Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования толерантного отношения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования, приведены примеры практико-ориентированных заданий, формирующих компоненты толерантного отношения.

Ключевые слова: толерантность, компоненты толерантности, внеурочная деятельность.

Современный мир многолик, на Земле живут сотни наций, тысячи народностей, и миллиарды непохожих друг на друга людей. У каждого человека есть свои физиологические и психологические особенности, в соответствии с которыми возникают особые потребности. Одной из основных потребностей любого человека является потребность в образовании. И чтобы удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка, как за рубежом, так и в нашей стране, вводят инклюзивную систему образования.

Инклюзивное образование – это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей, включены в общую систему образования [5]. Но при этом многие люди в современном мире не готовы принимать других людей, из-за видимых особенностей в развитии, иного поведения или образа мысли, что передается младшему поколению. Поэтому воспитателю и учителю очень важно учить детей толерантному отношению друг к другу, ведь на нас возложена обязанность подготовить детей к мирному сосуществованию в их дальнейшей жизни [2].

Однако, прежде чем обучать детей толерантному поведению нужно самим понять, что это такое. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, суть толерантности формулируется как признание единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, уважения прав другого, а также воздержание от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя [1]. Как понимаете, понятие «толерантность» не тождественно «терпимости», что в нашей стране как раз является синонимами. Если заглянуть в словарь, то терпеть – это безропотно переносить что-нибудь неприятное, мириться с наличием чего-нибудь. Это не то к чему нужно стремиться при воспитании толерантности, и прежде всего, следует отказаться от синонимичности этих понятий.

Также требуется понять, из каких составляющих складывается толерантное поведение: это, прежде всего равноправие, т.е. отношение на равных к любым другим людям, не ущемление их прав; взаимоуважение, т.е. уважение к различным социальным группам и меньшинствам.

Следующее понятие касается уже группы людей и это сотрудничество, т.е совместная работа, если она опирается на предыдущие пункты толерантного поведения, то она будет позитивно влиять на развитие коллектива.

Далее, как самое глобальное «сохранение и развитие культурной самобытности», например, жестовый язык в таких странах как Великобритания, Франция, Германия признан на национальном уровне.

Таким образом, толерантность – это как личностная, так и общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что наше общество разнообразно и нужно спокойно воспринимать его многообразие, не сводя к единству.

Работа над формированием толерантности может проводиться на классных часах, общешкольных мероприятиях и внеурочной деятельности [2]. В ходе работы с детьми по формированию толерантности можно выделить разные направления:

  • развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов;
  • формирование навыков коммуникации;
  • формирование положительного отношения к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания.

В каждом из этих видов работ, толерантность можно разбить на компоненты, которые нужно последовательно формировать [3]:

  • эмоциональный компонент, отвечающий за эмоции, чувства и качества;
  • когнитивный компонент, предполагающий стремление человека понять иное мнение;
  • поведенческий компонент, проявляющийся как готовность к адекватному взаимодействию.

Работу с младшими школьниками нужно начинать именно с эмоционального компонента, то есть необходимо формировать такие эмоции и качества как отзывчивость, сочувствие, благодарность, доверие, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Например, начать можно с игры «Притяжение и отвержение» [3]. Цель этой игры: смоделировать ситуацию группового выбора и отвержения. Правила такие: детям раздаются шапочки с надписями: «Пожалейте меня», «Спросите у меня, где туалет», «Поздоровайтесь со мной», «Проводите меня до парты» и др. Одному ребенку дается шапочка без надписи. Дети не должны знать, что у них написано на шапочке, но при этом их задача спонтанно без слов взаимодействовать друг с другом, в соответствии с надписями. После игры обязательно следует провести беседу, о тех эмоциях, которые испытывали дети, и бывали ли у них в жизни подобные ситуации.

Также можно использовать игру «Изюминка». Цель этой игры состоит в том, чтобы найти положительное качество, на которое можно опираться в процессе формирования толерантного поведения.

Вы объясняете ребенку, или группе детей, что каждый из них имеет качество, помогающее ему справиться с жизненными ситуациями. И предлагаете отыскать эту «изюминку», которой можно гордиться. Это упражнение поможет повысить ребенку его самооценку, от которой зависит способность выстраивать адекватные отношения с окружающими. После игры стоит провести беседу о том, кто какое качество нашел и где оно может пригодиться.

Как небольшое подведение итогов по формированию этого компонента можно использовать классификацию. Например, «Подели предложенные качества личности на 2 группы; толерантная личность и интолерантная личность» (см. рисунок 1).

Рис. 1 «Классификация качеств личности»

Рис. 1 «Классификация качеств личности»

Для развития когнитивного компонента можно использовать игру «Многогранность». Цель данного задания научить детей смотреть на жизнь под разными углами. В нем за основу можно взять любую известную сказу или мультфильм и предложить детям рассмотреть поступки персонажей, и найти причины их деяний. Например, это могут быть такие сказки «Каша из топора», «Маша и медведь», «Морозко». Важно не убедиться в том, что, например, солдат из сказки «Каша из топора» находчивый, а старуха жадная, а научить детей видеть, почему старуха могла жадничать. Можно предложить не просто найти причины, а встать на место условной «старушки» и подумать, как поступить и каковы будут последствия.

