Аннотация: В статье рассматривается история развития театрализованных праздников в России: от истоков, заложенных в древности до форм современности. Приведены примеры крупнейших известных театрализованных зрелищных мероприятий Отечества.

Ключевые слова: театрализованные праздники, организация, театрализация, зрелища.

Возрастающий интерес к театрализованным праздникам и деятелей культуры, занимающихся организацией мероприятий, и зрительской аудитории к данной зрелищной форме, ставит необходимость более подробного изучения темы праздничной театрализации, а также, в частности, истории происхождения и развития данной формы мероприятий.

В многообразии зрелищных видов искусств особое место занимают театрализованные праздники, интегрирующие внутри себя различные жанры зрелищ, и которые с каждым годом пользуются все большей популярностью. А.В. Бенифанда выделял такие важные аспекты зрелищности праздников, как коллективность, фокус на потребности зрителя, образность, синтетичность, целостность и завершенность [3].

Изучению театрализации посвящены научные труды многих исследователей 20 века: А.А. Гвоздев, В.Э. Мерйхольд, И.М. Туманов, О.Л. Орлов. Аспекты организации театрализованных праздников освещены в исследованиях А.А. Кононовича [4], А.И. Чечетина, Е.В. Дольгиревой.

Праздники всегда связывались с переломными и важными моментами общественной жизни, поэтому у человека была и есть потребность ощущать себя причастным к глобальному и коллективному процессу, при условии сохранения собственной индивидуальности.

Истоки праздников лежат в древних языческих обычаях и ритуалах. Древности свойственно явление синкретизма: живое и не живое наделялось душой, и необходимо было регулярно преподносить дары божествам. Таким образом, возникли обряды и ритуалы, зрелищность которых способствовала личностному эмоциональному переживанию событий.

Театрализованные праздники отличаются особой зрелищностью и известны с эпохи античности. Праздничная культура многие столетия служила средством сохранения и развития духовно-нравственных ориентиров социума, так как являлась воплощением идеалов и ценностей и влияла на формирование мировоззрения. В праздниках выражается уровень общественного сознания, морали и эстетики, поэтому массовые зрелища – необходимая часть общественной жизни.

В России театрализованные праздники активно начали распространяться и развиваться в 20 веке. Однако мероприятия становились все более зрелищными задолго до советского периода – в правление царя Алексея Михайловича. Торжественные церемонии включали в себя крестный ход с иконами, а позже добавились барабанный бой, шествие с геральдическими изображениями. Ярким примером праздника того времени являлся въезд царя в город в 1655 году после литовского сражения: крестный ход духовенства с предметами православного культа, впереди хода несли позолоченный фонарь со свечами, шествие сопровождал военный оркестр.

Особо активно начала применяться театрализация при встречах посольств. В 1678 году польские послы в честь приезда могли наблюдать выступление «ангельского легиона». Военный отряд, облаченный в костюмы ангелов, верхом на белых конях, шествовал под пушечные салюты, которые все чаще использовались в праздниках.

В эпоху Петра Первого, который активно проводил реформы и наладил контакт с западной культурой, в моду вошли театрализованные триумфы – праздники в честь военных побед. В организации первых зрелищ использовались сценические эффекты, помогающие воссоздать ратное поле. Церемонии проводились по подготовленным сценариям. Иногда их ставили представители духовных школ.

30 сентября 1696 года Петр Великий в честь победы над крымскими татарами организовал триумфальное зрелище на римский манер: армия прошла через специально построенную арку и провела политический спектакль, инсценировав наступление войск.

Традиции проведения праздников в честь военных побед продолжали поддерживаться другими царями. Александр Первый организовывал парады с целью прославления и демонстрации мощи русских войск. Таким образом, парады, как формы театрализованных праздников также стали частью праздничной культуры России.

При подготовке официально-парадных праздников популярно было использование зрелищных элементов: парады и шествия, дополненные драматическими и декоративными эффектами. Торжественные коронации также включали в программу игровых театрализованных представлений.

Режиссер М. Ленковский, специализирующийся на постановках массовых феерий, был назначен на организацию театрализованного представления на Ходынском поле, приуроченного коронации Александра Третьего. Здесь впервые была поставлена такая форма мероприятия как балаган. Темой праздника было выбрано наступление весны как расцвет России. В центре программы мероприятия было торжественное театрализованное шествие: костюмированная процессия героев былин и литературы.

