Аннотация. В данной статье рассмотрено изображение нравственной болезни Наташи Ростовой («Война и мир» Л.Н.Толстого), причин и последствий недуга. Толстой показывает, что увлечение Наташи Анатолем Курагиным, ее приближение к лживому и бездушному миру светского общества повлияло на душевное здоровье Наташи. Проанализированы этапы восстановления героини, а также ее духовное возрождение, которое она нашла в молитве и смирении.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, «Война и мир», Наташа Ростова, духовное исцеление, раскаяние, нравственная болезнь.

Вопрос о медицинских темах в произведениях Толстого затрагивался в науке о Толстом не часто. Известно, что докторов Толстой изображал в своем творчестве большей частью как людей самоуверенных, лицемерных и склонных обманывать себя и окружающих. По Толстому, медицина, как и военное дело, не может считаться наукой, т.к. ни постановка диагноза, ни стратегия выбранного лечения, ни оценка реального соотношения войск, ни диспозиция сражения не в силах учесть миллиона случайностей живой жизни. Врач не может предугадать, как настроение больного повлияет на его болезнь, военный стратег не может предугадать, как настроение войск повлияет на исход сражения. Тем более интересно проследить, как изображает Толстой такую болезнь, причина которой заключалась исключительно в нравственно-психологическом потрясении. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» – это болезнь Наташи Ростовой после ее увлечения Анатолем Курагиным и разрыва с Андреем Болконским. Итак, здесь имеет место не обычная простуда, не травма, не инфекция и не дисфункция внутренних органов, а недуг другого характера, именно нравственного. Проследим, как изображает Толстой причины и следствия нравственной болезни Наташи.

Начать следует с того, как и почему заболела Наташа. Она была невестой князя Андрея, но его отец не одобрял этого союза и выставил условие – год отсрочки свадьбы и лечение князя Андрея за границей все это время. Героиня Толстого юна и очень тяжело переносит разлуку со своим женихом, но особенно тяжело ей дались зимние дни в Москве после святочных развлечений в деревне. Решено ехать в оперу, чтобы разогнать скуку. Роковой и стала встреча в театре с Анатолем Курагиным, который всеми возможными способами привлекал к себе ее внимание. Наташа уже тогда поняла, что происходит что-то необычное, возможно, это и было предчувствие скорой беды и болезни: «Что-то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами» [5, т. 10, с. 333]. Героиню опьянила городская жизнь после столь долго пребывания в деревне, она не могла собраться и сконцентрироваться на происходящем, все вокруг казалось странным и привлекательным. И именно в этот момент рядом появляется Анатоль, его возникновение сродни появлению Мефистофеля, демона-искусителя, который приглашает с собой в развратный и подлый мир.

Нравственная болезнь начинается исподволь, причем Толстой подводит читателя к мысли, что причины едва ли не любой болезни – это ложь, притворство. Именно театр с его необычными интерьерами, с его декорациями, условностью, искусственным разделением на мир сцены и мир реальности, погруженностью в саму атмосферу игры, притворства – это пространство болезни. Ведь во время болезни искажается восприятие реальности, человек может бредить, лежать в забытьи. Даже не самое тяжелое недомогание искажает картину мира в сознании больного: головная боль, резь в глазах, слуховые и другие галлюцинации и т.д. Вот так и театр действует на Наташу. Стоило поддаться притворству актеров, поверить в подлинность разыгранных на сцене чувств, как Наташа начинает поддаваться влиянию Элен и Анатоля. Театр заражает ее вирусом притворства. Это выражается в том, что она сама начинает притворяться (притворно улыбается Борису), а потом и утрачивает способность отличать правду от лжи, становясь легкой добычей Анатоля.

Здесь нужно сказать несколько слов о том, почему в качестве болезнетворного локуса избран театр. Опера и балет – синкретические и очень условные виды искусства. Только очень наивный человек может требовать от них буквального подражания, не понимая их особого языка, их особого арсенала выразительных средств. Наивность есть в Наташе, но ведь в «Войне и мире» еще во втором томе говорится, что она ценила балетное искусство Дюпора, училась петь итальянские арии. Скорее всего, в театральном эпизоде Толстой ставит под сомнение сам язык театра, задается вопросом, нужен ли человеку театр со всей своей условностью, своей порой изысканной сложностью и почти всегда некоторой кичливой мастеровитостью.

