Аннотация. В статье затронута одна из актуальных проблем в свете реализации ФГОС НОО второго поколения - проблема понимания контекстных заданий и обучения младших школьников работе с текстом; дано определение контекстных задач и принципы, которые необходимо учитывать при разработке контекстных задач.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия, контекстные задания.

В настоящее время российское начальное образование полностью перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) второго поколения. Одним из центральных компонентов нового стандарта являются требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным [5].

Важным показателем в развитии младшего школьника и достижении им метапредметных планируемых результатов является сформированность универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяют познавательные, регулятивные и коммуникативные, составляющими основу «умения учиться» и обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями [1].

Для формирования и оценивания уровня сформированности УУД могут быть использованы контекстные задания, широко используемые в практике международных мониторинговых исследований, например, такого как TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), одним из направлений которого является оценка естественнонаучной подготовки младших школьников. За последние 10 лет Россия продемонстрировала существенные успехи в этом направлении, переместившись на лидирующие позиции в исследовании. Такие результаты можно объяснить более активным использованием в начальной школе заданий, включающих контекст.

Контекстная задача (задание) - это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся. В процессе решения задачи от учащихся требуется осуществить анализ, осмысление и объяснение этой ситуации и/или выбор способа действия в ней, а ответом к задаче является разработанный способ решения проблемы [2].

Особенностями таких заданий являются: 1) наличие в формулировке задания контекста, на первый взгляд не относящегося к существу проверяемого элемента знаний; 2) наличие в формулировке задания проблемы, относящейся к определённой сфере деятельности человека, которую предстоит решить учащемуся в процессе выполнения задания; 3) большой объем сведений, представленных в виде иллюстраций (таблиц, фотографий, графиков, схем, рисунков и др.), которые дополняют условия задания, являясь по сути их составляющей; 4) наличие нескольких вопросов к одному текстуальному фрагменту.

Чтение текста контекстных задач понимается как деятельность, имеющая значение не только для развития мыслительных операций учащегося, но и для приобретения им жизненного опыта, т.к. в них содержатся вопросы и проблемы, с которыми ученик сталкивается в своей повседневной жизни, литературных или исторических источниках, либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.

При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить (смоделировать) ситуацию, которая может произойти.

При разработке контекстных задач необходимо учитывать несколько принципов.

  1. Принцип доступности, который подразумевает, что для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала. Необходимо оценить уровень развития ключевых компетенций школьников на основе той базы знаний, которая заложена в образовательный стандарт.
  2. Принцип актуальности практически реализуется при использовании материалов СМИ или научно-познавательной литературы. Обращение к новостям науки, анализу текущих событий в мире с точки зрения изучаемого предмета позволяет избежать искусственности заданий, что существенно влияет на рост мотивации при работе над ними.
  3. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Предполагаемое задание должно быть интересно школьнику, актуализировать имеющий у него личностный опыт, а не вызывать скуку, описывая надуманную ситуацию [2].

В школьном образовании достаточно предметов, по мнению учащихся являющихся не обязательными и неинтересными для изучения. Как показывает практика, к таковым они относят те предметы, в которых считают изучаемый материал излишне сложным (научным и излишне теоретизированным) и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества.

Пример задания

Задача. Известно, что все живые организмы на Земле - бактерии, грибы, растения и животные - дышат. Источником кислорода, который необходим для дыхания, является воздух, доля кислорода в котором составляет 21 %.

Поступающий в организм человека кислород, выполняет очень важную роль: благодаря ему происходит окисление сложных органических веществ. Этот процесс сопровождается выделением энергии, необходимой для обеспечения процессов жизнедеятельности: умственной деятельности, пищеварения, физической активности. Похожие процессы происходят и в растениях. При этом необходимо вспомнить, что и сами растения способны вырабатывать кислород.

Какими опытами можно доказать, что растения и вырабатывают кислород, и дышат, т.е. его потребляют? Предложите описание опытов и план их проведения. Одинаково ли среагируют организмы человека и растений при прекращении поступления кислорода? Объясните ответ.

Анализ приведенного условия задания позволяют сформулировать значение, которое могут иметь контекстные задания в образовательном процессе. Контекстные задания помогают учителю научить школьников извлекать информацию из текста, формируя у них их навыки работы с информацией, позволяя осознанно и поэтапно выполнять данное действие. Контекстные задания влияют на достижение метапредметных образовательных результатов. Это обусловлено тем, что в процессе выполнения таких заданий у учащихся появляется больший интерес к обучению, что помогает им легче усваивать материал любого предмета школьной программы.

Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) побудили педагогов начальной школы скорректировать традиционные подходы к обучению. Задача современной школы - научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодняшний ученик уже с начальной школы должен уметь читать разную литературу: научно-познавательную, документальную, художественную, он должен научиться использовать в подготовке к урокам не только учебники, но и справочники, энциклопедии. Учитель должен не просто научить читать детей тексты, а научить читать разные тексты разными способами [2].
Практика работы в школе показывает, что при поступлении в первый класс, большая часть детей не умеет отвечать на поставленные вопросы после прослушивания рассказа или прочтения текста. Причиной данной тенденции является непонимание смысла текста, а также неумение формулировать основную информацию, понятую из текста.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе [4].