Практика постановки политических спектаклей продолжалась и в СССР. В 1920 году в Петрограде было проведено несколько массовых зрелищ в форме театрализованных инсценировок: «К мировой коммуне» и «Взятие Зимнего Дворца».

Актуально было проведение театрализованных праздников после Октябрьской революции с целью пропаганды нового образа жизни. Организовывались такие массовые и коллективные формы, как митинги-концерты, демонстрации и политические спектакли.

В СССР праздники являлись частью системы коммуникации, символическим ритуалом передачи социального опыта и ценностей из поколения в поколение. Государство также использовали праздники в качестве выражения мнений, которые требовалось пропагандировать. В советском театрализованном празднике важным зрелищным элементом было само действие народной массы, как символа единства и дружного стремления к решению задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные праздники в России являлись отражением идейно-нравственных взглядов социума и воздействовали через эмоциональную активизацию на формирование мировоззрения. Много веков зрелищные мероприятия выступали в роли средств массовой информации, организовывались с целью укрепления власти через механизмы пропаганды и агитации.

Современные театрализованные праздники все сильнее перенимают специфику шоу-программ, где первостепенной задачей режиссера является создание максимальной зрелищности, но все также важно сохранять и приумножать традиции праздничной культуры, заложенные несколько веков назад. Режиссерам театрализованных праздников необходимо помнить, праздники – институт социализации личности и духовно-нравственной ориентации, поэтому подходить к процессу организации следует с ответственностью перед обществом, опираясь на опыт поколений и сохраняя лучшие традиции [6].

The history of the development of theatrical holidays in Russia

Sazonova P.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Baklanova Tatiana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article examines the history of the development of theatrical holidays in Russia: from the origins laid down in antiquity to the forms of modernity. Examples of the largest well-known theatrical entertainment events of the Fatherland are given.
Keywords: theatrical holidays, organization, theatricalization, spectacles.


  1. Аниконова Т.Г. Театрализованное представление в контексте культуры. // Наука. Искусство. Культура. Белгород, 2017. С. 17-22.
  2. Аниконова Т.Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника. // Наука. Искусство. Культура. Белгород, 2015. 2015. С. 5-14.
  3. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность / отв. ред. Р. А. Злотников. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 140 с.
  4. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч. - попул. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.
  5. Кудашов В.Ф., Джинджолия Д.Р. «Театрализация» как явление праздничной культуры. Эволюция понятия (историко-сравнительный анализ теоретических трудов XX-XXI веков)». Международный научно-исследовательский журнал, № 10-2 (100), 2020. С. 76-82.
  6. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 3-е изд., испр. и доп. Челябинск, 2010 251 с.
  7. Маленок Д.Б. Режиссура театрализованных представлений и праздников в СССР. 1970-е как формообразующая веха современной праздничной культуры. Достижения науки и образования, 2 (8 (30)), 2018. С. 102-104
  8. Шарков И.Г., Татаринова И.С. Праздничная культура Руси. Наука, образование и культура. Белгород, 2020. С. 61-63.
  1. Anikonova T.G. Theatrical performance in the context of culture. // Science. Art. Culture. Belgorod, 2017. Page: 17-22.
  2. Anikonova T.G. Theatrical performance as a spectacular component of the holiday. // Science. Art. Culture. Belgorod, 2015. 2015. Page: 5-14.
  3. Benifand A.V. Holiday: essence, history, modernity/rev. ed. R.A. Zlotnikov. Krasnoyarsk: Publishing house Krasnoyar. un-ta, 1986. 140 pages.
  4. Konovich A.A. Theatrical holidays and rites in the USSR: Scientific. parrot. Moscow: Vysh. shk., 1990. 208 pages.
  5. Kudashov V.F., Dzhinjolia D.R. «Theatralization» as a phenomenon of festive culture. Evolution of the concept (historical and comparative analysis of theoretical works of the XX-XXI centuries)». International Research Journal, № 10-2 (100), 2020. Page: 76-82.
  6. Lazareva L.N. History and theory of holidays: text. manual. Chelia. State Academy of Culture and Arts. 3rd ed., Rev. and add. Chelyabinsk, 2010 251 pages.
  7. Malenok D.B. Directing theatrical performances and holidays in the USSR. 1970s as a formative milestone of modern festive culture. Achievements of science and education, 2 (8 (30)), 2018. Page: 102-104
  8. Sharkov I.G., Tatarinova I.S. Festive culture of Russia. Science, education and culture. Belgorod, 2020. Page: 61-63.