Аннотация. В данной статье рассматривается социальная напряжённость внутри факультета управления РГСУ среди студентов-бакалавров. Цель исследования - определение причин возникновения напряжённости и, как следствие, способы её устранения. В качестве метода исследования было использовано анкетирование с применением электронных носителей информации (форма Интернет-анкеты). Основные факторы, вызывающие напряжённость - работа в системе электронной образовательной среды (ЭОС) и количество аудиторных занятий. Решением возникших проблемных вопросов могут послужить рекомендации, приведённые в статье.

Ключевые слова: социальная напряжённость, методика, причины социальной напряжённости, профилактика.

Социальная напряжённость в современном российском обществе проявляется во всех сферах общественной жизни, во взаимоотношениях государства и общества, руководителей организаций и сотрудников [4].

«Социальная напряжённость» – это состояние человека или коллектива, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для них развития событий. При социальной напряжённости ощущается дискомфорт, тревога, нервозность, иногда страх, однако в отличие от тревоги характеризуется готовностью взять контроль над ситуацией, действовать в ней определённым образом [6].

Наиболее общие предпосылки напряжённости – это устойчивая и длительное время существующая ситуация, в которой отсутствует согласование между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, росту агрессивности отдельных групп и индивидов, нарастанию психологической усталости и раздражительности [8].

Для вуза социальная напряжённость определяется как несоответствие ожидаемого процесса обучения и действительного процесса. Её проявление характеризуется негативным настроем студентов и слабой мотивацией к обучению, что в дальнейшем приводит к сниженной эффективности деятельности вуза [9].

Для отображения степени развития социальной напряжённости среди студентов бакалавриата факультета управления РГСУ был проведён опрос в форме анкетирования совместно со студенческим советом. Анкетирование является эмпирическим социально-психологическим методом получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы [1]. Всего в опросе приняли участие 46 человек очной формы обучения.

Цель данного исследования - выявление причин, по которым студенты решают больше не продолжать обучение в РГСУ как в качестве магистрантов, так и в качестве студентов бакалавриата (например, подача заявления об отчислении). В опросе приняли участие студенты таких направлений подготовки, как государственное и муниципальное управление, менеджмент, управление персоналом, документоведение и конфликтология (см. рисунок 1).

Направления подготовки студентов факультета управления

Рисунок 1. Направления подготовки студентов факультета управления

Согласно полученным данным, у 69,6 % опрошенных оправдались ожидания, с которыми они поступили на факультет управления. Однако 30,4 % остались недовольны.

Факторами, которые послужили причинами этого недовольства и, как следствие социальной напряжённости внутри вуза, являются:

  • наличие электронной образовательной среды (далее – ЭОС);
  • периодические сбои в работе ЭОС;
  • недостаточное количество аудиторных занятий;
  • неорганизованность учебного процесса (несвоевременное уведомление об отмене занятий, о предстоящих мероприятиях и т.д.);
  • большое количество обязательных к посещению внеучебных мероприятий;
  • игнорирование некоторыми преподавателями применения современных технологий при обучении.

Однако в учебном процессе есть ряд достоинств (см. рисунок 2), таких как:

  • достаточно хорошие условия для проведения учебных занятий;
  • возможности для самостоятельного обучения;
  • хорошая организация внеучебной деятельности.

Организация условий в РГСУ

Рисунок 2. Организация условий в РГСУ

Отдельного внимания требует ЭОС, наличие ИКТ-инфраструктуры, включающую в себя совокупность программно-аппаратных средств для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса [10]. Она включает в себя серверы, компьютеры, планшеты, электронные доски, электронные учебники и программное обеспечение. Следует отметить, что во многих образовательных учреждениях Российской Федерации электронное обучение уже занимает достойное место в учебном процессе. Оно осуществляется с использованием системы дистанционного обучения, таких как «Электронный университет», Moodle, «Прометей», «Доцент», WebTutor и т.д. [5].

На рисунке 3 представлены данные, полученные в ходе опроса. Система достаточно удобна в применении, достаточно наполнена материалами для изучения. В ЭОС преподаватели часто вносят изменения и дополнения, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Сами же добавленные материалы весьма качественны и актуальны. Также достоинствами ЭОС являются: удалённый доступ к библиотечным и информационным ресурсам университета, удалённый доступ к текущей информации об организации учебного процесса со стороны преподавателей [2]. Однако существует большой недостаток системы ЭОС, и это – её нестабильная работа. Периодически невозможно осуществить вход в систему и что-либо загрузить в такие разделы, как «практическое задание», «рубежный контроль» и «итоговое практическое задание». Также многие студенты ближе к сессии сталкиваются с тем, что ранее загруженные материалы не отображаются в системе, а то и вовсе отсутствует учебная дисциплина.

