Сегодня средства массовой информации стремительно захватывает все человечество, диктуя свои нормы и правила коммуникации. Однако ряд газетных публикаций, телевизионные программы, радиоэфиры и интернет-вещание не в полной мере отражают достоверность информации, искажая истинность происходящих явлений и процессов. В последнее время становится очевидным пренебрежение средствами массовой информации правилами культурной речи, что оказывает негативной влияние на грамотность подрастающего поколения.

Важная роль в формировании у детей младшего школьного возраста правильной речевой культуры принадлежит педагогу, в задачи которого входит создание определенных условий для решения выявленной проблемы. 

Особое место в такой работе может занимать кружковая работа по созданию и ведению детского журнала, возглавляемого учителем, который, в свою очередь:

  • организует коллектив и поддерживает в нем творческую атмосферу;
  • распределяет роли между обучающимися. Так в команду корреспондентов должны входить: главный редактор, журналисты, верстальщик, иллюстраторы, фотографы. При этом, младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как статья, заголовок, лид, верстка, репортер, интервью, репортаж, а также учатся правильно искать информацию, обрабатывать ее и создавать статью;
  • осуществляет выбор тематики статей юных журналистов. Наиболее актуальными для них могут стать темы, связанные со школьной жизнью, праздниками и интересными мировыми и городскими событиями;
  • обучает школьников использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных системах; 
  • формирует навыки информационной культуры при работе с различными видами информации; 
  • развивает способность детей формулировать собственное мнение, утверждать и отстаивать личные убеждения; 
  • обучает детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений; 
  • развивает и стимулирует активность учащихся, их творческие способности; 
  • организует выпуск классной газеты и ее распространение.

С одной стороны, все эти задачи, решаемые учителем в процессе взаимодействия с обучающимися в работе над детским журналом, способствуют повышению заинтересованности и познавательной активности ребят, а приобретенный в ходе такой работы навык помогает красиво и грамотно формулировать свою речь, писать сочинения и эссе. С другой стороны, показывают тесную связь с базовыми предметами: литературным чтением, русским языком, риторикой, технологией.

Для организации работы кружковой работы по созданию детского журнала и изучению журналистики педагогу необходимо подготовить программу и тематическое планирование деятельности. Так первые две темы программы являются вводными, в них очерчивается предстоящая деятельность участников кружка и определяется характер того материала, с которым детям предстоит работать. Отдельное занятие следует посвятить ознакомлению младших школьников с особенностями содержания публикаций прессы, а именно с фактом как явлением журналистики. Под фактом будем понимать то, что существует на самом деле, истинное событие или высказывание. На занятиях кружка важно научить детей анализировать факты в содержании публикаций и подбирать их на основе наблюдений, из печатных источников информации и Интернета. 

Последующие занятия должны давать обучающимся первоначальные представления о жанрах журналистики, которые формируются на основе сведений о том, что одни и те же факты могут быть сообщены в разных формах (интервью, репортаж, статья). Одна из таких форм – заметка, которая представляет собой краткое сообщение с изложением какого-либо факта. Важно показать школьникам разновидности заметок. 

Работа над интервью позволяет показать школьникам, что важнейшую информацию журналист получает прежде всего от человека, который, будучи свидетелем или участником событий, выражает к ним определенное отношение, дает им свою оценку. Получить информацию от человека можно только посредством вопросов. Интервью – это беседа журналиста и героя публикации, обладающего значимостью, вызывающего интерес для читателей, владеющего определенной информацией и компетентным в области интервьюирования.

Педагогу необходимо познакомить детей со структурой интервью и содержанием каждой части. Так во вступлении кратко формулируется его цель, в основной части дается описание интервью в виде диалога участников, а заключение представляет собой краткое резюме беседы. 

Особого внимания требует этикет интервью, который предполагает: заблаговременную договоренность об интервью, правильное использование фраз речевого этикета, обращение к собеседнику по имени, выражение благодарности в конце интервью за состоявшуюся беседу.

Работа над отзывом позволяет показать школьникам, что его суть состоит в выражении отношения автора к произведению, мультфильму или кино, акцентировании внимания читателя на важных аспектах. Специфика изучения данной темы заключается в том, что написанный отзыв предназначен для публикации. Поэтому в отзыве важно подчеркнуть то, что может иметь значение для читателей.

Внимание к культуре речи является одним из аспектов кружковой работы по журналистике в начальных классах. На занятиях кружка следует специально рассмотреть проблемы логических ошибок, тавтологии, штампов. Детям важно показать, что письменная речь должна быть построена в соответствии с требованиями логичности, точности, чистоты.

Материалом для занятий по данной теме служат работы самих детей, в которых, безусловно, на первых порах будут появляться подобные ошибки. Специальный материал можно подобрать для игры "Я – редактор", которую можно провести как конкурс юных редакторов или как ролевую игру, предоставив детям тексты для редактирования, предложив их исправить, проиллюстрировать, составить на их основе макет газеты.

Работа проходит в командах по шесть человек. Каждому дается определенная роль (фотограф, журналист, иллюстратор). Затем школьникам формулируется тема. Юные журналисты, отправляясь на задание, либо берут интервью, либо проводят опрос. После выполненного задания, на компьютере, с помощью руководителя, осуществляется процесс верстки, и в конце каждый участник получает свою газету. Стоит отметить, что дети часто выбирают темы, связанные с глобальными проблемами мира, благотворительностью или что-то связанное с будущей профессией. 

В целом можно отметить, что организованная таким образом работа в детском журнале позволяет включить младшего школьника в творческий процесс, удовлетворить потребность в чувстве своей ценности, значимости и неповторимости, сформировать ценностное отношение к общению, коллективу, дружбе, социальным контактам. При этом, в результате коммуникации с окружающими людьми и на основе норм и правил журналисткой этики сформировать речевую культуру.