Аннотация. Важную роль в обучении современных учеников дошкольного и школьного возраста занимает изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. В статье актуализируется важность изучения иностранных языков с дошкольного возраста, необходимость дальнейшего изучение языков на различных этапах обучения в школе через организацию внеурочной деятельности. В данной статье авторы представляют посткроссинг как один из способов изучения английского языка и погружения в него.

Ключевые слова: иностранный (английский язык), внеурочная деятельность, посткроссинг, обучение языку, ОГЭ, ЕГЭ, саморазвитие, хобби

Английский язык – современный ключ ко всему миру. Он является одним из самых употребляемых – более 450.000.000 человек являются носителями языка, около 630.000.000 человек используют английский в качестве дополнительного языка для общения. На сегодняшний день знание иностранных языков является одним из необходимых качеств успешной личности, грамотного и образованного человека. Обучение иностранному языка можно и нужно (как советуют некоторые методисты) с дошкольного возраста благодаря сензитивному периоду освоения языком, когда у детей начинают формироваться элементарные коммуникативные умения, развиваются интеллектуальные, речевые и познавательные способности [5]. В этом возрасте легко заинтересовать детей через игровую деятельность, игры-инсценировки и игры-драматизации, познавательно-развивающие игры [4]. Переходя в начальную и основную школу, учащиеся продолжают учить иностранный язык. В это период важно продолжать заинтересовывать школьников языком, предлагать занимательные материалы, организовывать интересную внеурочную деятельность на языке и советовать способы самостоятельного изучения английского языка (просмотр фильмов на языке оригинала (с субтитрами и без), разговорные клубы, специальные приложения и прочее).

Особо выделим внеурочную деятельность, которая, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, способствует развитию творческих способностей учеников, созданию благоприятных условий личностного роста в плане формирования социокультурных, лингвистических, метапредметных компетенций. Преимуществом внеурочной деятельности, по сравнению с учебной деятельностью в целом, является добровольный характер участия и учет интересов и потребностей школьников. Все это требует от педагога определенного уровня подготовки к наиболее эффективной ее организации [6]. Условиями эффективной организации внеурочной деятельности по иностранному языку в общеобразовательной школе являются: преемственность на разных этапах обучения, соответствие запросам и потребностям учащихся, образовательная политика школы, социальный аспект, учет специфики предмета ИЯ. По мнению Гальсковой Н.Д. внеурочная деятельность создает условия «для развития творческих интересов детей», обеспечивает «соответствующую возрасту адаптацию ребенка в образовательной организации» [1, с. 364]. Как отмечает Трубицина О.И. такая деятельность «характеризуется более гибкой, по сравнению с урочной деятельностью, палитрой организационных форм проведения, большой самостоятельностью учащихся, что положительным образом сказывается на повышении познавательной активности» [7, с. 322]. К наиболее распространённым видам внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку можно отнести: кружки, воспитательные мероприятия, проектную деятельность по иностранному языку, виртуальные туры, спектакли / сказки, олимпиады по иностранным языкам, проведение Недели иностранных языков (английского языка), веб-квесты. Также можно посещать разговорные клубы, концерты, выставки. [8].

В данной статье мы хотим представить еще один способ изучения английского языка и погружения в него такой как посткроссинг.

Посткроссинг (англ. postcrossing) – проект, вдохновлённый буккроссингом, созданный с целью объединения людей, интересующихся обменом открыток и филателистов по всему миру. Основная механика – единый сайт postcrossing.com, который объединяет всех участников в одну базу, из которой потом участникам выдаётся адрес получателя. Важно то, что программа сайта создаёт условия, чтобы количество полученных открыток было не сильно больше или меньше отправленных. Также действует система непрямого обмена, которая предполагает, что участнику, у которого включена данная функция, могут написать и предложить взаимный обмен, что крайне привлекательно для людей, которых интересуют какие-то конкретные страны или языки.

Чтобы оценить глобальность данной системы, можно обратиться к статистике сайта https://www.postcrossing.com/. На конец 2020 года количество участников, участвующих в проекте составляло 793.919 человек, количество стран – 208, а за все время работы проекта было отправлено более 55 млн открыток. Наиболее активными пользователями (рисунок 1) являются жители России. Помимо этого, в топ-5 входят: Тайвань, США, Китай, Германия.

Рис. 1. Процентное соотношение участников проекта и их родной страны за конец 2020 года [9].

Рис. 1. Процентное соотношение участников проекта и их родной страны за конец 2020 года [9].

Практическое применение проекта посткроссинг подтверждает его эффективность на разных этапах обучения при организации внеурочной работы с обучающимися, которые владеют языком на разном уровне. Такой увлекательный и непринужденный формат подходит для подготовки к написанию письма [3] для сдачи выпускных школьных экзаменов формата ОГЭ и ЕГЭ. Развитие письменных навыков, мыслительных способностей, работа с клише и типовиками позволяет не только быстро и грамотно выполнить задания из письменной части экзамена, но и избежать излишнего стресса. Но кроме развития письменных навыков важно учесть развитие словарного запаса, а также изучения различных топиков для прохождения устной части экзамена. В монологах можно использовать тематики, встречающиеся в различных открытках. Ученики могут практиковать навык описания себя, своего города, страны и личных хобби, а также изучить все данные темы со стороны людей разных стран и возрастов. Грамотная формулировка и написание вопросительных предложений тоже является необходимым навыком при сдаче как ОГЭ, так и ЕГЭ. Посткроссинг также оказывает определённое воздействие на воспитательную и культурологическую деятельность. Получая открытки с описанием исторических мест, природы, политики и социальных отношений в различных странах, школьники учатся уважению и толерантности к иным культурам. Кроме того, в обучающихся развивается патриотизм и любовь к своей Родине в процессе выбора открытки, которая лучше всего передаст всю красоту родного края, чтобы почувствовать гордость за собственную страну [3].