После вечера в театре жизнь для Наташи изменилась. Размышляя над произошедшим, она то успокаивается, то тревожится: «Князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут» [5, т. 10, с. 334]. Интересно, что слово «такою» выделено курсивом. Вероятно, автор хочет подчеркнуть, что Наташа уже не будет прежней девушкой, которая ждала и любила князя Андрея. Стоит отметить, что, когда человек задается вопросом, любит ли он одного или другого, это свидетельствует о большой внутренней борьбе, которая происходит в душе. Для Наташи не очевидно, что Анатоль плохой человек, и это понятно, героиня еще молода и толком не знает жизни, ей важнее в любви внешнее проявление чувств: комплименты, жесты, письма и признания. Если до этой встречи у Наташи были свои принципы в жизни, то после пошатнулось все, начиная от самооценки и заканчивая самой картиной мира. Наташины размышления все больше напоминают бред тяжело больного. Например, она пытается ответить себе на вопрос, нельзя ли как-нибудь совместить две свои любви – к князю Андрею и к Анатолю. Толстой пишет, что это она думала уже «в совершенном затмении» [5, т. 10, с. 345].

После неудачного побега, который она с нетерпением приближала, не отдавая себе отчет в том, что делает, Наташа начала свой путь во мрак. Известие о том, что Анатоль женат, что он вел с ней предательскую игру, не излечило Наташу от нравственной болезни. Болезнь очень быстро прогрессирует. Наташа предчувствовала свою скорую гибель, которую сама же хотела и осуществить. Невыносимо ей было в том положении, в котором она оказалась, как обманутая девушка. Для нее это было горе вселенского масштаба, но горе, причиной которого была она сама. Отчаяние, которое испытывала Наташа, начало переходить в очень нездоровую стадию.

Когда Наташа узнала об обмане Анатоля, она попыталась убить себя. Толстой показывает все страдания героини, прибегая к внутреннему монологу как способу раскрытия ее внутреннего мира. Следует сказать, что этот прием используется Толстым для создания образа Наташи Ростовой не часто, тогда как для обрисовки Пьера и князя Андрея это основное средство психологического изображения.

Забыв о близких, о нежно любящих родителях, Наташа покушается на самоубийство. Разве здоровый человек пойдет на такой поступок? Неспроста этой сцены нет в тексте, о ней только упоминается. Вероятно, автор посчитал, что это что-то очень постыдное для героини. Ведь человек, который пытается себя убить, уже не отдает себе отчет о реальности. Но Наташа остается жива и пытается искать прощения через Пьера. Теперь она понимает, что значил ее поступок для всех: и для князя Андрея, и для семьи, и в первую очередь для нее самой. Толстой показывает, что ошибки в жизни неизбежны, они учат нас, делают сильнее и, в конце концов, закаляют характер. (Наташа, которая в 1812 году спасает мать от сумасшествия после получения известия о гибели Пети, – это уже совсем не та избалованная и эгоистичная девочка, которая поддалась обманным комплиментам Курагина).

Следующим значимым эпизодом является сама болезнь Наташи. Здесь мы встречаем героиню уже в тяжелом состоянии. «Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктopà, в опасности» [5, т. 11, с. 66]. Все проблемы с женихом и случившимся ранее забылись, на кону стояла жизнь. Стоить отметить, как деликатно повело себя все окружение Наташи, никто не стал упрекать и отчитывать ее, тем самым усугубляя и так непростую ситуацию. Далее идут размышления Л.Н. Толстого о медицине в целом. Чаще всего доктора не могут понять, что нужно для облегчения положения больного, потому что они не могут угадать, что происходит с человеком. Они делают вид, что лечат, потому что надо, потому что за это им платят. И они не столько лечат Наташу, сколько дают ей различные средства и порошки и пытаются угадать, что подойдет. Им не приходит в голову взглянуть на ее убитое горем лицо и понять, что причины болезни кроются не в работе органов, а в душе. Доктора все-таки помогали, но не своими порошками, а тем, что уделяли время Наташе и ее родственникам. И поскольку героиня была еще очень юна, она начала свое нравственное исцеление. Интересно, что медики, отзывавшиеся о медицинских темах в произведениях Толстого, отмечали, что докторов Наташи Толстой почти не осуждает. Так, М.М. Абакумов, имея в виду именно эпизод болезни Наташи, пишет: «Снисходительное отношение докторов к юным пациенткам отметил Л.Н. Толстой в романе «Войнa и мир» [1, с. 33].

Л.Н. Толстой в эпизодах болезни Наташи передает все те душевные муки, которые и стали причиной болезни. Внутренний конфликт героини достигает своего апогея во время попытки самоубийства. С особой психологической точностью Толстому удалось передать все нравственные страдания, которые преследовали Наташу.

