Аннотация. В данной статье содержится описание модели электронного учебника по литературе для 5 класса на примере изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Устанавливается эффективность использования электронного учебника в образовательном процессе.

Ключевые слова: электронный учебник, методика преподавания литературы, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс.

Сохраняя все возможности обычных учебников, электронный учебник имеет принципиально новые качества. Так, электронный учебник «включает элементы гипермедиа и виртуальной реальности, обеспечивает высокий уровень наглядности, иллюстративности и высокую степень интерактивности» [2, с. 7]. Нами разработана модель электронного учебника по литературе для 5 класса на примере изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (http://euch.tilda.ws/).

Разработанный нами электронный учебник включает в себя 6 разделов:

  1. «Теория».
  2. «Размышляем о прочитанном».
  3. «Практика».
  4. «Виртуальная экскурсия в Бородино».
  5. «Тест».
  6. «Видеолекция».

Раздел «Теория» призван познакомить обучающихся с автором и историей создания произведения. Данный раздел содержит краткую биографию М.Ю. Лермонтова, историческую справку о Бородинском сражении и информацию о стихотворении «Бородино», а также словарь военных терминов, встречающихся в произведении.

Проверить степень освоения теоретического материала позволит интерактивный тест по биографии М.Ю. Лермонтова и истории создания произведения (см. рисунок 1).

Рис. 1. Тест по биографии М.Ю. Лермонтова

Рис. 1. Тест по биографии М.Ю. Лермонтова

Тест включает в себя 6 вопросов:

  1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова.
  2. Кто занимался воспитанием будущего поэта?
  3. Где учился М.Ю. Лермонтов?
  4. Как отреагировал М.Ю. Лермонтов на смерть А.С. Пушкина?
  5. Где было написано стихотворение «Бородино»?
  6. Кто одержал победу в Бородинском сражении?

Этот тест может быть использован как домашнее задание. Так, обучающиеся получают ссылку на интерактивный тест, отвечают на вопросы и сразу же узнают свои результаты. Данные о прохождении теста автоматически направляются учителю на электронную почту, что позволяет сократить время проверки домашнего задания.

Раздел «Размышляем о прочитанном» включает в себя видеозапись чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (http://euch.tilda.ws/zadaniya) и систему вопросов по произведению. В качестве примера приведем некоторые из вопросов:

  • С каким настроением рассказчик читает стихотворение?
  • Какому событию посвящено стихотворение?
  • Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
  • От чьего лица ведётся рассказ? Как вы думаете, что этим достигается?

Отметим, что электронный учебник имеет поля для отправки письменных ответов, что позволяет не просто провести фронтальный опрос, а узнать мнение каждого из обучающихся (см. рисунок 2). Ответы школьников, как и результаты прохождения теста, учитель сможет увидеть на электронной почте.

Рис. 2. Форма для отправки письменных ответов

Рис. 2. Форма для отправки письменных ответов

Таким образом, использование раздела «Размышляем о прочитанном» может способствовать развитию критического мышления и навыков анализа художественного произведения обучающихся, умений работать с текстом. Кроме того, раздел призван вывести школьников на более высокий уровень размышлений о произведении, а использовать его можно как во время урока, так и дома.

Раздел «Практика» направлен на закрепление пройденного материала. Он состоит из 6 заданий:

  1. «Выполни тест» (см. рисунок 3).
  2. «Вставь пропущенные слова» (см. рисунок 4).
  3. «Разгадайте кроссворд» (см. рисунок 5).
  4. «Соотнеси картинку со словом» (см. рисунок 6).
  5. «Кто хочет стать миллионером» (см. рисунок 7).
  6. Задание в формате PISA.

Рис. 3. Задание № 1 «Выполни тест»

Рис. 3. Задание № 1 «Выполни тест»

Рис. 4. Задание № 2 «Вставь пропущенные слова»

Рис. 4. Задание № 2 «Вставь пропущенные слова»

Рис. 5. Задание № 3 «Разгадайте кроссворд»

Рис. 5. Задание № 3 «Разгадайте кроссворд»

Рис. 6. Задание № 4 «Соотнеси картинку со словом»

Рис. 6. Задание № 4 «Соотнеси картинку со словом»

Рис. 7 – Задание № 5 «Кто хочет стать миллионером»

Рис. 7 – Задание № 5 «Кто хочет стать миллионером»

В качестве примера рассмотрим задание в формате PISA. Это задание состоит из 6 вопросов:

  1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова.
  2. Кто занимался воспитанием будущего поэта?
  3. Как связаны стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино»?
  4. Закончите фразу: В Бородинском сражении…
  5. Как вы считаете, в чем секрет «долгожительства» стихотворения «Бородино»?
  6. На какие части можно поделить текст?

Первые 4 вопроса имеют тестовую форму, обучающимся предлагается выбрать 1 из 4 предложенных вариантов ответа; вопросы 5, 6 предполагают развернутые ответы.

Раздел электронного учебника «Виртуальная экскурсия в Бородино» представляет собой онлайн-тур по музею-заповеднику «Бородинское поле» (https://www.borodino.ru/wp-content/uploads/3d_summer/). Этот раздел позволит обучающимся познакомиться с мемориалом, что, в свою очередь, может способствовать их военно-патриотическому воспитанию. Раздел «Виртуальная экскурсия в Бородино» можно использовать и на уроке, и при организации домашней работы учеников. Кроме того, в случае реального посещения музея-заповедника школьники, благодаря онлайн-туру, будут уже примерно представлять, что их ждет на экскурсии. Это позволит более полно погрузиться в атмосферу Бородино.