Таким образом занимаясь посткроссингом, обучающиеся:

  • получают интересное хобби, совмещающее коллекционирование почтовых открыток, коллекционирование почтовых марок, а также стран откуда они приходят;
  • изучают географию мира;
  • практикуют письменный английский язык, а также актуализируют свои знания в реальном общении;
  • имеют возможность «путешествовать», не выходя из дома. При посткроссинге есть возможность изучать культуру, традиции и быт разных стран и народов. Это весьма актуально в сложившихся реалиях закрытых границ и невозможности посетить другие страны;
  • улучшают социальные и коммуникативные навыки;
  • получают возможность завести друзей по всему миру.

Благодаря проекту Postcrossing можно увлекательно изучать иностранный язык, так как имеется возможность общаться как с носителями языка, так и с людьми, которые знают или изучают язык. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с новыми словами, сленгами, научиться распознавать в письмах грамматику, изучаемую в школе, и сами могут реализовать свои знания английского языка в реальном общении.

Коммуникация с участниками проекта из разных стран с помощью английского языка – это уникальный способ реализации своих знания о языке, полученных в школе. Посткроссинг предоставляет дидактическую возможность для индивидуализации образовательного процесса, обучающиеся могут самостоятельно выбирать тематику сообщения, стиль письма, выбирать понравившиеся им речевые клише, совершенствовать лексико-грамматические умения. Апарина Ю.И. в своем исследовании указывает, что индивидуализация дидактического воздействия будет способствовать продуктивности учебного процесса [1, c. 274].

Посткроссинг – это увлекательная тренировка, включающая в себя своеобразные бесконечные домашние задания, которые не загружают обучающихся, при этом давая большое количество возможностей для совершенствования языковых навыков и изучения культуры носителей языка.

Postcrossing as a form of extracurricular activities in teaching English

Shchipina V.M.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Stepankov D.V.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. An important role in the education of modern students of preschool and school age is played by the study of foreign languages as an important means of intercultural interaction and overall personality development. The article actualizes the importance of learning foreign languages from preschool age, the need for further study of languages at various stages of schooling through the organization of extracurricular activities. In this article, the authors present postcrossing as the way to learn English and immerse in it.
Keywords: foreign (English language), extracurricular activities, postcrossing, language learning, state examination, self-development, hobbies.


  1. Апарина Ю. И. Коммуникативное воздействие как средство индивидуализации образовательного процесса при обучении иностранному языку в начальной школе. // В сборнике: Языковое образование: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Редакторы: Бакурова Е.Н., Кудрявцева Е.Л. 2013. С. 270-275.
  2. Гальскова Н.Д. Основы обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
  3. Димиденко Т.А. Проект Postcrossing в организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары, 2017. № 1-1(10). С. 225-227.
  4. Маякова Е.В. Игровое обучение дошкольников на дополнительных занятиях по английскому языку. Игровая культура современного детства: материалы I Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Ивановой. В 2-х томах. М.: НАИР, 2017. Т. 1. С. 172-180.
  5. Маякова Е.В. Цели и задачи раннего обучения иностранным языкам (проблемный контекст) / Сборник статей материалов XVI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (17 марта 2016 г.). / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Спутник +, 2017. С. 101–103. (дата обращения: 31.12.2021).
  6. Маякова Е.В., Павлова А.С. Организация внеурочной деятельности: результаты исследования среди студентов и педагогов // Мир образования – образование в мире. 2021. № 3. С. 49-54.
  7. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум / под ред. Трубициной О.И. М.: Юрайт, 2019. 384 с. (Серия: Образовательный процесс).
  8. Павлова А.С., Маякова Е.В. Методический конструктор организации внеурочной деятельности по иностранному языку в общеобразовательной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 3-4. С. 72-81.
  9. Postcrossing. (дата обращения: 31.12.2021).
  1. Aparina Yu.I. Communicative influence as a means of individualizing the educational process when teaching a foreign language in primary school. // In the collection: Language education: traditions and innovations. Materials of the international scientific and practical conference. Moscow: 2013. Page: 270-275.
  2. Galskova N.D. Fundamentals of foreign language education: textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
  3. Dimidenko T.A. Postcrossing project in organizing the independent activities of students in studying a foreign language. // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. Cheboksary, 2017. № 1-1(10). Page: 225-227.
  4. Mayakova E.V. Game training of preschoolers in additional classes in English. Game culture of modern childhood: materials of the I International Scientific and Practical Conference / Ed. E.I. Ivanova. In two volumes. Moscow: NAIR, 2017. T. 1. Page: 172-180.
  5. Mayakova E.V. Goals and Objectives of Early Foreign Language Education (Problem Context) / Collection of Articles of the XVI Moscow International Conference «Education in the XXI Century – through the Eyes of Children and Adults» (March 17, 2016). / Otv. ed. E.V. Kovalevskaya. Moscow: Sputnik +, 2017. Page: 101-103. (date of the address: 31.12.2021).
  6. Mayakova E.V., Pavlova A.S. Organization of extra-time activities: research results among students and teachers // World of education – education in the world. 2021. № 3. Page: 49-54.
  7. Methodology for teaching a foreign language: textbook and workshop / edited by Trubitsina O.I. Moscow: Yurite, 2019. 384 pages. (Series: Educational process).
  8. Pavlova A.S., Mayakova E.V. Methodological designer of organizing extra-time activities in a foreign language in a general education school // New in psychological and pedagogical research. 2021. № 3-4. Page: 72-81.
  9. Postcrossing. (date of the address: 31.12.2021).