Аннотация. В статье рассматривается анализ свободы воли с позиции наук, смежных с философией, а именно с точки зрения психологии, теологии, этики. Данные науки наиболее близки к философии и понятии воли. Проведен подробный анализ понятия «свободы воли», анализируются противоречия свободы воли, исследуется вопрос свободы действий с точки зрения добра и зла. Рассмотрено понятие свободы воли с точки зрения различных философских направлений (немецкая и российская философия) и изучены возможности разрешения их противоречий.

Ключевые слова: воля, свобода воли, добро и зло, свобода действий, немецкая философия, наука.

В данной статье рассматривается феномен воли как объект междисциплинарного изучения. Воля – сложный феномен, который нельзя рассматривать только с одной стороны, а нужно рассматривать под разным углом. Философия – наука, которая стала первой рассматривать волю как самостоятельное явление.

Особенно хорошо воля изучена в трудах немецкого философа А. Шопенгауэра и отечественного мыслителя К.Д. Кавелина. К.Д. Кавелин говорил о том, что воля заключается в выборе добра и зла. По его мнению, воля состоит в убежденности человека в том, что он поступает, как нужно. Цель воли, по мнению, К.Д. Кавелина – обретение нравственных идеалов человеком, что помогает достичь определенного счастья в жизни. Конечно, нельзя избежать несчастий, однако человек должен всегда иметь план к достижению счастья и понимать, для чего и когда он будет счастлив.

К.Д. Кавелин считал, что добродетель и любовь – основной план достижения счастья. В связи с тем, что это совершенствует душу человека, можно сказать, что помощь другим людям – один из путей достижения счастья, а в то же время это формирует волю личности [6, с. 124].

По мнению А. Шопенгауэра, воля – основа мироздания, совокупность человеческих стремлений и желаний, которые заставляют человека действовать тем или иным образом. А. Шопенгауэр отвергает мотивацию, регуляцию к деятельности и другие понятия, которые используются в современной науке. В теории мыслителя воля не требует доказательств, достаточно знать то, что она существует. Главное – создание своей собственной жизни, основанной на свободе. Необходима цель жизни, которой нужно добиваться [9, с. 41].

Однако, Шопенгауэр противоречит сам себе, считая, что можно прервать эти страдания, отказавшись от всяких целей. Первый шаг – растворение личности в любви к людям и помощи слабым. А. Шопенгауэр считал, что цель помогает обрести смысл жизни, но в то же время разрушает ее, так как достигая одной цели, человек стремиться к достижению следующей.

Один из сложных вопросов, который рассматривает философия: существует ли свобода воли? Этот вопрос также требует междисциплинарного подхода, только так можно изучить этот вопрос всесторонне.

Основоположник теории свободы воли в российской психологии – А. Лазурский, который анализировал эту проблему с точки зрения мотивационно-потребностной сферы человека, подчеркивая развитие воли на основе инстинкта свободы.

С.Л. Рубинштейн описывал место понятия свободы воли в системе общей психологии и полагал, что всякий акт деятельности человека зарождает свободу воли.

Д. Н. Узнадзе рассматривал свободу воли в контексте трудовой деятельности и мотивационных потребностей человека. Он обуславливал свободу воли установками «Я Хочу», после формирования которой происходило действие человека.

Как мы видим, свободы воли в прямом смысле слова не существует, а психология рассматривает свободу воли как выбор действия в пределах разума и моральной нравственности.

А.Н. Леонтьев также полагает, что свобода воли – необходимый элемент сознания, а человек обладает свободой только в той степени, которую позволяют нормы и традиции, принятые обществом и ближайшим окружением, в котором он находиться. Сознание – основной элемент, который регулирует степень свободы. Это деятельностная теория личности, сторонниками которой были также А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и другие.

Свобода воли в зарубежной психологии воспринимается по-разному. Например, теория Зигмунда Фрейда отвергает всякую свободу воли из-за наличия инстинктов и агрессии у человека. В психоаналитических теориях К. Юнга анализируется ограниченность свободы воли в связи с коллективным бессознательным. Исследования поведенческих теорий личности показывают, что человек практически полностью лишен свободы воли, человек не осознает своего поведения, а использует социальные навыки, которые он выработал в раннем детстве.

