Код уникальной десятичной классификации: УДК: 796.011

Аннотация: в статье представлен обзор диссертационных работ по совершенствованию физического воспитания студентов специальных медицинских групп. Значительное внимание уделено исследованиям, посвященным применению средств оздоровительной гимнастики и ее многочисленных направлений, начиная от аэробики низкой интенсивности, заканчивая хатха-йогой и другими. Используемые в обзоре научные работы доказывают эффективность методик, программ и технологий по улучшению показателей артериального давления, жизненной емкости легких, скоростно-силовых качеств, координации и других за разное количество часов.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, оздоровительная гимнастика, диссертационные работы, физическая культура.

Вопросы физического воспитания студентов, обучение которых ведется в специальной медицинской группе (далее – СМГ), на сегодняшний день являются достаточно актуальными. В СМГ входят обучающиеся, у которых по результатам медицинского осмотра выявлены нарушения в физическом развитии или здоровье. Такие студенты не могут заниматься в основной группе с максимальной физической нагрузкой, а ежедневные нагрузки для них должны носить щадящий характер. При подготовке к занятиям по физической культуре преподавателю следует помнить, что студенты, входящие в СМГ, как правило, были освобождены от занятий физкультурой в школе; плохо организованы, не могут выполнить ряд физических упражнений и комплексов, не знают правил игр и не умеют играть и др. Кроме того, ослабленность организма проявляется в простудных заболеваниях в осенне-весенний период, а дальнейший процесс восстановления занимает длительное время.

С каждым годом увеличивается не только число обучающихся в СМГ, но и нарастает количество сопутствующих заболеваний у студентов этой категории. Так, в данную медицинскую группу направляются 25–45 % от общего числа первокурсников, а 10–15 % являются полностью освобожденными от практических занятий по физической культуре [12; 18; 19].
Основными причинами такой ситуации являются:

  • повсеместное снижение двигательной активности молодежи и ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни, что ведет к дегенеративно-дистрофическим изменениям позвоночника и приводит к преждевременному старению внутренних органов и систем [3];
  • увеличение нервно-психического напряжения в учебной и повседневной деятельности;
  • плохая организация смены видов деятельности;
  • отсутствие навыков личного планирования времени работы и отдыха.

Для ее разрешения были внесены соответствующие положения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственную программу «Развитие образования» (2013–2020 гг.), принята Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. В качестве основной проблемы выдвигается повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Это подтверждается данными Минздравсоцразвития России: только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми, а свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки [9].

Данная проблема привлекла внимание отечественных ученых, практическая деятельность которых осуществляется в высших учебных заведениях страны.

Так, в исследовании О. Г. Румбы [15] показано, что дефицит двигательной активности приводит к снижению физической работоспособности студентов. В работе предъявляются новые теоретические положения и практические рекомендации по преобразованию средств и методов физической культуры в стройную систему регулирования двигательной активности студентов СМГ с направленностью на снятие у них ограничений в функционировании кардиореспираторной системы.

В работе В. Л. Кондакова [9] предъявлена модель конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза. И на ее основе автор выделяет новые подходы к оздоровлению студентов СМГ, определяет педагогические ориентиры для каждой из девяти физкультурно-оздоровительных технологий с различными видами профилактики для различных медицинских групп.

Диссертация Л. А. Бартновской [1] посвящена разработке и апробации оздоровительно-прикладной технологии в физическом воспитании студентов СМГ педагогического вуза. В исследовании обоснована структура и содержание преобразований, практические механизмы, инструментарий, этапы проектирования; базисные теоретические знания об основах индивидуального здоровья, профилактика индивидуальных хронических заболеваний, освоение методик самодиагностики и коррекции показателей физического здоровья [1].

О. Л. Смирнова [16] разработала технологию применения различных видов оздоровительной гимнастики в физическом воспитании студентов вуза, описала учебно-методическое обеспечение технологии ее применения, включающую занятия, организованные по системам «Пилатес» и «Изотон», аэробику, кондиционную гимнастику; предъявила основные подходы к планированию содержания и организации учебно-тренировочного процесса.
В исследовании Е. Н. Карасевой [7] описаны основные принципы физического воспитания студентов высших учебных заведений на основе использования оздоровительных гимнастических систем. В ходе исследования была обнаружена устойчивая тенденция снижения в процессе обучения уровня здоровья, психофизического состояния и физической подготовленности студентов (83,4 % – 69,5 %); увеличение числа студентов СМГ (14,2 % – 25,7 %). После поэтапного применения оздоровительных видов гимнастики (аэробика, кондиционная гимнастика, калланетика, пилатес) была обоснована целесообразность деления втягивающего мезоцикла: развивающий – четыре недели, ударный тренировочный – пять недель, стабилизирующий – три недели и контрольный – одна неделя. Эффективность воздействия технологии выявлена по косвенным показателям психофизического состояния:

