Аннотация. В статье рассматривается история участия молодёжи в агитбригадах в 20 и 21 веке. Поднимается вопрос творческой самореализации как действенного способа развития молодого поколения.

Ключевые слова: молодёжь, агитбригады, творческая самореализация, развитие, молодое поколение.

В жизнь каждого человека входят несколько возрастных этапов: рождение, детство, молодость, взрослость, старость и смерть. Молодость – это промежуточный этап между детством и взрослостью, характеризующийся завершением полового созревания человека и необходимостью его жизненного самоопределения и самостоятельности [13].

Согласно Федеральному закону «О молодёжной политике в Российской Федерации» молодёжь ‒ это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации [17]. Изучив все другие определения, можно обобщить, что молодёжь ‒ это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения, места и функций молодых людей в обществе, их интересов и ценностей [12].

Все молодые люди стремятся к максимальной самореализации. Конечно, развить свои таланты, качества и навыки важно каждому человеку, но к этому человек не всегда приходит в детстве или подростковом возрасте, так как там он занят другими вещами, поэтому чаще всего у человека возникает желание самореализоваться именно в молодости. Это прекрасное время, когда человек уже начинает действовать и реализовать свой потенциал, искать своё предназначение и место в жизни. По сути, молодость ‒ это длинный путь становления личности.

Что же такое самореализация? И почему она так важна для молодого поколения?

Впервые феномен «самореализация» встречается в трудах Аристотеля. Он считал, что при выполнении любого действия, с помощью своих сил и потенциала можно прийти к удовлетворению своего Я, а мотивацией к достижению такого результата являются личные потребности человека.

Затем этот феномен описывали различные зарубежные учёные, в том числе Г. Гегель, который утверждал, что у каждого человека есть «высшие цели», которых он стремится достичь, или А. Адлер, считающий, что каждый человек стремится к превосходству, и это его врождённая особенность, а также Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс и многие другие. Среди отечественных исследователей данным феноменом занимались Д.А. Леонтьев, Н.Л. Кулик, В.И. Муляр, С.И. Кудинов и другие, рассматривающие самореализацию как цель развития личности [19].

Самореализация неразрывно связана с самоактуализацией. Это две стороны одного процесса, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал. Всем известное учение американского психолога А. Маслоу, основанное на иерархии потребностей, ставит потребность в самоактуализации на высшую ступень, ведь каждый человек действительно желает реализовать все свои таланты и способности [5]. Получается, что потребность в самореализации заложена самой природой в каждой личности. Таким образом, самореализация ‒ это осуществление человеком своего назначения и призвания, реализация своего потенциала и раскрытие своих способностей и качеств [1].

Многие психологи связывают феномен самореализации с творчеством (процессом создания чего-то нового), что позволяет говорить о таком понятии, как творческая самореализация, которая, как и потребность к саморазвитию, дана человеку от природы. Таким образом, творческая самореализация ‒ это целенаправленный процесс эффективного использования творческого потенциала человеком, успешная реализация его талантов, а также умение использовать имеющиеся способности в том направлении, которое он выбрал [19].

Под творческой самореализацией не подразумевается то, что каждый человек должен писать романы или стихи. Просто абсолютно у каждого есть творческий потенциал, то есть склонность применять имеющиеся навыки в необычных способах. Важно помнить, что творчество – это про свободу и про проявление своих способностей без ограничений, только тогда человек начинает развиваться, ведь ему никто не говорит, как именно он должен ими распоряжаться.

Кроме того, А. Маслоу говорил о том, что человек может использовать творческие идеи не только в искусстве и науке, но и в обычной жизни [5]. Следовательно, творческая самореализация может проявляться в разных направлениях и достигаться разными способами, в зависимости от любой деятельности человека, главное, что она должна быть ведущей и близкой к его ценностям, чтобы помочь ему всецело реализовать своё Я.

