Аннотация. В статье представлена методика обучения грамматике английского языка в начальной школе с использованием технологии Mind-Map, анализируется её эффективность для целей формирования грамматических навыков на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: интеллект-карта, изучение грамматики, английский язык, младшие школьники.

В современном мире необходимо изучать иностранный язык, так как знание языка открывает многие возможности в будущем. Очень важно обучать английскому языку, начиная с младших классов, так как у младших школьников активно формируется языковая база для дальнейшего становления иностранной языковой компетенции. При этом в процессе формирования иноязычных коммуникативных компетенций обучающихся учебный процесс также нацелен и на развитие творческих способностей, необходимых для адаптации в изменяющейся среде [4, с. 66]. Рассмотрим, как использовать технологии Mind-Map при изучении грамматики на уроках английского языка.

Технология Mind-Map – это искусство визуализации и структурирования мыслей. Данную технику визуализируют в виде диаграммы, похожую на дерево. Она отображает идеи, мысли, задачи или другую информацию, которая ответвляется от одной основной идеи из центра [8, с. 23].

У данных карт есть сфера применения – это улучшение работы мозга. Этот эффект достигается с помощью нескольких факторов:

  • Запоминание. Когда вы рисуете, мозг быстрее запоминает информацию. Если информация фиксируется с использованием мнемотехники, с различными цветовыми решения, то обеспечивается возникновение образов. Это особенно актуально для людей с ведущим зрительным анализатором и зрительной памятью.
  • Фиксация информации. Карты упрощают и фиксируют информацию в виде изображения (схемы).
  • Анализ информации. Наглядный характер данной технологии позволяет легко заметить различные связи между разделами.
  • Легкий доступ к информации. Достаточно посмотреть на карту и активизируется воспоминание.

Рассмотрим преимущества технологии Mind-Map:

  • Процесс обучения становится осмысленным. Это позволит усвоить больше деталей в пройденном материале, осмыслить визуализированную информацию и понять её, что несомненно скажется на результате обучения.
  • Лучше запоминается информация. Как считает математик Мартин Дэвис - человеческому мозгу легче работать с данными, представленными в виде отдельных блоков, чем с информацией в виде непрерывного текста.
  • Сложные концепции легче воспринимаются. С помощью ментальной карты можно визуально разделить большие темы на подразделы и микротемы, а крупные проекты - на конкретные задачи.

Чак Фрей, создатель блога «The Mind Mapping Software» проводил опрос на тему самого значимого преимущества анализируемой технологии. Большинство его респондентов отвечали, что данная система помогает запомнить и понять сложные проекты. Отметим, что отечественные исследователи Сороковых Г.В. и Денисова Л.Р. подчеркивают в своих трудах важность зрительных опор для обучающихся с особенностями в развитии [1, с. 55].

Применительно к процессу обучения иностранным языкам, интеллект-карты будут эффективны:

  • при изучении лексики, фразовых глаголов;
  • для создания монологических высказываний;
  • для изучения грамматического материала.

Создание интеллект карты при обучении грамматике позволит:

  • быстрее и четче запомнить грамматическое правило;
  • усвоить особенности и условия употребления;
  • запомнить слова-указатели (в случае с временными конструкциями);
  • грамматически правильно строить монологическую и диалогическую речь;
  • опираться на схему при составлении письменного текста.

Отметим, что использование технологий Mind-Map в начальных классах на начальном этапе обучения грамматике английского языка в дальнейшем делает использование интеллект-карт эффективным инструментом самообучения в старших классах. Карты помогают быстрее и правильнее улавливать информацию о грамматических конструкциях и верно использовать их на практике. Старшие школьники могут самостоятельно визуализировать сложные моменты в грамматике английского языка. Данная технология востребована в педагогическом процессе, в частности, в условиях применения ИКТ [5, с. 39]. Кроме того, она позволяет провести объективный анализ, например, грамматического явления, формируя тем самым критическое мышление [7]. Именно интеллект-карта позволяет высветить все аспекты изучаемого явления и визуально отобразить их в доступной для восприятия форме. Использования подобного инструмента возможно и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Как известно, грамматика является важным направлением при обучении английскому языку, поэтому развитие грамматических умений и навыков у учащихся начальных классов является необходимым этапом при обучении иностранному языку. Применение грамматики осуществляется не только в письменной речи, но также в устной, от чего степень важности её изучения возрастает. Знание грамматических конструкций позволит учащимся развить умение не только правильно конструировать устные выражения, строить монологи и диалоги на иностранном языке, но и правильно составлять письменные высказывания.

Дадим определение термину «грамматика». Под грамматикой понимают раздел науки о языках, изучающий закономерности изменения и сочетания слов в предложениях [3. с. 106]. Грамматические умения исследуются с точки зрения теории и практики, а значит, предусматривается:

  • использование в речи изученных грамматических конструкций, правил;
  • разработка дидактических материалов для формирования грамматический умений и навыков.

Обучение грамматике английского языка предполагает на практике соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип последовательности – грамматический материал изучается последовательно, с нарастанием сложности.
  2. Принцип двупланности – обучение грамматике помогает достигать явных и скрытых целей.
  3. Чередование синтеза и анализа – рассмотрение отдельных деталей и представление их как единого целого.
  4. Принцип ситуативности – использование ситуаций, где применяются данные конструкции для развития грамматического навыка речи.
  5. Принцип вариативности – материал зациклен не только на грамматике английского языка, но и на материалах других учебных предметов [Ларкина 3, с. 107].

