Аннотация. Экзистенциализм, получивший свое развитие вследствие социальных потрясений Первой Мировой войны, оказал значительное влияние на литературу XX века. В данном исследовании рассматривается, как реализованы основные экзистенциальные мотивы в творчестве немецких писателей эпохи «Потерянного поколения» на примере романа Э.М. Ремарка «Черный обелиск»

Ключевые слова: «Потерянное поколение», мотив, экзистенциализм, немецкая литература, послевоенное общество

Романы немецкого писателя Эриха Марии Ремарка хорошо известны и читаемы в нашей стране. Такие произведения, как «Три товарища», «Триумфальная арка», «На Западном фронте без перемен» легко найти на полках библиотек и книжных магазинов. Однако, роман «Черный обелиск» известен отечественному читателю в гораздо меньшей степени. Возможно, причиной этого является некоторая сложность эмоционального восприятия данного произведения. Исследуя роман «Черный обелиск», стоит упомянуть такое направление в философии и литературе как экзистенциализм (фр. Existentialisme, от лат. existentia - существование). Оно зародилось в XIX веке вследствие глобальных социальных потрясений и оказало значительное влияние на развитие мировой культуры XX века. Идеологами этого направления стали Сёрен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Принимая данный факт во внимание, нам представляется, что для более глубокого и полного понимания исследуемого нами произведения необходимо учитывать те экзистенциальные мотивы, которые составляют его художественную основу.

Помимо этого, следует сказать, что в исследовании мы будем руководствоваться понятием мотива, которое предложила отечественный ученый К.М. Баранова. Она определяет его как «повторяющийся элемент повествования в течение длительного периода развития литературы, пронизывающий целый ряд произведений в рамках изучаемого временного отрезка и характеризующий зарождающийся национальный менталитет» [2, с. 2].

Эрих Мария Ремарк, чье творчество приходится на первую половину и середину XX века, относится к писателям «Потерянного поколения», пережившего трагический опыт войны. Характеризуя авторов данной эпохи, литературовед А.Н. Николюкин пишет, что «Истоки мироощущения, объединившего эту неформальную литературную общность, коренились в чувстве разочарования ходом и итогами первой мировой войны, которое охватило писателей Западной Европы и США, причем некоторые из них были непосредственно вовлечены в военные действия» [4, с. 387]. Эрих Мария Ремарк, являясь ярким представителем «Потерянного поколения», описывает в своих романах жизнь людей, разочаровавшихся в раннее существовавших идеалах, столкнувшихся с послевоенными трудностями и оставшимся наедине со своими проблемами. Герои его произведений, оказавшись после войны в совершенно новом, непривычном для них мире, пытаются научиться в нем жить, спастись от одиночества и найти себя, хотя это получается далеко не всегда. Помимо этого, сам Э.М. Ремарк, разочаровавшись в прежних ценностях, навязанных государством, в своих романах также предъявляет свою негативную позицию по отношению милитаризму и к политике власти, затеявшей войну.

Роман «Черный обелиск» не является исключением и затрагивает все темы и проблемы, упомянутые выше. Это произведение было впервые опубликовано в 1956 году, но в нем описываются события, которые относятся к двадцатым годам XX века. Учитывая, что место действия романа, – Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, становится очевидно, что герои произведения живут в состоянии глубокого кризиса ценностей, с которым столкнулось немецкое общество в этот период. Старая система ценностей, существовавшая в сознании людей на протяжении нескольких веков, разрушилась, а новую ещё только предстоит создать. В результате, герои произведения находятся в своеобразном ценностном вакууме, не имея морально-ценностных ориентиров. Герои чувствуют себя потерянными и в какой-то мере испуганными: они не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Это можно понять из следующей цитаты: «Все вдруг, утратив свои границы и контуры, расплывается, и эта безграничность душит и вселяет страх и растерянность» [5, с. 32].

