Аннотация: в статье представлен сценарий урока по теме «Welcome to London» включающий авторские задания, направленные на развитие и отработку навыков говорения, письма и аудирования. В соответствии с темой статьи был составлен план-конспект урока. Составлен вокабуляр, соответствующий уровню обучения и тематике урока. Выделены цель, основные задачи урока (практические, образовательные, развивающие и воспитательные), методы обучения и планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).

Ключевые слова: английский язык, иностранный язык, география, план-конспект урока, туризм

Актуальность

Английский язык является одним из самых распространенных языков в мире. Необходимость его изучения определяется многими факторами, в частности популяризацией западной культуры и процессами глобализации. С географической точки зрения английский язык играет роль своеобразного проводника практически в любой точке мира, поскольку это международный язык общения. Кроме того, невозможно изучать язык страны, исключая знакомство с ее народом, традициями, обычаями, местом зарождения и развития культуры. Интерес к обучению английкому языку начинает формироваться с дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных занятий [2], [3]. Постепенно приобретая иноязычные умения и навыки, ребенок приходит в школу, где обучение английскому языку продолжается (официально со 2 класса), начинает формироваться учебная деятельность. Роль учителя английского языка возрастает, его умение организовывать интеграцию других предметов и изучаемым языком приобретает большую актуальность [4].

Целью урока является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции в рамках темы туризма в англоязычной стране. Урок состоит из восьми этапов, представленные организационным моментом, фонетической зарядкой, лексической разминкой, основным этапом урока (с физкультминуткой), дополнительным этапом, рефлексией, и завершающим этапом с объяснением домашнего задания, выставлением оценок. Переход от этапа к этапу логически обоснован, урок имеет чёткую структуру.

Урок сопровождается презентацией с наглядным материалом, способствующим лучшему восприятию и запоминанию. Материал разработан и подобран в соответствии с возрастом обучающихся, а также с учётом индивидуальных и психологических особенностей аудитории. Урок сочетает в себе различные формы занятий.

В данной статье представлен план-конспект урока для 5 класса по теме «Welcome to London», оформленный в виде таблицы (см. таблицу 1). Таблица имеет 3 столбца: этап проведения урока, время в минутах и действия учителя. Перед проведением урока необходимо изучить каждый этап, иметь чёткое представление о последовательности этапов и о структуре урока в целом. Рекомендуется соблюдать указанное время во избежание выхода за временные рамки урока. Действия учителя могут быть изменены и подкорректированы в зависимости от ситуации на уроке. В столбце представлен образец действий, на которые рекомендовано делать опору.

Этапы проведения урока

Одной из главных задач организационного момента является активизация внимания учащихся. Также организационный момент помогает учителю настроить обучающийся на предстоящую работу. Учитель начинает урок с обращения к учащимся: приветствие, вежливые формальные вопросы о настроении коллектива. Приветствие также может содержать в себе переход к фонетической зарядке.

Фонетическая зарядка или разминка позволяет «переключать» артикуляционный аппарат с родного на иностранный язык [1]. Также фонетическая разминка помогает «включить» учащихся в работу, целью является преодоление возможных фонетических трудностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных [5]. В качестве фонетической разминки учащимся предлагается по очереди прочитать скороговорку вслух. Содержание и тема скороговорки – в данной зарядке речь идёт о Биг Бене – помогают выстроить логический переход к следующему этапу урока – лексической разминке.

Лексическая разминка на данном уроке представляет собой упражнение на уровне предложений и сверхфразового единства. Учитель задаёт наводящие вопросы, ответы на которые выстраивают логическую цепь-подведение к основной теме урока. Данное упражнение решает несколько задач: отработка ответов на общие и специальные вопросы, а также формирование дискурсивной компетенции учащихся [5].

Проверка домашнего задания способствует лучшему усвоению теоретического материала, а также позволяет выявить и отработать допущенные ошибки, оценить уровень усвоения темы среди учащихся в целом.

