Аннотация. В статье рассматривается вопрос востребованности и роста популярности электронных периодических изданий среди детской аудитории, в период пандемии. Подробно описывается возможность коммуникации авторов журналов со своими читателями. Подобное взаимодействие позволяет читателям, как взрослым, так и детям участвовать в формировании рубрик электронного журнала. В качестве объекта исследования выбраны французские журналы для детей издательства Milan Presse, что обусловлено высокой популярностью и доступностью электронных версий журналов.

Ключевые слова: детская литература, медийный дискурс, картина мира

Данная статья посвящена такой актуальной проблеме как формирование картины мира ребенка при помощи периодических изданий для детей. Французские журналы ранее становились объектом нашего исследования [8], а также при изучении частных вопросов, таких как звукоподражания во французских текстах для детей [6] и при исследовании французских литературных текстов [2]. Особую актуальность приобретает исследование проблем развития коммуникативной культуры через периодику, которая в связи с развитием интернета проходит период переформатирования. В этой связи, в настоящее время, периодические детские издания, в своем большинстве, также осваивают новый формат, электронный.

Электронные журналы для детей представляют собой отдельное направление литературы и журналистики. В настоящий момент они набирают все большую популярность и нисколько не уступают по своей значимости, в развитии и воспитании детей, учебникам и методическим пособиям. Можно с полной уверенностью утверждать, что детские онлайн-журналы заняли особое место в мире ребенка и родителей. Детские электронные журналы способствуют развитию и реализации творческих и интеллектуальных способностей ребёнка, поскольку таким образом, происходит формирование медиаграмотности как особой знаковой культуры. Прошло более ста лет с момента, когда американский философ Ч.С. Пирс сформулировал общие принципы науки о знаках – семиотики, но ее границы до сих пор точно не определены. Именно поэтому в эту область входят различные работы – от искусствоведческих до лингвистических исследований [5, 2017].

Журналы, предназначенные для детей, в доступной форме разъясняют ребенку об окружающем мире, рассказывают о красоте природы, помогают осознать, что такое добро и зло, а также содержат много интересной информации, направленной на удовлетворение детской любознательности. Периодические издания направлены в большей степени на практическое освоение окружающего мира, как самостоятельно, так и вместе со взрослыми: информация, представленная в журналах, способствует тому, чтобы дети могли применить полученные знания на практике. С этой целью, на страницах журналов много развивающих игр и заданий, упражнений на проверку знаний (загадки, викторины, тесты, математические задачи), что позволяет усваивать абстрактные лексические единицы [9, 2001].

Если говорить о детских печатных изданиях журналов, то на сегодняшний день уделяется не так много внимания проблемам детской периодики. Параллельно с развитием таких журналов не уходит проблема дефицита авторов: с каждым годом становится все меньше людей, готовых работать в данной сфере. Также сокращается количество хороших изданий для малышей, а за однодневные журналы издательства браться не хотят [10, 2015]. В первую очередь это связано с ростом технического прогресса и изменением интересов детей, которые все больше интересуются интернет-ресурсами. Для современного ребенка просмотр веб-страниц более привлекателен, чем чтение специализированных журналов.

Другой крайне важной проблемой в настоящее время является высокая стоимость печатных изданий для детей. Не все родители могут позволить себе приобретать специализированную периодику для своего ребенка на постоянной основе, даже при условии оформления подписки, когда стоимость значительно ниже, чем при покупке журналов по отдельности. С одной стороны, печатные журналы для детей стали значительно более яркими, чем были прежде, но с другой стороны, это приводит к колоссальному увеличению их стоимости, и, как следствие, снижению количества проданных тиражей.

Между тем, периодическая печать в сети Интернет сегодня намного доступнее для детей и родителей, как с точки зрения пользы, которую ребенок получает вместо просмотра информации низкого качества в сети, так и с точки зрения стоимости. Электронные версии либо бесплатны, либо по стоимости значительно ниже, чем их печатные аналоги.

В своем исследовании В.И. Щинникова и Е.А. Чупринова подразделяют детские электронные журналы на две группы: оригинальные электронные журналы, издаваемые только в Интернете, и электронные версии печатных журналов [10, 2015]. При этом, для обеих групп журналов характерна общая цель – сделать сайт своего издания привлекательным и полезным местом для детей и их родителей. Каждое такое издание стремится стать не только «полноценным образовательным центром» [3, 2005], но и привлекать читателей с помощью красивого продуманного и функционального дизайна, а также обеспечить читателям полноценное интерактивное общение в сети Интернет.