Все люди являются творцами собственной жизни. И все люди применяют свои уникальные знания и умения, свой накопленный с годами опыт, который нельзя найти в Интернете. Поэтому можно сказать, что творческая самореализация уникальна. Она представляет собой высшую цель, процесс и результат реализации способностей человека в разных видах деятельности, занятиях и творческих коллективах.

Рассмотрим, как может происходить творческая самореализация молодёжи в агитационной бригаде (агитбригаде). Агитбригада ‒ это небольшой (от 10 до 20 человек) самодеятельный или профессиональный коллектив, репертуар которого строится на злободневном материале. Агитационная бригада в СССР представляла собой театральный коллектив, который показывал программу агитационного характера. Агитбригада сейчас ‒ это не только коллектив, но и жанр, обладающий своей спецификой [6].

Д.М. Генкин считает агитбригаду не обычным коллективом художественной самодеятельности, а объединением, которое хочет рассказать о своём труде, выразить своё отношение к нему художественными средствами [4]. Для Э.В. Вершковского агитбригада выступает общественно-инициативным коллективом, который ведёт агитационную работу художественными средствами [2]. А.А. Рубб рассматривает агитбригаду как постоянно действующий коллектив, живущий по собственным законам эстрадно-театрального сценического искусства [11]. Для А.И. Чечётина агитбригада ‒ это небольшой коллектив самодеятельных артистов [18].

Агитбригады возникли почти сразу после Октябрьской революции для обслуживания фронтов гражданской войны. В конце 20-х годов они стали распространяться на производствах и стройках, позже в вузах и школах [3]. По всей стране стали возникать самодеятельные и полупрофессиональные театральные кружки и студии.

В начале 1930-х годов 20 века произошёл расцвет агитбригадного движения. В апреле 1931 года в Москве был организован и проведён межсоюзный смотр агитбригад, в котором приняло участие всего 700 коллективов. Но уже в середине 1930-х годов начался спад агитбригадного движения. В 1934 году в Ленинградском смотре приняло участие всего пять коллективов.

Однако в 1960-е годы снова наблюдается рост агитационных бригад. В 1962-1963 годах проходил Всероссийский смотр художественной самодеятельности, в котором приняло участие 12 тысяч агитбригад, и это только сельских. В конце 1970-х годов в стране насчитывалось уже примерно 50 тысяч агитбригад.

В 1990-е годы агитколлективы выходят из-под контроля партийных органов, выбирают открытые, остросатирные и злободневные темы для своих выступлений.

В настоящее время термин «агитбригада» присваивается коллективам студенческой или школьной художественной самодеятельности, а также создаются коллективы на базе культурно-досуговых учреждений, которые выступают в школах, университетах города, на районных конкурсах, смотрах и различных праздниках. В некоторых образовательных организациях стало традицией проводить районные смотры школьных агитбригад [14].

Основой выступления любой агитбригады является сценарий. Причём процесс создания материала и сценария в агитбригаде ‒ это коллективное творчество. Коллективу необходимо определить проблему, которую они хотят поднять в своём выступлении и вокруг которой и будет строиться весь материал, и только потом приступать к разработке сценария. Сценарий компонуется из отдельных реплик и кусочков, которые не обязательно объединены какой-то логикой. В качестве материала для сценария можно использовать документы, публикации, газеты, мемуары и художественную прозу. Весь материал должен раскрывать выбранную коллективом проблему.

При создании программы используются технические средства, световые эффекты, карикатуры, фотографии. В современных выступлениях агитбригад часто используют экраны с какими-то видеофрагментами или кинофильмами, и действие на сцене сочетается с действием на экране. Оформление сцены тоже имеет свою специфику. Декорации должны быть лаконичными, не как в настоящем театре, чтобы не перегрузить сцену и не отвлечь зрителей от главного.

В жанре агитбригады нет установленных средств исполнения, поэтому используются и театральные инсценировки, и выступления с трибуны, и акции с использованием различных средств информации (плакаты, листовки и другие средства пропаганды), и фокусы, и видеофильмы, и монологи, и сценки, и танцы, и частушки и т.д. Главные и обязательные условия для выступления агитбригады ‒ музыкальное сопровождение и наглядные средства (декорации и плакаты).

