Аннотация. В данной статье пойдет речь о важности использования инновационных средств организации досуга современных детей в оздоровительных лагерях. Дана характеристика детей современности, их интересов, личностных качеств. В статье рассмотрены мобильные приложения, ресурсы, инструменты для помощи в организации интересных для нового поколения мероприятий в детских оздоровительных лагерях.

Ключевые слова: дети нового поколения, технологический прогресс, детский оздоровительный лагерь, мероприятия, организация досуга, мобильные приложения, ресурсы, инструменты для работы с детьми.

Технологический прогресс всё больше окутывает все сферы жизни человечества. Воспитание современного поколения во время досуга становится сложнее, ведь установки со временем меняются, меняются мышление и потребности детей, меняется и подход к их обучению и воспитанию. Помимо общеобразовательных учреждений, воспитанием и развитием детей занимаются воспитатели и вожатые в детских оздоровительных лагерях. В каникулярное время особо важна организация досуга детей, предотвращая киберопасность интернет-ресурсов. Однако, заинтересовать детей без инновационных методов достаточно сложно.

Детский оздоровительный лагерь наряду со школой требует соответствия новым тенденциям общемирового цивилизационного процесса. Сущность проблемы сводится к тому, что большинство педагогических и культурно-просветительских исследований опирается на методы воспитания советского периода, в котором не было интернета, технологий и гаджетов, без чего не могут обойтись современные дети. Соответственно, достаточно трудно найти подход к детям нового поколения без проверенных результатов. Поэтому будем разбираться на основе критериев современности.

В настоящее время для детей характерно клиповое мышление – тип мышления, при котором информация воспринимается фрагментарно, с помощью ярких образов, и ребенок не может сосредоточиться и мысленно постоянно перескакивает с одного на другое. Характерно и отсутствие концентрации. Дети привыкли к быстрой смене картинки – клипы, короткие видео, небольшие тексты. Дети этого поколения воспринимают информацию быстро, не останавливаясь на деталях [7].

Еще одной характеристикой является то, что ребенок в наше время постоянно «в сети», проводя в день онлайн около 6 часов 40 минут. Использование цифровых технологий – образ жизни, повседневный способ получения информации и приобщения к культуре. Детей не нужно уговаривать заниматься учебой и расширять кругозор: они самостоятельно приходят к образовательным играм, необычным проектам [2].

Многим детям свойственен низкий уровень коммуникативных навыков. В целом дети открыты миру и любят общаться, но предпочитают делать это онлайн, что приводит к тому, что при взаимодействии с окружающими в реальной жизни дети часто теряются.

Характерным фактором является так же психологическая гибкость. Дети с любопытством, а не настороженностью относятся к новшествам, поэтому перемены не вызывают столь сильный стресс, как у представителей других поколений. Детям свойственна эрудированность, они следят за актуальными новостями, стараются всегда быть в курсе последних событий – для них это вошло в привычку. И, наконец, креативность. Современные дети интуитивно понимают, как можно представить свои идеи или создать собственный продукт, благодаря творческому подходу и намеренности [8].

Опираясь на данные характеристики, мы можем сделать вывод о детях современности и о том, какие новые инструменты использовать для работы с ними в детских оздоровительных лагерях.

Традиционно, основу организации жизнедеятельности детского лагеря составляет познавательная деятельность (интеллектуальные игры, мозговые штурмы, отрядная рефлексия); практическая деятельность (занятие спортом, кружки, экологические активности); досуговая деятельность (игры, флешмобы, творческая деятельность, конкурсы, путешествия, экскурсии и т.д.). Следует отметить, что с появлением пандемии, активно распространился дистанционный формат, даже появлялись онлайн-лагеря. Во время онлайн-встреч участник смотрит материалы в прямой трансляции, выполняет интерактивные задания, обменивается файлами с организаторами и другими участниками, общается в чатах, проходит квесты и другие творческие испытания [9].

Возвращаясь к привычной жизни, в общем и целом, детский оздоровительный лагерь в каникулярное время представляет собой синтез традиционных форм мероприятий и инновационных технологий. Поэтому чтобы сохранить и живое общение между детьми, и новые трендовые формы для большей заинтересованности и вовлеченности детей, я исследовала мобильные приложения, ресурсы для использования в организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.