В настоящее время желание родителей – совместить полезное обучение с развлечением, и этому полностью способствуют электронные журналы для детей, подчеркивает Е.А. Марсавина. Красочный и разнообразный интерфейс сайтов и их содержание привлекают не только юных пользователей, но и их родителей, и преподавателей образовательных учреждений. Возможность участвовать в образовательном процессе ребенка осуществляется благодаря техническому прогрессу, позволяющему обратиться к сотрудникам издания, есть возможность комментировать авторские работы, а также дополнительно слушать аудиозаписи и смотреть видеоматериалы [4, 2016]. Это позволяет сделать вывод, что электронные журналы идут в ногу со временем и моментально реагируют на любое изменение потребностей читательской аудитории. Следовательно, юные читатели могут активно участвовать в создании информационного контента, а авторы, в свою очередь приближаются к своему читателю – ребенку.

Главной особенностью электронных детских онлайн-журналов является их интерактивность: содержание журналов, благодаря интерактивности, находится в прямой зависимости от обратной связи читателя, а также взаимодействия с читателями в социальных сетях. Таким образом, происходит превращение средств массовой информации в средства массовой коммуникации. Другой важной характеристикой детских сетевых журналов является динамичность ответной реакции, что способствует быстрому обмену информацией. Стоит также упомянуть о мультимедийности детских интернет-журналов. В текст вписаны разнообразные информационные среды, иллюстрации, музыка или звуки [1, 2006].

Например, французские издательства Bayard и Milan Jeunesse предлагают развлекательное приложение для детей от 3х до 10 лет. Здесь собрано все то, что входит в детские журналы, но оно полностью интерактивно. Читателям предлагается более 2000 видов взаимодействия (анимационные или аудио-рассказы, творческие мастерские, игры, головоломки), которые разработаны и отобраны экспертами Bayard и Milan Jeunesse. Любимые герои журналов данных издательств на экране гаджетов помогают отправиться в приключения, открывать и понимать мир вокруг, дать волю своему воображению, а также учиться и весело проводить время. Более того это приложение обладает секундомером для контроля экранного времени и контентом, адаптированным к возрасту ребенка.

Наиболее ценным является и то, что на сайтах электронных детских журналов существует возможность обращения к предыдущим выпускам, в том числе в рамках одного контекста через систему гиперссылок при наличии взаимосвязанных тем, находящихся в разных журналах.

В связи с активным процессом коммерциализации почти всей прессы, издания разделяются по жанрово-тематическому признаку, что позволяет читателям видеть содержание журнала и выбирать то, в чем существует потребность в данный момент времени. В своей работе Е.А. Марсавина отмечает феномен детского электронного журнала, как одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений в журналистике [4, 2016].

Электронные детские журналы приобретают большую популярность в настоящее время не только благодаря развитию информационных технологий. Ситуация с возникшей в 2020 году пандемией также внесла свои коррективы в сферу периодических изданий, в том числе детских. Весной 2020 года, когда дети были вынуждены оставаться продолжительное время дома, многие зарубежные и российские электронные издания стали доступными для свободного пользования. Это позволило изданиям приобрести большую популярность и дало возможность родителям занять детей в условиях пандемии. В связи со сложившимися обстоятельствами родители узнали о многих электронных детских журналах впервые и смогли оценить их удобство и пользу.

Одним из популярных издательств, специализирующихся на детской периодической литературе, является французское издательство Milan Presse. Оно создает кардинально новую версию печатного журнала – это детский журнал, который в своих электронных изданиях использует флеш-технологии, анимацию и гипертекст, в дополнение к существующим печатным вариантам аналогичного журнала. Это издательство было выбрано в качестве предмета исследования, поскольку оно является одним из самых популярных издательств во Франции. Многие электронные журналы представлены на их сайте в бесплатном доступе, стоимость подписки на электронные журналы в несколько раз ниже печатных аналогов, кроме самих журналов, сайт предоставляет различные интерактивные и развлекательно-познавательные материалы по e-mail-подписке.

Сайт издательства имеет удобный интерфейс, журналы распределены по возрастам и тематикам. Например, для возраста до 5 лет есть следующие журналы:

  • Picoti, который издатели позиционируют как журнал для первых открытий ребенка;
  • Histoires pour les petits – идеальный журнал для вечерних историй;
  • Toupie – журнал для ясельного возраста, который прививает ребенку вкус к чтению и обучению во время веселого времяпрепровождения, делится приключениями и эмоциями с веселой группой героев, которые выглядят точно так же, как ребенок (см. рисунок 1).

Журналы для детей до 5 лет.

Рис. 1. Журналы для детей до 5 лет.

Для возраста 6-9 лет Milan Presse предлагает следующие журналы:

  • J’apprends à lire, направленный на обучение чтению до первого класса;
  • Toboggan – помогает ребенку расти, приобрести уверенность в себе, учится взаимодействовать с другими;
  • Manon – истории для маленьких девочек (см. рисунок 2).

Журналы для детей 6-9 лет.

Рис. 2. Журналы для детей 6-9 лет.

На сайте издательства можно встретить героев различных детских журналов, что позволяет ребенку ближе с ними познакомиться и найти полюбившегося героя. Чтению журналов особенно способствует то, что их можно листать на сайте так, будто листаешь обычную бумажную версию журнала. Это очень удобно и делает журнал более привлекательным для детей. Данные периодические издания имеют очень много преимуществ, позволяя ребенку развиваться, учиться и узнавать новое благодаря большому разнообразию тематических направлений.

