Научный руководитель: Романков Всеволод Олегович
Код уникальной десятичной классификации: УДК 7.02

Аннотация: статья посвящена описанию хода и результатов проектной работы, целью которой было исследование наследия Н. К. Рериха, в частности алтайского сегмента Центрально-Азиатской экспедиции. В основе работы лежит реконструкция творческого метода Николая Рериха. На основе изучения доступных источников созданы натурные этюды картин из жизни художника для восполнения недостатка визуализации изучаемого периода его жизни.

Ключевые слова: Николай Рерих; Центрально-Азиатская экспедиция; Алтай; искусство; живопись Рериха; реконструкция творческого метода.

Художники - глаза человечества. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне, наполненной миражами и привидениями, и тщательно ощупывают и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых никто не видал до них. В этом назначение художников.

«Люди всегда видят в природе только то, что раньше они видели в картинах. Поэтому-то новая картина, передающая природу с новой точки зрения, всегда кажется сначала неестественной и непохожей на правду. Но потом вновь открытые видимости сами переходят в число миражей человечества».

Максимилиан Волошин [2; 3]

Николай Константинович Рерих известный художник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист, автор 27 книг, а также ряда статей, очерков и стихов.

Будучи выдающимся исследователем, путешественником, ученым и археологом, Н. К. Рерих организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, которая стала крупнейшим достижением в области географических исследований планеты. Кроме того, Николай Константинович является основателем и руководителем Института объединенных искусств и Музея Рериха в Нью-Йорке, Института Гималайских исследований Урусвати; научного учреждения нового типа, в котором с 1928 по 1940 год проводились многочисленные исследования, основанные на синтезе научных достижений Запада и Востока [2, с. 4].

Рерих был первым, кто поднял голос в защиту творений человеческого гения. С его именем связано создание Пакта Рериха первого международного договора, посвященного защите культурных ценностей человечества. При этом Символом Пакта стало предложенное Николаем Константиновичем Знамя Мира знамя объединения всех людей во имя культуры. Позднее Пакт Рериха лег в основу Международной конвенции 1954 года, подписанной большинством стран мира.

По инициативе Н. К. Рериха были открыты и им же возглавлены различные культурные объединения и центры; несколько десятков обществ, носивших его имя, функционировали при жизни создателя. Кроме того, Рерих сотрудничал с лучшими представителями культуры и науки, среди которых были В. Стасов, И. Стравинский, Р. Роллан, Р. Тагор, Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уэддсон, Р. Кент, А. Эйнштейн и многие другие. За большой вклад развития культуры Николай Константинович был награжден русским орденом Святого Станислава III степени, Святой Анны, Святого равноапостольного князя Владимира, югославским орденом Святого Саввы I степени, высшей наградой Франции Орденом Почетного Легиона, шведским орденом Полярной звезды.

Несмотря на активную общественную деятельность Николай Константинович Рерих прежде всего известен как художник, создавший более семи тысяч полотен, многие из которых украшают лучшие музеи мира. В связи с этим, изучение его творчества для современного поколения имеет познавательную ценность, например, с точки зрения знакомства с историей страны, изображенных на картинах мастера.

Следует отметить, что произведения Н. К. Рериха это синтез творчества и научных изысканий не только в области истории, но и археологии. Так, С. А. Алимов, исследуя творчество Николая Рериха и Максимилиана Волошина, в своей статье приводит слова последнего о живописи Рериха: «...Эти пейзажи несут в себе информацию об истории и праистории изображаемого уголка земли...» [1, с. 48]. Также М. Волошин развил идею об историческом пейзаже, как жанре живописи Н. К. Рериха. Максимилиан Волошин отмечает, что Николай Константинович «чувствует геологические эпохи больше, чем исторические, и о человеке он знает больше из археологических раскопок, чем из текущей жизни. Те пути, которыми он идет в области воссоздания северного исторического пейзажа, еще никем до него не пройдены и принадлежат ему одному» [1, с. 49].

Посещение музея Николая Константиновича Рериха в Москве и знакомство с работами художника побудили меня к изучению его творческого пути, чтению книг, в которых он достаточно подробно описывает учебу в Академии художеств, работу над картинами, объясняет выбор сюжетов для своих полотен.

