Современные тенденции российского образования изменяют представления об организации учебного процесса в школе, роли и месте учителя и ученика в ходе взаимодействия на занятии, а также технологиях, применяемых педагогом для создания интересной образовательной среды для обучения школьника по учебной дисциплине. Сегодня ученик является не столько пассивным слушателем учебного занятия, сколько активным исследователем, способным самостоятельно находить информацию, анализировать ее и использовать для решения учебных вопросов. Поэтому, одной из главных задач современного учителя является формирование у обучающихся личной заинтересованности в изучении того или иного предмета, желания и умения учиться, самостоятельно и творчески мыслить.

В этой связи для вовлечения обучающихся в образовательный процесс, обучению по предмету и формированию ключевых компетенций учителю необходимо искать новые формы организации работы со школьниками.

В настоящее время одной из современных технологий обучения является театральная технология как средство интенсификации обучения. Эффективности педагогической деятельности может способствовать понимание учебного занятия как процесса близкого театральному представлению. При этом занятие можно рассматривать с позиций небольшого спектакля, творцами которого являются обучающиеся. Педагог выполняет роль наставника, корректирующего и направляющего творческий процесс.

Первое, что учителю стоит заимствовать из театральной культуры, - это понятия мизансцен, явлений и картин, действий. Под мизансценой в учебном процессе можно понимать распределение ролей учащихся, их размещение в динамичной смене этапов занятия и определении учебных действий на каждом этапе, аналогичной в театральной постановке. Под явлением в учебном процессе будем понимать один из этапов занятия с определенным содержанием, в котором состав действующих лиц в виде обучающихся остается неизменным. Явления предполагают коллективную работу всех участников занятия над учебной задачей. Картина представляет собой законченный этап занятия, предполагающий дальнейшую смену вида деятельности школьников и переход к следующему этапу с дополнением или изменением средств обучения.

В ходе работы с обучающимися учителю необходимо использовать один из театральных приемов, связанным с определением «задачи персонажа», т.е. индивидуального целеполагания. При этом достижение цели осуществляется путем движения школьника от выполнения простых задач к более сложным, творческим, эвристическим.

Особое значение приобретает использование театральных технологий в школьном курсе истории, поскольку в рамках занятия педагогу и обучающимся представляется возможность костюмированного воссоздания сюжетов прошлого, военных баталий, распознания времени и места действий представителей различных социальных слоев общества, эпох, культур.

В целом, обогащение современной педагогики театральными технологиями способствует развитию личностного и творческого потенциала учителя и обучающихся. Применение этих технологий позволяет разнообразить уроки истории в школе, сделать их творческими и запоминающимися за счет активизации деятельности школьников и виртуального перемещения во времени и пространстве. Учитель, использующий в своей работе театральные технологии, расширяет свое профессиональное сознание, овладевает новыми компетенциями. Результативность применения театральных технологий может быть очень велика, хотя успех в данном случае в высокой степени зависит от индивидуально-личностных качеств и способностей педагога.

Дата публикации: 18.04.2017 г.