Психология изучает свободу воли с точки зрения воздействия свободы воли на поведение и мыслительную деятельность человека. Психология считает, что свобода воли – это иллюзия, необходимая для регуляции деятельности человека. На самом деле свободы воли не существует, однако человек должен иметь представление о том, что он может поступать, как угодно, не нарушая моральных законов. Именно для этого созданы моральные законы теологией и юриспруденцией [10, с. 64].

Помимо этого, необходимо выделить понятие «свобода действий». Свобода воли и свобода действий – разные понятия. Что касается свободы воли, то она никогда не бывает абсолютной или незначительной, можно только принять или опровергнуть факт существования свободы воли. Говоря о свободе действия, то свобода действий имеет три степени - нулевую, малую и значительную, но эта степень не может быть абсолютной. Кроме этого, понятие «свободы действия» не нуждается в доказательстве, в отличие от свободы воли.

Исследования экспериментальной философии также подтверждают, что нет абсолютной свободы воли. Например, исследование В.Г. Келлера показывает, что свобода воли легко поддается внушению и если человек склонен к конформизму, то он склонен к меньшей вере в свободу воли.

На мой взгляд, вера самого человека в свободу воли оказывает большое значение на свободу воли. Если личность верит в свободу воли, то соответственно он может поступать согласно своим принципам и убеждениям.

В теологии воля рассматривается в свободе выбора добра и зла. Человек может либо исполнять моральные заповеди, либо нарушать их. Если человек нарушает моральные законы, то это – слабость волевого духа.

Нравственность и моральные законы – наиважнейшая часть волевого свободы воли, иначе без моральных заповедей в мире был бы хаос.

Некоторые авторы считают, что свободу воли нельзя рассматривать в контексте воли, однако без рассмотрения понятия свободы воли невозможно понять значение самой воли. Если свобода воли отсутствует, то необходимо выделить другие механизмы воли.

Психология рассматривает волю с позиции волевого акта и регуляции человеческой деятельности. В данной статье будет важно рассмотреть понятие морали и моральной регуляции. Мораль необходимо изучить в контексте волевой регуляции личности.

Некоторые исследователи считают, что интересы морали противоречат интересам личности, однако это не совсем верная точка зрения. На мой взгляд, в интересах самой личности соблюдать моральные законы, которые практически повторяют юридические законы, чтобы избежать уголовного наказания и осуждения общественности.

Главная задача морали – создание механизмов самопожертвования, чтобы сделать выбор в пользу интересов общества. Конечно, это не свобода воли, однако это необходимая регуляция деятельности, без которой невозможно было бы жить в нашем мире [1 с. 3].

Существование морали невозможна без эмоций и чувств. Для морали важны следующие эмоции и чувства – чувство вины, нравственное чувство зла и добра, чувство совести, долга, ответственности и любви. Все это формирует нравственную основу личности, что помогает сделать выбор в пользу добра.

Значение морали для формирования воли заключается в понимании человеком предела свободы. Это необходимо для регуляции поведения человека и его взаимоотношений с окружающими.

В идеале, человек должен испытывать удовлетворение от самопожертвования и помощи другим людям. В этом случае он чувствует свободу воли действия и степень разумности совершаемых действий.

Понимание – важная составляющая свободы воли. Этот термин изучал К. Ясперс, изучая коммуникативный элемент понимания. В. Дильтей рассматривал понимание как метод познания внутреннего мира человеком и окружающих его людей.

Понимание – способность осознать смысл чего-либо в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Помимо этого, ответственность за свои поступки также обеспечивает правильное функционирование свободы воли. Понятие ответственности рассматривается в трудах Б.М. Теплова в единстве с интеллектом и свободы воли [10, с. 66].

Ответственность – высший уровень духовности человека, способствующий развитию понимания и интеллекта. Благодаря ответственности мы можем поступать так, как это требуют от нас законы и традиции общества, которые нас окружают.

Свобода воли существует не отдельно от воли. Свобода – это ее состояние. Здоровое состояние воли – способность брать ответственность за свою жизнь и свои поступки. Патологическое состояние воли – вседозволенность и выбор действий в пользу зла.

