Художественное воспитание имеет важное значение для формирования у каждого ребенка знаний, которые необходимы ему для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве. Кроме того, художественное воспитание предполагает развитие у детей таких умений и навыков, которые позволяют им выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности.

Некоторые педагоги считают, что целесообразно начинать обучать детей рисованию как можно раньше, с тем, чтобы ребенок быстрее осваивал навыки и умения, которые необходимы для отображения реальной действительности. Согласно такому подходу, ребёнок сначала копирует образцы, предлагаемые педагогом, а лишь затем создает произведения, опираясь на собственное воображение, так как считается, что без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью настоящее творчество невозможно. На самом деле эта точка зрения ошибочна, так как психическое развитие навыков рисования ребёнка предполагает самостоятельное протекание этого процесса и основывается на специфике развития изобразительной деятельности детей. Ребёнок должен последовательно пройти стадии, и только в этом случае можно говорить, что обучение рисованию будет успешным, так как попытки научить ребёнка рисовать по взрослым образцам, по взрослому видению мира, приводят к различных психологическим барьерам в сознании ребенка и отвращению ребёнка от рисования как такового.

 «Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру». [3]. 

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности – от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.

Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей к рисованию с натуры. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту. Знакомить с пейзажем, изображающим промежуточные, межсезонные состояния природы (начало, середина, конец), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, туман); с разными видами пейзажа: архитектурным, индустриальным, морским, горным, космическим, историческим, сказочным; с творчеством художников, их картинами, с процессом создания, со значимостью произведений искусства в жизни общества и каждого человека. Способствовать использованию детьми полученных знаний в собственном изобразительном творчестве.

Обучение рисованию также строится в опоре на психическое развитие. Ребёнка не учат рисовать, его учат передавать эстетические качества художественного образа, настроение произведения. Систематическое обучение влияет на усложнение чувств детей. И вызывает в результате осознанное стремление у детей в рисунках на темы пейзажной лирики передать эти эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы), используя доступные изобразительные средства для передачи настроения.

В программе Т.А. Копцевой отражено, что ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений [2].

В рисовании пейзажа ребенок отражает лишь те признаки и особенности, которые ему кажутся характерными, существенными. В зависимости от возраста, эти признаки будут усложняться. Так, например, изображая ель, дети 4–5 лет нарисуют только главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже будут стремиться к выделению старых и молодых елей, больших и маленьких и т. д.

Используя цвет как средство выразительности, дети придают ему смысловые функции. Младшие школьники при помощи цвета передают своё эмоциональное отношение к образу. И дошкольном и в школьном возрасте цвет используется детьми для передачи настроения рисунка. Для окрашивания предметов чаще всего дети используют определенный локальный цвет, общепринятый, например, солнце – желтое или оранжевое, небо синее и т.д.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок уже способен передавать настроение, чувства через различную цветовую гамму фона. Причем, дети используют для этого различные оттенки цветов.

Пространство детьми этого возраста передается своеобразно и обуславливается особенностями психического развития: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; дети могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. При расположении отдельных образов природы рядом друг с другом, дети обычно подчеркивают их различия в величине. Явление гиперболизации качеств предмета как проявление старшим дошкольником и младшим школьником творчества, отмеченное в психологии, наблюдается и в изображении объектов природы. Ребенок выделяет главный образ либо размерами, не соблюдая реальных пропорций, либо цветом.

Для передачи пространства в рисунке ребенку необходимо понимать не только связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости, поэтому данная задача является трудной для дошкольника и младшего школьника при обучении пейзажу. При систематическом обучении и развитии ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Показатель развития творчества ребенка в рисунках о природе служит свободное владение этими умениями.

Также важно овладение ребенком различными навыками, помогающими ему передать пространственные взаимоотношения предметов, такими как: рисование линий разной интенсивности, создаваемой различным нажатием на карандаш или использование различных кистей, овладение линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках. Освоение этих навыков помогает ребенку в передаче выразительного изображения природы. Кроме того, использование их также указывает на развитие художественно-творческих способностей детей в изображении природы.

Таким образом, психологической основой обучения ребенка рисованию пейзажа является наличие у детей отчетливых представлений о предметах, явлениях, которые они хотят изображать. Формирование этих представлений происходит на основе эмоционально-окрашенного восприятия. Для успешности обучения рисованию пейзажа такое восприятие надо развивать у ребенка с самого раннего возраста, так как важнейшим компонентом изобразительной деятельности становится именно развитое восприятие. Кроме того, в обучении рисованию пейзажа детей важно, чтобы их изобразительная деятельность дошкольников носила эмоциональный, творческий характер. Для создания соответствующей образовательной среды, эмоционального настроя, интереса к изучаемого, а также привлечения внимания детей особенно помогают проективные средства, мультимедиа, просмотр мультфильмов.

Ж. В. Мацкевич предположила, что «использование мультфильмов в учебно-воспитательном процессе детского сада, окажет положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Киноискусство, обладающее огромной эмоциональной силой влияния, будет способствовать развитию эстетических чувств у детей, формировать художественный вкус, побуждать к активной творческой деятельности. Игры-просмотры мультфильмов могут стать дополнением к основным занятиям по изобразительному творчеству и будут способствовать модернизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении» [1, С. 55]. 

Для этого педагогом создаются следующие условия:

  • обеспечение эмоционального, образного восприятия действительности;
  • формирование эстетических чувств и представлений;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • обучение детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Авторами статьи проводилось экспериментальное изучение проблемы, с результатами которого можно ознакомиться в опубликованной квалификационной работе Карасевой Н.П. «Методические условия преемственности работы по обучению рисованию пейзажа старших дошкольников и младших школьников».

Также были разработали методические рекомендации для педагогов детского сада и начальной школы по обучению рисования пейзажа старших дошкольников и учащихся школы, которые будут способствовать решению вопросов преемственности в области изобразительного искусства. 

Проведенная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий, среди которых: 

  • обогащение художественно-эстетической деятельности многообразием изобразительных материалов; 
  • усвоение детьми художественно-изобразительных техник, доступных старшим дошкольникам и учащимся школы; 
  • разработка общей тематики занятий, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных средств  и интерпретацию их в рисунках; 
  • использование на занятиях методов и приемов, способствующих обучению детей рисовать, на основе имеющихся у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности. 

Для пополнения методической копилки педагогов авторы предлагают разработанный сценарий внеурочного занятия по теме «Яблони в цвету».