Аннотация: В статье затрагиваются вопросы о важности овладения правильным произношением и интонацией при изучении английского языка и эффективности использования дополнительных аудиоматериалов, в частности ресурса BBC Learning English, на уроках английского языка при совершенствовании фонетических навыков. Предлагается обзор некоторых, наиболее популярных интернет источников, с помощью которых можно предложить учащимся разнообразные задания на тренировку произношения и интонации. Описывается структура работы с дополнительными источниками и варианты заданий для учащихся, приводятся примеры и результаты работы с материалами из BBC Learning English.

Ключевые слова: фонетические навыки, произношение и интонация, интернет-ресурсы, образовательные платформы, аудиоматериалы BBC Learning English.

Изучение языка включает в себя взаимосвязанное развитие навыков говорения, письма, чтения и аудирования. В процессе коммуникации говорение играет ключевую роль, поэтому изучающим иностранный язык необходимо овладеть правильным произношением, чтобы быть понятыми и услышанными своими собеседниками. Неслучайным является то, что многие люди судят об уровне языковой компетенции говорящих по их произношению, в первую очередь, обращая внимание на беглость и точность звучания. Принимая во внимание этот факт, очень важно произвести благоприятное впечатление на участников коммуникации, особенно в профессиональной среде. Однако, удивительно, как при такой значимости правильного и красивого произношения, развитию фонетической компетенции уделяется недостаточно внимания при обучении языку в школе. Отечественный лингвист Е.И. Михалева отмечает, что как показывает практика «выпускники школ не готовы к реальной межкультурной коммуникации, не способны осуществлять диалог «носитель языка – неноситель» на высоком уровне» [6, с. 1]. Чтобы способствовать решению этой проблемы необходимо включать в занятия по английскому языку различные аутентичные материалы, которые помогут учащимся глубже погрузиться и понять язык.

Цель данной работы представить различные интернет-ресурсы для работы над произношением и интонацией в школе, а также, на примере источника «ВВС Learning English» описать преимущества привлечения данного материала, этапы работы с ним на занятиях по английскому языку в школе и достигнутые результаты.

Обратимся к словарю методических терминов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, которые определяют фонетику, как «аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухо-произносительных навыков» [1, с. 338], а фонетический навык, как «способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить» [1, с. 339]. Отражая влияние запросов современного общества на систему образования, «Федеральные государственные образовательные стандарты дают возможность определить и пояснить актуальные формы, содержание, цели, задачи и результаты образования, которые соответствуют текущей стадии развития общества, что позволяет подготовить квалифицированных и востребованных людей, способных стать специалистами в своей сфере» [5, с. 56].

Главной целью формирования и совершенствования фонетического навыка на уроках английского языка является постановка стандартного произношения британского варианта английского языка или, так называемого, общепринятого английского произношения «Received Pronunciation».

Многие специалисты в области лингвистики и методики преподавания английского языка отмечают значимость развития фонетической компетенции, правильного произношения и интонации при обучении языку. Британский фонетист Дж. Уэллс подчеркивает тот факт, что в английском языке фонетика и интонация помогают понять и передают гораздо больше информации, чем в других языках. Поэтому пренебрегать развитием фонетической компетенции не следует: «English makes more elaborate use of intonation to signal meaning than do most other languages. This is the reason why it should not be neglected by learners and teachers of English as a foreign language» [9, с. 11].

Зарубежные ученые Мюррей Монро и Трейси Дервинг, проводя исследования акцентной речи, и ее понятности и легкости для восприятия собеседника подчеркивают необходимость изучения и использования правильного ритма речи, акцентной структуры слов, просодических характеристик, чтобы избежать провалов в коммуникации: «Neglecting general speaking habits, volume, rhythm, syllable structure and segmentals with a high functional role as stated by Munro & Derwing can be frustrating both for speakers and for interlocutors» [8].

Отечественные лингвисты Ю.Е. Иванова и Е.И. Михалева, рассматривая роль просодии в выражении культурно-специфического речевого поведения учителей и учеников в учебном дискурсе, также приходят к выводу, что неверное интонационное оформление речи передает ложные эмоциональные оттенки, вводит в заблуждение. Авторы выделяют наиболее серьезные просодические отклонения в речи не носителей английского языка, которые сигнализируют о ярко выраженном русскоязычном акценте в речи и передают оттенки невежливого, достаточного прямолинейного, а некоторых случаях и грубого, эмоционального отношения говорящего к собеседникам. Причем, говорящий не осознает, что своей интонацией на английском языке вызывает такую реакцию и такие чувства, поскольку не обладает знаниями о разных интонационных системах русского и английского языков [7].