Крушение ценностей приводит к тому, что люди перестают руководствоваться какими бы то ни были правилами, кроме своих собственных. Все это соприкасается с тем, что государство, показав, что жизнь людей для него не стоит буквально ничего, теряет в глазах граждан авторитет и перестает играть регулирующую роль в отношениях между ними. Вследствие этого люди получают практически неограниченную свободу, которую не имели никогда прежде. Как пишет в своей статье Ю.В. Красовицкая «Новое общество освобождается от всевозможных различий и ограничений. Отныне это община, где каждый руководствуется своим внутренним законом» [3, с. 342]. Однако, эта свобода настолько непривычна, что вызывает у многих персонажей страх. Людям, на протяжении нескольких лет занятым борьбой и выживанием, было сложно адаптироваться к новой, послевоенной действительности. Вернувшись в мирное время, в котором все было по-другому, люди не знают, как распоряжаться полученной свободой. Они не могут адаптироваться к новой жизни и испытывают испуг. Это позволяет нам судить о том, что одним из ведущих литературных мотивов романа является мотив столкновения личности с экзистенциальной свободой.

Перейдем к следующему мотиву, который реализован в произведении. Действия романа происходят в вымышленном провинциальном городе Верденбрюк. Его прототипом послужил Оснабрюк, где родился и вырос Э.М. Ремарк. Верденбрюк вобрал в себя основные черты провинциального городка. Как и в типичном маленьком городе, постройки здесь низкие, одноэтажные, а здания старые и обветшалые. «Верденбрюк – маленький старинный городок с шестьюдесятью тысячами жителей, застроенный древними деревянными домами и барочными виллами; между ними кое-где затесались уродливые новые кварталы» [5, с. 7]. Также следует отметить, как протекает жизнь людей в этом городе. Местным жителям зачастую нечем себя занять, поскольку здесь не происходит никаких значимых событий, и каждый новый день похож на предыдущий. Помимо этого, люди чувствуют себя оторванными от всего остального мира, так как новости до них доходят не сразу. В городе отсутствует какой-либо прогресс и движение. У жителей, находящихся в такой обстановке, возникает ощущение, что они не могут повлиять ни на свое будущее, ни тем более на будущее своей страны, что еще больше усиливает чувство изолированности. Таким образом, можно сказать, что в романе присутствует мотив заброшенности.

Однако, говоря о мотиве заброшенности, нельзя не отметить, что под этим понятием понимается не только географическая удаленность. Заброшенность в романе реализуется не только через изоляцию людей от всего цивилизованного мира, но также оторванность каждого отдельного человека от окружающего его общества. Война перевернула жизни практически всех людей. Многие люди потеряли своих близких, остались совершенно одни, а травмированные военным опытом солдаты, вернувшись с войны, оказались без поддержки кого-либо. Оказавшись в подобной ситуации, человек чувствовал, что столкнулся с «крушением той системы ценностей, которая составляет основу его жизни» [6, с. 65]. Можно сказать, что, даже находясь в обществе, люди чувствовали себя лишними. Помимо того, что герои романа часто не находят понимания со стороны общества, также заметно, что и сами герои не хотят сближаться с этим новым обществом, понимая, что они не смогут стать его частью. Именно в этом и выражается заброшенность – люди чувствуют себя покинутыми всеми и ненужными.

Заброшенность тесно связана с другим мотивом, присутствующим в романе, – мотивом экзистенциального одиночества. Герои романа живут в мире иллюзий, в своем собственном мире, недоступном для других людей. Несмотря на наличие множества знакомых, герои одиноки, поскольку не могут найти человека, который их понимает. Это хорошо заметно в следующей цитате: «Вдруг одиночество, словно обухом, оглушает меня из-за угла. Я знаю, что всё это вздор, и я не более одинок, чем любой бык в бычьем стаде. Но что поделаешь? Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало» [5, с. 19]. У каждого из героев свои переживания, потери, трудности. Персонажам трудно найти поддержку у других людей, поскольку никто не способен почувствовать то, что они испытывают. Они, даже находясь в кругу таких же людей, не могут почувствовать себя частью общества. Все это приводит к тому, что «героям литературы «Потерянного поколения» недоступно единение с народом, государством, классом» [1, с. 279]. Таким образом, мотив экзистенциального одиночества является одним из ведущих мотивов в творчестве писателей «Потерянного поколения».