Основной этап урока включает в себя работу с новым вокабуляром, выполнение упражнений на такие виды речевой деятельности как аудирование, чтение и говорение. Также основная часть урока включает в себя физкультминутку. Основной этап начинается с чтением и переводом новых слов. Для лучшего запоминания учитель использует такой способ семантизации как наглядность: на слайдах презентации представлен рисунок/фотография (Биг Бен, колесо обозрения, небоскрёб). При этом при использовании наглядности должна быть уверенность в однозначности трактовки [5]. Также необходимо убедиться в эстетическом оформлении подобранного материала.

После ознакомления с вокабуляром учащиеся переходят к выполнению упражнений. Упражнение на чтение представлено в виде текста письма (приложение 1). К тексту прилагаются вопросы. Целью данного упражнения с узкой прагматической точки зрения является научить понимать информацию текста в нужном объёме, в зависимости от конкретной речевой задачи, иными словами – овладение разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). С точки зрения широкого образовательного контекста целями могут быть расширение информационного запаса, систематизация полученной информации, грамотное использование полученной информации для решения новых коммуникативных задач. Выделяется несколько этапов работы с текстом: до текстовый, текстовый, после текстовый. Задание – поиск конкретной информации – ответы на поставленные вопросы. К до текстовому этапу относится ознакомление с вопросами. К текстовому этапу относится чтение текста и фиксирование информации в зависимости от подставленной коммуникативной задачи (нахождение ответов на поставленные вопросы – маркирование, выписывание или подчёркивание), а также обоснование принятых решений. К после текстовому этапу относится смысловая переработка текста и использование полученной информации в дальнейшем. После выполнения упражнения на чтение учащимися задаются вопросы по мере необходимости.

Отличительной особенностью упражнения на говорение является сложная мыслительная деятельность, которая протекает с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание [1]. В настоящее время целью данного вида упражнений выступает подготовка учащихся к диалогу культур, научиться выражать свои мысли и обмениваться информацией для решения задач общения. Среди часто встречающихся проблем можно отметить стеснение говорить на иностранном языке и боязнь совершить ошибку. Также возможен дефицит информации по заданной теме и на родном языке [5]. Для минимизации основных трудностей учителю необходимо изначально создать доброжелательную атмосферу на уроке, не бояться признавать собственные ошибки, а также не позволять учащимся резко критиковать ошибки других. Упражнение на составление диалогов в парах или мини-группах выполняют несколько задач: отработка построений предложений, отработка произношения, активизация в речи слов из вокабуляра. По окончании выполнения упражнения разбираются речевые ошибки.

Физкультминутка также является важным пунктом в основной части урока, проводится с целью предупреждения утомления. Переключение внимания на другой вид деятельности помогает восстановлению работоспособности.

Упражнение на аудирование предполагает выбор правильного ответа. Целью такого вида упражнений является относительно полное и точное понимание восприятие на слух высказывания по теме. Перед включением аудио учащиеся смотрят на вопрос и предложенные варианты ответов. Аудиозапись звучит дважды с небольшим перерывом на выбор варианта и последующую его проверку. После выполнения упражнения результаты обсуждаются.

Дополнительное интерактивное упражнение представляет собой викторину по принципу «Кто хочет стать миллионером?» – вопрос с 4 вариантами ответов. Целью викторины является закрепление полученных раннее знаний.

Заключительный этап урока включает в себя подведение итогов, рефлексию и объяснение домашнего задания. В течение рефлексии ученики делятся своим впечатлением об уроке в целом, задают вопросы. Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание направлено на отработку навыков письма. В основной школе учащиеся отрабатывают написание небольших высказываний с опорой на образец (план). Образцом выступает письмо из упражнения на чтение (приложение 1). Целью данного вида упражнений является научить писать на иностранном языке тексты, которые образованный человек может писать на родном языке [5]. Учащимся предлагается написать письмо от третьего лица о достопримечательностях Москвы.

Тема урока: «Welcome to London»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции обучающихся в рамках темы туризма в англоязычной стране.

Задачи:

Практические: развитие у обучающихся навыков говорения, аудирования, письма и чтения в рамках изучаемой темы туризма курса английского языка.

Образовательные: расширить представления обучающихся о стране изучаемого языка и ее главном туристическом городе; рассмотреть особенности туризма в англоязычной стране.