После посещения музея-заповедника обучающиеся выполняют следующие задания: «Определи значение слова», «Соотнесите рода войск и их описание», исторический квиз «Бородино» (http://euch.tilda.ws/virtur#popup:embedcode).

В заданиях «Определи значение слова» (см. рисунок 8) и «Соотнесите рода войск и их описание» (см. рисунок 9) обучающимся нужно сопоставить понятия и их определения. Например, Лафет – станок артиллерийского орудия; Егеря – солдаты особых стрелковых полков, в переводе с немецкого – охотник, стрелок. После нажатия на кнопку «Отправить ответы» они смогут увидеть, где допустили ошибки и сколько времени потратили на выполнение задания.

Рис. 8. Задание «Определи значение слова»

Рис. 8. Задание «Определи значение слова»

Рис. 9. Задание «Соотнесите рода войск и их описание»

Рис. 9. Задание «Соотнесите рода войск и их описание»

Данные задания позволят обучающимся погрузиться в реалии времени Бородинского сражения, расширить исторические знания и лучше понять текст произведения М.Ю. Лермонтова.

Квиз «Бородино» представляет собой интеллектуально-развлекательную игру, состоящую из 27 вопросов, которые касаются непосредственно исторического события (например, «Сколько по времени длилась Отечественная война 1812 года?») и стихотворения М.Ю. Лермонтова («Кому в стихотворении «Бородино» автором доверен рассказ о войне 1812 года?»). Это позволит проверить знания обучающихся не только по художественному произведению, но и по истории России. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа. При нажатии на правильный ответ появляется зеленая галочка, при нажатии на неправильный – красный крестик (см. рисунок 10). Результаты квиза и потраченное на его прохождение время отображаются в самом конце, после ответа на все 27 вопросов. Стоит отметить, что во всех заданиях используются звуковые сигналы и анимация. Таким образом, знания обучающихся проверяются в игровой, интересной для них форме.

 

Рис. 10. Квиз «Бородино»

Рис. 10. Квиз «Бородино»

Раздел «Тест» позволяет проверить знания обучающихся по пройденному материалу. Данный раздел представляет собой контрольный тест, состоящий из 20 вопросов:

  1. Бородинское сражение произошло во время…
  2. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был…
  3. Когда было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  4. 4. Где находится Бородино?
  5. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»?
  6. Кто рассказывает о войне в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  7. Кто является главным героем в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  8. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» [1] − кто произносит эти слова?
  9. Что такое булат?
  10. Что русские солдаты построили на Бородинском поле?
  11. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» есть строки: «Прилёг вздремнуть я у лафета, / И слышно было до рассвета, / Как ликовал француз» [1]. Где вздремнул рассказчик?
  12. Сколько времени шла перестрелка перед решающим сражением?
  13. Какое лексическое значение имеет слово «бивак»: «Но тих был наш бивак открытый…» [1]?
  14. Что приводили в порядок воины перед сражением («Кто кивер чистил весь избитый...» [1])?
  15. О чём сожалеет рассказчик в начале и в конце своего повествования?
  16. Чем закончилось Бородинское сражение?
  17. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное М.Ю. Лермонтовым в приведённых ниже строках из стихотворения? «...Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи. / И всё на наш редут» [1].
  18. Кто поручил художнику Францу Рубо изобразить Бородинскую панораму?
  19. Бородинская панорама была открыта в день…
  20. В чём заключается идея стихотворения «Бородино»?

К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа, из которых только 1 правильный. После прохождения теста на экране высвечивается количество правильных и неправильных ответов, а также итоговая оценка. Результаты теста дублируются на электронную почту учителя.

Раздел «Видеолекция» похож на раздел «Теория», но здесь информация о жизни, творчестве М.Ю. Лермонтова и истории создания стихотворения «Бородино» представлена в более увлекательной форме. Этот раздел призван познакомить обучающихся с интересными фактами из биографии автора и напомнить информацию по истории создания изучаемого произведения.

Таким образом, электронный учебник по литературе может быть использован для организации урочной и внеурочной деятельности. Им могут пользоваться как учитель, так и обучающиеся. Использование электронного учебника по литературе позволит оптимизировать время на проверку домашнего задания и тестовых работ и сделает образовательный процесс более увлекательным, что, в свою очередь, может способствовать пробуждению интереса школьников к литературе в целом.

Стоит отметить, что электронный учебник позволяет школьнику всегда иметь под рукой учебный материал и для закрепления знаний, и для их совершенствования. Знакомство с этим материалом обеспечивает включенная в электронный учебник система заданий.

Use of electronic literature textbook in 5th grade

Turkivich A.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article establishes the relevance of creating and using an electronic textbook on literature in modern education. A list of general characteristics of the electronic textbook and its definition are given, the possibilities of the electronic textbook are shown. The article describes the model of our electronic literature textbook for Grade 5.
Keywords: e-textbook, literature teaching methodology, information and communication technologies, educational process.


  1. Лермонтов М.Ю. Бородино. (дата обращения: 20.04.2021).
  2. Балалаева Е.Ю. Анализ сущности понятия «Электронный учебник». // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 5-9.
  3. Колышева Е.Ю. Электронный учебник как средство обучения филологическим дисциплинам. // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.В. Аниськиной. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С. 260-267.
  1. Lermontov M.Y. Borodino. (accessed: 20.04.2021).
  2. Balaeva E.Yu. Definitive analysis of «Electronic schoolbook». // Mari El National university Herald. 2016. № 4 (24). Page: 5-9.
  3. Kolysheva E.Yu. Electronic textbook as a tool for teaching philological disciplines. // Man in the information space: a collection of scientific works / Ed. N.V. Aniskina. Yaroslavl: Publishing House of YAGPU, 2014. Page: 260-267.