Ю.Е. Иванова, анализируя и сопоставляя англоязычные дискуссии носителей языка и русскоязычных студентов отмечает необходимость овладения речевым поведением в целом и, англоязычной интонацией в частности, для ведения успешной межкультурной коммуникации, поскольку перенос привычной русской интонации в английскую речь привносит абсолютно другие оттенки и эмоции и зачастую вызывает недопонимание у носителей английского языка [4]. Обращаясь к своему опыту ведения занятий по бизнес-общению, автор предлагает использовать новости ВВС на постоянной основе для работы со студентами на занятиях по бизнес-английскому, подчеркивая, что «обучение аудированию на основе аутентичных материалов ВВС будет способствовать не только тому, что студенты станут получать фоновые знания и более точно понимать иноязычную речь на слух, но, и, в конечном счете, поможет уменьшить интонационный акцент в речи билингвов» [5, с. 24].

Свой опыт работы с дополнительными аудиоматериалами на уроках английского языка в школе для совершенствования фонетических навыков описывают также Н.Д. Гальскова (2017), В.И. Писаренко (2003, 2016), Н.Е. Бастракова (2020), А.Ю. Габисова (2018), А.Д. Золотарева и К.Е. Изотова (2017), Н.В. Карева (2014), Д.Ф. Колмогорова (2017), Н.Н. Кошелева (2021), А.С. Кузьмук и В.Д. Потапова (2017), Т.Л. Павлова (2015), З.И. Трубина (2020) и др. Н.Д. Гальскова предлагает использовать аутентичные записи при формировании и совершенствовании фонетических навыков, а также отмечает, что «на уроках английского языка учителя нередко используют дополнительные аудиоматериалы, преимуществами которых является разнообразие материала, элемент новизны» [2, с. 125].

Благодаря информационной эре, учителям и учащимся открылись широкие возможности, происходит стремительное внедрение в образование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволили значительно преобразовать традиционный образовательный процесс. В интернете существует огромное количество различных ресурсов, которые могут применяться для развития умений и формирования/совершенствования навыков, в том числе и фонетических, как на уроках английского языка, так и для саморазвития и работы дома. Кратко представим обзор наиболее популярных из них.

Например, образовательная платформа «BBC Learning English» является одним из наиболее авторитетных интернет-ресурсов, регулярно публикующим различные материалы для тех, кто изучает иностранный язык. Авторитет ресурса подкрепляется тем, что выпуски нередко ведутся выдающимися специалистами, а их английский язык считается эталоном литературного произношения британского варианта языка. Для совершенствования фонетических навыков есть большое количество аудио- и видеоматериалов, например, «The Sounds of English», «Tim’s Pronunciation Workshop», раздел «News», «Courses» и др.

Другая образовательная платформа «Rachel’s English», где в разделе «Videos» можно найти большое количество различных материалов для совершенствования фонетических навыков.

На образовательной платформе «EnglishCentral» можно работать с различными короткими аудио- и видеоматериалами в разделе «Произношение», нацеленными на отработку английских звуков. На следующем этапе предлагается взять видео в разделах «Бизнес», «Телевидение», «Общество», «Путешествия» и др., с помощью которых идет совершенствование фонетических навыков и отработка их в различных дискурсах.

На всем известной платформе «YouTube» также существует большое количество YouTube-каналов, авторы которых выкладывают обучающие аудио- и видеоматериалы для улучшения английского произношения. Примером таких каналов могут послужить «SPEAK ENGLISH WITH SOZO-X», «Jennifer ESL» и др.

В последние годы широкое распространение получили «TED talks» и «Podcasts», где нет именно обучающих материалов, но есть множество аудио- и видеозаписей на различные темы, которые можно применить на уроке английского языка, в качестве демонстрации фонетических приемов, произношения и интонации ораторов в публичном, презентационном, развлекательном, новостном и др. дискурсах.

Кроме этого можно использовать большое количество веб-сайтов, где учащийся может вписать любое слово или фразу в строку, а далее загружаются аудио- и видеоматериалы, в которых звучит вписанное им слово или фраза. Примером таких веб-сайтов могут послужить «YouGlish», «howjsay», «PlayPhrase» и др. Таким образом, учащийся может послушать правильное произношение той или иной фразы или слова от носителя языка.

Работа над любыми аудио- и видеоматериалами с целью совершенствования фонетических навыков проходит в несколько этапов:

  1. преддемонстрационный;
  2. демонстрационный;
  3. последемонстрационный.

Цель преддемонстрационного этапа заключается в мотивации учащихся и их подготовке к восприятию материала. Здесь учитель должен в первую очередь снять возможные трудности для лучшего восприятия, например, вывести на доску незнакомую лексику с их переводом или же слова, при произношении которых могут возникнуть сложности. Это делается для того, чтобы настроить учащихся на работу, а также поддержать уровень мотивации, т.к. он может значительно упасть при возникновении каких-либо трудностей. Также на данном этапе в начале урока необходимо поставить перед учащимися задачи и цель их работы, ознакомить с темой урока, сфокусироваться на том, какое фонетическое явление они будут отрабатывать.