Развивающие: способствовать дальнейшему развитию универсальных учебных действий; развитие умений выполнять задания по каждому виду речевой деятельности.

Воспитательные: побуждение интереса к теме туризма, к достопримечательностям Лондона; воспитание уважительного отношения к разным точкам зрения по теме.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; аудиовизуальный, коммуникативно-деятельностный, практический метод.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие коммуникативных умений в таких видах речевой деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо.

Метапредметные: развитие таких умений как самостоятельное определение целей в обучении, координация действий в соответствии с планируемым результатом, способность оценивать правильность выполнения учебных задач.

Личностные: формирование личностного самоопределения, способности нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Вокабуляр:

  1. Attraction – /əˈtrækʃn/ – достопримечательность;
  2. Big Ben – /ˌbɪɡ ˈben/ – Биг Бэн;
  3. clock tower – /ˈklɒk taʊə(r)/ – часовая башня;
  4. district – /ˈdɪstrɪkt/ – район;
  5. ferris wheel – /ˈferɪs wiːl/ – колесо обозрения;
  6. locate – /ləʊˈkeɪt/ – располагаться;
  7. bank – /bæŋk/ – берег реки;
  8. skyscraper – /ˈskaɪskreɪpə(r)/ – небоскреб;
  9. The Palace of Westminster – /ðə ˌpæləs əv ˈwestmɪnstə(r)/Основной этап урока – Вестминстерский дворец;
  10. Tower Bridge – /ˌtaʊə ˈbrɪdʒ/ – Тауэрский мост.

Таблица 1. План-конспект урока для 5 класса по теме «Welcome to London»

Этап проведения урокаВремя, минДействия учителя
Организационный момент 2

Учитель настраивает ребят на урок,
проверяет готовность к уроку.
- Good morning, dear children. I am glad to see you.
- Sit down, please.
- How are you? Show me please, How is your mood?
- Well done.

Приветствуют учителя, «включаются» в учебную деятельность
Good morning, good morning,
Good morning to you.

Фонетическая зарядка 3

Фонетическая зарядка включает в себя проговаривание скороговорки, по очереди каждый ученик читает скороговорку вслух:

Big Ben Tick-tock,
Tick-tock,
This is Big Ban.
Big Ben is a clock.
Day and night
With all its might Big Ben, the clock,
Says: Tick-tock.

Лексическая разминка 4

Учитель продолжает урок, плавно подводя к основной теме.
- Okay, so, what is Big Ben? Where is it? Have you got any ideas?

Затем учитель обращается к ученикам и задаёт индивидуальные вопросы:

  1. Do you like travelling?
  2. Which cities did you visit?
  3. What do you know about Great Britain?
Учащиеся отвечают на вопросы. Разминка является подведением к теме урока:
- You’re right, well, since we have touched on this topic, what do you think our lesson will be developed to? (travelling)

Проверка домашнего задания 7

Учитель проверяет подготовленную домашнюю работу.- Now let’s check your homework. You were to make up short dialogue

Основной этап урока 20
Перед началом работы с текстом учитель с учащимися разбирает новый вокабуляр с целью «преодоления языковых барьеров».
- Let’s discuss our new words. Please, read the word and translate it. One by one. Затем обучающиеся приступают к упражнению на чтение. Даётся текст и вопросы к нему:
  1. Which city is the capital of Great Britain?
  2. How many people live in London?
  3. Which river is London located on?
  4. London is a popular tourist city: yes or no?
  5. What sights of London do you know?
Учащиеся просматривают вопросы, задаются уточняющие вопросы, далее приступают к чтению текста. По завершении чтения и перевода текста обсуждаются вопросы по переводу по мере необходимости, ответы на вопросы обсуждаются коллективно.

Упражнение на говорение:
учитель предлагает составить учащимся диалог по парам / в мини-группах с новыми словами. Учащимся даётся время на подготовку, затем диалоги озвучиваются, по окончании учитель указывает на речевые ошибки (если они были).

