Научный руководитель: Шкотова Татьяна Юрьевна
Код уникальной десятичной классификации: УДК 391.3

Аннотация: в статье проводится детальное изучение направления в моде России и Европы во второй половине XVIII века и проверяется выдвинутая автором гипотеза о том, что юные Павел I и Моцарт могли носить одинаковые костюмы. Автор определяет место костюма, в котором он снимался в документальных проектах Романовы и Агентство специальных расследований с Вячеславом Разбегаевым, в истории моды и отвечает на вопрос нужна ли достоверность в киноискусстве, анализируя результаты анкетирования.

Ключевые слова: история детской моды; эпоха Рококо; парадные костюмы Павла I; биография юного Моцарта; достоверность в киноискусстве.

Поводом для написания работы послужили события 2013 года, когда автора статьи утвердили на роль юного Павла I в проекте Романовы кинокомпании Стар Медиа. Съемки проходили в конце мая в живописном дворце загородной усадьбы графа П. Б. Шереметева в Кусково. Перед съёмками, художники по костюмам около часа подгоняли под одежду цесаревича: белую шелковую рубашку с кружевными воротником-жабо и манжетами, короткие штанишки-бриджи из мягкой бархатистой ткани и такого же качества жилет с длинной оборкой (Приложение 1, рис. 1 , 5). Затем гример еще около получаса переделывал современную прическу на старинный лад, накручивая волосы электрощипцами (Приложение 1, рис. 2). Окончательный образ юного Павла I в проекте Романовы, представлен на рисунке (Приложение 1, рис. 6).

Через полгода после этого была утверждена роль юного Моцарта в цикле передач Пятого канала Агентство специальных расследований с Вячеславом Разбегаевым. Когда автор статьи приехал на съемки, оказалось, что для образа Моцарта был подобран бархатистый костюм Павла I! Без сомнения, это были те самые жилет и штанишки с оторванной пуговицей, в которых проводились съемки в Кусково (Приложение 1, рис. 3, 4).

Возник закономерный вопрос: могли ли два мальчика, занимающих разное положение в обществе, живущих далеко друг от друга, носить одинаковые костюмы? Для ответа на этот вопрос было проведено знакомство с историей дома Романовых, а также с текстами о детстве Моцарта.

Оказалось, что мальчики были ровесниками: оба они родились в середине XVIII века (Павел I - в 1754 году, а Моцарт в 1756 году). Кроме того, мама Павла I Екатерина II увлекалась западной модой и вполне могла одевать своего сына на европейский манер [6, с.12]. Но с другой стороны, Моцарт родился в семье простого музыканта, а потому не мог носить одежду представителей царской семьи [4, с. 224].

Доверяя художникам по костюмам кино-проектов, автор статьи решил провести исследование данного вопроса и проверить гипотезу о том, что юные Павел I и Моцарт могли носить одинаковые костюмы. Таким образом, объектом данного исследования стала детская одежда второй половины XVIII века в России и в Европе, а предметом - костюмы юных Павла I и Моцарта.

Была поставлена цель детального изучения направлений моды России и Европы во второй половине XVIII века и определение места кино-костюма в истории моды. Для ее достижения были сформулированы следующие задачи:

  1. изучитть литературу о направлениях в детской моде России и Европы во второй половине XVIII века, для выявления особенностей детского костюма;
  2. установить контакты со специалистами в области детской моды этого периода для уточнения вопросов, связанных с кино - костюмом;
  3. ознакомиться с работами художников-портретистов эпохи Павла I, через посещение музеев и различных сайтов, предоставляющих информацию по данному вопросу.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: сбор и анализ информации, изучение материалов СМИ и сравнение полученных данных.

Одним из вопросов, которые был косвенно связаны с моим исследованием, стал следующий: есть ли необходимость максимальной достоверности костюмов и декораций в киноискусстве? Данный вопрос был выделен в отдельную задачу, для разрешения которой было проведено анкетирование.

В связи с этим окончательным вариантом темы исследования был выбран следующий: Моцарт в штанишках Павла I, или Нужна ли достоверность в киноискусстве?, а объявление текущего года в России Годом кино сделало данную работу достаточно актуальной.

Знакомство с направлениями в детской моде в России и в Европе во второй половине XVIII века было начато с изучения раздела Детская одежда иллюстрированной энциклопедии мод [5]. В ходе исследования стало понятно, что детская мода как таковая появилась лишь в самом конце XVIII века. До этого времени детской одежды и детской моды для девочек и мальчиков не было вообще. Дети одевались в такую же одежду по фасону, как и взрослые [5, с. 581]. Немало тому доказательств было найдено при рассмотрении платьев и костюмов детей на портретах художников того времени Петра Фон Бирона, Д. Г. Левицкого, А. П. Антропова, И. П. Аргунова (Приложение 1, рис. 7 - 10). С XVII и вплоть до начала XХ века маленьких мальчиков было принято одевать, как и девочек, в платья (Приложение 1, рис. 9 - 12).

