Аннотация. Статья посвящена внеурочной деятельности по иностранному языку, в рамках которой учащиеся с помощью средств ИКТ на основе современной популярной музыки совершенствуют свои знания, умения и навыки в данной сфере.

Ключевые слова: внеурочная деятельность по иностранному языку, современная популярная музыка, совершенствование языковой компетенции учащихся.

На сегодняшний день перечень школьной внеурочной деятельности представлен различными курсами и мероприятиями, которые позволяют развить и улучшить знания, умения и навыки в сфере иностранного языка (далее – ИЯ). К наиболее распространённым видам внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку можно отнести – театральные кружки, проектную деятельность по иностранному языку, обучающие игры по иностранному языку, конкурсы, клубы, концерты и т.д. [2]. Все вышеприведенные мероприятия имеют достаточно крупный объем методических разработок и зарекомендовали себя, как наиболее эффективные, привлекательные, легко организуемые с точки зрения их реализации [5], а также их положительным воздействием, которое сопровождается развитием лексических, а в некоторых случаях и грамматических навыков учащихся. Однако все эти концепты используются довольно давно и некоторые из них потеряли свою актуальность в представлениях современной культуры молодого поколения. Несомненно, актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос о взаимодействии педагога и обучающихся, организация их общения в рамках внеурочной деятельности [3].

Одно из наиболее актуальных и перспективных направлений развития внеурочной деятельности может стать организация кружка на близкой современной молодежи теме популярной музыки. Дети среднего и старшего школьного возраста часто склонны к меломании, которая может проявляться в частом прослушивании музыкальных произведений на перемене, а также на уроке, что является грубым нарушением дисциплины. Такую склонность учащихся можно направить в правильное русло, создав место, где учащиеся смогли бы погрузиться в мир современной музыки без страха получить замечании или выговор на уроке, и при этом развить свои лингвистические в иностранном языке способности. Таким решением как раз может стать кружок современной популярной англоязычной музыки, организуемый в специальном пространстве, которое позволяло бы организовать такой формат образования [4]. В рамках статьи авторами разработана концепция рабочей программы кружка по вышеизложенной теме.

Данная программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 учебный год по одному часу в неделю и рассчитана для обучающихся 14-17 лет. Используемый в рамках внеурочной деятельности жанр музыки выбран по принципу наибольшему охвату аудитории, так как при использовании других жанров, которые имеют более узкую аудиторию, возможно, снижения интереса учащихся.

Основным техническим оснащением при проведении уроков является телевизор, стереодинамики и телевизионная приставка с поддержкой функции караоке при проигрывании музыкальных произведений. Примером последнего аппарата с требуемым программным обеспечением может являться приставка Apple TV (4-го поколения и выше) со стриминговым сервисом Apple Music (см. рисунок 1).

ис. 1 Пример технического оснащения аудитории кружка на базе Apple TV (фотоколлаж составлен автором на основе [7,8])

Рис. 1. Пример технического оснащения аудитории кружка на базе Apple TV
(фотоколлаж составлен автором на основе [7,8])

Мотивационный блок урока включает в себя знакомство с исполнителями, произведения которых будут прослушиваться на уроке. Сообщение по каждому из исполнителей может быть представлен как учащимися, так и самим учителем по его усмотрению. По окончанию доклада учащиеся могут организовать небольшую дискуссию на тему данных исполнителей или же провести викторину, основанную на информации, изложенной в сообщении. Языком общения, представления доклада может быть английский или русский в зависимости от общего уровня английского языка в группе. Целью данного блока является развитие информационной, учебно-познавательной компетенций, а также коммуникативной компетенции учащихся при использовании английского языка в рамках данного этапа урока.

Основной блок урока начинается с прослушивания первого произведения. В начале учащиеся прослушивают композиции без сопутствующего текста. По ходу прослушивания дети должны определить основную тему и контекст произведения. После прослушивания каждый учащийся высказывает свои предположения. Затем песня проигрывается второй раз, но уже с субтитрами для того, чтобы учащиеся попробовали подтвердить или опровергнуть свои высказывания. После композиция ставится последний раз и на этом этапе учащиеся пробуют перевести текст песни на русский язык вместе с учителем, прослушивая песню фрагментарно и обращая внимание на текст песни. Все неизвестные слова, лексические обороты, учащиеся записывают в тетрадь вместе с переводом на русский язык. Также для удобства учитель может распечатать текст и раздать его учащимся, чтобы ученик мог подчеркивать неизвестные ему слова из песни.

По окончанию лексического разбора текста начинается заключительный блок, где учащиеся подводят итоги. Обсуждение может в себя включать интересные ранее неизвестные слова и выражения. По итогу учащиеся вместе с учителем могут спеть песню под караоке. На данном этапе урока происходит первичное закрепление изученного вокабуляра, что развивает коммуникативную компетенцию учащихся.

Как отмечает в своем исследовании Апарина Ю.И., фасилитативное обучение школьников аудированию аутентичного иноязычного текста возможно при условии правильного выбора звучащего текста. Это произведение должно быть близко и понятно обучающимся, соответствовать их возрастным интересам [1, c. 36].