В этой связи мне как художнику была интересна творческая сторона наследия этого многогранного человека. Однако, в процессе исследования, я сделала вывод, что все области, которые увлекали Николая Константиновича, повлияли на его мироощущение, соединились и воплотились в живописи.

Также меня заинтересовали научные геологические и географические экспедиции Рериха с их исследованиями и новыми открытиями в области флоры и фауны региона. Особо отмечу, что экспедиции, возглавляемые Николаем Константиновичем, имели не только научные цели, но также являлись основой для создания живописных полотен. Особенно интересными мне показались картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции. Я обратила внимание, что Алтайский период Центрально-Азиатской экспедициибыл недостаточно отражен в картинах художника.

Так, в книге Н. К. Рериха «Алтай - Гималаи», путевой дневник путешествия по Алтаю занимает всего несколько десятков страниц [5]. Однако, посещая музеи: Международный центр-музей им. Н. К. Рериха в Москве, Государственную Третьяковскую галерею в Москве, Государственный музей искусств народов Востока в Москве, Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, Музей Николая Рериха в Новосибирске, Новосибирский государственный художественный музей, Государственный музей-заповедник им. Н. К. и Е. И. Рерихов в Верхнем Уймоне, Музей истории и культуры Уймонской долины, Краеведческий музей в Верхнем Уймоне, было отмечено, что этюдов с изображением горы Белухи нет ни в одном из них. При этом, в записях Зинаиды Фосдик, биографа Николая Константиновича, сказано о том, что он занимался живописью непрерывно, рисовал даже по дороге, в седле, и постоянно возил с собой ящики для картона и этюдник [6].

Фотографий данного периода немного, хотя фототехника всегда использовалась Рерихами, и другие периоды их жизни сопровождаются большим количеством фотографий. Также отсутствуют публикации в газетах относительно данного периода. Кинопленки, снятые Юрием Рерихом, сыном Николая Рериха, востоковедом и членом экспедиции, про жизнь на Алтае, были утеряны  во время вынужденной зимовки на тибетском нагорье в 1927 году. К сожалению, документальные фотографии и этюды Н. К. Рериха, относящиеся к этому периоду, также или не сохранились, или не были сохранены и перешли в неизвестные руки.

Учитывая вышеизложенное, было принято решение реконструировать творческий метод Николая Рериха для его дальнейшего применения при создании новых объектов, восполняющих недостаток визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции и воссоздающих представление об экспедиции тем, кто интересуется творчеством великого художника.

В годовщину 90-летия пребывания Рерихов на Алтае было принято решение повторить алтайский сегмент маршрута Центрально-Азиатской экспедиции для создания серии натурных этюдов природы горного Алтая в местах, которые предположительно посетил Николай Константинович; дополнительно исследовать его биографию, изучить художественное и литературное наследие мастера, а также материалы Центрально-Азиатской экспедиции.

Реконструкция творческого метода Рериха является актуальной задачей, так как его картины, в отличие от фотографически передаваемого пейзажа, находили путь к сердцам зрителей, передавая эмоциональное состояние, настроение и переживания автора.

На основе изучения доступных ресурсов (авторских работ Н. Рериха, картин и экспонатов, находящихся в музеях, описаний библиографов творческого пути художника) была осуществлена попытка реконструкции творческого метода Николая Константиновича, заключающаяся в погружении автора в среду духовной культуры и пейзажа, фиксировании необходимых достоверных особенностей в этюдах и последующем написании по памяти с опорой на полученные эмоциональные ощущения художественного произведения.

Николай Рерих писал: «Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, не объяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но, тем ни менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать...» [4, с. 3].

В рамках проекта нами был разработан маршрут по Алтаю, практически аналогичный маршруту Н. К. Рериха в 1926 году. Поездка происходила в период с середины июля до середины августа для достоверности передачи состояния природы в это время года.