Поэтому ограничение свободы воли – правильная и разумная мера, принятая в психологии и философии. Ограничение свободы воли – функция, которую выполняет ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода воли – адекватный и самостоятельный выбор человека в пользу правильного поведения и добра. Необходимо больше исследований, направленных на изучение механизмов свободы воли и ее состояний.

Исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • Свобода воли – это элемент регуляции поведения человека. Человек должен понимать, что он свободен в выборе действий в пределах разума, так как без свободы человек не чувствует себя независимой личностью.
  • Основные категории в исследовании свободы воли – мораль, ответственность, понимание, осознание добра и необходимости помощи другим.
  • Воля включает свободу воли, которая определяет регуляцию деятельности, волевой акт и понимание чувства ответственности.

Theoretical analysis of freedom of will from the position of the interdisciplinary approach

Vedeneeva O.E.
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the analysis of free will from the perspective of sciences related to philosophy, exactly, from the point of view of psychology, theology, and ethics. These Sciences are closest to philosophy and the concept of will. A detailed analysis of the concept of "free will" is carried out, the contradictions of free will are analyzed, the question of freedom of action from the point of view of good and evil is investigated. The concept of free will is considered from the point of view of various philosophical trends (German and Russian philosophy) and the possibilities of resolving their contradictions are studied.
Keywords: will, free will, good and evil, freedom of action, German philosophy, science


  1. Воеводин А.П. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. М.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019. № 2. С. 3-13.
  2. Келлер В.Г. Омский научный вестник. Серия: «Общество. История. Современность.». М.: Омский научный вестник, 2019. № 3. С. 106-111.
  3. Максимов Л.В. Этическая мысль. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской Академии Наук С. 2015, № 2. С. 5-19.
  4. Лабушева Т.М., Николаева М.В. Манускрипт №10 М.: Грамота, 2017. С. 101-103.
  5. Назаров В.Н. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право М.: Федеральное государственное учреждение высшего образования «Белгородский государственный исследовательский университет» № 2. 2014 С.43-48.
  6. Назарова Ю.В., Вялов А.И. Манускрипт М.: Грамота, 2016 № 7 С. 122-124.
  7. Перов В.Ю., Новикова О.В. Манускрипт М.: Грамота , 2016. № 12. С. 146-149.
  8. Разеев Д.Н. «Вестник Томского государственного университета». М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2019. № 439. С. 110-114
  9. Хамидуллина Р.Р., Бадретдинова С.А. Colloquium-journal. М.: Голопристанський міськрайонний центр зайнятості, 2020. № 1. С. 41-42
  10. Чиркова Т.И. Вестник Курганского государственного университета. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», 2018. № 3. С. 64-73.
  1. Voevodin А.P. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology. M.: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky», 2019. № 2. Page 3-13.
  2. Keller V.G. Omsk Scientific Herald. Series: Society. History. Modernity. M.: Omsk Scientific Herald, 2019. № 3. Page 106-111.
  3. .Maksimov L.V. Ethical thought. M.: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 2015, № 2. Page 5-19.
  4. Labusheva T.M., Nikolaeva M.V. Manuscript № 10, M.: Gramota, 2017. Page 101-103.
  5. Nazarov V.N. Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Pravo M.: Federal State Institution of Higher Education «Belgorod State Research University» № 2. 2014. Page 43-48.
  6. Nazarova YU.V., Vyalov А.I. Manuskript M.: Gramota, 2016 № 7 Page 122-124.
  7. Perov V.YU., Novikova O.V. Manuscript M.: Gramota , 2016. № 12. Page 146-149.
  8. Razeev D. N. «Bulletin of Tomsk State University» M .: Federal State Budgetary Educational Higher Professional Education «National Research Tomsk State University», 2019. № 439. Page 110-114
  9. Hamidullina R.R., Badretdinova S.А. Colloquium-journal. M.: Golopristansk city district employment center, 2020. № 1. Page 41-42
  10. Chirkova T.I. Bulletin of Kurgan State University. M.: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State University», 2018. № 3. Page 64-73.