Аннотация. В статье приводятся результаты диагностики обучающихся седьмого класса на предмет уровня сформированности компенсаторной компетенции чтения, занимающей одно из важнейших мест в составе коммуникативной компетенции. Согласно результатам исследования, большинство обучающихся демонстрируют недостаточный уровень владения компенсаторными умениями чтения.

Ключевые слова: компенсаторная компетенция, иностранный язык, чтение

Современные потребности общества в развитой личности требуют от образовательных учреждений организации проблемно-ориентированного обучения, способствующего максимальному раскрытию потенциала обучающегося [7]. Одной из задач образования становится развитие у обучающихся готовности к самостоятельному поиску ответов на неоднозначные и сложные вопросы, а также формирование компенсаторной компетенции.

Компенсаторная компетенция структурно является частью коммуникативной компетенции, развитие которой является целью обучения иностранному языку в школе. Развитая компенсаторная компетенция способствует активизации иноязычного речевого опыта обучающихся, позволяет преодолевать дефицит языковых средств и выходить из затруднительного положения при личностном и межкультурном общении, успешно реализуя поставленные коммуникативные цели [2].

Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (см. рисунок 1), коммуникативная компетенция состоит из следующих компонентов [8]:

  1. Речевой компонент, а именно способность формулировать и доносить мысль на иностранном языке и способность воспринимать информацию на иностранном языке. Другими словами, к данному компоненту относятся все виды речевой деятельности, а именно аудирование или слушание, чтение, говорение и письмо.
  2. Языковой компонент, а именно владение знаниями об аспектах иностранного языка, то есть знания о фонетическом, лексическом, грамматическом составах языка и его орфографии.
  3. Социокультурный, компонент, а именно владение страноведческими знаниями, то есть знаниями об этикете, нормах поведении, обычаях, правилах, культуре изучаемого иностранного языка, а также способность применять все вышеперечисленные знания для преодоления трудностей и реализации определенной коммуникативной цели.
  4. Компенсаторный компонент, а именно способность выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации с целью реализации той или иной коммуникативной задачи и преодоления той или иной трудности.
  5. Учебно-познавательный компонент, а именно способность обучающегося самостоятельно изучать иностранный язык, работать с необходимой информацией посредством информационно-коммуникационных технологий [1].

Рис. 1. Структура коммуникативной компетенции по ФГОС ООО 2020

Рис. 1. Структура коммуникативной компетенции по ФГОС ООО 2020

В настоящее время деятельность по обучению иностранному языку осуществляется на основе новых, активно разрабатываемых теоретических положений и ключевых образовательных концепций [5]. Формирование компенсаторной компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции обучающихся важно, так как предусмотреть все ситуации реального устного и письменного общения невозможно. И.А. Бим главной функцией компенсаторной компетенции определяет умение компенсировать дефицит языковых средств, а именно умение доходчиво выразить задуманную мысль, с учётом коммуникативной достаточности, а не языковой точности [2].

Уровень сформированности компенсаторной компетенции чтения мы будем определять по уровню развития определенных стратегий и умений иноязычного, чтения, а именно способность использовать парафразу и синонимию; умение догадываться о семантике слова на основе аналогии, производного слова, контекста; способность подбирать родовое понятия к ряду слов; способность к вероятностному прогнозированию: умение предвосхищать содержание текста по его названию, жанру, ситуации; умение догадываться об общей и специальной информации в тексте, используя свои знания и предшествующий опыт; способность игнорировать незнакомую информацию, не мешающую достижению коммуникативной цели; способность обратиться за помощью: умение переспросить.

Опираясь на указанные выше критерии, мы выделили уровни сформированности компенсаторных умений:

Если компенсаторные умения обучающегося развиты на высоком уровне, то подросток способен использовать иноязычный контекст, чтоб догадаться о значении того или иного незнакомого слова необходимого для реализации коммуникативной цели; обучающийся способен переспросить собеседника, попросить повторить, перефразировать; обучающийся может эффективно использовать парафразы и синонимии, то есть заменять незнакомые слова словами-аналогами; обучающийся способен использовать информацию, полученную в процессе обучения, общения, для дальнейшей реализации коммуникативной цели; компенсаторные умения могут быть использованы подростком в других видах речевой деятельности.

Если компенсаторные умения обучающегося развиты на среднем уровне, то обучающийся способен использовать иноязычны контекст, чтоб частично догадаться о значении того или иного незнакомого слова; обучающийся способен использовать информацию, полученную в процессе обучения, общения, только в учебных целях.

Если компенсаторные умения обучающегося развиты на низком уровне, то обучающийся не способен использовать иноязычны контекст, чтоб догадаться о значении того или иного незнакомого слова необходимого для реализации коммуникативной цели; понимание общего смысла аутентичного текста недостаточно для последующей работы с полученной информацией.