Экспедиция Николая Рериха выехала из Москвы 22 июля 1926 года. Маршрут был проложен следующим образом: поездом до Новониколаевска (теперь Новосибирска), 27 июля пароходом по Оби до Барнаула, далее в Бийск и в Верхний Уймон. Наша экспедиция также началась 22 июля, вылетом самолетом Москва-Новосибирск, а затем на поезде, прибывая в Бийск ранним утром. Далее, сев на автобус, мы отправились в Усть-Коксу (рис. 1), как один из пунктов, где останавливалась экспедиция Рерихов. Об этом свидетельствуют материалы Зинаиды Фосдик: «Поздно ночью, промокнув до костей, приехали Коксу или в Усть-Коксу...» [6, с. 184].

Поселок Усть-Кокса

Рис.1. Ярослава Мурашко. 2016. Поселок Усть-Кокса. Холст, масло. 30х50.

Переночевав в Усть-Коксе, мы переехали в Верхний Уймон, в котором на две недели останавливалась экспедиция Н. К. Рериха в доме Вахрамея Атаманова, совершая радиальные выезды по округе с исследовательской целью. Точных данных об этих маршрутах нет. Зинаида Фосдик в дневниках упоминала, что намечаются две поездки к Белухе [6]. Рерих писал: «Вода в Аккеме молочно-белая. Чистое Беловодье. Через Аккем проходит пятидесятая географическая широта... [5; 53]. Это говорит о том, что экспедиция скорее всего была у Белухи.

К Белухе ведет три дороги: тропа, проходящая вдоль реки Аккем, или Ороктойская тропа (протяженность маршрута 58 км); тропа, идущая по долине реки Кучерлы (протяженность маршрута 73 км); третья начинается в долине реки Кучерлы, а затем уходит по ее притоку к ручью Куйлу на водораздельное плато и далее через перевал Каратюрек (3060 м) спускается к Аккемскому озеру у северного склона Белухи». Все эти тропы начинаются в поселке Тюнгур (рис. 2), находящемся в 60 км от Верхнего Уймона.

Л. В. Шапошникова, повторяя маршрут Рериха, считает, что Центрально-Азиатская экспедиция «...прошла по реке Кучерле, к подножию Белухи» [7].

Мы убедились, что первая тропа проходит через перевал Кузуяк, который ниже, короче и наиболее удобен для прохода. Однако данная тропа пешеходная. А так как экспедиция шла на лошадях, то по этой тропе она пройти не могла.

Поселок Тюнгур

Рис.2. Ярослава Мурашко. Поселок Тюнгур. 2016. Холст, масло. 30х50.

Самая короткая тропа - третья, богатая видами, но опасная в плохую погоду (рис. 3). Если Белуха открылась Рерихам и погода была хорошая, я полагаю, что экспедиция прошла именно по ней, так как на лошадях можно пройти за один переход.

На Ороктойской тропе по пути к Белухе

Рис. 3. Ярослава Мурашко. На Ороктойской тропе по пути к Белухе. 2016. Холст, масло. 40х60.

Так как мы шли пешком с полными рюкзаками в условиях плохой видимости и дождливой погоды, было принято решение идти по Ороктойской тропе, а по Кучерлинской в обратную сторону.

Двигаясь по маршруту, мы выполнили серию работ маслом для передачи своих впечатлений художественными средствами и реализации основной задачи экспедиции - погружение в пространство, преодоленного 90 лет назад Николаем Рерихом.

«Описание Центрально-Азиатской экспедиции было бы неполным без упоминания еще одной из вех, не менее важной, чем предыдущие. С этой особенностью сталкиваешься буквально в первые же часы пребывания на маршруте рериховской экспедиции. Сталкиваешься с Красотой. Весь путь был красив. Красота жила в скалах и сверкании горных снегов, в узорных листьях деревьев и голубизне горных рек, в прозрачности горного воздуха и в зыбучих песках, в жемчужных туманах и разноцветье альпийских лугов. Она жила в людях, в их внешности, поступках. Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества» [8, с. 10 -14].

Н. К. Рерих писал: «..На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру» [5, с. 5]. Передвигаясь вдоль реки Аккем (рис. 4, 6), уже на второй день мы увидели Белуху (рис. 5). По пути было две точки, откуда при хорошей погоде она открывалась во всей красе. С обеих точек были сделаны этюды. И все-таки все великолепие центра Евразийского материка, равноудаленного от четырех океанов, ждало нас впереди. Раз увидев, понимаешь, что Белуха действительно представляет собой магнит, который манит к себе своей красотой. «Алтай-Гималаи, два полюса, два магнита», писал Рерих в путевом дневнике [5, с. 6].

