Аннотация. В статье описываются принципы выстраивания проектной деятельности при организации социально-психологической работы в детских центрах. Перечислены действия, направленные на социальную адаптацию, развитие коммуникативных способностей и личностного роста ребенка. Также рассматривается вопрос об особенностях выстраивания проектной деятельности как эффективном способе разрешения определенных проблем у детей и семей в целом.

Ключевые слова: социально-психологическая работа, детский центр, проектная деятельность.

В последнее время в Российской Федерации в силу различных причин складывается ситуация, когда немалое число дошкольников, младших школьников и подростков нуждаются в выстраивании определенным образом организованных, следуя логике Льва Семеновича Выготского, социальных ситуаций развития [7]. У родителей для этого недостаточно ни времени (в силу исполнения профессиональных обязанностей), ни специальных социально-психологических знаний.

Для обеспечения нормального социально-психологического развития детей и подростков, приобретения ими тех или иных социальных компетентностей существуют детские центры, основной задачей которых является создание условий, способствующих развитию ребят.

В пространстве отечественной науки исследованием данной проблемы занимаются К. В. Беззубик [2], С. А. Беличева [3], Е. В. Кулебякин [8], Л. Ю. Овчаренко [10], А. М. Тютченко [12; 13], М. В. Фирсов [14], Б. Ю. Шапиро [14] и многие другие ученые.

Следуя логике А. В. Мудрика [9], в детских центрах должна проводиться следующая работа: создаваться необходимые условия для личностного и познавательного развития ребенка, оказываться всесторонняя социально-психологическая поддержка, обеспечиваться комфортное личное пространство. Социальный педагог (психолог) обязан выступать посредником между ребенком и его социальным окружением, исполнять роль наставника, тьютора, обеспечивать разрешение социально-психологических проблем ребенка. 

Сотрудники детского центра должны своевременно выявлять проблемы ребенка и устранять порождающие их причины, проводить превентивную профилактику появления различного рода отклоняющегося поведения (обусловленного социальными или психологическими причинами).

Сотрудник детского центра не должен ждать, когда к нему напрямую обратятся ребенок, его родители, преподаватели образовательных учреждений. Он должен искать любую возможность для обеспечения контакта с потенциально проблемными детьми, подростками и их родителями.

Таким образом, основным объектом воздействия, сотрудничества становится и ребенок, и его семья, представляющая собой динамическую систему, влияющую на своих отдельных представителей [6; 11].

Профессиональная деятельность сотрудников детского центра включает в себя три основных составляющих: психологическую, посредническую и образовательную.

Психологическая составляющая подразумевает оказание поддержки в семье в случае локальных и непродолжительных кризисов, коррекцию межличностных отношений в том случае, если в ближайшем социальном пространстве ребенка наблюдаются серьезные нарушения взаимодействия и коммуникации. Например, это необходимо, когда в семье существует психологическое насилие над ребенком: запугивание, оскорбление, унижение и другие виды искаженной коммуникации.

Образовательная составляющая подразумевает оказание помощи в организации обучения родителей для повышения уровня их педагогических и социально-психологических знаний, необходимых для предупреждения возникновения различных проблем в воспитании ребенка. Она может реализовываться и через проведение серии консультаций, в рамках которых происходит обсуждение причин возникновения проблем и совместный поиск способов и средств их разрешения. 

Наконец, существует посредническая составляющая деятельности сотрудника детского центра. Во-первых, она включает в себя помощь при организации семейного досуга, который оказывает значительное влияние на позитивное внутрисемейное взаимодействие. Во-вторых, предполагает информирование родителей о возможностях в области социальной защиты ребенка – консультации по семейному, жилищному, трудовому, гражданскому, пенсионному законодательствам. В-третьих, подразумевает организацию взаимодействия различных служб и ведомств для оказания помощи ребенку или семье в целом.

Таким образом, организация социально-психологической работы в детских центрах предполагает выстраивание системы мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации детей, на преодоление психолого-педагогических и социальных проблем, создание благоприятного микроклимата в окружении ребенка.

Необходимо особо отметить, что в последнее время в социальных центрах активно используется проектная деятельность как один из наиболее эффективных способов обеспечения личностного роста и коррекции отклоняющегося поведения. Можно перечислить целый ряд социальных проектов, реализующихся в различных регионах Российской Федерации, например: «Я выбираю жизнь», «Её Величество – Семья», «Академия Деда Мороза», «От поколения к поколению», «Подростковый формат», «Моя жизнь – мой выбор».

Проектная деятельность может включать в себя все три основных составляющих. При этом она выстраивается на основании достаточно жестких правил, и для достижения позитивного результата необходимо педантично их соблюдать [1; 4; 5].