Так же можно использовать такую игру «Все коровы летают». Цель данной игры выявить стереотипы мышления и сломать их. Она может проводиться в интерактивной форме

>Рис. 2 «Все коровы летают»

Рис. 2 «Все коровы летают»

Участникам предлагается подобрать к началу фразы ее конец. При этом необходимо подобрать утверждения, подходящие под возраст детей. Затем нужно собраться в круг и обсудить каждое утверждение, узнавая, согласны ли дети с этим утверждением, есть ли примеры из жизни и есть ли другое мнение. После следует написать на доске утверждение про эту группу участников, например, «Все здесь присутствующие спортсмены». Обязательно спросить мнение участников по этому утверждению. Есть ли в нем доля правды? Что в нем неправильно? После этого нужно вернуться к предыдущим утверждениям и постараться взглянуть на них с другой точки зрения. Таким образом, можно научить детей более критично относиться к предубеждениям.

Развивая поведенческий компонент можно использовать игру «Описание». Цель игры – это формирование положительного взаимодействия учащихся друг с другом. Такая игра может стать небольшой ежедневной или еженедельной традицией в классе. Начать эту игру можно с разговора о том, что в каждом есть что-то хорошее. Далее вы даете детям установку «каждую неделю вы все вместе будете описывать одного из вас и отдавать эти листочки тому человеку, которого описывали. Вам нужно описать исключительно положительную сторону этого человека, вспомнить какие-то хорошие ситуации с его участием». Потом вы сообщаете, кого сегодня дети будут описывать, и ставите временные рамки. В конце игры листочки с описанием отдаются заданному ребенку. Здесь со стороны учителя необходимо проследить, чтобы все хоть что-то написали, и чтобы написанное несло позитивный характер.

Достаточно эффективна игра «Комплименты» [3]. Целью ее является научить детей говорить добрые слова друг другу. Вы предлагаете участникам придумывать комплименты друг для друга. Необходимо встать в круг и перекидывая мяч друг другу говорить комплименты или теплые слова. Например, «Августин, ты настоящий изобретатель». Ребенок, получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно чтобы все участники получили комплимент.

Детям может очень понравится упражнение «Взаимодействие» [4]. Цель: сформировывать умение коммуницировать с людьми с ОВЗ.

Ситуация 1. Человек с трудностями при передвижении уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он ее принял.

Ситуация 2. Расставлены стулья по комнате. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять книгу у одного из присутствующих. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.

Ситуация 3. Все получают задания на карточках – небольшие фразы, например, «спасибо тебе», «я тебя люблю» «я тобой не доволен» и другие, которые необходимо передать соседу без слов, используя только мимику, жесты.

Кроме игр, конечно же, стоит проводить внеурочные занятия и беседы, повещённые толерантности, так же встречи с интересными людьми или рассказы об их достижениях. И самое важное, что нужно упомянуть это то, что за одно занятие толерантное отношение развить невозможно, такие занятия нужно проводить регулярно, хотя бы раз в неделю.

Formation of a tolerant attitude among younger schoolchildren in the process of extracurricular activities

Kondrakhina E.S.,
student of 4 of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolokolchikova Ekaterina Sergeevna,
teacher of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Annotation. The article discusses the possibilities of forming a tolerant attitude among younger schoolchildren in the process of extracurricular activities in inclusive education, provides examples of practice-oriented tasks that form components of a tolerant attitude.
Keywords: tolerance, components of tolerance, extracurricular activities.


  1. Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года (дата обращения: 11.11.2021)
  2. Дудуляк В.В., Сергеева Б.В. Педагогические условия успешности процесса воспитания толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-2. С. 218-223;
  3. Методическое пособие формирование толерантности у младших школьников / Ю.А. Матвеева, С.В. Пурышева, Н.В. Секретарева, Е.Л. Денисенко. Череповец: «Череповецъ», 2017. 92 с.
  4. Постникова, А.Н. Развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», 2017. 78 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. М.: Эксмо-Пресс, 2021. 192 с.
  1. Declaration of Principles of Tolerance, approved by resolution 5.61 of the UNESCO General Conference of November 16, 1995 (date of the address: 11.11.2021).
  2. Dudulyak V.V., Sergeeva B.V. Pedagogical conditions for the success of the process of educating tolerance of younger schoolchildren to children with special educational needs // Scientific review. Pedagogical sciences. 2017. № 6-2. Page: 218-223.
  3. Methodological guide to the formation of tolerance in younger schoolchildren / Yu.A. Matveeva, S.V. Purysheva, N.V. Sekretareva, E.L. Denisenko. Cherepovets: «Cherepovets», 2017. 92 pages.
  4. Postnikova, A.N. The development of tolerance of students to peers with disabilities in a comprehensive school. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2017. 78 pages.
  5. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 N 273-FZ. Moscow: Eksmo-Press, 2021. 192 pages.