Работая с учащимися младших классов, нужно учитывать возрастные психологические особенности, а также помнить о том, что ведущая деятельность – игровая [6]. Нужно подстраивать учебный материал под особенности возраста и учебной деятельности. Также важно учитывать и комплексность обучения иностранному языку. Предполагается формирование лексико-грамматических и фонетических навыков, навыков чтения, аудирования, письма и говорения параллельно с грамматическими [2].

Важно также отметить, что для успешного овладения грамматикой английского языка необходимо использование различных вербальных и невербальных (визуализируемых) средств представления информации. Такой подход способствует развитию грамматических навыков у школьников с различными типами интеллекта и памяти [3, с. 106].

В заключении скажем, что важно использовать такой метод или приём работы с грамматическим материалом, который поспособствует формированию грамматического навыка у школьников с разными интеллектуальными особенностями. И в этом педагогу помогает технология по созданию интеллект-карт (см. рисунок 1). Их можно создавать на доске совместно с учениками или готовить заранее, используя специализированные Интернет-ресурсы.

Рис. 1. Пример интеллектуальной карты по грамматике АЯ 9

Рис. 1. Пример интеллектуальной карты по грамматике АЯ [9]

Таким образом, изучение грамматики на начальном этапе является одним из ведущих аспектов в обучении иностранному языку, поэтому так важно, чтобы это обучение строилось, основываясь на психологических особенностях младших школьников. На начальном этапе обучения английскому языку учащимся важна максимальная наглядность при усвоении грамматического материала, которая достигается благодаря применению технологии Mind-Map.

Using Mind-Map technology when learning grammar during English lessons

Dmitrieva A.M.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, English and intercultural communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D

Аnnotation. The article considers teaching English grammar in elementary school using mind-map technology, as one of the effective means of forming grammatical skills during English language lessons.
Keyword: mind map, grammatical skills, English, primary school students.


  1. Денисова Л.Р. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников / Л.Р. Денисова, Г.В. Сороковых. Иностранные языки в школе. 2017. № 1. С. 53-57. (дата обращения: 18.01.2022).
  2. Жернакова М.В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 191-193. (дата обращения: 30.12.2021).
  3. Ларкина А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе обучения английскому языку // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 105-107.
  4. Малых О.А. Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках китайского языка / О.А. Малых, Г.А. Дугина. // Иностранные языки в школе. 2020. № 11. С. 66-71. (дата обращения: 30.12.2021).
  5. Молчанова М.А. Подготовка учителей к использованию веб-технологий в инклюзивном обучении слепых и слабовидящих английскому языку. Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения: Сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции, Москва, 24-28 апреля 2017 года. М.: Белый ветер, 2017. С. 39-43.
  6. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. 4-е издание, доработанное. М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2008. 223 с.
  7. Тарева Е.Г. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки» / Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова. // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 2-8. (дата обращения: 18.01.2022).
  8. Теляхова И.Х. «Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка) / И.Х. Теляхова, В.С. Олейников. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №1. С. 202-205.
  9. Mind Map: the Present Perfect Tense. (дата обращения: 07.12.2021).
  1. Denisova L.R. Foreign language as a component of the system of inclusive education of junior schoolchildren / L.R. Denisova, G.V. Sorokov. Foreign languages at school. 2017. № 1. Page: 53-57. (date of the address: 18.01.2022).
  2. Zhernakova M.V. Teaching English grammar at the initial stage // Theory and practice of education in the modern world: materials VII International. scientific. conf. (St. Petersburg, July 2015). SPb.: Its publishing house, 2015. Page: 191-193. (date of the address: 30.12.2021).
  3. Larkina A.S. Features of the formation of grammatical speech skills of students in primary school in the process of teaching English. // Theory and practice of social development. 2013. № 3. Page: 105-107.
  4. Malykh O.A. Development of the creative potential of junior schoolchildren in Chinese language lessons/O.A. Malykh, G.A. Dugin. // Foreign languagesat school. 2020. № 11. C. 66-71. (date of the address: 30.12.2021).
  5. Molchanova M.A. Training teachers for the use of web technologies in inclusive teaching of the blind and visually impaired in English. Inclusive foreign-language education today: problems and solutions: A collection of articles based on the results of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 24-28, 2017. Moscow: White wind, 2017. Page: 39-43.
  6. Rogova G.V. Methodology of teaching English. 1-4 grades: manual for teachers and students of pedagogical universities / G.V. Rogova, I.N. Vereshchagina, N.V. Yazykova, G.V. Rogova, I.N. Vereshchagina, N.V. Yazykova. 4th edition, revised. Moscow: Joint-Stock Company «Publishing House» Enlightenment», 2008. 223 pages.
  7. Tareva E.G. Factors of modernization of school education in the subject area «foreign languages» / E.G. Tareva, N.V. Yazykova. // Foreign languages at school. 2018. № 4. Page: 2-8. (date of the address: 18.01.2022).
  8. Telyakhova I.H. «Mind-mapping» as an instrument for an effective way of submitting educational material (using the example of a foreign language ) / I.H. Telyakhova, V.S. Oleinikov. // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. №1. Page: 202-205.
  9. Mind Map: the Present Perfect Tense. (date of the address: 07.12.2021).