Любой проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий вперед), особенно – образовательный, необходим для решения конкретной социально-педагогической или социально-психологической проблемы. К проектированию прибегают в том случае, когда уже существующие способы ее разрешения оказались не эффективными или малоэффективными для достижения необходимого результата.

Наиболее важным является фиксация истинных причин возникновения проблемы (например, стремление показать себя взрослым в социальном пространстве), а не внешних проявлений этого стремления (например, курения или подросткового алкоголизма). В этом случае необходимо работать как раз с проблемой «взрослости», предлагая подростку те социальные пространства, где он может успешно решать «взрослые» задачи. 

Сами причины возникновения проблем могут достаточно широко варьироваться. Собственно, средств и способов решения может быть довольно много. Здесь важно отметить, что любой проект представляет собой организацию новой, до этого момента не существующей деятельности. Именно поэтому к проекту предъявляются высокие требования на всех этапах его реализации.

Перед началом разработки модели проекта необходимо проанализировать, какие методы решения проблемы уже существуют. Например, в Республике Татарстан несколько лет назад был запущен проект, в котором приняло участие несколько заинтересованных сторон (представители общественности, государства и бизнеса). В случае, если подросток бросал курить (и заявлял об этом представителям местного сообщества), ему выдавался бесплатный абонемент на посещение фитнес-центра в то время, когда он не перегружен посетителями [15]. Если подросток возвращался к вредной привычке, его этого абонемента лишали. В целом результаты проекта были признаны организаторами удовлетворительными.

Не менее важным для успешной реализации проектной деятельности является выявление актуальных интересов и потребностей его будущих участников (если, например, подростки Республики Татарстан не были бы заинтересованы в бесплатных занятиях спортом, то проект вряд ли бы состоялся). В качестве средств выявления потребностей потенциальных участников могут быть использованы метод экспертной оценки, анкетирование, интервью, опросники, социометрия и другие социально-психологические методы исследования.
Следующим шагом является подробное, педантичное описание планируемой деятельности:

  • теоретических оснований (фактически – теоретического исследования проблемы, которую призван разрешить проект);
  • организационных и социальных рисков, возможных при реализации проекта, механизмов их снижения или преодоления;
  • описание мониторинговых процедур для оценки эффективности проектной деятельности в заранее определенных «реперных» точках;
  • разработка «дорожной карты» с четко обозначенными этапами;
  • описание источников и принципов финансирования проектной деятельности.

После создания модели проекта, как правило, проводится внешняя независимая экспертиза. Она может проводиться в различных форматах, но наиболее важным ее результатом является определение актуальности проблемы, которую призван решить проект, и способов достижения заявленных целей. По результатам независимой экспертизы проект либо отвергается, либо одобряется, вносятся необходимые изменения, уточнения и дополнения в описываемую деятельность.

В ходе реализации проекта важно не только осуществление запланированных действий, но и проведение мониторинговых процедур для корректировки возможных негативных проявлений. После завершения проекта рекомендуется проведение внешней экспертизы итогов реализации проектной деятельности (определение степени ее эффективности).

Если проект успешен, то важным становится институализация осуществленной деятельности (появление новой нормы, правила либо в социальном центре, либо среди участников проекта, регламентирующих взаимодействие между его представителями). Как правило, удачно завершенный проект порождает новую проблематику, которая становится основанием для создания нового проекта. 

Необходимо отметить, что включение в проектную деятельность дошкольников, младших школьников, подростков и их родителей оказывает не только сильный терапевтический эффект, но и создает условия для личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации.

Features of design activity during the social and psychological work in the children's centers

Lysenko I.A,
student Moscow City University, Moscow
Gorokhov S.V.,
senior teacher,The higher school «Training environment», Moscow

Research supervisor:
Tyutchenko Alexander Maksimovich,
professor of the Department of Psychological and Social Technologies, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations at the Moscow State Pedagogical University, candidate of historical sciences, professor

Annotation: in article the principles of forming of design activity at the organization of social and psychological work in the children's centers are described. The actions directed to social adaptation, development of communicative abilities and personal growth of the child are listed. Also the question of features of forming of design activity as an effective way of permission of certain problems at children and families in general is considered.
Keywords: social and psychological work, children's center, design activity.