Особенность агитбригады заключается в том, что участники, прежде всего, люди со своей чёткой позицией, а уж потом действующие лица представления. Очень важно, чтобы каждый участник был заинтересован лично, понимал выбранную проблему и имел собственное мнение на её счет. Только, когда актёр сам будет понимать суть представления, тогда его поймут и зрители, а значит, поставленная цель будет достигнута.

Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» ‒ шеренгу из людей, стоящих лицом в зал и даже во время выступления, смотрящих в зал на зрителей, а не на друг друга. Актёры могут говорить и за героя, и за автора, а также разбить монолог на всю группу [3].

Рассмотрим известные агитационные коллективы: «Живые газеты», «Синяя блуза» и ТРАМы.

«Живые газеты» были созданы красноармейской самодеятельностью в 1920 году. В 1920‒1930 годах они были особенно популярны. «Живые газеты» часто появлялись в подмосковных клубах, чем привлекали внимание общественности и прессы. Они объединяли различные коллективы ‒ драмкружки, хоры, танцоров, художников, которые рисовали разные зарисовки и плакаты, чем украшали «Живые газеты».

В 1923 году родилась «Синяя блуза». Этим коллективом умело руководил отличный журналист Борис Южанин, который был фанатически предан идее агитационного театра. Сначала «Синяя блуза», как и «Живые газеты», выступала в сельских, красноармейских и рабочих клубах мужским составом, но затем в коллективе появились женщины. В 1924 году в эту агитбригаду входила молодёжь из девяти человек, среди них были две женщины. Одежда участников соответствовала названию: синие блузы, чёрные брюки или юбки. У этой агитбригады было несколько известных музыкальных заставок, но самый известная песня ‒ это марш «Синей блузы» («Мы синеблузники, мы профсоюзники»), которая открывала каждую программу. Музыка становилась неотъемлемой частью выступлений «Синей блузы», её важнейшим выразительным средством [16].

Следующим ярким примером использования инициативы и активности молодёжи стало возникновение театров рабочей молодежи. ТРАМ (театр рабочей молодёжи) ‒ широкое движение 20-30-х годов, охватывающее молодое поколение, которое тянулось к искусству и проявляло художественную активность. Театр рабочей молодёжи был тесно связан с комсомолом, энтузиазмом, стремлением создавать агитационные спектакли. Он обращался к насущным злободневным проблемам, вопросам морали и культурной революции [16].

Первый ТРАМ появился в 1925 году в Ленинграде, а позднее и в других городах (Москва, Харьков, Уфа и др.). Основу театра составляла активная молодёжь. Руководителем Ленинградского ТРАМа был Михаил Соколовский, который выдвинул идею молодёжного театра нового типа. Количество ТРАМов росло на глазах, поэтому в стране был создан Центральный Совет ТРАМов, координирующий всю их деятельность. Движение объединяло примерно 16 тысяч представителей рабочей молодежи возрастом от 16 до 23 лет [7].

На протяжении всего времени главной целью ТРАМов оставалось приобщение молодёжи к театральному искусству. Несмотря на противоречия и недостатки этого движения, оно сыграло большую роль в художественном воспитании молодёжи, сделав её не только зрителем, но и активным участником театра [9]. В итоге, несмотря на недостатки, идеи и принципы ТРАМов являются основополагающими в деятельности многих современных молодежных театральных коллективов.

Современным примером агитколлектива является молодёжная агитбригада «Новая волна» города Кулебаки Нижегородской области. Она существует с 2007 года на базе Дворца культуры им. Дубровских. За 15 лет работы более 1000 старшеклассников, студентов и работающей молодёжи провели более 500 игр КВН, концертов и смотров художественной самодеятельности, получили опыт волонтёрской деятельности. «Новая волна» ‒ неоднократный финалист областного фестиваля-конкурса за ЗОЖ «День НЕ зависимости», а в 2017 году она стала обладателем специального приза от главы Арзамасского района.

