Очень часто человек задумывается над тем, почему одни люди достигают высоких результатов в какой-то деятельности, а другие, находясь примерно в тех же условиях и при такой же затрате времени, значительно отстают. Это говорит о наличии определенных способностей, которые, безусловно, помогают человеку достичь наиболее высоких результатов. Отдельные психофизиологические особенности могут наследоваться, но при отсутствии определенной развивающей среды достигнуть высокого уровня формирования способностей очень сложно. Исследовательские способности индивидуальны для каждого ребенка, они развиваются в самостоятельной и творческой деятельности.

В.Г. Дмитриева пишет: «Взрослые устанавливают порядок, а ребенок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям» [3; с. 24]. Благодаря учету физиологических и психологических особенностей, ребенок может развиваться естественно, то есть в удобном для него темпе.  Возможность развития и обучения малыша в соответствии с его природными особенностями – центральная идея дидактической системы М. Монтессори.

Когда впервые сталкиваешься с дидактической системой М. Монтессори, то ясно одно: эта система исключительна и не похожая ни на одну другую систему. «Целью всей своей жизни они видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому». М. Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически подготовленной среде» [3; с. 23]. Без специально подготовленной среды формирование исследовательских способностей может быть невозможно или замедлено во времени. Именно такая среда дает возможность ребенку стать независимым и самостоятельным. 

«Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем огромным – каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект. Воспитание зависит от веры в этот потенциал, и поэтому необходимо предоставить ребенку самому себе и не препятствовать в выборе собственной жизненной цели» [2; с. 34]. Действительно, очень часто взрослые навязывают и влияют на ребенка: на его цели, мировоззрение, интересы. При этом ребенок, вопреки своим интересам, подстраивается под взрослого. Он может поменять свои жизненные позиции и развиваться в совсем другом направлении, как хотят взрослые, но не как хочет сам ребенок. Система М. Монтессори дает возможность ребенку развиваться так, как он хочет, учитывая его интересы, а также его индивидуальные особенности. 

«В основу своей педагогической системы М. Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей независимости. 

Существуют фазы развития ребенка. Эти фазы развития Монтессори приводит в своих работах: 

  • от 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»;
  • от 3 до 6 лет «Строитель самого себя»;
  • от 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»;
  • от 9 до 12 лет «Ученый»;
  • от 12 до 18 лет «Социальный работник» [1; с. 5]. 

В этих фазах строится некая логическая иерархия, то есть, ребенок, достигая определенного возраста, приобретает новые знания и развивает на каждом этапе определенные способности. На каждой фазе ребенок должен быть исследователем в разных областях, в зависимости от возраста. Эти фазы развития учитывают все возрастные особенности детей. От 0 до 3 лет ребенок получает знания, через познание окружающей среды. От 3 до 6 лет ребенок познает самого себя: как устроен, что может. У него возникает много вопросов, появляется интересен ко всему происходящему. Поэтому такая фаза, как «строитель самого себя», направлена на то, чтобы ребенок развивался, «строил» самого себя, искал те способы и приемы, которые он может применить для себя. От 6 до 9 лет ребенок исследует окружающий мир и причины связей в нем; расширяет свой кругозор за счет движения не только вокруг себя, но и вокруг мира, в котором живет. От 9 до 12 лет ребенок закрепляет, укрепляет и расширяет полученные ранее знания. От 12 до 18 лет ребенку интересны уже не познавательные знания, а те знания, которые связаны с отношениями между личностями или социальными группами. Исходя из этого, можно понять, в каком направлении нужно формировать исследовательские способности.

«Специально подготовленная развивающая среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Монтессори-материалов очень много. Чтобы не нарушался порядок, все пособия необходимо было систематизировать. Так автор методики разделила класс на зоны развития. Это помогло не только поддерживать порядок, но и видеть, какое занятие выбирает ребенок» [3; с. 28]. Выделено пять зон развития ребенка: зона практической жизни, зона сенсорного развития, математическая зона, зона языкового развития, зона естественнонаучного («космического») воспитания.

По словам М. Монтессори: «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей» [5; с. 20]. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, застегивает и расстегивает одежду, причесывается, чистит зубы, моет руки, ухаживает за одеждой, обувью, стирает, гладит - все это способствует не только его умственному, трудовому этическому воспитанию, но и закладывает фундамент для формирования исследовательских способностей. Для этого нужны постоянные упражнения. Формирование исследовательских способностей не только возможно, но и естественно в этой системе. 

Современная «школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей» [4; с. 2].