  1. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. 54 с.
  2. Беззубик К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2010. 176 с.
  3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
  4. Бондарев П. Б., Курочкина В. Е. Проектная деятельность учителя: учеб. пособие. Краснодар, 2002. 64 с.
  5. Бондарев П. Б., Чернышкова Л. В., Сальникова И. В. Теория и практика социального проектирования школьников: реализация всероссийской акции «Я – гражданин России» в Краснодарском крае: учеб. пособие. Краснодар, 2006. 40 с.
  6. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2011. 184 с.
  7. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 144 с.
  8. Кулебякин Е. В. Психология социальной работы: учеб. пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 86 с.
  9. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Академия, 2004. 300 с.
  10. Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. Научно-практический журнал. URL: http://systempsychology.ru/journal/2015-13/250-ovcharenko-lyu-problemy-uspeshnosti-socialno-psihologicheskoy-adaptacii-podrostkov-v-sovremennoy-srede.html (дата обращения: 10.07.2017 г.) 
  11. Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие / пер. с итал. М.: Когито-Центр, 2002. 204 с.
  12. Социальная работа: теория и практика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Е. Н. Приступы. М.: Юрайт, 2016. 306 с.
  13. Тютченко А. М. Системный анализ некоторых психологических категорий, используемых в социальной работе // Системная психология и социология. Научно-практический журнал. URL: http://systempsychology.ru/journal/2013_7/138-tyutchenko-am-sistemnyy-analiz-nekotoryh-psihologicheskih-kategoriy-ispolzuemyh-v-socialnoy-rabote.htm (дата обращения: 10.07.2017 г.). 
  14. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 192 с.
  15. SаМоSтоятельные дети // Электронное образование в Республике Татарстан URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1903/files/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.pdf (дата обращения: 10.07.2017 г.)
  1. Bederhanova V. P., Bondarev P. B. Pedagogicheskoe proektirovanie v innovacionnoj deyatel'nosti: ucheb. posobie. Krasnodar: Krasnodarskij kraevoj institut dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2000. 54 s.
  2. Bezzubik K. V. Soderzhanie i metodika psihosocial'noj raboty v sisteme social'noj raboty: ucheb. posobie. M.: Infra-M, 2010. 176 s.
  3. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoj psihologii. M.: Social'noe zdorov'e Rossii, 1994. 224 s.
  4. Bondarev P. B., Kurochkina V. E. Proektnaya deyatel'nost' uchitelya: ucheb. posobie. Krasnodar, 2002. 64 s.
  5. Bondarev P. B., Chernyshkova L. V., Sal'nikova I. V. Teoriya i praktika social'nogo proektirovaniya shkol'nikov: realizaciya vserossijskoj akcii «YA – grazhdanin Rossii» v Krasnodarskom krae: ucheb. posobie. Krasnodar, 2006. 40 s.
  6. Varga A. Ya. Vvedenie v sistemnuyu semejnuyu psihoterapiyu. M.: Kogito-Centr, 2011. 184 s.
  7. Vygotskij L. S. Lekcii po psihologii. SPb.: Soyuz, 1997. 144 s.
  8. Kulebyakin E. V. Psihologiya social'noj raboty: ucheb. posobie. Vladivostok: TIDOT DVGU, 2004. 86 s.
  9. Mudrik A. V. Socializaciya cheloveka. M.: Akademiya, 2004. 300 s.
  10. Ovcharenko L. Yu. Problemy uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov v sovremennoj srede // Sistemnaya psihologiya i sociologiya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. URL: http://systempsychology.ru/journal/2015-13/250-ovcharenko-lyu-problemy-uspeshnosti-socialno-psihologicheskoy-adaptacii-podrostkov-v-sovremennoy-srede.html (date of the address: 10/07/2017).
  11. Sel'vini Palaccoli M., Boskolo L., CHekkin Dzh., Prata Dzh. Paradoks i kontrparadoks: Novaya model' terapii sem'i, vovlechennoj v shizofrenicheskoe vzaimodejstvie / per. s ital. M.: Kogito-Centr, 2002. 204 s.
  12. Social'naya rabota: teoriya i praktika: uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakalavriata / pod red. E. N. Pristupy. M.: YUrajt, 2016. 306 s.
  13. Tyutchenko A. M. Sistemnyj analiz nekotoryh psihologicheskih kategorij, ispol'zuemyh v social'noj rabote // Sistemnaya psihologiya i sociologiya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. URL: http://systempsychology.ru/journal/2013_7/138-tyutchenko-am-sistemnyy-analiz-nekotoryh-psihologicheskih-kategoriy-ispolzuemyh-v-socialnoy-rabote.html  (date of the address: 10/07/2017).
  14. Firsov M. V., Shapiro B. Yu. Psihologiya social'noj raboty. Soderzhanie i metody psihosocial'noj praktiki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2002. 192 s.
  15. SaMoStoyatel'nye deti // EHlektronnoe obrazovanie v Respublike Tatarstan URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1903/files/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.pdf (date of the address: 10/07/2017).

Дата публикации: 13.07.2017 г.