Обратим внимание на то, как QR-коды захватили нашу реальность. Теперь без них трудно представить даже мероприятия. Всё началось с популярности не просто квестов, а компьютерных игр-квестов, представляющих собой интерактивную историю, где ключевая роль заключается в решении умственных головоломок и задач. В них входят: веб-квесты – процесс поиска Интернет-ресурсов и создание веб-сайтов; QR-квесты (кьюар – квесты) – игровые действия с помощью использования QR-кода – двухмерного штрих-кода, который предоставляет информацию. Сейчас основным преимуществом QR-кодов является их перспективность, так как это уникальный метод донесения информации до человека будущего. Следовательно, чтобы данные коды были современно визуализированы, существует специальная платформа для их создания (https://qrcod.ru/). С помощью данного сайта вожатые и культ-организаторы могут создавать QR-коды с необычным оформлением для своих материалов, любого цвета и дизайна. Таким образом, может быть осуществлен, например, квест на знакомство с территорией лагеря с использованием отметок QR-кода [6].

Соответственно, сами квесты так же стали популярны в онлайн формате. Квестодел (kvestodel.ru) – конструктор квестов позволяет вручную создать свой собственный квест, со всеми желаемыми критериями (возраст детей, интересы, сложность уровней).

Следующий помощник – «Triventy» (https://www.triventy.com/). Это конструктор онлайн викторин, позволяющий выявить победителя в режиме реального времени. Платформа позволяет создавать педагогу тест или викторину на своём гаджете, а ребята в онлайн режиме могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств. Каждому причисляются баллы, результаты изображаются в рейтинговой таблице, при этом у отрядов появляется азартный дух соперничества, мотивирующий ребят на участие в викторинах на любые темы и на работу в команде.

Создавать опросы так же поможет еще один инструмент – «Sli.do» (https://www.sli.do/) – сервис, который отлично подходит для событий, на которых собирается большое количество людей: конференция, лекция, тренинг, мастер-класс, или онлайн мероприятие. Это сайт для создания онлайн-опросов. С его помощью аудитория во время выступления спикера, со своих смартфонов или компьютеров оставляет комментарии или задает вопросы. В детском лагере же его можно использовать на мастер классах или при выступлении спикера на каком-либо тренинге для детей. Самый часто используемый метод на этом сервисе – облако слов – визуальное представление ответов на заданный вопрос или же описание. Ребята так же, переходя по, например, уже созданному нами QR-коду на опрос, отвечают на своем мобильном устройстве, а результаты уже высвечиваются на экране, при этом ответ участника остается инкогнито [6].

Помочь организовать досуг с использованием Интернет-ресурсов помогут так же следующие сайты:

Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com/) – еще один сайт для создания тестов, опросов, логических игр и кроссвордов онлайн. Следующий помощник Powtoon (https://www.powtoon.com/) – сервис позволяет создавать анимированные презентации и видео с помощью готовых шаблонов. Bitmoji (https://www.bitmoji.com/) – приложение, благодаря которому получается создавать яркие мультяшные стикеры на весь отряд. Sparcol videoscribe (https://www.sparkol.com/en/) – сервис для создания видеороликов с эффектом прорисовывания сюжета от руки. Learningapps (https://learningapps.org/) – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения с помощью шаблонов. Piktochart (https://piktochart.com/) – сервис для инфографики, который поможет пользователям, не имеющим опыта работы в графических редакторах, легко создавать изображения. Trello (https://trello.com/ru) – онлайн-доска, к которой может подключиться несколько пользователей для совместной работы, что поможет организовать командную работу в отряде. К доске так же можно прикреплять файлы. А на платформе Wordwall (https://wordwall.net/) педагог сможет создать не только простые интерактивные задания по типу «Найди пару», но и викторины с несколькими «жизнями» и бонусными раундами.

Благодаря сервису 365DONE (https://365done.ru/) можно создавать чек-листы иди выбрать уже готовый. Чек-лист – список важных дел, с отметками, ни одно из дел нельзя забывать. Так формируется привычка к чему-то желанному. Особенно такой формат популярен среди подростков и молодежи. Такой чек-лист может быть полезен как ребенку, так и вожатому.

В довершение ко всему еще одной ярко-популярной платформой для детей, но уже физической активности является JustDance (https://justdancenow.com/) – сайт для танцев вместе с участниками. На экране появляются движения для повторения и текста любимых песен в современном дизайнерском оформлении. В конце каждой песни выставляется оценка участнику о схожести повторений движений [5].