Целью демонстрационного этапа является изучение какого-либо фонетического явления. Здесь учитель демонстрирует учащимся аудио- или видеоматериал в несколько этапов. Сначала идёт ознакомительный этап, т.е. первая демонстрация материала. Учащиеся знакомятся с содержанием, настраивают свой речевой слух. Далее учитель демонстрирует материал второй раз, но на этот раз перед учащимися стоит определённая задача, в зависимости от того, какие именно фонетические навыки совершенствуются на уроке: слухо-произносительные, ритмико-интонационные.

Первая группа подразделяется на аудитивные (умения различать фонемы, синтагмы и т.д. на слух) и произносительные навыки (правильность артикуляции звуков). Вторая группа отвечает за правильность восприятия на слух различных интонационных моделей, а также их использование, умение ставить логические ударения и делать паузы.

И, наконец, последемонстрационный этап, целью которого является непосредственная отработка материала. Здесь, в зависимости от того, какие именно фонетические навыки отрабатываются, учащиеся выполняют упражнения. Например, для слухо-произносительных навыков учитель может подготовить различные языковые упражнения, где учащимся необходимо: подчеркнуть слово с отрабатываемым звуком; правильно произнести какой-либо звук в слове/словосочетании/предложении и т.д. Для ритмико-интонационных навыков учитель может использовать тот же аудио- или видеоматериал, что и во время демонстрационного этапа. Здесь упражнения могут быть сформулированы следующим образом: сделать интонационную разметку текста в соответствии с аудиозаписью; прочитать предложение/текст с определённой интонационной моделью; расставить логические ударения и паузы в предложении/тексте и т.д.

Приведём примеры упражнений для каждого этапа, используя интернет-ресурс «BBC Learning English», раздел «Words in the News», название видеоролика «Planet Energy».

1. Преддемонстрационный этап:

Сначала учитель подводит к теме видеоролика «Экология», ставит перед учащимися цели и задачи урока, а затем снимает лексические и фонетические трудности:

Exercise 1. Repeat the words after the speake.

  • Power /paʊə/
  • Investigating /ɪnˈves.tɪ.ɡeɪtɪŋ/
  • Sustainable energy /səˈsteɪ.nə.bəl ˈen.ə.dʒi/
  • Electrons /iˈlek.trɒn/
  • Solar panel /ˈsəʊ.lə ˈpæn.əl/

Exercise 2. Match the words with their meaning (см. таблицу 1).

Таблица 1. Exercise 2

WordsMeanings
1. Power a) Researching
2. Investigating b) energy created from sources that will not run out, such as wind and the sun
3. Sustainable energy c) provide energy to make something work
4. Electrons d) a piece of equipment that changes energy from the sun into electricity
5. Solar panel e) tiny parts of atoms that move round the atom's centre and have a negative electrical charge

2. Демонстрационный этап:

На данном этапе идёт работа непосредственно с видеоматериалом. Учитель включает видео в первый раз, а после проверяет понимание с помощью обсуждения.

Exercise 3. Listen to the recording and answer the question: What was the video about?

После первого просмотра и обсуждения содержания учитель переходит непосредственно к разбору фонетического материала, раздав учащимся распечатанный текст, повторив цели и задачи, которые стоят перед ними, а затем они переходят ко второму, к третьему прослушиванию записи.

Предложенные выше упражнения фокусируются не только на отработке фонетических навыков, но и, в большей степени, на развитии навыка аудирования, который позволяет распознавать и легко понимать информацию на слух. Кроме этого, учащиеся получают дополнительные фоновые знания и расширяют свой кругозор. Далее можно предложить обучающимся поработать над ритмико-интонационными навыками:

Exercise 4. Listen to the recording and mark pauses, stresses and nuclear tones, as used in the recording.

Учащиеся уже владеют знаниями, как обозначаются паузы (ставится | - длинная пауза или ʃ - короткая пауза), логические ударения (слово обводится или выделяется жирным шрифтом, а над ударным слогом ставится ') и тоны (ставится / восходящая интонация или \ нисходящая интонация). Например, «Scientists at 'Cambridge University are \investigating how /plants ʃ can 'give us sus'tainable \energy||».

3. Последемонстрационный этап:

Здесь учащиеся могут сначала разобрать текст вместе с учителем или же сразу приступить к подготовке к чтению текста в соответствии со своими пометками.

Exercise 5. Prepare to read the news in class according to the video.

Целью данных упражнений является отработка интонационной модели, умения ставить паузы, логические ударения, определять нисходящие, восходящие интонации и т.д.

