Аннотация. В статье описывается система управления и оценки качества образования в России и Японии. Проводится сравнительный анализ практик в области оценки и управления качеством образования.

Ключевые слова: система образования, оценка качества образования, управление качеством образования.

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта.

Международные сравнительные исследования в области образования являются эффективным инструментом, который дает представление о стандартах качества, равенстве доступа к эффективному обучению на примерах лучших образовательных систем; помогают понять, как решаются схожие проблемы и как формулируют задачи страны − лидеры в сфере образования.

В условиях совершенствования системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

Работая над исследованием в области управления качеством образования одной из поставленных задач было проанализировать и сравнить систему оценки и управления качеством образования в Японии с системой системы управления качеством образования в России.

Выбор данной страны обусловлен тем, что японские школьники демонстрирует достаточно высокие показатели в международном исследовании качества образования PISA. По результатам 2015 года японские школьники занимали второе место среди стран-участниц по естественнонаучной грамотности, восьмое место по читательской грамотности, пятое место по математической грамотности, тогда как школьники России заняли соответственно 32, 26 и 23 место [3].

Следует отметить, что также, как и в России, основным документом, регламентирующим национальную политику в области образования в Японии, является Конституция. Как и во всех конституционных демократиях, в Японии все законы, прямо или косвенно затрагивающие образование, должны соответствовать основным образовательным положениям Конституции.

Основные цели и принципы образования в России изложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ [4], в Японии – в Основном законе об образовании (Basic Act on education in Japan) (далее – Закон), который был обнародован и введен в действие в марте 1947 года, но в свете прогресса науки и техники, передовых информационных технологий, интернационализации, старения общества с падающей рождаемостью и образа жизни в семье был полностью пересмотрен, а новый Закон был принят 15 декабря 2006 года. В пересмотренном законе четко изложены принципы образования, которые считаются чрезвычайно важными сегодня, и в то же время наследуются универсальные принципы, изложенные в предыдущем законе.

Реализация основных направлений политики и мер по развитию образования в двух странах проходит на основе схожих документов: в России – Государственная программа «Развитие образования» на 2018–2025 гг.; в Японии - Второй комплексный план правительства по образованию на 2013-2019 гг.

Системы управления образованием в России и Японии схожи. В Японии управление системой образования на национальном уровне отдано Министерству образования, культуры, спорта, науки и техники (Ministry of education, culture, sports, science and technology, далее – MEXT).

Основными обязанностями MEXT являются обеспечение соблюдения законов, создание стандартов для школ, стандартов учебных программ, распространение и продвижение школьного образования, социального образования, академического образования, спорта, культуры, науки и техники. На уровне префектуры или муниципалитета руководящим органом в отношении школ и школьного образования является Совет по образованию, который отвечает за организацию и эффективность школьного образования.

В России выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования отдано Министерству просвещения. Непосредственное руководство образовательными организациями отдано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в сфере образования (управления образования, департаменты образования и т.п.).

Основные обязанности Совета по образованию Японии аналогичны обязанностям органов государственной власти субъектов РФ. Перечислим основные из них:

  • создание, управление и упразднение образовательных организаций;
  • организация предоставления бесплатного образования;
  • управление образовательными организациями;
  • содержание зданий, сооружений и оборудования образовательных организаций;
  • организация и предоставление дополнительного образования;
  • формирования бюджета;
  • установление дополнительных требований к образовательной части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
  • информационное обеспечение, в том числе учебники и учебные материалы.

Содержание образования в Японии регламентируется национальной учебной программой. В России – Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Также как и в России, в Японии образовательные организации самостоятельно разрабатывают учебную программу на основе национальной программы, но имеют гораздо больше возможностей в управлении учебными программами, касающиеся соотношения между общим обязательным образованием и факультативным образованием по различным предметам и областям.

Одним из главных условий управления качеством образования является оценка качества образования, которая необходима для обеспечения информации для принятия решений правомочных, обоснованных управленческих решений относительно распределения ресурсов, проведения структурных изменений, корректировки политики, миссии, стратегии и т.д. [2, с. 99].

В Российской Федерации в настоящее время формируется единая система оценки качества образования (далее – ЕСОКО) и на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

  • ГИА-9;
  • ЕГЭ-11;
  • национальные исследования оценки качества образования (НИКО);
  • всероссийские проверочные работы (ВПР);
  • международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, TALIS);
  • исследования профессиональных компетенций учителей;
  • аккредитация образовательных учреждений;
  • мониторинговые исследования регионального уровня.

