Современным обществом востребованы активные люди, обладающие культурой речи, творческой инициативой, умеющие выразить собственное мнение. Коммуникация играет большую роль в установлении личных и профессиональных контактов для своевременного получения информации и дальнейшего использования при решении поставленных задач. В целом, общение является необходимым условием формирования и развития личности, а также овладения языком.

В настоящее время существует множество классификаций общения. Так, например, Н.И. Формановская [1] выделяет виды общения по нескольким основаниям:

  • по положению собеседников относительно друг друга: контактное – дистантное;
  • по наличию / отсутствию «аппарата», выступающего в качестве посредника: непосредственное – опосредованное;
  • с точки зрения формы существования языка: устное – письменное;
  • с точки зрения взаимоотношений общающихся: частное – официальное и другие.

Сегодня формы общения могут быть расширены за счет использования технических средств. В целях экономии времени и оптимизации своей деятельности, современный человек избирает форму устного дистантого общения. Под дистантным общением понимается такой вид общения, при котором коммуниканты не находятся в непосредственном контакте друг с другом и разделены пространственной дистанцией. Достаточно часто при дистантном общении снижается возможность невербальных средств общения. Однако, современные тенденции коммуникации людей посредством электронной почты, мессенджеров, ip-телефонии и других технических средств позволяют визуализировать мимику, жесты и эмоции абонента. 

В связи с информатизацией общества и перемещением общения в сеть возникает особая потребность в обучении данному типу общения уже в младшем школьном возрасте. Данный аспект связан с тем, что в реальной речевой практике обучающиеся начальной школы участвуют в дистанционных речевых контактах, ведут не только личные, но и деловые беседы с учителем, сверстниками, родными и знакомыми, используя современные технические средства, а также информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.

Изучение методической литературы по вопросам обучения школьников русскому языку позволяет заключить: вопрос формирования навыков правильного устного дистантного общения специально не рассматривается; научная литература располагает описанием отдельных аспектов проблемы. Поэтому, подготавливая обучающихся начальных классов к эффективному общению в дистанционном режиме, надо уделять большее внимание следующим направлениям работы:

  • обучению слушанию как виду речевой деятельности;
  • обучению говорению как виду речевой деятельности; 
  • обучению речевому этикету;
  • обучению произносительной культуре речи; 
  • совершенствованию техники речи; 
  • усвоению норм орфоэпии; 
  • совершенствованию интонационных умений;
  • обучению правилам и нормам речевого этикета при использовании информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий и технических средств.

Работа по этим направлениям позволит развить навыки устно-речевой деятельности обучающихся, усовершенствовать звуковую сторону их речи, сформировать информационную культуру. Наряду с этим, младшие школьники научатся осознавать коммуникативную задачу, грамотно перерабатывать поступающую информацию в ходе слушания, составлять умозаключение по результатам слушания, понимать значение слов, конструкций, интонации собеседника, ход развития мысли автора. Возможность обеспечения групповой коммуникации современными техническими средствами требует от педагога обратить особое внимание на обучение речевому этикету в аспекте проявления уважительного отношения к собеседникам и правильному ведению дистанционного общения.