Как известно, экзистенциализм уделяет много внимания проблемам выбора человека и ответственности за него. Французский философ и яркий представитель экзистенциализма Жан Поль Сартр полагал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Герои романа, столкнувшиеся гиперинфляцией, послевоенными трудностями и нуждой часто совершают поступки, противоречащие нормам морали. Герои становятся эгоистичными и в какой-то мере бесчувственными, поскольку их существование сводится к банальному выживанию. Так, например, девушки и женщины выбирают не того мужчину, которого они любят, а того, который способен их обеспечить. Находясь в трудном положении, герои романа теряют уверенность в завтрашнем дне и испытывают страх перед окружающим их миром. Об этом нам говорит следующая цитата: «Поможет ли это когда-нибудь понять жизнь и овладеть ею, оседлать ее, как укрощенного коня? Передо мной иногда словно открывается расселина, кажется, она идет до центра земли. Чем она заполнена? Тоской? Отчаяньем? Или счастьем? Но каким? Усталостью? Смирением? Смертью? Для чего я живу?» [5, с. 31]. Люди понимают, что их поступки влияют на дальнейшую судьбу, но не стараются и не могут жить по-другому, поскольку утратили морально-ценностные ориентиры. Героев страшит неопределенность, будущее, которое представляется совсем не светлым и беззаботным, и ощущение того, что в будущем придется отвечать за свои поступки. Таким образом, можно сказать, что в романе прослеживается мотив страха перед бытием.

Подводя итоги, можно сказать, что война, повлекшая за собой социальные, экономические и политические проблемы, не могла не повлиять на творчество писателей исследуемой нами эпохи. Экзистенциализм, оказавший большое влияние на литературу XX века, нашел отражение в произведениях авторов «Потерянного поколения» и определил присутствие экзистенциальных мотивов в их творчестве. Человек, прошедший войну, не мог адаптироваться к новой действительности и переставал чувствовать себя частью окружающего его общества. Ему было трудно вернуться к состоянию внутренней гармонии и счастья, поскольку зачастую все, что его заботило, – это поиск работы и денежных средств, а также выживание в новом, непривычном для него мире. Все это ярко описано в романе Э.М. Ремарка «Черный обелиск». В произведении присутствуют 4 основных экзистенциальных мотива, неразрывно связанных между собой – мотивы свободы, одиночества, заброшенности и страха перед бытием. Совокупность этих экзистенциальных мотивов составляет художественную основу данного романа.

Existential motives in Erich Maria Remarque’s novel «The black obelisk»

Bliznyuk M.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. Existentialism, which gained its popularity due to social upheaval of the First World War, had a significant impact on the literature of the XX century. This article dwells on the main existential motives in the works of German writers, who belonged to the Lost Generation, on the example of E.M. Remarque's novel "The Black Obelisk"
Keywords: motives, existentialism. Lost Generation, German literature, post-war society


  1. Абубакаров М.Н., Хусиханов А.М. Проблема потерянного поколения в прозе Э.М. Ремарка // Наука и молодежь. 2016. C. 277-280.
  2. Баранова К.М. Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США: автореф. дис. … доктора филол. наук. М.: 2011. 47 с.
  3. Красовицкая Ю.В. Религиозные мотивы в драмах Георга Кайзера // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 5 (30). C. 340-343.
  4. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. 799 c.
  5. Ремарк Э.М. Черный обелиск. М.: АСТ, 2014. 478 с.
  6. Савинич С.С. Смысл, или игра в смысл. Проблемы интерпретации произведений американских авторов эпохи постмодернизма // Иностранные языки в высшей школе. 2019. № 3 (50). С. 64-70.
  1. Abubakarov M.N., Khusianov A.M. The problem of the Lost Generation in the prose of E. M. Remarque // Science and Youth. 2016. Page: 277-280.
  2. Baranova K.M. The main ideological and plot-figurative motives in the New England’s literature of the XVII-XVIII centuries. The formation of USA literature traditions: Doctor of Philology Dissertation Abstract. Moscow, 2011. 47 pages.
  3. Krasovitskaya Yu.V. Religious motives in Georg Kaiser’s dramas // World of Science, Culture and Education. 2011. № 5 (30). Page: 340-343.
  4. Nikolyukin A.N. Literary encyclopedia of terms and concepts. Moscow: Intelvak, 2001. 799 pages.
  5. Remarque E.M. The Black Obelisk. Moscow: AST, 2014. 478 pages.
  6. Savinich S.S. Meaning or a game of meanings. The problem of interpretation of American postmodernism novels // Foreign languages in higher school. 2019. № 3 (50). Page: 64-70.