Преимущества работы с источником «BBC Learning English» заключаются в том, что пользователям доступно большое количество аудио- и видеоматериала, которые могут быть использованы не только для совершенствования фонетических навыков, но и лексических и грамматических навыков, развития умений аудирования. К каждой аудио- или видеозаписи прилагается транскрипция текста, выделенные важные лексические единицы и их дефиниции для снятия трудностей перед прослушиванием, даны упражнения на проверку понимания. Все это значительно упрощает работу учителя при подготовке урока.

Имея опыт использования материалов BBC Learning English на занятиях в школе, стоит отметить, что данный ресурс больше подходит для учащихся 7-11 классов, которые уже знакомы с базовыми основами интонационной разметки и достаточно легко различают восходящие и нисходящие тоны в речи. Учащиеся с удовольствием включаются в работу, поскольку перед ними ставятся отличные от их постоянной работы с учебником задания и предлагается новый аутентичный материал. В задачу учителя входит тщательное продумывание этапов урока и правильный подбор материала, соответствующего уровню знаний и тематике урока, чтобы повышать уровень мотивации учеников. «BBC Learning English» предоставляет такую возможность для выбора материала в соответствии с уровнем английского языка.

Таким образом, использование дополнительных аудио- и видеоматериалов при совершенствовании фонетических навыков позволяет сделать образовательный процесс более интересным, эффективным и разнообразным благодаря большому количеству различных интернет-ресурсов, которые нацелены на обучение произносительной стороне речи.

BBC news as a facilitator of proper pronunciation in the lessons of English

Shirobokova P.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ivanova Yulia Evgenievna,
Associate Professor, Department of English Language and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology

Аnnotation. The article focuses on the importance of mastering the right pronunciation and intonation of the English language and effectiveness of using different supplementary audio and video Internet materials contributing significantly to improving phonetic skills. An overview of some of the most popular online sources is given, with the help of which students can be offered a variety of tasks to work on pronunciation and intonation. The structure of work with ВВС Learning English source is represented, as well as the tasks for students, some examples and results of working with audio materials are given.
Keywords: phonetic skills, pronunciation and intonation, Internet resources, educational platforms, BBC Learning English audio materials.


  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. Москва: КНОРУС, 2017. 390 с.
  3. Иванова Ю.Е. Компаративный анализ лингвокульторологических особенностей дискуссии в англоязычном и русскоязычном полилоговом общении. // Язык и культура. 2019. № 48. С. 137-153. (дата обращения: 01.04.2022).
  4. Иванова Ю.Е. Роль новостных сообщений ВВС при обучении языку бизнес-общения. // Традиции и новаторство в преподавании родного и иностранного языков в вузе: Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 2011. С. 24-27.
  5. Михалева Е.И., Сущев С.С. Формирование фонологической компетенции обучающихся с использованием модели смешанного обучения flipped classroom / Е.И. Михалева, С.С. Сущев // Иностранные языки в школе. 2021. № 1. С. 56-62.
  6. Михалева Е.И. Развитие фонетических навыков учащихся через язык драмы. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2009. С. 1-8.
  7. Ivanova Yu.E., Mikhaleva E.I. (2022). The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English. Training, Language and Culture. 6(1), 2022. Page: 49-59.
  8. Munro M.J., Derwing, T.M. The foundations of accent and intelligibility in pronunciation research. Language Teaching, 44(3), 2011. Page: 316-327.
  9. Wells J.C. English intonation: Introduction. Cambridge University Press. 2018. 274 pages. (дата обращения: 01.04.2022).
  1. Asimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) / E.G. Asimov, A.N. Shchukin. Moscow: IKAR, 2009. 448 pages.
  2. Galskova N.D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages: textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
  3. Ivanova Yu.E. Comparative analysis of linguistic and cultural features of discussion in English and Russian polylogue communication. // Language and culture. 2019. № 48. Page: 137-153. (date of the address: 01.04.2022).
  4. Ivanova Yu.E. The role of BBC news reports in teaching the language of business communication. // Traditions and innovation in teaching native and foreign languages at the university: Materials of the international scientific and practical conference. Ivanovo, 2011. Page: 24-27.
  5. Mikhaleva E.I., Sushchev S.S. Formation of phonological competence of students using the flipped classroom mixed learning model. // Foreign languages at school. 2021. № 1. Page: 56-62.
  6. Mikhaleva E.I. Development of phonetic skills of students through the language of drama. // Festival of pedagogical ideas «Open lesson». 2009. Page:1-8.
  7. Ivanova Yu.E., Mikhaleva E.I. (2022). The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English. Training, Language and Culture. 6(1), 2022. Page: 49-59.
  8. Munro M.J., Derwing, T.M. The foundations of accent and intelligibility in pronunciation research. Language Teaching, 44(3), 2011. Page: 316-327.
  9. Wells J.C. English intonation: Introduction. Cambridge University Press. 2018. 274 pages. (date of the address: 01.04.2022).