В Японии оценка качества образования реализуется в ходе следующих процедур:

  • экзамены при переходе на каждую последующую ступень обучения;
  • система вступительных экзаменов в ВУЗы;
  • национальная оценка академических способностей;
  • международные исследования качества образования;
  • оценка деятельности школ.

В современной Японии экзамены проводятся на разных этапах обучения: на уровне школы при переходе от одной ступени обучения к другой, на завершающем этапе школьного обучения и при поступлении в вуз. Условно все школьные экзамены в Японии можно разделить на промежуточные и вступительные. Промежуточные экзамены сдаются на протяжении учебного года, а вступительные – при переходе из начальной школы в среднюю, затем в старшую и в университет.

Систематическая сдача экзаменов начинается со средней школы. В средней и старшей школе учащиеся сдают промежуточные экзамены в середине первых двух триместров и в конце каждого триместра. Так экзамены по японскому языку, английскому, математике, обществоведению и естествознанию проходят в середине триместров, а в конце каждого из триместров сдаются экзамены по всем осваиваемым предметам в виде письменных тестов.

Данные экзамены можно сравнить со Всероссийскими проверочными работами (ВПР), которые представляют собой контрольные работы, проводимые в начале учебного года и по завершении обучения в каждом классе, для отслеживания динамики знаний обучающихся перед началом и по завершению учебного года.

Система экзаменов по завершению ступени образования схожа с российской. При переходе в старшую среднюю школу, то есть после окончания обучения в девятилетней обязательной школе, начинается первое серьезное деление японских учащихся по знаниям. Прием в старшую среднюю школу происходит на основании школьных оценок и результатов вступительных тестов. В России по завершению обучения по программам основного общего образования обучающиеся сдают основной государственный экзамен, по результату которого могут продолжить обучение по программам среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Но стоит отметить отличие экзаменационных испытаний по завершению обучения в школе. В России выпускники образовательных организаций централизовано сдают единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ), который является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы Российской Федерации.

В Японии выпускного экзамена, как такового нет. Школьники получают сертификат (аттестат) на основе результатов обучения. Для того чтобы поступить в высшие учебные заведения японские школьники проходят два тура вступительных экзаменов. Первый тур (University Entrance Center Examination или UECE) проходит централизовано в школе за полгода до поступления в университет и представляет собой несколько тестов на выбор из 12 предметов. Второй тур проводит сам вуз непосредственно при поступлении.

Национальная оценка академических способностей (NAAA – National assessment of academic ability) проводится Центральным советом по образованию и Национальным институтом Исследования образовательной политики (NIER) и сопоставима с Национальными исследованиями качества образования (НИКО) в России, которые проводятся Федеральным институтом оценки качества образования. В Японии учащиеся 6-х и 9-х классов государственных школ (для частных по желанию) ежегодно участвуют в исследовании академических способностей по математике, японскому языку, естественным наукам в соответствии с национальной учебной программой.

Цели проведения национальной оценки в Японии и России схожи, а именно:

  • формирование аналитической базы для повышения эффективности образовательных организаций;
  • использование результатов для определения направлений совершенствования образовательного процесса;
  • установление непрерывного цикла исследований и улучшений в образовании;
  • использование результатов для улучшения преподавания и обучения.

В России ключевая роль в управлении образовательной организации (далее – ОО) отводится внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО). В рамках реализации ВСОКО проводится оценка образовательной деятельности ОО – проверка соответствия имеющегося качества образования в конкретной ОО требованиям ФГОС, национально-региональным особенностям региона, образовательным потребностям обучающихся, родителей (законных представителей), определяются ее недостатки, которые составляют основу ежегодного самообследования ОО. Оценка образовательной деятельности ОО в рамках ВСОКО может включать как внутренние, так и внешние процедуры. [1, с. 281].

В Японии оценка образовательной деятельности реализуется в ходе оценки школ, которая включает в себя – школьную самооценку; оценку заинтересованных сторон школы; оценку третьей стороной. Основная цель оценки школ – использование полученных результатов для улучшения школы (качества образования). Первые два этапа обязательны для школ, а третий – нет.