Таким образом, не имея специализированных знаний и способностей к IT сфере, любой культ-организатор мероприятий в детских оздоровительных лагерях способен «покорить сердца» детей, используя данные инструменты технологического прогресса.

Организовывая смену в детском лагере, педагог организатор должен опираться и на лагерные традиции, и на современнее тенденции. Наконец, лагерь становится едва ли не единственным местом, где дети, как в прежние времена, могут поиграть в игры, которые так ценились предшествующими поколениями, и в то же время проводить досуг с использованием гаджетов и участвовать в инновационных мероприятиях.

Сущность вышеизложенного сводится к следующему, детский оздоровительный лагерь – это совокупность старого и нового, сохранение ценностей и традиций прошлого и воспитание интеллекта будущего современного поколения на основе инновационных технологий.

Innovative means of organizing leisure activities for modern children in the conditions of a health camp: mobile applications, resources, tools for working with children

Kovrigina E.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dolgireva Elena Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. This article will discuss the importance of using innovative leisure facilities for modern children in health camps. The characteristic of children of modernity, their interests, personal qualities is given. The article discusses mobile applications, resources, tools to help organize interesting events for a new generation in children's health camps.
Keywords: new generation children, technological progress, children's health camp, activities, leisure activities, mobile


  1. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». (дата обращения: 31.12.2021).
  2. Викторова Е.В., Бадаева Е.В. «Нoвые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве. Интернет // Коммуникология, 2019. № 1. С. 100-112.
  3. Голышев Г., Поплавская К., Ерошина Ю., Михеева Е., Мытарев И., Обучение через развлечение: Edutainment лагерь как технология современного образования. М.: «Альпина.Дети», 2021. 351 с.
  4. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 236 с.
  5. Реснянская Н.И., Щукина Г.Е., Методические рекомендации по эффективному использованию современных форм досуговой деятельности в условиях проведения онлайн-смены в пришкольном лагере. Барнаул: КГБУ БО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи», 2020. 29 с.
  6. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования. // Культурно-историческая психология, 2019. Т. 15. № 3. С. 117-124.
  7. Татрова А.С. Психология Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. 284 с.
  8. Умназия. Цифровое поколение: кто такие дети поколения. (дата обращения: 15.01.2022).
  9. Фришман И.И., Данилков А.А., Коваль С.А., Проценко Л.М. Концептуальные основы разработки и проведения детских лагерей в формате онлайн: рекомендации по организации деятельности. ФЦДЮТиК, Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2020. 26 с.
  1. Bayborodova L.V., Simonova G.I., Kharisova I.G. Pedagogical bases of activity of children's health camps. The text of a scientific article on the specialty. «Sciences of education». (date of the address: 31.12.2021).
  2. Viktorova E.V., Badaeva E.V. «New» and «old» socio-cultural effects of information influence on personality in the Internet space. // Communicologiya, 2019. № 1. Page: 100-112.
  3. Golyshev G., Poplavskaya K., Eroshina Yu., Mikheeva E., Mytarev I., Learning through entertainment: Edutainment camp as a technology of modern education. Moscow: «Alpina.Children», 2021. 351 pages.
  4. Kruglikova G.G., Linker G.R. Theory and methodology of organizing summer holidays for children and adolescents: Textbook. Nizhnevartovsk: Publishing house Nizhnevart. humanit. un-ta, 2011. 236 pages.
  5. Resnyanskaya N.I., Shchukina G.E., Methodological recommendations for the effective use of modern forms of leisure activities in the conditions of an online shift in a school camp. Barnaul: KG. 29 pages.
  6. Rubtsova O.V. Digital technologies as a new means of mediating. // Cultural and historical psychology, 2019. T. 15. № 3. Page: 117-124.
  7. Tatrova A.S. Psychology Educational and methodological manual. Moscow: Publishing house «Academy of Natural Sciences». 2010. 284 pages.
  8. Umnasia. Digital generation: who are the children of the generation. (date of the address: 15.01.2022).
  9. Frischman I.I., Danilkov A.A., Koval S.A., Protsenko L.M. Conceptual foundations for the development and conduct of children's camps in the online format: recommendations for organizing activities. FCDUTiK, Novosibirsk: Novosibirsk Publishing House, 2020. 26 pages.