Аннотация. Данная статья посвящена описанию роли цифровых технологий в формировании коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов при подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, цифровые технологии, итоговое собеседование, ЦОР, ОГЭ, ФГОС.

Современные реалии накладывают серьезный отпечаток на уровень сформированности коммуникативной компетенции детей: учащимся сложно аргументировать свою позицию, делать обобщающие выводы и свободно общаться с другими людьми. Живая культурная речь зачастую заменяется мимикой и жестами, а письменная речь представляет собой набор не связанных друг с другом фраз. Безусловно, речь и мышление неразрывно связаны, а всевозможные современные технологии и гаджеты избавляют подростков от письма и чтения, предлагая им альтернативные варианты общения. Поэтому перед учителями русского языка стоят очень важные вопросы: как в век технологий бороться с тотальной безграмотностью (не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной) и каким образом перестроить учебный процесс, чтобы он не казался ученикам чуждым, устаревшим и не пригодным в практической жизни. Очевидно, что необходимо такое построение учебного процесса, когда традиционные научные сведения подаются учащимся привычным для них способом, т.е. с использованием различных цифровых технологий. Для повышения эффективности данного процесса важно добиться оптимального сочетания традиций и инноваций.

Как известно, сформированная коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность обучающихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах, является основой абсолютно любой практической деятельности человека, ведь ни одна сфера жизни не может гармонично существовать без межличностного взаимодействия. Поэтому формирование коммуникативной компетенции направлено не только на развитие навыков устного и письменного общения, но и на развитие общей культуры, кругозора и мировосприятия школьников, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Уровень сформированности коммуникативной компетенции всех обучающихся проверяется в 9 классе на обязательном выпускном экзамене – ОГЭ по русскому языку.

Коммуникативные умения и навыки, в первую очередь, связаны с организацией речевого общения, которое имеет свои цели, задачи и мотивы, а также с социальными нормами речевого поведения; возможность практического применения полученных навыков является первостепенной задачей. Поэтому главным условием, необходимым для формирования коммуникативной компетенции обучающихся, становится специально организованная в ходе учебного процесса коммуникативная ситуация (устная или письменная).

Коммуникативная компетенция понимается как овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения [6, с. 12].

В.И. Капинос и Н.А. Пленкина выделяли следующие общие коммуникативные умения, способствующие формированию коммуникативных навыков: умение адекватно воспринимать устную и письменную речь, умение раскрывать тему и основную мысль текста, умение собирать и систематизировать материал на отдельную тему, умение пересказывать выборочно, сжато и подробно исходный текст, умение создавать тексты разных типов и стилей речи, умение совершенствовать и редактировать написанное.

Все вышеперечисленные коммуникативные умения и навыки можно найти и в требованиях к выпускникам 9 классов, которые прописаны в разделе «Требования к освоению основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС. Среди предметных результатов изучения русского языка на первом месте указано: «Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)» [6, с. 28]. Ресурсы и сервисы являются средствами устной и письменной коммуникации современных школьников.

Степень сформированности коммуникативной компетенции у девятиклассников определяется на итоговом собеседовании и ОГЭ по русскому языку. Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и имеет следующую структуру: каждый вариант контрольно-измерительных материалов состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания базового уровня сложности (все задания представляют собой задания с развернутым ответом):

  1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
  2. Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
  3. Тематическое монологическое высказывание.
  4. Участие в диалоге.

На ОГЭ по русскому языку КИМ состоит из трех частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 – сжатое изложение (задание 1). Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа; задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня. Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

При подготовке обучающихся к данным выпускным испытаниям следует учитывать современные реалии, которые управляют образовательным процессом. Основным вектором развития школьного образования в России является его цифровизация. В настоящее время из-за тяжелой эпидемиологической ситуации происходит полный или частичный переход школ на дистанционное обучение, поэтому без использования цифровых ресурсов обойтись невозможно.

Цифровая трансформация образования – это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.

Цифровое образование предполагает наличие свободного доступа учителей и обучающихся к цифровым образовательным ресурсам (далее – ЦОР), позволяющим оптимизировать образовательный процесс. Грамотное использование ЦОР при подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку не только упрощает работу учителя и делает уроки интереснее и продуктивнее, но и способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Подготовка к выпускным испытаниям в 9 и 11 классах должна начинаться с изучения специфики экзаменов. Для этого существуют сайты ФГБНУ ФИПИ и РЦОИ, где можно найти всю необходимую информацию, касающуюся сроков и процедуры проведения экзаменов, там же имеются методические рекомендации по подготовке, кодификаторы, спецификаторы и демоверсии экзаменационных КИМов, тренировочные задания. Информация постоянно обновляется, поэтому данные ресурсы необходимы не только учителям, но и обучающимся, а знакомство учеников с данными источниками является первоочередной задачей учителей, работающих в выпускных классах.

Полезным ресурсом при подготовке выпускников 9 классов к экзаменам может стать и справочно-информационный портал «Грамота.ру», где представлены различные словари, которые можно использовать при подготовке к сочинению 9.3 ОГЭ, в котором необходимо изложить мысли по поводу какого-либо понятия. Здесь нам и поможет работа со словарем. Также здесь имеется раздел «Запоминалки», в котором можно найти рифмованные, легко запоминающиеся правила, что поможет более слабым детям быстрее усвоить материал.

На наш взгляд, наиболее удобным цифровым ресурсом является информационный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА: Решу ОГЭ». Портал позволяет познакомиться с экзаменационными заданиями прошлых лет, содержит огромное количество справочной информации, необходимой для качественной подготовки к экзаменам.