В 2007 году были внесены поправки в закон о школьном образовании Японии и, в настоящее время, школы обязаны проводить самооценку (равно как «самообследование» в России) и оценку школ заинтересованными сторонами в соответствии с Руководством по оценке школ, которое выпустило MEXT, и объявлять результаты, а также сообщать об этих результатах Совету по образованию. Эти требования распространяются на все ступени школьного образования.

Задачи школьной оценки можно сформулировать следующим образом:

  • совершенствовать образовательный процесс, оценивая достижения и подходы к достижениям;
  • добиваться подотчетности путем самооценки или оценки, объявлений, объяснений со стороны школьных заинтересованных сторон вместе с участием родителей (законных представителей) и местных жителей и продолжать строить школы, которые эффективно сотрудничают с семьями и местными общинами;
  • обеспечивать определенный уровень качества образования и содействовать улучшению школы путем принятия мер по улучшению условий поддержки в соответствии с результатами оценки.

В настоящее время оценка школ третьей стороной или оценка специалистами в области образования или управления и администрирования образования все еще является добровольной. В отличие от России, где внешняя оценка образовательной деятельности происходит в обязательном порядке органами исполнительной власти.

Изучив критерии оценки школ в Японии можно с уверенностью сказать, что они схожи с направлениями оценки качества образования в России, а именно оцениваются образовательные результаты, содержание образовательного процесса и условия реализации образовательного процесса.

Изучив и сравнив опыт Японии и России, можно сделать вывод, что подходы к оценке и управлению качеством образования в странах схожи несмотря на то, что система образования Японии относительно молода и является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. В данный момент политика нашей страны в области управления качеством образования направлена на вхождение России в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

The article describes the management system and quality assessment of education in Russia and Japan.

Vlasova I.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lyah Yulia Anatolyevna,
the corresponding member of the Russian Academy of Natural sciences, professor of department of pedagogics and psychology of The Moscow City University, the deputy director of Federal State Budgetary Institution FIOKO, the doctor of pedagogical sciences, the associate professor.

Annotation. In article the control system and estimates of quality by education in Russia and Japan is described. Comparative analysis the practician in the field of assessment and quality management of education is carried out.
Keywords: education system, education quality assessment, education quality management.


  1. Воронина Ю.В. Внутренняя система оценки качества школьного образования: уточнение направлений проектирования. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (28). С. 280-294
  2. Панасюк В.П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования. //Человек и образование, № 3 (36), 2013, С. 98-104.
  3. Результаты PISA 2015. Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://www.fioco.ru/results_pisa_2015 (дата обращения: 11.04.2019).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 06.03.2019 года. / Документы РФ (Документы Российского Законодательства). URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 11.04.2019).
  5. Parvanova Y. School management and school evaluation: a comparative analysis of Bulgarian and Japanese experience // Sofia University Journal of Educational Research. 2013. № 3. Page 3-43
  6. Basic Act on Education in Japan. URL: http://www.mext.go.jp/english/lawandplan/1303462.htm (дата обращения: 11.04.2019).
  7. Guidelines for school evaluation. URL: http://www.mext.go.jp/a_menu/shotou/gakko-hyoka/index.htm (дата обращения: 11.04.2019).
  1. Voronina J.V. Internal system of assessment of quality of school education: specification of the directions of design.//Bulletin of the Orenburg state pedagogical university. 2018. No. 4 (28). Page 280-294.
  2. Panasyuk V.P. Development of the theory and modern problems of management and assessment of quality of education. // Person and education, No. 3 (36), 2013, Page 98-104.
  3. Results of PISA 2015. Federal institute of assessment of quality of education. URL: https://www.fioco.ru/results_pisa_2015 (date of the address: 11.04.2019).
  4. Federal law «About Education in the Russian Federation». The federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ «About education in the Russian Federation» in edition of 06.03.2019. / Documents of the Russian Federation (Documents of the Russian Legislation) URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (date of the address: 11.04.2019).
  5. Parvanova Y. School management and school evaluation: a comparative analysis of Bulgarian and Japanese experience // Sofia University Journal of Educational Research. 2013. № 3. Page 3-43
  6. Basic Act on Education in Japan. URL: http://www.mext.go.jp/english/lawandplan/1303462.htm (date of the address: 11.04.2019).
  7. Guidelines for school evaluation. URL: http://www.mext.go.jp/a_menu/shotou/gakko-hyoka/index.htm (date of the address: 11.04.2019).