Соавторы: Е. С. Пучкова
Код уникальной десятичной классификации: УДК 373.3

Аннотация: в статье рассматривается возможность использования социальных сетей педагогом в процессе организации и проведении проектной работы с учащимися начальной школы в условиях образовательного стандарта нового поколения. Авторами выявлены достоинства и недостатки социально-сетевого пространства для реализации проектных задач и осуществления проекта.

Ключевые слова: проектная деятельности, учебный проект, социальные сети, младшие школьники, схема структуры проектной деятельности.

Проектная деятельность в начальной школе – одна из самых часто используемых сегодня форм обучения младших школьников, которая позволяет учителю:

  • строить работу с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) [5];
  • стимулировать младших школьников к активному сознательному познанию нового;
  • использовать знания, полученные учениками ранее, для решения поставленных задач и на этой основе формировать метапредметные компетенции;
  • всесторонне развивать способности детей;
  • способствовать развитию критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [4].
    Наряду с этим ФГОС НОО ставит новые задачи перед начальным образованием, в том числе в вопросах организации и реализации проектной деятельности в начальной школе [2; 5]. Сегодня младший школьник должен обладать новыми умениями, среди которых можно выделить:
  • универсальные учебные действия: навык решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации;
  • мотивацию к обучению, способность к самоорганизации, саморазвитию и социализации.

В этой связи для формирования вышеперечисленных умений у младших школьников педагогами предлагаются задания по реализации разнообразных учебных проектов, впоследствии составляющих основу личного портфолио школьника. Под учебным проектом будем понимать совместную целеориентированную деятельность учащихся, построенную на согласованных методах и способах партнерской деятельности для достижения общего результата по решению значимой проблемы [1].

Согласно введенному определению становится очевидным, что в процессе работы над проектом его участникам необходимо находить пути взаимодействия, осуществлять совместную коммуникацию по обсуждению исходных данных, анализу полученных и дальнейшей стратегии развития проекта. Кроме того, у педагогов и учеников появилась возможность осуществления подобного вида коммуникации не только очно, в рамках учебного времени, отведенного на занятие, но и удаленно, с использованием я компьютерной среды и интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, позволяющие младшему школьнику реализовать практически любую проектную задачу.

Социальная сеть представляет собой веб-площадку для опубликования информации с целью ее распространения в Интернете и организации удаленного диалога с реальными людьми [3].

Любая проектная деятельность включает в себя содержание, функции и результаты, которые должны быть достигнуты учащимися в процессе ее выполнения. Содержание деятельности включает в себя: замысел, на этапе которого ученик создает первоначальный образ своей итоговой работы; планирование, предполагающее обработку информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных целей; подготовку и проведение исследования, что в свою очередь направлено на постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний. Кроме того, в содержание проектной деятельности входит оформление и проверка результатов, предполагающих оформление списка литературы и приложений. Очевидно, что каждый из данных этапов может быть реализован в сетевом пространстве, причем с сохранением авторских прав, позволяющих оценить учителю вклад каждого участника проекта.

Понимание структуры работы над проектом позволит сформировать у младших школьников на каждом этапе его реализации соответствующие универсальные учебные действия, а также будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию продуктивного стиля мышления, расширению кругозора и активному использованию знаний в повседневной жизни.  В результате проектной деятельности учащиеся должны приобрести не только новые знания и умения, но и реальный значимый продукт.

Реализуя работу над учебным проектом через популярные социальные сети, в которых могут быть зарегистрированы школьники, учитель имеет возможность:

  • обучать младших школьников правилам составления поисковых запросов по выявлению сообществ и страниц пользователей сетей с актуальной для учебного проекта информацией;
  • формировать культуру сетевого общения у учеников начальных классов в процессе обсуждения тем проектных работ, умение осуществлять выбор на основе публичного голосования на веб-странице и согласно выбранному формулировать цели, задачи и этапы работы над проектом;
  • распределять роли между участниками проектной группы посредством удаленного диалога или созданного электронного опроса;
  • организовывать проектную деятельность согласно поставленным задачам;
  • обеспечить индивидуальное или групповое консультирование по работе над проектом, в том числе на основе чатов и видеосвязи;
  • учить младших школьников находить и грамотно
  • использовать функционал социальной сети для обсуждения проекта и хода проектной деятельности;
  • использовать облачные сервисы для организации совместной работы над документами;
  • осуществлять коррекцию проекта с помощью адресного электронного сообщения;
  • производить оценку работу на основе взаимного рецензирования внутри проектной группы, а также привлекать сверстников детей к анализу промежуточных результатов работы;
  • привлекать родителей учеников к дистанционному просмотру итогов работы, обеспечивая, таким образом, открытость образовательного процесса, и многое другое.Справедливым будет указать на недостатки социальных сетей, влияющие на организацию и реализацию проектной деятельности с учащимися начальных классов:
  • обеспокоенность родителей о значительном количестве времени, проводимом ребенком в социальных сетях;
  • множество факторов, отвлекающих от учебной деятельности (активная коммуникация, стремительный информационный поток и обилие развлекательного контента);
  • возможность приобретения зависимости от социальной сети.

На основе проведенной работы, анализа литературы и личного опыта, полученного в ходе учебной практики, можно сказать, что метод проекта имеет широкую сферу применения в рамках современного педагогического процесса. При этом все более очевидным становится тот факт, что современные информационные и телекоммуникационные технологии, интернет-ресурсы и социальные сети как часть глобального виртуального пространства позволяют расширить арсенал педагогических методов, форм, приемов и средств учителя для организации проектной работы с учениками, а также модернизировать рабочее место ребенка для реализации проекта, обеспечивая групповое взаимодействие с другими участниками и индивидуальное консультирование с руководителем проекта – учителем. 

Осуществление учебного проекта учеником начальной школы через социальные сети способствует быстрому обучению школьника формализации замысла, хода и результата проектной деятельности, соблюдению баланса между теорией и практикой, обеспечению активного обучения с частой сменой вида работы (поиск, анализ, классификация, коммуникация и другие), приобретению опыта социального взаимодействия для сплочения.

Все вышеперечисленное способствует развитию коммуникативных умений, самостоятельности и активности учащихся начальной школы, а также реализации содержания стандартов начального общего образования.

Organization of project activity of students of initial classes in social networks
E. R. Shershikova,
student, Moscow City University, Moscow
E. S. Puchkova,
scientific supervisor,
assistant of the Department of Informatization of Education
Moscow City University, Moscow

Annotation: the article considers the possibility of using social networks by the teacher in the process of organizing and carrying out project work with primary school students in conditions of the new generation educational standard. Authors have identified the advantages and disadvantages of the social-network space for the implementation of project tasks and the implementation of the project.
Keywords: project activity, educational project, social networks, junior schoolchildren, scheme of the project activity structure.