Хотелось бы отметить крупнейший видеохостинг YouTube, который богат видео-уроками, посвященными подготовке школьников к экзаменам. Для подготовки к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку здесь представлено огромное множество каналов, где каждый сможет найти лектора, который дополнительно объяснит непонятный материал.

Безусловно, преподаватель может создать и свои видео-уроки. Для этого может пригодиться программа «CamStudio». Учитель может записать объяснение какой-либо темы, разобрать алгоритмы выполнения заданий ОГЭ, показать примеры выполнения заданий итогового собеседования.

На итоговом собеседовании оценивается произношение слов и орфоэпическая грамотность учащегося. Для изучения норм ударения можно использовать игру на сайте «Ударение.Инфо». Такие пятиминутки в начале урока помогут развивать грамотную речь учащихся, параллельно подготавливая их к заданию № 4 ЕГЭ по русскому языку.

Для телефонов сейчас разработано тоже немало приложений, позволяющих проверить свою грамотность. К наиболее удобным мы бы отнесли следующие: «Орфография», «Пунктуация», «Русский язык – грамотей».

Хотелось бы также остановиться на полезных приложениях для учителей. Они ускоряют проверку выполненных заданий и имеют огромное количество возможностей, ведь, включая фантазию, мы можем создать практически любое задание, необходимое нам.

Наиболее ярким и необычным является сервис «Kahoot», позволяющий проводить интерактивные викторины в классе, но для его использования каждый ученик должен иметь смартфон с выходом в Интернет. «Quizizz» работает по тому же принципу, но ученики отвечают на вопросы индивидуально, а общую статистику видит только учитель.

Гораздо удобнее, на наш взгляд, использовать приложение «Plickers»: телефон будет только у учителя, а на вопросы учащиеся отвечают, используя набор индивидуальных, заранее распечатанных учителем, QR-кодов. А для их отдельной генерации (например, чтобы сделать компактную ссылку на опрос или ресурс) можно использовать «QR-Coder».

Конечно же, у любого учителя есть своя копилка материалов, которые можно использовать при подготовке к экзаменам, которые развивают мышление учащихся, формируют коммуникативные навыки. Для централизованного хранения всех материалов и свободного доступа учащихся к качественной информации учитель может создать личный сайт. Конструкторов для создания сайтов сейчас очень много, мы бы выделили среди них Wix.

Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции необходимо систематически осуществлять мониторинг усвоения знаний и развития коммуникативных навыков. Теоретические знания удобно проверять, используя конструктор опросов и тестов от Microsoft или Google. При такой проверке учитель видит результаты каждого ученика и общую статистику. Такие задания удобно использовать и в процессе дистанционного обучения: нужно лишь прислать ссылку на тест ученикам. Также можно просить учеников там писать сочинения: готовая работа придет учителю, он сможет ее оценить. Но здесь кроется другая проблема: многие ученики могут присылать работы, списанные из Интернета. Зато такие электронные материалы гораздо проще проверить на плагиат: бесплатный сервис «Антиплагиат.ру» покажет процент оригинальности текста и источники заимствования.

Проверить навык чтения и пересказа можно, используя сервис Flipgrid, куда учащиеся могут прислать записанные аудиозаписи, а учитель будет иметь возможность оценить работы учеников и дать соответствующие рекомендации.

Таким образом, современный мир без цифровых технологий представить невозможно: любые учебники, изображения, полезные материалы представлены в цифровой форме. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс, что особенно важно в старших классах при подготовке к выпускным испытаниям. При подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку можно использовать все перечисленные выше ресурсы. Грамотное сочетание и систематичность подготовки позволят не только качественно подготовить обучающихся 9 классов к экзаменам, но и будут способствовать формированию коммуникативной компетенции девятиклассников.

Digital technologies in the formation of communicative competence of students in grades 9 in preparation for the final interview and OGE in Russian

Filimonova O.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Pustovit Marina Yurjevna,
Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences.

Аnnotation. This article describes the role of digital technologies in the formation of communicative competence of students in grades 9 in preparation for the final interview and OGE in Russian.
Keywords: communication competence, communication competence, communication skills, communication skills, digital technologies, final interview, cor, OGE, FSES.


  1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 9-14.
  2. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка 5-11 кл. М., 2007. 496 с.
  3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. М.: 2009. 240 с.
  4. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 3-11.
  5. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. М.: 2007. 129 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: 2019. 61 с.
  1. Bystrova E.A. Communicative technique in teaching the native language. // Russian language at school. 1996. № 1. Page: 9-14.
  2. Lvovav S.I. Table book of a teacher of the Russian language 5-11 cls. Moscow: 2007. 496 pages.
  3. Methodology for the development of speech in Russian language lessons: Kn. for teacher / N.E. Boguslavskaya, V.I. Kapinos, A.Yu. Kupalova and others; edited by T.A. Ladyzhenskaya. 2nd ed., amended and supplemented by Moscow: 2009. 240 pages.
  4. Pakhnova T.M. Text as the basis for creating a developing speech environment in Russian language lessons. // Russian language at school. 2000. № 4. Page: 3-11.
  5. Sergeev I.S. How to implement a competent approach in a lesson and in extra-time activities: Practical manual / I.S. Sergeev, V.I. Blinov. Moscow: 2007. 129 pages.
  6. Federal State Educational Standard for Basic General Education. Moscow: 2019. 61 pages.