Агитбригада «Новая волна» ведёт активную агитационную и волонтёрскую работу, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование культуры и толерантности в молодежной среде и обществе, организацию досуга молодежи, охраны окружающей среды. Ребята из агитбригады «Новая волна» участвуют во всех акциях, мероприятиях и конкурсах, проходящих в округе, таких как «Мы за чистый город», «Расскажи, где торгуют смертью», «Георгиевская ленточка», «Подари ромашку», «Через здоровый образ жизни к красоте и здоровью», «COOL – волонтер» и другие. Проводят спортивные программы и оздоровительные флешмобы «Быстрее, выше, сильнее», «Здоровая Россия», «Минутка хорошего настроения» с участием молодёжи города [8].

В рамках Всероссийской акции «Расскажи, где торгуют смертью» участники агитбригады ходят в школы города с агитационными театрализованными выступлениями на разные темы («Здоровье – это жизнь», «Похитители рассудка», «Не выкуривай себя из жизни»), в которые входят: беседа о проблеме наркомании подростков и молодёжи, оздоровительный флешмоб и видеоролик о профилактике наркомании [10].

Также «Новая волна» ежегодно проводит фестиваль молодёжной культуры «Zдоровая альтернатива». Насыщенная программа включает в себя: агитационное выступление молодежных коллективов на тему ЗОЖ, анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ, лекторий Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, театрализованные концерты, мастер-классы, квесты, танцевальные батлы, гонки на катамаранах, футбольный фристайл, фотозону и многое другое. Ребята из агитбригады создают все условия для укрепления здоровья жителей города, приобщают их и к спорту и искусству [8].

Участие молодёжи в агитационных коллективах, несомненно, всесторонне развивает участников. Молодёжь проявляет свои личностные качества, а также актёрские, литературные, вокальные, хореографические и художественные способности. И что более важно, в результате совместной работы молодые люди создают и показывают зрителям новые программы и представления, которые пропагандируют здоровый образ жизни и приобщают жителей города к искусству и спорту. Таким образом, организуемые молодёжью программы являются эффективной формой, положительно влияющей на творческую самореализацию участников таких программ.

Creative self-realization of youth in the propaganda teams of the past and present

Mokrova A.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Baklanova Tatyana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Аnnotation. The article examines the history of youth participation in propaganda brigades in the 20th and 21st century. The question of creative self-realization as an effective way of developing the younger generation is raised.
Keywords: youth, propaganda teams, creative self-realization, development, the younger generation.


