Научный руководитель: Завгородная Галина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы и славистики ФГБОУ ВО Литературного института имени А.М. Горького, г. Москва
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Учебная программа по литературе для 10 класса представляет собой большой пласт классической литературы XIX века. Представленная работа на основе жизни и творчества Л.Н Толстого раскрывает межпредметные связи литературы с такими дисциплинами, как география, история и обществоведение. Пользуясь приёмами, изложенными в статье, можно заинтересовать не только учащихся, но и преподавателей. Визуализация и систематизация любого, даже самого сложного материала, — лучший способ усвоить и закрепить его в памяти

Ключевые слова: биография Л.Н. Толстого, межпредметные связи, урок литературы, ассоциация, структурирование

В любом искусстве, будь то живопись, музыка или театр, большое значение имеет биография художника, музыканта или актёра. Например, произведения писателя имеют прямо пропорциональную зависимость от его биографии, жизненного опыта и наблюдений. Именно поэтому так важно знать основные этапы жизни писателя при изучении его творчества. Первое систематическое изучение литературы обычно проходит в школах. Но что конкретного среднестатистический старшеклассник может сказать, например, об экспедициях Гончарова, причинах деспотизма матери Тургенева, петрашевцах и Достоевском? Да мало чего.

Всё это происходит из-за того, что на уроке, посвящённом биографии писателя, ученики физически не могут запомнить множество мало связанных для них дат и ещё больше неясных и не вытекающих друг из друга событий.

Для лучшего усвоения информации нужно не просто сократить количество дат и связать события в логическую цепочку. Нужно заинтересовать, заинтриговать учеников и, конечно, визуализировать материал.

Данный урок по биографии Л.Н. Толстого был подготовлен для 10 класса, как первый урок, посвящённый жизни писателя и ознакомлению с его творчеством. Апробирован был также на 10 классе физико-математического профиля (гимназии №1520). По этому уроку подготовлена самостоятельная работа в тестовом формате, состоящая из шести вопросов, пять из которых с вариантами ответов, а один - с пропуском слова. Старшеклассники, присутствующие на уроке успешно прошли тест, ответы на которой довольно сложно найти в интернете за время выполнения задания, составлявшее 5-8 минут.

Суть подобной подачи материала заключается в обнаружении межпредметных связей и, следовательно, лучшего усвоения материала. Соединив литературу с географией, обществоведением и историей, мы даём ученикам возможность визуализировать информацию, следуя за соединениями точек на карте мира. Каждая точка означает период жизни писателя, о каждом из которых говорится более подробно.

1. Первая точка - Ясная поляна и запись из первых воспоминаниях своего детства: «Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Надо мною стоят нагнувшись кто-то. И им кажется, что это нужно (т.е. то, чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, и хочу доказать им это. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают».

Ясная Поляна. Рождение

Рис. 1 Ясная Поляна. Рождение

2. С пятнадцати лет Лев Николаевич живёт в Казани и учится в Казанском университете. Уже в этом возрасте он задумывается о тех чувствах, которые хочет испытывать, а позже описывает их в повести «Юность». Первое чувство - это любовь. Второе - «любовь любви», и это является зачатком, мировосприятия более зрелого Толстого. И ещё: «Третье чувство было надежда на необыкновенное, тщеславное счастье - такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие».

Казанский университет. Учеба

Рис. 2. Казанский университет. Учеба

3. Переезд в Ясную поляну, потом Москва и Санкт-Петербург, закружившие юного Толстого светской жизнью. В это время Лев Николаевич периодически писал дневник, например, один из первых набросков правил жизни. В Правилах для развития воли читаем: «Чувства пришедшие от любви, суть: 1) любовь ко всему существующему, 2) любовь к отечеству, 3) любовь к известным лицам». Именно подпункту номер один «любовь ко всему существующему» Толстой посвятил всю свою жизнь.

Москва - Санкт - Петербург - Москва

Рис. 3. Москва - Санкт - Петербург - Москва

4. Задолжав большое количество денег, Толстой, вынужденный сократить расходы уезжает с братом на Кавказ. Но и там он скоро разочаровывается: «Все, особенно брат, пьют, и мне это очень неприятно. Война - такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести» - пишет Лев Николаевич в дневнике.

Кавказ

Рис. 4. Кавказ

5. «...говорили они, лежа на окне, глядя на огненные линии бомб, скрещивающиеся в воздухе, на молнии выстрелов, на мгновение освещавшие темно-синее небо, и белый дым пороха и прислушиваясь к звукам все усиливающейся и усиливающейся стрельбы.
- Какой красивый вид, а? <…> Знаешь, звезды не различишь от бомбы иногда.
- Да, я сейчас думал, что это звезда, а она опустилась, вот лопнула...
- Знаешь, я до того привык к этим бомбам, что, я уверен, в России в звездную ночь мне будет казаться, что это всё бомбы: так привыкнешь».