  • кожно-жировых складок (20,8 %), по функциональному состоянию снижения частоты сердечных сокращений в покое (16,86 %), после дозированной нагрузки (5,9 %) (p<0,05);
  • артериального давления (4,74 % / 5,90 %);
  • увеличения значения жизненной емкости легких (13,63 %) и максимального потребления кислорода (7,95 %) (р<0,05).

Установлены статистические достоверные изменения в показателях характеризующих проявление быстроты (3,29 %), силы мышц, скоростно-силовой выносливости (15,60 %), общей выносливости (5,10 %) (p<0,005, p<0,01). В ходе эксперимента было обнаружено улучшение психоэмоционального состояния, снижение тревожности, повышение самооценки. Кроме того, было выявлено положительное влияние программы и физкультурно-оздоровительной технологии для улучшения физического, психофизического состояния и физической подготовленности.

Представляет несомненный интерес изучение коррекции осанки у студентов вузов средствами оздоровительных видов гимнастики Е. А. Понырко [14], которая исследовала последовательность динамических, статодинамических упражнений с целью коррекции фронтальных нарушений осанки. Построение учебных занятий два раза в неделю по полтора часа на основе аквааэробики, пилатеса и фитнес-йоги привело к уменьшению показателей асимметричности осанки.


Следует отметить технологию применения оздоровительной физической культуры на занятиях со студентками специального учебного отделения Э. В. Егорычевой [5]. Были выбраны следующие средства: пилатес, аэробика, стретчинг, йога. Оказалось, что для студентов с низким уровнем здоровья более эффективными является организация шести занятий по полчаса, затем четырех занятий по 45 минут и только потом увеличение занятий до полутора часов. Для оценки здоровья были разработаны авторские тесты и предложена шкала оценок двигательных способностей студенток специального учебного отделения.

М. А. Овсянникова [13] предложила свою методику физического воспитания студентов на основе использования видов оздоровительной гимнастики. Было достаточно убедительно доказано, что занятия классической и латин-аэробикой, хатха-йогой и гимнастикой тибетских монахов оказывают благоприятное воздействие на центральную нервную. В частности, улучшились показатели жизненной емкости легких, проба Генчи, ортостатическая проба, индекс Руфье. 

Х. М. Ляшенко [10] был представлен дифференцированный подход физического воспитания студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В своей работе автор основывается на индивидуально-типических особенностях развития основных двигательных качеств и выполнении физических нагрузок у студентов со значительными отклонениями здоровья. Кроме того, ею выявлена положительная динамика в развитии основных двигательных качеств у студентов СМГ; определены особенности развития основных двигательных качеств у студентов данной категории в зависимости от характера имеющихся отклонений в состоянии здоровья; доказано положительное влияние занятий по экспериментальной методике с преимущественным использованием нагрузок аэробной направленности в сочетании с психорегуляцией на когнитивные функции (зрительная память, внимание), вегетативный баланс и психометрические характеристики у студентов с неустойчивым повышением артериального давления.

М. Д. Богоева [2] разработала процесс физического воспитания студентов СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы с применением дыхательных упражнений, включающих полное дыхание и интервальную гипоксию. Также в работе были описаны и применены на практике дыхательные упражнения по методикам Стрельниковой, Бутейко, Чайлдерс в рамках плановых учебно-тренировочных занятий; доказана целесообразность систематического применения специализированных комплексов дыхательных упражнений на учебно-тренировочных занятиях; выявлено положительное влияние дыхательных упражнений.
Следует отметить методику физического воспитания студентов, представленную Е. О. Кашминой [8], в которой рассматривались различия между результатами, полученными в весенний и осенний периоды у студентов СМГ, при воздействии физических нагрузок во время занятий оздоровительным плаванием. Было установлено влияние фаз годового ритма на параметры мозгового кровообращения; разработаны дидактические задания и режимы тренировочных нагрузок занятий плаванием; разработана и экспериментально апробирована дифференцированная методика физического воспитания студентов СМГ; установлена эффективность дифференцированной методики физического воспитания студентов СМГ.