Для более детального разбора основного блока урока авторами был представлен примерный план блока с конкретным музыкальным произведением.

Блок начинается с первого прослушивания композиции исполнителя The Weeknd – «Blinding Lights». Во время первого прослушивание учащиеся потенциально могут воспринять речь певца. Так The Weeknd поёт в среднем темпе, также уровень дикции позволяет в должной мере понять текст песни. Кроме того, произведение состоит из довольно простой лексики, которая должна быть в словарном запасе учащихся на данном этапе изучения английского языка.

В ходе второго прослушивания, учащиеся могут просмотреть текст песни, который представлен в форме караоке, когда на экране появляется отдельная строчка текста, которая соответствует данной минуте произведения. В этой части блока, учащиеся могут понять какие слова им не понятны и выписать их в тетрадь или в словарь.

На последнем прослушивании, учащиеся вместе с учителем разбирают текст песни. Первый куплет произведения представлен следующими строками:

«I’ve been tryna call, I’ve been on my own for long enough
Maybe you can show me how to love, maybe
I’m going through withdrawals
You don’t even have to do too much
You can turn me on with just a touch, baby
I look around and
Sin city’s cold and empty (uh)
No one’s around to judge me (uh)
I can’t see clearly when you’re go-o-one» [6]

Здесь учащиеся смогут повторить грамматические правила Present Continues и Present Perfect Continues, подчерпнуть новые для себя слова и выражения. Например, такие выражения, как «on my own» – самостоятельно, «withdrawals» – ломка (испытываемая в данном контексте от любви), «tryna» – стараться (американское скрещение глагола trying to).

Второй куплет композиции «Blinding Lights» продолжается следующими строками:

«I’m running out of time
‘Cause I can see the sun light up the sky
So I hit the road in overdrive, baby
Oh the city’s cold and empty
No one’s around to judge me
I can’t see clearly when you’re go-o-one» [6].

В данном отрывке, учащиеся также смогут подчерпнуть новую для них лексику новыми словами и выражениями, например, фразовым глаголом «run out of» –заканчиваться, также выражением «hit the road» – отправиться в путь.

Таким образом, данная концепция музыкального кружка может стать новым витком развития современных форм внеурочной деятельности ИЯ. В рамках кружка, потенциально возможна высокая вовлеченность учащихся в учебный процесс, так как используется современная популярная музыку, которая близка молодому поколению. Вследствие этого учащиеся смогут усовершенствовать свои знания, умения и навыки в сфере английского языка, что является актуальным на любом этапе изучения ИЯ.

Development of lexis skills of students with the use of modern popular music under the theme of extracurricular activities in English

Neliubin A.V.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Sarakun M.P.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D

Annotation. The article is devoted to extracurricular activities in a foreign language, within the framework of which students, using IT tools, on the basis of modern popular music, improve their knowledge, skills and abilities in this area.
Keywords: extracurricular activities in a foreign language, modern popular music, improving the language competence of students.


  1. Апарина Ю.И. Фасилитативный подход к обучению аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №10. С. 34-38.
  2. Бородина Н.А. Достижение личностных результатов ФГОС во внеурочной деятельности по иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. (дата обращения 01.01.2021).
  3. Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования. В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 545-549.
  4. Маякова Е.В., Иванова Е.В. Практики современных российских школ по организации пространства как универсального ресурса. В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А.И. Савенков. 2017. С. 124-130.
  5. Маякова Е.В., Павлова А.С. Организация внеурочной деятельности: результаты исследования среди студентов и педагогов // Мир образования – образование в мире. 2021. № 3. С. 49-54.
  6. Genius (дата обращения: 10.12.2021).
  7. HardReset.info (дата обращения: 10.12.2021).
  8. MacRumors (дата обращения: 10.12.2021).
  1. Aparina Yu.I. Facilitative approach to teaching listening in foreign language lessons in elementary school // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2019. № 10. Page: 34-38.
  2. Borodina N.A. Achievement of personal results of the Federal State Educational Standard in extracurricular activities in a foreign language // Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. 2016. №12. (date of the address: 01.01.2021).
  3. Mayakova E.V. Interaction between an adult and a child in the context of modern education. In the collection: A child in the educational space of a metropolis. materials of the All-Russian scientific-practical conference: Text electronic edition. Edited by O.I. Klyuchko. 2016. Page: 545-549.
  4. Mayakova E.V., Ivanova E.V. Practices of modern Russian schools in organizing space as a universal resource. In the collection: Re-benok in the modern educational space of the metropolis. Materials of the IV All-Russian scientific-practical conference. The editor-compiler A.I. Savenkov. 2017. Page: 124-130.
  5. Mayakova E.V., Pavlova A.S. Organization of extracurricular activities: research results among students and teachers // World of Education - Education in the World. 2021. № 3. Page: 49-54.
  6. Genius (date of the address: 10.12.2021).
  7. HardReset.info (date of the address: 10.12.2021).
  8. MacRumors (date of the address: 10.12.2021).