Информатизация системы школьного образования, характеризующаяся стремительным внедрением современных технических средств обучения, компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, с одной стороны, приводит к изменению организации взаимодействия педагога и обучающихся в рамках занятия, а, с другой, предъявляет новые требования к компетенциям всех участников образовательного процесса.

Отвечая на запросы развития современного информационного общества, формируются новые требования к результатам образования.  Так анализ Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начального общего образования и Примерной образовательной программы позволяет определить следующий круг информационных умений, которые формируются у выпускника начальной школы:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; 
  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, создавать простые схемы, диаграммы, планы, таблицы и пр.; 
  3. воспринимать смысл художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  4. работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; 
  5. устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; 
  6. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Следует отметить, что под информационными умениями понимаются умения и навыки поиска, обработки, хранения и передачи информации, полученной из различных источников, а также ее интерпретирование и адаптация к решению учебных задач. 

Существует две группы информационных умений: 

  • информационно-поисковые, в которых выделяют умение осуществлять поиск информации в различных источниках и Интернет-сети, умение ориентироваться в учебных пособиях, учебной и справочной литературе, умение работать с информацией, представленной в разных формах, а также структурированно ее хранить на бумажных и электронных носителях;
  • информационно-аналитические, к которым относят такие умения, как: описание, сравнение и классификация анализируемых объектов, самостоятельное формулирование понятий, получение информации от объектов, представленных в визуализированной и знаково-схематичной форме, упорядочивание информации и другие.  

Современная методика освещает проблему формирования информационных умений, как в курсах отдельных дисциплин, так и во внеурочной деятельности. Однако система упражнений для формирования информационных умений ещё не разработана в полном объеме. 

По мнению автора, данная система заданий должна включать следующие виды работы:

  • поиск, анализ и оценку информации, а также её источников; 
  • сопоставление и анализ информации из двух и более источников; 
  • фиксирование полученной информации в различной форме.

Таким образом, при выполнении выше перечисленных видов работ у младших школьников будут сформированы информационные умения, а наряду со знаниями получат опыт практической деятельности, умение использовать полученные знания в реальной жизни.

Дата публикации: 18.04.2017 г.