В Севастопольских рассказах так ярко и красочно описана природа, что даже контраст с кровавыми ужасами войны не смог затмить красоту жизни.

Севастополь

Рис. 5. Севастополь

6. После войны Толстой решает ехать в Европу. Париж, Швейцария, Италия - его примерный путь. По Альпам он ходит с одиннадцатилетним мальчиком, о чём пишет в «Путевых записках по Швейцарии»: «Со свойственной детям разрушительной жадностью, побежал ещё топтать и рвать чудные молодые цветы. Цивилизация исключает поэзию. Полей с нарциссами уже остаётся мало, потому что скотина не любит их в сене».

Европа

Рис. 6. Европа

7. Походив по европейским и русским школам, Толстой решает создать свою особенную, где будет обучать, а не поучать детей, а главное, заботиться о своих подопечных. «Но школа не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью. Она постоянно отвечает на одни и те же вопросы, несколько веков тому назад поставленные человечеством, а не детским возрастом».

Крестьянские школы

Рис. 7. Крестьянские школы

8. Когда к Толстому приходит осознание о том, что пора жениться, он, не задумываясь едет к давней подруге, являющейся по совместительству матерью трёх прекрасных дочерей. «Семья Берс мне симпатична, если бы я когда-нибудь женился, то только в их семье», - пишет он в письме сестре, а потом женится на Софье Андреевне.

Дом Берсов

Рис. 8. Дом Берсов

9. В Хамовниках Толстой создаёт маленькую версию Ясной поляны, но от того, что она невелика, она не может вдохновить его на написание больших и серьёзных вещей. Например, герой «Записок сумасшедшего» отлично отражает состояние души Толстого в то время: «От чего, куда я убегаю? - Я убегаю от чего-то страшного и не могу убежать. Я всегда с собою, и я-то и мучителен себе. <…> А я-то, я-то надоел себе, несносен. Я хочу заснуть, забыться и не могу. Не могу уйти от себя».

Хамовники

Рис. 9. Хамовники

10. В конце 19 века на Россию приходит голод. И через какое-то время Толстой посвящает этой теме не только несколько серьёзных статей, но и собственные силы и деньги. В статье «О голоде» он пишет: «Разве не то же, что делали эти дети с везущей их лошадью, когда они гнали ее, делали и делают люди богатых классов с рабочим народом во все времена и до и после освобождения. И разве не то же, что делают дети, стараясь, не слезая с лошади накормить ее, делают люди общества, придумывая средства, не изменяя своего отношения к народу - прокормить его теперь, когда он слабеет и может отказаться везти?»

Места «голода»

Рис. 10. Места «голода»

11. Ближе к концу жизни Толстой, кажется, смог сформулировать всё то, что в своё время пытался выразить в романах «Воскресение», «Войне и мире» и многих других произведениях. Его мировоззрение выражено в по-истине маленьком рассказе «Ассирийский царь Асархадон». « <...> Улучшить жизнь в себе ты можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою - любить их. <...> Для жизни нет ни времени, ни места. Жизнь мгновения и жизнь тысячи лет, и жизнь твоя и жизни всех видимых и невидимых существ мира равны. Жизнь уничтожить и изменить нельзя, потому что она одна только и есть. Все остальное нам только кажется».

Оптина Пустынь. Шамордино

Рис. 11. Оптина Пустынь. Шамордино

12. Побег кончился на станции Астапово, где были записаны последние слова великого писателя: «Люблю много. Всех люблю», «Я пойду куда-нибудь, чтобы никто не мешал. Оставьте меня в покое. Надо удирать, надо удирать куда-нибудь».

Астапово

Рис. 12. Астапово

В этом уроке не использованы точные даты, так как существует мнение, что лучше всего из биографии писателя запомнить всего две цифры: год смерти или рождения и возраст человека. А потом нехитрыми математическими вычислениями считать то, что необходимо. Вместо дат можно использовать возраст писателя, который ученики сами смогут проассоциировать.
А для того, чтобы привлечь внимание старшеклассников можно начать занятие с какого-то интересного факта, например, с фразы: «А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой и Александр Сергеевич Пушкин были родственниками? Их прабабушки были родными сёстрами».

L.N. Tolstoy's life and creativity through the prism of geographic flights

Rozhkova A.E.,
student of 1 course FGBOU IN of Literary institute of A.M. Gorky, Moscow

Research supervisor:
Zavgorodnaya Galina Yurevna,
Doctor of Philology, professor of department of the Russian classical literature and Slavic philology FGBOOU IN of Literary institute of A.M. Gorky, Moscow

Annotation. Lierature curriculum for 10 form includes a big strata of classic literature of the XIX century. The paper conciders L.N. Tolstoy's life and creativity and shows interdisciplinary connection between Literature and Geography, History and Social Studies. Methods set out in the paper can help to interest both students and teachers. Visualization and systematizationof any material, enen the most difficult, is the best way to learn and memorize it.
Keywords: biography of L.N. Tolstoy, interdisciplinary connections, a literature class, association, structure