В работе С. В. Титова [18] рассматривалось физическое воспитание студентов СМГ на основе силовых упражнений. Результатом исследования является определение методических особенностей комплексного применения силовых упражнений в процессе физического воспитания студентов СМГ с вегетососудистой дистонией. Особую значимость представляют комплексы силовых упражнений, классифицированные по разным основаниям: по локализации мышечной ткани; интенсивности развиваемого усилия (% от максимально возможного); продолжительности развиваемого силового напряжения и усилия в основной части занятия. Были отобраны следующие виды силовых упражнений для студентов с вегетососудистой дистонией по гипертоническому типу: прыжок в длину с места, челночный бег, подъем туловища, подтягивание на низкой перекладине; по гипотоническому типу: прыжок в длину с места, челночный бег, подъем туловища, подтягивание на низкой перекладине. В результате систематических занятий по методике комплексного применения силовых упражнений в течении 36 недель изменились показатели гемодинамики, снизились показатели частоты сердечных сокращений за период эксперимента (8,7 %), снизились систолическое артериальное давление и диастолическое артериальное давление (6.3 % и 7 % соответственно), пульсовое давление снизилось на 5 %, ударный объем крови повысился на 4 %, минутный объем кровообращения снизился на 4 %.  
Было рассмотрено влияние на физическое воспитание студентов СМГ применения на занятиях по физической культуре игры в бильярд. Однако пока такие исследования немногочисленны. Так, в работе А. С. Грачёва [4] предложена технология улучшения функционирования зрительного анализатора слабовидящих студентов средствами особого типа спортивных игр. Из наиболее доступных видов спорта автор акцентировал внимание на таких, как бильярд, дартс и других, основываясь на том, что они являются элементом слежения за перемещающимся объектом и прицеливания. Следует отметить, с одной стороны, такие игры обладают благоприятным влиянием на рефракцию и мышечный баланс глаз, а с другой, позволяют расширить границы периферических полей зрения занимающихся и увеличивают порог световой чувствительности благодаря снижению напряжения глазодвигательных мышц.

Кроме того, было выявлено, что учебные занятия с использованием бильярда влияют на состояние вегетативной нервной системы и уровень нейрогуморальной регуляции обучающихся. Работы Н. Н Захарьевой и Г. В. Барчуковой [6] показали, что профессиональные бильярдисты с реакцией «боевая готовность» имеют более высокий спортивный результат, допускают меньше ошибок при выполнении 10-буквенного теста, высокую скорость удержания кисти, высокую силу процессов условного возбуждения в коре полушарий головного мозга.

Таким образом, рассмотренные научно-исследовательские работы свидетельствует о том, что специалисты физического воспитания все чаще разрабатывают и применяют средства и методики для студентов СМГ, используя новые технологии для повышения интереса к занятиям.
Обзор научных исследований по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп демонстрирует необходимость применения гимнастики и ее разновидностей для поддержания работоспособности ослабленного организма обучающихся.

Кроме этого, отмечается, что оздоровительная технология для студентов СМГ должна строиться на общих образовательных принципах общедоступности, ответственности, систематичности, ценностной ориентации, постоянного, объективного контроля и оценки результатов [11; 12]. Важным принципом организации работы со студентами СМГ является индивидуализация, а построенная на нем методика способствует грамотной дозировке физических упражнений в зависимости от заболевания обучающегося и общего состояния организма.

Поддержание здоровья и здорового образа жизни является важным аспектом для будущей реализации молодежи, социальной и творческой активности, для достижения личных и профессиональных задач. Перед преподавателем, ведущим занятия со студентами СМГ, стоят задачи по улучшению их функционального состояния на основе комплексной методики физического воспитания, развитию физических качеств и оздоровлению организма, повышению физической работоспособности, снижению утомляемости, обучению быстрой адаптации к изменяющимся условиям, повышению иммунитета, обучению навыкам самоконтроля, определению путей для занятий физической культурой в домашних условиях. Для решения данных задач требуется дальнейшая интеграция традиционных и нетрадиционных видов спорта, диагностических и мониторинговых исследований, их влияния на динамику изменения физического состояния студентов, обучающихся в специальной медицинской группе в вузе.

Analysis of scientific research on physical education of students of special medical groups
O. V. Mamonova,
teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract: in the article dissertational works on the improvement of physical education of students of special medical groups were analyzed. Considerable attention is paid to research using recreational gymnastics and its many directions, from low-intensity aerobics, ending with hatha yoga and others. Analyzed scientific works prove the effectiveness of methods, programs and technologies to improve indicators of blood pressure, vital capacity of lungs, speed-strength qualities, coordination and others, for a different number of hours.
Keywords: students of special medical group, health gymnastics, analysis of dissertations, physical culture.