Физкультминутка
: Please stand up when you hear words about London and sit down when you hear other words.
«The River Thames, The Kremlin, St. Paul's Cathedral, Red Square, St. Bridge Church, Big Ben»

Упражнение на аудирование:
прослушать текст и выбрать правильный вариант ответа:
- Listen and say what the students decided to do. Choose the right answer.
The students decided
a) to visit some places in Russia
b) to write about some places in Russia
c) to spend their summer holidays in Russia

Английский язык «Enjoy English» 5 класс, стр.17. Аудиозапись № 9 ex. 44. Источник: https://rosuchebnik.ru/kompleks/enjoy-english/audio/uchebnik5/

Дополнительное упражнение 5

Рекомендуется провести мини-викторину по пройденному материалу:
https://learningapps.org/watch?v=pefnyu32a21

Подведение итогов урока, рефлексия 2

Учитель подводит итоги урока, задаёт общие вопросы:
- Did you like the lesson? Was it useful? What was interesting for you?

Ученики высказывают мнение и впечатления об уроке в целом, задают вопросы.

Объяснение домашнего задания, выставление оценок 2

Учитель просит записать домашнее задание и даёт комментарий по выполнению.
- Please write down your home task: repeat active vocabulary, make up dialogues with new words, retelling the text.

Упражнение на отработку навыков письма: Письмо другу о достопримечательностях Москвы Можно письмо от 3го лица

Приложение 1. Текст для упражнения на чтение

London, United Kingdom, 10/11/2021

Dear Dasha,

Thank you for your letter. It was great to hear from you! In your letter you asked me about my town. Well, I enjoy living in London. London is the capital of Great Britain. It is a big city. About 9 million people live in London. It is one of the most popular tourist cities. In 2018, it was visited by 19 million travelers!

You know, there are a lot of interesting places in my city. London is located on the River Thames. Tower Bridge is the most famous bridge in the city. The City district is the heart of London. In the City there are such attractions as St. Paul's Cathedral, St. Bridge Church, as well as office modern skyscrapers Broadgate Tower, St. Mary Axe, etc. My favorite attraction is the London Eye Ferris wheel, it is the tallest in Europe. It is located on the banks of the Thames, with a view of London. I'm sure you've heard of Big Ben, it's also a popular attraction. Is the bell of the famous clock tower on the territory of the Palace of Westminster.

Write to me soon!

With much love,

Jane

Development of a thematic lesson in English on the topic of geography and tourism for grade 5th

Martynchuk A.А.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Popovicheva S.V.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D.

Annotation. the article presents a script for a lesson on the topic «Welcome to London» including author's assignments aimed at developing and practicing speaking, writing and listening skills. In accordance with the topic of the article, a lesson outline was drawn up. A vocabulary has been compiled that corresponds to the level of training and the topic of the lesson. The goal, the main tasks of the lesson (practical, educational, developmental and educational), teaching methods and planned results (subject, meta-subject and personal) are highlighted.
Keywords: English language, foreign language, geography, lesson outline, tourism


  1. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
  2. Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): автореферат диссертации… кандидата педагогическх наук: 13.00.02 / Е.В. Маякова; Моск. город. пед. ун-т. – Москва, 2006. 22 с.
  3. Маякова Е.В. Раннее овладение английским языком в рамах деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2020. 100 с.
  4. Самигуллина Г.С. Методика преподавания географии: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 171 с.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение. 2002. 239 с.
  6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Ростов н/Д: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
  1. Galskova N.D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages: textbook. / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
  2. Mayakova E.V. Activity strategy for teaching preschoolers a foreign language (based on the material of the English language): an autorecapture of the dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02/E.V. Mayakova; Mosk. city. ped. un-t. Moscow: 2006. 22 pages.
  3. Mayakova E.V.. Early acquisition of English in the framework of the activity approach. Study guide / Moscow: MGPU, 2020. 100 pages.
  4. Samigullina G.S. Geography teaching methodology: textbook for universities. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 171 pages.
  5. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a guide for students ped. universities and teachers. Moscow: Education. 2002. 239 pages.
  6. Passov E.I. Foreign language lesson. / Passov E.I., Kuzovleva N.E. Rostov n/D. Phoenix: Glossa-Press. 2010. 640 pages.