В целях изучения уровня развития компенсаторных умений чтения, обучающимся 7 класса было предложено выполнить задания, которые фиксировали наличие и степень овладения компенсаторными умениями. Нами был разработан тест, состоящий из 10 заданий. В заданиях использовались аутентичные тексты.

Нами были использованы адаптированные аутентичные статьи из онлайн журнала TweenTribune. Как и предполагалось, выполнение теста заняло 45 минут, однако некоторым учащимся удалось выполнить его несколько быстрее. Тестирование показало следующие результаты (см. рисунок 2):

  1. 14.29 % обучающихся владеют компенсаторной компетенцией на высоком уровне (2 человека);
  2. 35.71 % обучающиеся владеют компенсаторной компетенцией на среднем уровне (5 человек);
  3. 50 % обучающиеся владеют компенсаторной компетенцией на низком уровне (7 человек).

Общее количество обучающихся, принимавших участие в тестировании – 14 человек.

Рис. 2. Уровни владения компенсаторной компетенцией обучающихся 7 класса

Рис. 2. Уровни владения компенсаторной компетенцией обучающихся 7 класса

Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что особую сложность для обучающих представляют задания на использование парафразы и синонимии, на подбор синонимов и родового понятия. В то время как способности предвосхищения содержания текста, игнорирования незнакомой информации и умение догадываться о семантике слова развиты хорошо, так как задания, тестирующие эти стратегии и умения, не представляли особой сложности.

Таким образом, несмотря на то, что формирование компенсаторной компетенции является важной задачей обучения иностранному языку, большинство обучающихся владеют компенсаторными умениями на недостаточном уровне, что требует дополнительной целенаправленной работы по их формированию.

Study of the level of formation of compensatory reading competence among students in secondary school

Skvortsova А.S.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Pribylova Natalya Gennadyevna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article presents the results of testing 7th-grade students for the level of formation of the compensatory reading competence, which takes one of the most important places in the communicative competence. According to the test results, most of the students have an insufficient level of compensatory skills.
Key words: compensatory reading competence, foreign language, reading


  1. Аракелян А.Н. Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции. 2014. 2 с.
  2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 159-160.
  3. Выготский А.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. 462 с. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.
  4. Голубева М.В. Развитие компенсаторной компетенции у учеников старших классов на уроках английского языка. // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики. 2017. С. 77-79.
  5. Макарова Т.С., Молчанова М.А., Морозова Е.А Терминологические аспекты определения понятия «персонализированное обучение» / Т.С. Макарова, М.А. Молчанова Е.А. Морозова // Университетский научный журнал. 2020. № 53. С. 89-96.
  6. Никифорова Л.И. Развитие компенсаторной компетенции обучающихся на уроках английского языка. // Самарский научный вестник. 2017. (дата обращения: 01.05.2021).
  7. Сороковых Г.В., Прибылова Н.Г., Старицына С.Г. Готовность учителя разрабатывать индивидуальные маршруты обучения и воспитания школьников / Г.В. Сороковых, Н.Г. Прибылова, С.Г. Старицына М: УЦ Перспектива, 2020. 167 с
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку (дата обращения: 01.05.2021).
  1. Arakeljan A.N. Communicative competence and its components. Communicative competence levels. 2014. 2 pages.
  2. Bim I.L. Competence approach to education and teaching foreign languages // Competence in education: design experience: scientific. tr. / ed. A.V. Khutorsky. M.: Research and Development Enterprise «INJeK», 2007. Page: 159-160.
  3. Vygotskij A.S. Pedology of a teenager // Collected works.: In 6 volumes. V. 4. - 462 p. In the world of a teenager / Ed. A.A. Bodaleva. M., 1982.
  4. Golubeva M.V. The development of compensatory competence among high school students in English lessons. // Modern problems of philology and methods of teaching languages: questions of theory and practice. 2017. Page: 77-79.
  5. Makarova T.S., Molchanova M.A., Morozova E.A. Terminological aspects of defining the notion «personalized learning». / T.S. Makarova, M.A. Molchanova, E.A. Morozova // University scientific journal. 2020. № 53. Page: 89-96.
  6. Nikiforova L.I. Development of compensatory competence of students in English lessons. // Samarskij nauchnyj vestnik. 2017. (date of the address: 01.05.2021).
  7. Sorokovykh, G.V, Bannikova L.V., Pribylova N.G., Staritsyna S.G. The teacher's preparedness to develop individual routes for teaching and educating schoolchildren / G.V. Sorokovykh, L.V Bannikova, N.G. Pribylova, S.G. Staritsyna. M: Perspective, 2020. 167 c.
  8. Federal State Educational Standard of Basic General Education: (date of the address: 01.05.2021).