Свое духовное возрождение Наташа начала с приезда Аграфены Ивановны Беловой, которая повела героиню с собой в церковь. Так как лечение докторов было по большей части бесполезным, Аграфена Ивановна предложила говеть так, как говела она, то есть по три службы целую неделю. И это предложение вдохновило Наташу. Героиня полностью отдавалась молитвам раскаяния, потому что она сожалела о своем поступке. Раскаяние помогает очистить душу от всего плохого, начать как бы с чистого листа. В конце недели Наташа почувствовала себя намного лучше: «Она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойною и не тяготящеюся жизнью, которая ей предстояла» [5, т. 11, с. 72]. С этого момента Наташа начала свое возрождение, на ее пути будет еще много трудностей, но данный эпизод показал, настолько это сильная героиня. Свое спасение она находит в Боге, отдаваясь молитвам всеми силами души.

После многих месяцев болезни Наташа почувствовала, что возвращается в обычный мир. Еще маленькими шагами, но в правильном направлении.

Эпизод болезни Наташи, который представлен в третьем томе, делится как бы на две условно равные части: болезнь и исцеление. Тем самым Л.Н. Толстой хотел показать, как важно именно прожить горе, а не забыть о нем.

Проводя свою героиню через такое сложное испытание, Толстой показывает, что любые трудности делают человека сильнее, меняют его мировоззрение. Так случилось и с Наташей: «Хороша, молода, и, я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю» [5, т. 11, с. 73]. Героиня изменилась в лучшую сторону, она нашла свой путь к людям. Теперь Наташа научилась думать не только о себе, она оказывает помощь раненым, возобновляются и ее отношения с князем Андреем, хотя бы на те несколько недель, которые он был жив после своего ранения.

Нравственная болезнь Наташи Ростовой играет важную роль в развитии и героини, и читателя. Сопереживая, мы как будто оказываемся на ее месте, тем самым еще больше включаясь в восприятие произведения.

Итак, Толстой отразил в «Войне и мире» и в других произведениях свое негативное отношение к медицине и врачам, к способам лечения больных. По Толстому, болезнь всегда определяется внутренними причинами гораздо больше, чем внешними. Главную роль в выздоровлении больного играют его настроение, поддержка окружающих (такую роль играло окружение Наташи в ее выздоровлении, способствовало ее выходу из тяжелого состояния). Как ни странно, общее горе: война, участь Москвы, страдания раненых – вот что окончательно вернуло Наташе ощущение ценности жизни, а вместе с этим – и здоровье.

Natasha Rostova and her moral illness (on the issue of medical topics in the works of L.N. Tolstoy)

Treusova Yu.M.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Poltavets Elena Yurievna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article examines the image of Natasha Rostova’s moral illness («War and Peace» by Lev Tolstoy), the causes and consequences of the disease. Tolstoy shows that Natasha’s infatuation with Anatoly Kuragin, her approach to the deceitful and soulless world of high life affected Natasha's mental health. The stages of the heroine’s recovery are analyzed, as well as her spiritual rebirth, which she found in prayer and humility.
Keywords: L.N. Tolstoy, «War and Peace», Natasha Rostova, spiritual healing, repentance, moral illness.


  1. Абакумов М.М. Русские писатели о медицине, болезнях и смерти. М.: СИМК, 2021. 312 с.
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: ФЛИНТА; Наука, 2017. 248 с.
  3. Русская литература и медицина: тело, предписания, социальная практика. Сборник статей. М.: Новое издательство, 2006. 304 c.
  4. Соломонова А.А. Особенности изображения ощущений и сознания заболевшего персонажа. // Летняя школа по русской литературе. 2019. № XV (2–3). С. 187-207.
  5. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. М.: ГИХЛ, 1928-1958.
  1. Abakumov M.M. Russian writers on medicine, diseases and death. Moscow: SIMK, 2021. 312 pages.
  2. Esin A.B. Principles and methods of analysis of a literary work. Moscow: FLINTА; Nauka, 2017. 248 pages.
  3. Russian literature and medicine: body, prescriptions, social practice. Collection of articles. Moscow: New Publishing House, 2006. 304 рages.
  4. Solomonova A.A. Features of the image of the sensations and consciousness of a sick character. // Summer School in Russian Literature. 2019. № XV (2-3). Рage: 187-207.
  5. Tolstoy L.N. Complete works. In 90 vol. Moscow: GIHL, 1928-1958.