Научный руководитель: А.В.Гречин, А.Е.Зинчук, И.Л.Карпова
Код уникальной десятичной классификации: УДК 372.851

Аннотация: работа является продолжением проекта «Детям с ОВЗ по зрению. Том 1. Шахматные фигуры». Проект рассчитан на второй ознакомительный этап с настольной игрой Шахматы детьми от 2,5 лет и старше с ограниченными возможностями по зрению. Приводится фрагмент пособия с описанием специальной шахматной доски и особенностей шахматных фигур, выполненных авторами проекта в технологии 3D. В приложение к пособию входит шахматная доска, спроектированная в виде пазлов, и набор шахматных фигур для детей с ОВЗ по зрению. Акцентируется внимание на перспективах развития проекта, среди которых возможность ознакомления детей с нарушением зрения с шахматами, расширение их кругозора и создание разнообразных обучающих и развивающих пособий с 3D-моделями.

Ключевые слова: пособие; специальная шахматная доска и фигуры; технологии 3D.

Данная работа является продолжением проекта «Детям с ОВЗ по зрению. Том 1. Шахматные фигуры». Проект рассчитан на второй ознакомительный этап с настольной игрой Шахматы детьми от 2,5 лет и старше с ограниченными возможностями по зрению.

Целью проекта является создание пособия по ознакомлению детей с проблемами зрения с шахматной доской и расстановкой фигур на ней.

Задачами проектной работы стали:

  • продолжение изучения материалов по истории шахмат, шахматных фигур, шахматной доски;
  • освоение 3D-моделирования при помощи программного продукта Fusion 360;
  • создание 3D-модели для пособия.

Научно обосновано, что игра в шахматы способствует развитию пространственной ориентации слабовидящих. Шахматы это не только игра, но и эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств, они способствуют развитию личности, формированию творческих способностей.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на плоскости, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность и другое

Наше пособие поможет первоначальному знакомству с шахматной доской и расстановкой фигур на ней.

Научные гипотезы отодвигают время создания шахмат к 2 - 3 тысячелетиям до н. э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н. э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н. э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Фигуры и доски изготавливают разных размеров и конфигураций, из различных материалов.

В настоящее время существуют модификации шахматной доски и фигур для людей с ОВЗ. Шахматная доска для незрячих имеет такие особенности: во-первых, в середине каждого поля (клетки) доски есть отверстие для вставки фигур; во-вторых, черные поля чуть-чуть приподняты по сравнению с белыми полями, что облегчает ориентацию на доске, особенно по ее линиям вертикалям, горизонталям и диагоналям. Шахматные фигуры имеют также две особенности: во-первых, в их основаниях находятся ножки для вставки в отверстия на полях шахматной доски; во-вторых, белые фигуры снабжены рельефными отличиями - на их вершине расположены большие точки, фигура короля в два раза крупнее пешки.

Изучив доступные источники информации, мы решили для популяризации шахмат для детей с ОВЗ разработать и изготовить своими силами на 3Д-принтере шахматную доску и пособие (рис. 1, 2).

Генерация идей участниками проекта

Рис. 1. Генерация идей участниками проекта

Концептуальная проработка проекта

Рис. 2. Концептуальная проработка проекта

Следующим этапом стало трехмерное моделирование и прототипирование в программе Fusion 360 (рис. 3 - 6)

Трехмерное моделирование

Рис. 3. Трехмерное моделирование (1)

Трехмерное моделирование

Рис. 4. Трехмерное моделирование (2)

Трехмерное моделирование

Рис. 5. Трехмерное моделирование (3)

Трехмерное моделирование

Рис. 6. Трехмерное моделирование (4)

Пособие содержит описание фрагмента специальной шахматной доски и особенностей шахматных фигур, выполненных в технологии 3D, которые мы предлагаем. Данное пособие ориентировано на детей дошкольного возраста. Состоит из объемной части и текстовой части в виде стихов, взятых из интернет-ресурсов.

К пособию прилагается шахматная доска, спроектированная в виде пазлов, и набор шахматных фигур для детей с ОВЗ по зрению. Отличительной чертой нашей доски является наличие на черной клетке рельефной поверхности, а фигуры отличаются конфигурацией плашки (одна гребенчатая, другая гладкая).

Фигуры имеют цилиндрический выступ (штифт) для устойчивой фиксации на поле доски. Для удобства изготовления, а также присутствия элементов игры составные части доски выполнены в виде пазлов. На доске буквы и цифры продублированы шрифтом Брайля. Данное пособие не является предметным, а относится к области дополнительного образования.

Для того чтобы узнать мнение о проекте и возможности обучения игре в шахматы людей с ОВЗ, используя наше пособие, фигуры и доску, мы посетили учебный отдел ВОС, продемонстрировали свои разработки. Наши идеи вызвали заинтересованность. Таким образом мы считаем, что у нашего проекта есть перспективы:

  • ознакомление и обучение детей с проблемами зрения с игрой Шахматы;
  • расширение кругозора детей;
  • создание разнообразных обучающих и развивающих пособий с 3D моделями.

To children with disabilities of sight  - about chess. Volume 2. A chess board. Arrangement of chess pieces

A.I. Nikitin,
pupil, 8th grade,
School № 1288, Moscow

A.V. Grechin,
pupil, 8th grade,
School № 1288, Moscow

AE Zinchuk,
pupil, 8th grade,
School № 1288, Moscow

I. L. Karpova,
scientific director,
Physics teacher,
School № 1288, Moscow

Summary: work is continuation of the project "To children with OVZ on sight. Volume 1. Chessmen". The project is calculated on the second fact-finding stage with board game Chess children of 2,5 years and is more senior with limited opportunities on sight. The grant fragment with the description of a special chessboard and features of the chessmen executed by authors of the project in 3D technology is given. The chessboard designed in the form of puzzles and a set of chessmen for children with OVZ on sight logs into the application to a grant. The attention is focused on the prospects of development of the project among which there is an access of children to visual impairment to chess, expansion of their outlook and creation of the various training and developing grants with 3D models.

Keywords: allowance; special chessboard and figures; technology 3D