С помощью энциклопедии «История костюма» [9], описывающий не только одежду, но и исторические эпохи, которые оказывали на нее большое влияние, было выяснено, что с 1754 по 1775 гг. примером для подражания в моде для всего мира стал французский двор во главе с королевой Марией Антуанеттой, а стиль этого периода носит название позднее Рококо (от франц. «украшение в форме раковины») [9, с. 137].

Кроме того, было выяснено, что мужской костюм второй половины XVIII века состоял из кафтана жюстокор (от франц. «прилегающий к телу»), укороченных, узких, застегивающихся под коленом штанов кюлотов, распашной куртки с узкими рукавами - весты (прообраза жилета), белых чулок и жабо (Приложение 1, рис. 13).

При просмотре фотографий кино - костюма было определено, что во время съемок обоих проектов, на актере были надеты кюлоты и некое подобие весты.

Для того чтобы точно установить, к какому виду принадлежит кино - жилет, и уточнить другие вопросы данного исследования, была проведена консультация со специалистом в области детской одежды XVIII века кандидатом культурологических наук Ксенией Григорьевной Серебряковой, работающей в отделе тканей и костюма в Государственном историческом музее Москвы (ГИМ), являющейся автором замечательной книги Детский костюм XVIII первой половины XX века [8]. Содержание переписки представлено в приложении (см. Приложение 2).

Следуя логике Ксении Григорьевы, наряд для съемок имеет очень отдаленное отношение к костюму XVIII века, следовательно, ни юный Павел I, ни юный Моцарт не могли так одеваться. При этом кино - жилет, задумывался художниками по костюмам как некое подобие камзола или весты, которые к 1760-м годам, когда мода стала чуть более рациональной были изменены: утратили длинный рукав, его спинки стали делать из простого холста а длинна ограничивалась уровнем талии. Именно с этого времени камзолы без кафтана носили только в самой домашней, неформальной обстановке, а на люди в одном камзоле выходить не допускалось (это касалось детей, из высших слоёв общества). Однако, следуя уточнениям Ксении Григорьевны, спинки во всю длину, с круговыми полами, как у кино - жилета, в то время уже не было. Поэтому консультант из Исторического Музея предложила относиться к кино - костюму как абстрактному образу, как бы представляющему XVIII век.

Ксения Григорьевна утверждает, все, что касается костюма в России и Австрии, то, поскольку русское аристократическое общество тогда уже вошло в ареал распространения единой общеевропейской моды, различия в костюмчике маленького великого князя и маленького Моцарта могли быть только на уровне стоимости тканей и отделок и качества пошива. Сам тип костюма был един.

Точка зрения кандидата культурологических наук совпало с предположением о том, что юные Павел I и Моцарт могли носить одинаковые костюмы. Однако, как выяснилось из упомянутой ранее переписки, их платье не могло быть таким, как рассмотренный кино костюм.

Дальнейшее исследование было направлено на то, чтобы выяснить, какие костюмы могли носить юные Павел I и Моцарт.

Ксения Григорьевна в своем письме подтвердила тот факт, что в середине столетия (1750 1760 гг.) никакого различия между детским и взрослым костюмом не существовало, поэтому, чтобы узнать, как одевались юные Павел I и Моцарт, она посоветовала использовать разделы литературы, посвященные мужской моде второй половины XVIII века в целом. Кроме того, большим подспорьем в этом вопросе, по мнению нашего консультанта, могли бы стать художественные портреты Павла I и Моцарта в юности.

Для изучения вопросов, связанных с костюмами Павла I, автор статьи посетил следующие музеи: резиденция великого князя Павла Петровича в Санкт-Петербурге Михайловский замок (приложение 1, рис. 14 - 16), Гатчинский дворец, подаренный будущему императору его матерью Екатериной II (приложение 1, рис. 17), Государственный музей-заповедник Ростовский кремль в Ростове Великом (приложение 1, рис. 18), Музей игрушки в Сергиевом Посаде (приложение 1, рис. 19).

Во всех перечисленных музеях автор статьи ознакомился с картинами и скульптурами художников, творивших во второй половине XVIII века. Рассматривая их работы, он убедился, что в этот период понятие детская мода еще не появилось: одежда детей на картинах была точной копией одежды взрослых. Кроме этого, в стандартном наборе вещей из гардероба вельможи эпохи рококо были жюстокор, веста, кюлоты, белая рубашка с жабо и белые чулки.

Что касается портретов юного Павла I, удалось разыскать лишь несколько из них. К сожалению, все они были написаны не в полный рост, так что оценить длину весты и особенности формы брюк не представлялось возможным.

На специализированных сайтах было найдено большое число парадных портретов Павла I в юности, в том числе и в полный рост (приложение 1, рис. 20 - 25). На всех картинах Павел I изображен в строгой одежде, подчеркивающей высокий статус, при атрибутах власти орденах Святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и Святой Анны (крест). Портрета цесаревича, изображающего его в неформальной обстановке, найдено не было. Поэтому было принято решение, положиться на экспертное мнение Ксении Григорьевны Серебряковой, которая в своем письме указала на тип камзола с короткой спинкой. Возможно, если бы художник по костюмам фильма Романовы был знаком с таким квалифицированным специалистом из ГИМ, он бы не допустил неточности в подборе костюма для юного Павла I.