  1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник / Т.И. Бакланова. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. 160 с.
  2. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Л.: ЛГИК, 1981. 72 с.
  3. Генкин Д.М. Агитбригадные выступления. Специфика и функции агитбригады. // Агитационная бригада (агитбригада). Возможность убеждения. Москва. 2009. С. 50-52.
  4. Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д.М. Генкин, А.А. Конович. М.: ВНМЦНТИКПР, 1985. 86 с.
  5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. Москва [и др.]: Питер, 2013. 351 с.
  6. Методические рекомендации по работе агитбригады // Агитационная бригада (агитбригада). Возможность убеждения. Москва. 2009. С. 57-61.
  7. Миронова В.М. ТРАМ: Агит. молодежный театр 1920-1930-х гг. Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1977. 127 с.
  8. Отчет МБУК «КДК» о мероприятиях, проведенных в рамках волонтера-добровольца: документ. Кулебаки, 2019 г. (дата обращения: 13.01.2022).
  9. Прохорова Л.Д. Театры рабочей молодежи в истории развития советского театра в 20-30-е годы. // Омский научный вестник. 1999. С. 27-28.Работа с молодежью МБУК «КДК» ЗА 2019 г.: документ. Кулебаки, 2019 г. (дата обращения: 13.01.2022).
  10. Рубб А.А. Режиссер пришел в агитбригаду // М.: Сов. Россия, 1979. 140 с.
  11. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. М.: КНОРУС, 2017. 528 с.
  12. Социология молодёжи: учебное пособие. Орел: Госун-т ‒ УНПК, 2011. 235 с.
  13. Старикова А.П. Агитбригада как феномен культуры (на примере агитбригады «Хлебороб» села Елово, Пермского Края): выпускная квалификационная работа. Пермь, 2016. 81 с.
  14. Театральная энциклопедия / Глав. ред. С. С. Мокульский. М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. 5 т.
  15. Уварова Е.Д. История «Синей блузы». // Агитационная бригада (агитбригада). Возможность убеждения. Москва. 2009. С. 8-35.
  16. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ: [принят Государственной Думой 23 декабря 2020 г.: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 г.]. (дата обращения: 13.01.2022).
  17. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  18. Шаврина К.Г. Изучение вопроса творческой самореализации личности / К.Г. Шаврина, М.А. Рушина // Человеческий капитал. 2018. № 7 (115). С. 158-163.
  1. Baklanova T.I. Pedagogy of folk art: textbook. St. Petersburg: Publishing house «Lan»; Publishing house «PLANET OF MUSIC», 2016. 160 pages.
  2. Vershkovsky E.V. Directing mass club performances. L.: LGIK, 1981. 72 pages.
  3. Genkin D.M. Agitbrigadnye performances. Specifics and functions of the agitbrigada. // Agitational brigade (agitbrigada). The possibility of persuasion. Moscow: 2009. Page: 50-52.
  4. Genkin D.M. Mass theatrical holidays and performances / D.M. Genkin, A.A. Konovich. Moscow: VNMTSNTIKPR, 1985. 86 pages.
  5. Maslow A.G. Motivation and personality. [trans. from the English T. Gutman, N. Mukhina]. 3rd ed. Moscow [et al.]: Peter, 2013. 351 pages.
  6. Methodological recommendations on the work of the propaganda brigade // Propaganda brigade (propaganda brigade). The possibility of persuasion. Moscow: 2009. Page: 57-61.
  7. Mironova V.M. TRAM: Agit. youth Theater of the 1920s-1930s. Leningrad: Iskusstvo. Leningr. publishing house, 1977. 127 pages.
  8. Report of MBUK «KDK» on the activities carried out within the framework of the volunteer volunteer: document. Kulebaki, 2019 (date of the address: 13.01.2022).
  9. Prokhorova L.D. Theaters of working youth in the history of the development of the Soviet theater in the 20-30s. // Omsk Scientific Bulletin. 1999. Page: 27-28. >Work with the youth of MBUK «KDK» FOR 2019: document. Kulebaki, 2019
  10. (date of the address: 13.01.2022).
  11. Rubb A.A. The director came to the propaganda team. // Moscow: Sov. Russia, 1979. 140 pages.
  12. Social work with various groups of the population: a textbook / edited by N. F. Basov. Moscow: KNORUS, 2017. 528 pages.
  13. Sociology of youth: a textbook. Eagle: Gosun-t – UNPK, 2011. 235 pages.
  14. Starikova A.P. Agitbrigada as a cultural phenomenon (on the example of the agitbrigada «Grain Grower» of the village of Yelovo, Perm Krai): final qualifying work. Perm, 2016. 81 pages.
  15. Theater Encyclopedia / Glav. ed. S.S. Mokulsky. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1961-1967. 5 vols.
  16. Uvarova E.D. The history of the «Blue blouse». // Propaganda brigade (propaganda brigade). The possibility of persuasion. Moscow. 2009. Page: 8-35.
  17. Federal Law «On Youth Policy in the Russian Federation» dated December 30, 2020 N 489-FZ: [adopted by the State Duma on December 23, 2020: approved by the Federation Council on December 25, 2020]. (date of the address: 13.01.2022).
  18. Chechetin A.I. Fundamentals of dramaturgy of theatrical performances: History and theory. Moscow: Enlightenment, 1981. 192 pages.
  19. Shavrina K.G. Studying the issue of creative self-realization of personality / K.G. Shavrina, M.A. Rushina // Human capital. 2018. № 7(115). Page: 158-163.