Проанализировав лишь одно наиболее популярное издательство журналов для детей Milan Presse, мы приходим к выводу, что электронные журналы пользуются спросом в связи с большей финансовой доступностью, а также с ограниченностью доступа к печатным версиям в период пандемии. Нынешняя эпидемиологическая ситуация дала толчок к быстрому развитию детского интернет-сегмента и возможность знакомства с данным видом прессы. Мы полагаем, что электронные издания, являясь отражением новых реалий современной жизни, не утратят актуальности в ближайшее время, а их число будет лишь увеличиваться.


Relevance of French electronic journals to children in pandemic period (COVID -19)

Sorokina D.S.
bachelor of 4 course of the The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Slastnikova Tamara Vasilievna
Deputy Head for Academic Work, Associate Professor, Department of Romance Philology, Institute of Foreign Languages of the The Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article examines the issue of the demand and growth in popularity of electronic periodicals among the children's audience during a pandemic. The possibility of communication between authors of journals and their readers is described in detail. Such interaction allows readers, both adults and children, to participate in the formation of the headings of the electronic journal. The French magazines for children of the Milan Presse publishing house were chosen as the object of the research, due to the high popularity and availability of electronic versions of the magazines.
Keywords: children's literature, media discourse, picture of the world


  1. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 526 с.
  2. Дубнякова О.А., Степанов В.В. Комментирование при чтении литературного текста на французском языке: субъектно-субъектный метод в действии // Иностранные языки в школе. 2019. № 1. С. 26-34.
  3. Лукина М.М., Фомичева, И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: МГУ им. Ломоносова, 2005. 168 с.
  4. Марсавина Е.А. Российский детский Интернет-журнал: новые возможности и особенности развития на современном этапе // Медиасреда. 2016. №11. C. 65-70.
  5. Основы семиотики: учеб. пособие / С.В. Гринев-Гриневич, Э.А. Сорокина. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2017. 256 с.
  6. Сластникова Т.В., Дайнеко А.Ю. Звукоподражания в текстах для детей (на материале франкоязычных изданий) // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2017. № 2. С. 182-185.
  7. Сластникова Т.В., Сорокина Д.С. (а) Невербальные составляющие во французских журналах для детей // Научный аспект. 2020. № 1. С. 222-228.
  8. Сластникова Т.В., Сорокина Д.С. (б) Формирования языковой картины мира ребенка посредством французских журналов для детей // Наукосфера. 2020. № 6. С. 62-66.
  9. Черкашина Е.И. Концептуальный аспект абстрактных имен существительных в составе предложно-именных конструкция в современном французском языке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Иркутский государственный лингвистический университет. Иркутск, 2001. 170 с.
  10. Щинникова В.И., Чупринова Е.А. Журналы для детей и формы работы с периодическими изданиями в библиотеке. Почитай, полистай, посмотри. (дата обращения: 14.11.2020).
  1. Voroshilov V.V. Journalism. Basic course. SPb.: Izd-vo Mihajlova V.A., 2006. 526 pages.
  2. Dubnyakova O.A., Stepanov V.V. Commenting when reading a literary text in French: the subject-subject method in action // Foreign languages at school. 2019. № 1. Page: 26-34.
  3. Lukina M.M., Fomicheva, I.D. Media in the Internet space. M.: MGU im. Lomonosova, 2005. 168 pages.
  4. Marsavina E.A. Russian Children's Internet Magazine: New Opportunities and Features of Development at the Present Stage // Mediasreda. 2016. №11. Page: 65-70.
  5. Fundamentals of semiotics: textbook. allowance / S.V. Grinev-Grinevich, E.A. Sorokina. 3-e izd., ster. M.: FLINTA, 2017. 256 pages.
  6. Slastnikova T.V., Dajneko A.YU. Onomatopoeia in texts for children (based on French-language editions) // Bulletin of Tver State University. Series «Philology». 2017. № 2. Page: 182-185.
  7. Slastnikova T.V., Sorokina D.S. (a) Non-verbal components in French magazines for children // Scientific aspect. 2020. № 1. Page: 222-228.
  8. Slastnikova T.V., Sorokina D.S. (b) Formation of a linguistic picture of the child's world through French magazines for children // Naukosfera. 2020. № 6. Page: 62-66.
  9. Cherkashina E.I. The conceptual aspect of abstract nouns in the composition of prepositional-nominal construction in modern French: dissertation abstract for the degree of candidate of philological sciences / Irkutsk State Linguistic University. Irkutsk, 2001. 170 pages.
  10. Shchinnikova V.I., Chuprinova E.A. Magazines for children and forms of work with periodicals in the library. Read, leaf through, look. (date of the address: 14.11.2020).