Что касается костюма юного Моцарта, здесь у автора статьи была возможность ознакомиться только с репродукциями картин художников того времени. Было найдено несколько таких изображений (приложение 1, рис. 26 - 30). Как и в случае с Павлом I, юный Моцарт изображен на них в парадных костюмах, поэтому составить представление о его повседневной одежде не представляется возможным.

Был сделан запрос на английском языке в Зальцбургский музей Дом рождения Моцарта с просьбой предоставить информацию о костюмах маленького гения. К сожалению, к моменту написания статьи ответ не был получен.

Когда было обнаружено несоответствие кино костюма одежде середины XVIII века, возник вопрос: есть ли у россиян потребность понять, как одевались люди в различные исторические периоды России. В связи с этим возник и следующий вопрос: необходима ли достоверность костюмов в киноискусстве? Были составлены две анкеты - на бумажном носителе (приложение 3) и online анкета на специальном ресурсе Anketolog.ru (Приложение 4).

Вопросы в анкетах подразделялись на две группы: первая на знание терминов в мире моды, вторая на заинтересованность анкетируемого в анализе исторических произведений (книг и кинофильмов). При этом полагалось, что если участник опроса ничего не знает о моде разных исторических эпох, не посещает художественные и исторические музеи, не читает и не смотрит исторические романы и кинофильмы, то ему вряд ли понадобится достоверность в киноискусстве.

В анкетировании приняло участие 75 человек (26 и 49 человек соответственно). Вопросы анкеты представлены в приложениях (приложение 3, 4). Подробный анализ online анкетирования также приведен в приложении (приложение 5).

В анкетировании на бумажном носителе приняло участие 26 человек. Общая статистика ответов на вопросы представлена в таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования

ВопросыДаНет
ДаНет
1 Когда впервые появилось понятие детская мода? - 9 17
2 Основные черты, характерные для стиля рококо в моде? - 7 19
3 Что такое жюстокор? - 2 24
4 Что такое кюлоты? - 3 23
5 К какому временному периоду принадлежат эти костюмы? - 11 15
6 Часто ли Вы ходите в исторические и художественные музеи? - 7 19
7 Любите ли Вы читать исторические романы? - 16 10
8 Если Вы ответили "да" на предыдущий вопрос, обращаете ли Вы внимание на описание костюмов того времени? 9 7 -
9 Любите ли Вы смотреть исторические фильмы? 21 5 -
10 Предпринимаете ли Вы попытки узнать больше информации из других источников о событиях и героях фильма? 17 4 -
11 Обращаете ли Вы внимание на костюмы героев фильма? 18 3  
12 Возникали ли у Вас когда-нибудь сомнения относительно правильности выбора художником по костюму фильма того или иного наряда? 9 12  
13 Считаете ли Вы, что в исторических фильмах допустим принцип как бы XVIII век (подбор костюма герою, не вполне соответствующий тому времени)? - 14 12

На основании проведенного опроса логично сделать вывод о том, что большинство анкетируемых (70 %) допускают принцип «как бы XVIII век» в подборе костюмов для кинофильмов, а значит достоверность в киноискусстве людям не нужна.

Подведем итоги. В ходе исследования стало понятно, что кино костюм был выбран художниками по костюмам ошибочно ввиду его принадлежности к более раннему временному периоду. С другой стороны, анкетирование показало, что подобные ошибки большинству современных зрителей безразличны.  

В целом были сделаны следующие выводы относительно моды второй половины XVIII века, а именно:

  1. Понятия «детской моды» в этот период не существовало; детская одежда была маленькой копией одежды взрослых.
  2. Основными элементами мужского костюма были: жюстокор, веста и кюлоты, причем веста (камзол) во второй половине XVIII века имела укороченную спинку без оборок.
  3. Юные Павел I и Моцарт могли носить одежду одинакового покроя ввиду историко-культурных связей, существовавших между Россией и Австрией.
  4. Большинство людей, независимо от их возраста: 1) не знают, как выглядела мужская одежда второй половины XVIII века и как назывались ее элементы; 2) редко посещают художественные и исторические музеи; 3) не любят читать исторические романы, а если и читают, то не обращают внимание на описание костюмов главных героев; 4) допускают принцип «как бы XVIII век» в киноискусстве.

Приложения

Mozart in paul i's panties or whether the reliability in motion picture art is necessary?

N. A. Dorodnov
school student, 4th class,
SEI Gimnaziya № 1519, Moscow

Summary: in article detailed studying of the direction in fashion of Russia and Europe in the second half of the 18th century is carried out and the hypothesis made by the author that young Paul I and Mozart could wear identical suits is checked. The author defines the place of a suit in which he acted in documentary projects Romanov and the Agency of special investigations with Vyacheslav Razbegayev whether he in the history of fashion and answers a question the reliability in motion picture art is necessary, analyzing results of questioning.

Keywords: history of children's fashion, the Rococo era, full dresses of Paul I, young Mozart's biography, reliability in motion picture art.