features of perception and understanding of digital texts: interdisciplinary view // Perspectives of Science and Education. 2020. № 46 (4). (date of the address: 15.11.2021).
  4. Lizunova I.V., Van der Weel A., Garcia-Febo L. Reading on paper and screens? Advantages, disadvantages, and digital inequality // Bibliosphere. 2020. № 3.. (date of the address: 15.11.2021).
  5. Corporation «Russian textbook». Official website. (date of the address: 15.02.2022).
  6. Klychnikova Z.I. Psychological features of teaching reading in a foreign language. Moscow: Prosvesheniye. 1983. 207 pages.
  7. Makeeva S.N. Learn to Read by Reading and Teaching: a manual for professionally-oriented teaching of the English language. Moscow: Languages of the Peoples of the World. 2016. 96 pages.
  8. Rogova G.V. Methods of teaching English. Grades 1-4: a manual for teachers and students of pedagogical universities. 4th ed., dorab. / G.V. Rogova, I.N. Vereshchagina, N.V. Yazykova. Moscow: Prosvesheniye. 2008. 223 pages.
  9. Staritsyna O.A. Mosaic thinking vs education. Who is to blame and what to do? // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2018. № 2(23). . (date of the address: 15.11.2021).
  10. Tareva E.G. The digital age and pedagogical professions. // Bulletin of the Moscow City University. Series: Philosophical Sciences. 2018. Page: 85-90.