В первом классе учитель начинает работу с детьми с обучения выразительному чтению и его осознанного восприятия. Наиболее важным является формирование следующих умений: отличие текста от набора предложений; выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; осознание структуры текста; подбор заголовков; составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Во втором классе обучение направлено на формирование у детей умения работать с текстом: на правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида; деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков, создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).
В третьем и четвертом классах происходит обучение: нахождению информации; интерпретации текстов и рефлексии их содержания, оцениванию прочитанного; самостоятельному выделению основной мысли текста; нахождению в тексте ответов на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявлению различных жизненных позиций героев и анализу их совпадения с собственными убеждениями; прогнозированию содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельному формулированию вопросов по тексту; сравнению текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

Остановимся на некоторых приёмах работы с текстом. Национальные исследования качества образования на начальной ступени образования показывают, что для четвероклассников одни из самых сложных заданий являются задания по работе с текстом, особенно выделение не основной мысли. Мало уметь читать, нужно обладать культурой чтения, т.е. читать вдумчиво, владеть приемами понимания прочитанного, выделять главное, размышлять над полученной информацией. Важно уметь анализировать текст, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения, выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся [4].

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование «технологии продуктивного чтения». Приемы, которые используются при работе с текстом, способствуют формированию и развитию умений осмысливать текст, интерпретировать его, определять проблемное поле, формулировать авторскую позицию и выражать собственное мнение [6].

От класса к классу ребенок овладевает навыками работы с различными по стилю и типу текстами, у них формируются познавательные универсальные учебные действия. Кроме того, сами приёмы универсальны и широко используются, например, при анализе условия заданий (задач), в том числе по математике и окружающему миру.
Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников решению контекстных заданий является актуальным в различных аспектах деятельности младших школьников, например, в процессе проектно-исследовательской деятельности на этапе работы с новой информацией. Данное умение способствует также развитию у учащихся критического мышления, в рамках которого они анализируют предлагаемую информацию, учитывая при этом имеющийся опыт, демонстрируют навыки поиска ответа на проблемные вопросы, отстаивания собственной точки зрения, т.е. именно того, что понадобится в повседневной жизни.

Methodical features of drawing up contextual tasks and training of younger school students in work with the text

Scherbakova N.A,
undergraduate of GAOU VO MGPU 2 courses,
elementary school teacher of SEI School Gloria of Moscow

Abstract. The article touches upon one of the actual problems in the implementation of the FSES PGE of the 2nd generation the problem of understanding contextual tasks and teaching little schoolchildren to work with the text; The definition of contextual tasks and the principles that must be taken into account when developing contextual tasks are given.

Keywords: Federal state educational standard of primary general education, universal educational activities, contextual tasks.


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. - М. Просвещение, 2010. - 152 с.
  2. Добротин Д.Ю. Контекстные и компетентностно-ориентированные задания в контрольно-оценочной деятельности по химии. // Материалы сборника III международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты». Республика Беларусь, г. Могилев: МГОИРО, 2017. - с.16-19
  3. Методика обучения предмету «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова, М.В. Нехлюдова, Т.М. Смирнова; отв. ред. М.С. Смирнова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 308 с.
  4. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. - М.: Изд-во «Баласс», 2012. - 141 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Чиндилова, О.В., Бунеева Т.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. 2012. № 8. - с. 1-7.
  1. Asmolov A.G., Burmenskaya G. V., Volodarsk I.A., etc. How to project universal educational actions at elementary school. From action to a thought. A grant for the teacher. (Standards of the second generation) / under. edition of A.G. Asmolov. - M. Education, 2010. - 152 pages.
  2. Dobrotin D. Yu. The contextual and competence-based focused tasks in control and estimated activities for chemistry.//Materials of the collection of the III international scientific and practical conference "Modern education: global trends and regional aspects". Republic of Belarus, Mogilev: MGOIRO, 2017. - page 16-19
  3. Technique of training in the subject "World around": the textbook and a practical work for the academic bachelor degree / Yu. Dobrotin, M.S. Smirnova, N.A. Ryzhova, M.V. Nekhlyudova, T.M. Smirnova; отв. edition of M.S. Smirnov. - M.: Yurayt publishing house, 2016. - 308 pages.
  4. Soboleva O.V. Conversations about reading or How to teach children to understand the text. - M.: Balass publishing house, 2012. - 141 pages.
  5. Federal state educational standard of the primary general education / Ministry of Education and Science of Dews. Federations. - M.: Education, 2010.
  6. Chindilova, O.V., Buneeva of T.V. Tekhnologiya of productive reading as educational technology of activity type / O.V. Chindilova//Nachalnaya shkola Plus Before and after. 2012. No. 8. - page 1-7.