В современном образовательном процессе большое внимание уделяется урокам литературного чтения, которые сегодня должны не только расширять словарный запас обучающихся и знакомить их с произведениями классиков русской словесности, но и развивать умения мыслить и анализировать, формировать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи.

Сегодня существуют разнообразные подходы, которые использует педагог для реализации данных задач. Одним из них является кейс-технология, под которой понимают современную образовательную технологию, включающую ряд учебных (проблемных) ситуаций, специально разработанных на базе фактического материала для дальнейшего разбора в рамках учебных занятий. 

Кейс-технология объединяет в себе ролевую игру, метод проектов и ситуативный анализ. Ее использование педагогом на занятии способствует активному вовлечению младших школьников в анализ конкретной учебной ситуации, применению ранее полученных знаний в практической деятельности с целью поиска решений поставленной задачи.

Можно выделить следующие типы и функция кейсов, используемые на уроках литературного чтения:

  • тренировочный, предполагающий тренировку навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях (например, написание текстов различных жанров);
  • обучающий, направленные на овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов (в основе теории литературы); 
  • аналитический, способствующий выработке умений и навыков аналитической деятельности (например, в ходе анализа явлений и объектов); 
  • исследовательский, выступающий моделью для получения нового знания (например, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования) и строящийся по принципам создания исследовательской модели; 
  • систематизирующий, заключающийся в систематизация ситуационного знания (например, употребление суффиксов имен существительных);
  • прогностический, предполагающий получение сведений о развитии данной системы (например, прогноз развития событий в литературном произведении).

Использование кейс-технологий при изучении художественных произведений позволяют педагогу сочетать теоретическую и практическую составляющую урока, комплексно использовать все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и другие, развивать у младших школьников навыки работы с различными источниками информации в ходе индивидуальной или группой работы при изучении внутреннего мира героев, их исканий, морально-этической подоплеки. 

При этом, учителю необходимо понимать, что успех применения кейс-технологии на уроках литературного чтения во многом зависит от качества и продуманности кейса, подготовки обучающийся к его использованию на занятии, готовности педагога к внедрению современной технологии в урок и грамотному ведению дискуссии с участниками образовательного процесса.

Дата публикации: 18.04.2017 г.