ООценка обучения с применением системы ЭОС

Рисунок 3. Оценка обучения с применением системы ЭОС

Для устранения причин возникновения социальной напряжённости на факультете управления могут быть применены следующие рекомендации:

  1. Заблаговременное уведомление абитуриентов об использовании ЭОС в учебном процессе.
  2. Ознакомление с учебным планом, особенно с количеством часов аудиторных занятий.
  3. Улучшение организации учебного процесса.
  4. Улучшение организации внеучебного процесса (оповещение о предстоящих мероприятиях заранее).
  5. Добровольная основа посещения внеучебных мероприятий.
  6. Проведение мероприятий по ознакомлению преподавателей с современными методами обучения.
  7. Корректировка работы ЭОС, а именно:
    • рефакторинг скриптов управления;
    • оптимизация серверных тимплейтов;
    • перенастройка домена и хостинга.

Проблемы с ЭОС можно решить путём найма студии вэб-дизайна, постановки ОКР и введении конкурса среди студентов на доработку сайта.

Управляя состоянием социальной напряжённости с учетом факторов возникновения и степени проявления, повышается возможность в дальнейшем предупредить возникновение достаточно серьёзных конфликтов и отклоняющихся от нормы изменений на предприятии путём управления состоянием социальной напряжённости, учитывая при этом факторы её возникновения и стадии развития [3].

В заключение, при правильном прогнозировании развития социальной напряжённости внутри вуза существует возможность не допускать её дальнейшего роста. Ряд мероприятий по снижению напряжённости (определение причин, составление плана по устранению и его дальнейшее внедрение) [7] позволит увеличить эффективность учебного процесса и не допустить оттока студентов из университета.

The ways reducing the social tension of Russian State Social University students

Nikiforova A.A.,
graduate student, 2nd year, Russian State Social University, Moscow

Annotation. This article examines the social tension within the faculty of management of RSSU among undergraduate students. The purpose of the study is to determine the causes of tension and, as a result, ways to eliminate it. As a research method, we used a questionnaire using electronic media (an online questionnaire form). The main factors that cause tension are the work in the e-learning environment (EOS) and the number of classroom sessions. The recommendations given in the article can serve as a solution to any problematic issues.
Keywords: social tension, methodology, causes of social tension, prevention.


  1. Анкетирование // Национальная педагогическая энциклопедия (дата обращения: 11.04.2019).
  2. Белим С.В., Ларионов И.Б., Ракицкий Ю.С. Разработка электронной образовательной среды вуза // Математические структуры и моделирование. 2016. С. 122-132.
  3. Журавлёв И.М. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. М.: 2010. 193 с.
  4. Иванов О. И. Социальная напряженность и социальный конфликт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. (дата обращения: 11.04.2019).
  5. Лебедева Т.Е., Охотникова Н.В., Потапова Е.А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования // Мир науки. Том 4. 2016. №2. (дата обращения: 11.04.2019).
  6. Понятие социальной напряженности // Helpiks (дата обращения: 10.04.2019).
  7. Социальная напряжённость в трудовом коллективе // Escoman (дата обращения: 11.04.2019).
  8. Социальная напряженность // Studfiles (дата обращения: 09.04.2019).
  9. Управление мотивацией персонала // Insales (дата обращения: 10.04.2019).
  10. Электронная образовательная среда // Filearchive (дата обращения: 11.04.2019).
  1. Questionnaire // National pedagogical encyclopedia (date of appeal: 11.04.2019).
  2. Belim S.V., Larionov I.B., Rakitsky Y.S. Development of the electronic educational environment of the university // Mathematical structures and modeling. 2016. Page 122-132.
  3. Zhuravlyov I.M. Reduction of social tension as a factor of effective management of the organization's personnel: autoref. yew.... edging. соц. sciences: 22.00.08. M.: 2010. 193 pages.
  4. Ivanov O. I. Social Tension and Social Conflict//Journal of St. Petersburg University. Series 6. Political science. International relations. (date of appeal: 11.04.2019).
  5. Lebedeva IE, Okhotnikov N.V., Potapova E.A. Electronic educational environment of the university: requirements, opportunities, experience and prospects of use // World of science. Volume 4. 2016. №2. (date of appeal: 11.04.2019).
  6. Concept of social tension//Helpiks (date of appeal: 10.04.2019).
  7. Social tensions in the labor collectives//Escoman (date of appeal: 11.04.2019).
  8. Social tensions // Studfiles (date of appeal: 09.04.2019).
  9. Personnel motivation management // Insales (date of appeal: 10.04.2019).
  10. Electronic educational environment // Filearchive (date of appeal: 11.04.2019).