Аккемское озеро

Рис. 4. Ярослава Мурашко. Аккемское озеро. 2016. Холст, масло. 40х60

Белуха в солнечный день

Рис. 5. Ярослава Мурашко. Белуха в солнечный день. 2016. Холст, масло. 40х60.

Река Аккем. Алтай

Рис. 6. Ярослава Мурашко. Река Аккем. Алтай. 2016. Холст, масло. 40х60.

Добравшись до подножия Белухи и разбив лагерь, мы ежедневно делали радиальные выходы в поисках наиболее живописных точек. Предгорья Белухи покоряют своей красотой и ощущением первозданности природы (рис. 7).

Краски в горах в это время меняются настолько стремительно, что стоит лишь на минуту отвлечься, как, повернувшись, видишь уже другие цвета и картины, возникающие при преломлении солнечных лучей сквозь плывущие по небу облака. Эта игра солнечного света в содружестве с ветром, вызывала порой удивительные действа в театре неба и облаков. Горы могли открыться и закрыться за день несколько раз. Особенно мимолетен и живописен здесь закат: это всего несколько минут, когда белые горы окрашиваются в розовый цвет низко опустившимся солнцем.

Алтайский аил

Рис. 7. Ярослава Мурашко. Алтайский аил. 2016. Холст, масло. 30х50.

За неделю пребывания у подножия Белухи выдавались лишь редкие моменты, когда мы могли увидеть все вершины Белухи без шапки облаков или дымки, скрывающей ее белоснежные пики. Лишь в первый день гора предстала пред нами на фоне синего неба в блеске ледников.

За время пребывания в пути и на Аккемском озере было сделано 12 этюдов горы Белухи и окрестностей.

Ранее упоминалось, что обратный маршрут лежал вдоль реки Кучерлы через перевал Каратюрек для того, чтобы пройти всеми возможными дорогами, какими мог в 1926 году пройти Николай Рерих, и погрузиться в поток времени, идущий из глубокого прошлого в будущее через быстротекущий момент настоящего (рис. 8).

Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Алтай

Рис. 8. Ярослава Мурашко. Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Алтай. 2016. Фрагмент. Холст, масло. 100х70.

Композиция на тему пребывания Н. К. Рериха на Алтае, выполненная в цвете, в отличие от черно-белых архивных материалов, помогает:

  • передать атмосферу экспедиции;
  • повысить интерес в Алтайскому краю и продемонстрировать красоту уголка России, которую стремился увековечить сам Николай Константинович;
  • мотивировать зрителя не только к изучению творческого наследия Н. К. Рериха, но и к познанию предгорья Алтайских гор и других уголков, нетронутых временем красот и богатств России.

Научная новизна исследования подтверждена сотрудниками центра-музея имени Н. К. Рериха в Москве и заключается во впервые замеченном недостатке визуального материала по алтайскому периоду жизни художника и восполнении этого пробела. Практическая значимость проектной работы, которой посвящена статья, заключается в проведении двух выставок коллекции этюдов и итоговой работы с презентацией результатов проекта на выставочных площадках г. Москвы, проявивших интерес к проекту: Доме-музее им. Н. В. Гоголя и Библиотеке им. А.С. Грибоедова.

Reconstruction of the nicholas roerich creative method and creation of a series of painting works

Y. M. Murashko,
schoolgirl, 11 class,
multidisciplinary School № 1955, Moscow

Abstract: Article is devoted to the description of the course and results of project work which purpose was a research of heritage of N.K. Roerich, in particular the Altai segment of the Central Asian expedition. Reconstruction of a creative method of Nikolay Roerich is the cornerstone of work. On the basis of studying of available sources natural etudes of pictures from the artist's life for completion of a lack of visualization of the studied period of his life are created.
 
Keywords: Nikolay Roerich; Central Asian expedition; Altai; art; Roerich's painting; reconstruction of a creative method.